Инжектор ВАЗ-21093; 21099; 2110; 2111 (двигатель ВАЗ-инжектор-2111) и ВАЗ-инжектор-21103; 2112 (двигатель инжектор ВАЗ-2112)
Карбюраторные двигатели часто выходят из строя из-за отказов зажигания (отсутствие искры ни в одном из цилиндров). Реже – из-за дефектов клапанного механизма и узла цилиндр-поршень (в цилиндре нет сжатия). Двигатели с распределенным впрыском иногда «триплан» из-за неисправности одной из топливных форсунок.
В статье «Утеря домовладельца» (ЗР, 2000, №7) мы рассказали, как заменить топливный насос и фильтр. Теперь опишем простой способ измерения давления в топливной рампе, проверки и снятия регулятора давления и форсунок с рейкой.
Отличия в конструкции топливных планок инжектора ВАЗ – двигатели 2111 и 2112 небольшие, но процедура демонтажа заметно отличается.
Давление в топливной планке проверяем обычным манометром (можно даже от шинного насоса).
На резьбовой штуцер прибора надеваем трубу и стягиваем хомутом. Подойдет любой маслобензостойкий шланг с внутренним диаметром 12 мм или шланг для подачи охлаждающей жидкости к дроссельному узлу – он не устойчив к бензину, но выдерживает несколько минут испытаний без последствий.
![]() |
Используя колпачок клапана колеса, открутите змеевик от штуцера топливной рампы двигателя 2112 (конструкция аналогична клапану колеса). |
Постепенно сбросив давление, снимите змеевик.
Для наглядности еще раз покажем это на разобранной аппарели двигателя 2111. | ![]() |
Поместите измерительную трубку на фитинг и затяните зажим.
![]() |
![]() |
Запускаем двигатель и проверяем давление – оно должно быть в пределах 2,85-3,25 бар (двигатель 2112). | Снимите вакуумный шланг с регулятора давления топлива (двигатель 2111). |
Давление должно увеличиться на 0,2–0,7 бар. В противном случае неисправен регулятор давления топлива.
На двигателе ВАЗ инжектор 2111 снимается, не разбирая топливную рампу. Из-за этого:
![]() |
![]() |
откручиваем гайку с “24… | . и извлеките трубку из регулятора. |
![]() |
![]() |
Открутите два винта шестигранным ключом на 5 ключей. | .. поднять регулятор отверткой… |
![]() |
. и сними. |
На двигателе ВАЗ инжектор 2112 сначала придется разбирать топливную рампу. Для этого снимаем пластиковый кожух с двигателя, отсоединяем газовый кабель и провода свечи зажигания.
![]() |
![]() |
Головкой «13» отверните две гайки, фиксирующие блок дроссельной заслонки, и снимите его. | Отсоединяем трубки от ствольной коробки, откручиваем две гайки с головкой «10… |
![]() |
![]() |
.. и ослабив четыре зажима… | … Снимаем трубку. |
Внимание! Закройте отверстия впускного коллектора заглушками.
![]() |
![]() |
Отсоедините шланг вентиляции картера. | Используя гаечный ключ «10», открутите болт, которым крепится направляющая трубка зонда, и снимите его. |
![]() |
![]() |
Отсоедините электрический разъем топливной рампы. | Двумя ключами «на 17» отсоединяем топливопровод и обратку (маркируя их). |
![]() |
![]() |
Проверить уплотнительные кольца, при сборке заменить неисправные. | Откручиваем кронштейн крепления топливных трубок. |
![]() |
![]() |
Используя шестигранный ключ на 5 дюймов, открутите два винта, удерживающих топливную рампу… | … И снимаем его в сборе с форсунками. |
![]() |
![]() |
Используя гаечный ключ «24», открутите гайку трубы и извлеките трубу. | Открутите два винта крепления регулятора давления топлива с помощью «5. |
![]() |
![]() |
Сдвигаем фиксатор трубки и снимаем трубку. | При тряске вытаскиваем регулятор давления топлива. |
На двигателе ВАЗ инжектор 2111 проще снимать топливную рампу.
![]() |
![]() |
Двумя ключами на 17 откручиваем штуцеры топливопровода. | Отсоедините электрический разъем. |
Отсоедините кронштейн крепления топливных магистралей к ресиверу.
![]() |
![]() |
Используя шестигранный ключ на 5 ключей, открутите два винта, фиксирующие пандус. | Потянув пандус по осям сопел, выньте все четыре сопла из их корпусов. |
![]() |
Вытаскиваем рампу с форсунками в сторону левой стороны машины. |
проверить обмотку форсунки (форсунки) можно тестером. Его сопротивление должно быть 11-15 Ом.
После подключения топливных магистралей к рейке подключаем электрический разъем жгута форсунок. Подставив колбы под форсунки, включаем двигатель стартером. | ![]() |
Топливные факелы от форсунок должны быть одинаковой формы.
Количество подаваемого топлива также должно быть таким же, и для его более точного определения двигатель должен достаточно долго «работать.
Проверяем качество топливной форсунки. Для этого отсоедините электрический разъем от каждой форсунки и подайте 12 В от аккумулятора двумя проводами. Включаем зажигание.
![]() |
Форсунки форсунок должны создавать четыре струи бензина. |
Если электрическое сопротивление одних форсунок не соответствует норме, пламя распыляемого топлива имеет другую форму от других, нет четырех характерных жиклеров, количество топлива явно меньше, чем в других, значит лучше заменить форсунки.
Снимите форсунку (форсунку) с аппарели таким же образом для двигателей 2111 и 2112 (показано для 2112).
![]() |
![]() |
Используйте отвертку, чтобы сдвинуть фиксатор… | . и сними. |
Снимаем насадку. | ![]() |
Сборку производите в обратной последовательности, уделяя особое внимание резиновым уплотнительным кольцам форсунок и патрубков. Царапины, трещины, надрывы – причины замены.
Виктор ЛЕЛИКОВ, Алексей РЕВИН. Технический центр “Тушино”
УКРАИНА, г. Харьков (тел. +3 8 0 67 575 21 50) 249444342
Многие автолюбители столкнулись с тем, что у 16-клапанной ВАЗ-2112 начались проблемы с впрыском. Следовательно, это обычно происходит из-за загрязнения форсунки или, скорее, форсунок для распыления топлива. В зависимости от того, как вы водите и как работает двигатель, они могут распылять бензин или «струйно» подавать его в цилиндры. Но не многие автомобилисты умеют чистить этот элемент.
Видео о снятии и чистке форсунок на ВАЗ-2112
Видео расскажет о чистке инжектора, а также об особенностях и нюансах процесса.
Этапы чистки инжектора
Общий вид форсунок
Чтобы прочистить форсунки, необходимо сначала их разобрать и проверить распыление топлива. Чтобы сделать это эффективно, лучше всего обратиться в автосервис, где есть специальный испытательно-диагностический стенд. Но, любители экстрима могут провести эту процедуру в домашних условиях своими руками.
Демонтаж форсунок
Чтобы разобрать форсунки, вам потребуется разобрать часть топливной системы. Начнем с ресивера.
Итак, для начала нужно отключить топливопроводы. Затем необходимо отключить топливную рампу от бортовой сети. Далее разбираем пандус.
Топливная рейка с форсунками в разобранном виде
Следующим шагом будет непосредственный демонтаж форсунок.
Снимать их нужно очень осторожно, чтобы не повредить их. Главное – сохранить жевательную резинку.
Хотя, как показывает практика, обычно они меняются, так как подвержены износу. Теперь, когда все было удалено, можно переходить к процессу очистки. Очистить форсунки можно двумя способами: в автосервисе на специальной будке или дома. Рассмотрим оба метода подробнее.
Чистка форсунок на стенде
Форсунки на испытательном стенде и чистка
Обычно автосервис просит принести снятые форсунки. Итак, для начала проверяется мощность и работоспособность этого элемента, и только после этого можно переходить непосредственно к процессу очистки. Рассмотрим весь процесс поэтапно:
- Форсунки устанавливаются в специальные корпуса и подключаются к стойке. Следует отметить, что, в зависимости от конструкции очистного аппарата, можно проводить процедуру от 4 до 8 элементов сразу.
- Далее устанавливается программа очистки.
- Первый шаг – это капельная очистка.
- Затем подается чистящая жидкость под давлением для удаления известкового налета и остатков ожогов.
- Следующий шаг – тест распыления.
- Последний этап – диагностика чистых форсунок в разных режимах работы. Стенд имитирует подачу топлива, проверяя чистоту элементов.
Если на этапе проверки изменения незначительны, рекомендуется заменить форсунки на новые, так как их засорение и износ достигли критического уровня и эксплуатация больше невозможна.
Различные способы очистки форсунок
Чистка в домашних условиях
Чтобы прочистить форсунки в домашних условиях, вам понадобятся инструменты и материалы. То есть: жидкость для очистки форсунок, компрессор, способный производить отток специальной жидкости 3–3,3 атмосферы (бар), трубка соответствующего диаметра, емкость (флакон) для жидкости.
Через шприц к насадке подсоединяется баллончик с чистящей жидкостью
Далее подсоединяем трубку к входному отверстию насадки, а другой конец – к емкости с жидкостью. Теперь нужно подключить баллон к компрессору. Теперь постепенно в емкость с жидкостью необходимо подавать воздух, чтобы из нее смесь шла в форсунку. Давление нужно увеличивать постепенно. Затем чистка и проверка пригодности инжектора.
Один из способов очистки форсунок
Важно! Обычно, как показывает практика, такие эксперименты заканчиваются неудачно, и форсунки все равно отправляются в автосервис на специальном стенде. Поэтому мастера по ремонту топливной системы не рекомендуют экспериментировать с форсунками в домашних условиях.
Признаки неисправности форсунок
Теперь необходимо рассмотреть признаки неисправности и засорения форсунки:
- Двигатель плохо заводится или не с первого раза.
- Нестабильная работа в любом режиме.
- Когда вы переходите с высокой или средней скорости на холостой ход, двигатель выключается.
- Нестабильные холостые обороты.
- Увеличение холостого хода коленчатого вала.
- Падение мощности основного силового агрегата.
- Во время движения были щелчки и сбои.
- Увеличился расход израсходованного топлива.
- Во время проверки выхлопных газов было обнаружено повышенное количество CH и CO.
- Зажигание накаливанием из-за потери герметичности форсунок.
Выводы
Как показывает практика, чистку форсунок (форсунок) 16-клапанного двигателя ВАЗ-2112 следует производить в автомобильной мастерской на специальном стенде. Если после чистки они не нормализуют работу, их необходимо заменить. Также при первых признаках неисправности форсунок стоит их очистить, чтобы избежать нагара и других неисправностей двигателя.
Инжектор – важный элемент системы впрыска топлива. Характер движения автомобиля, мощность и отклик двигателя, параметры окружающей среды зависят от работы детали. Как их отремонтировать и при необходимости заменить на автомобилях ВАЗ 2110-2112?
Форсунки автомобилей ВАЗ 2110–2112
Автомобили «десятого» семейства оснащаются различными инжекторными двигателями, каждый из которых рассчитан на работу с определенной моделью форсунок. Несмотря на свои «имена», автомобилисты обычно используют «популярную» классификацию по цвету и толщине. Например: тонкий черный.
Это упрощение обычно работает, но не дает полной гарантии совместимости инжектора с двигателем. Чтобы лишний раз не использовать чип-тюнер для исправления прошивки блока управления электронным впрыском, перед покупкой уточняйте каталожный номер детали.
Таблица: совместимость форсунок и двигателей автомобилей ВАЗ 2110–2112
Мотор | Объем (л) | Количество клапанов | Контроллер (ЭБУ) | Прошивка | Форсунки | |
Сименс | Bosch | |||||
ВАЗ-2111 | 1.5 | восемь | M1.5.4 | Январь-5.1 | ВАЗ6238 (густо-серый) | 0280150996 (густая бирюза) |
ВАЗ-2111 | 1.5 | восемь | M7.9.7 | Январь-7.2 | ВАЗ6393 (густо-бежевый) | 0280158502 (тонкий черный) |
ВАЗ-21114 | 1.6 | восемь | M7.9.7 | Январь-7.2 | ВАЗ20734 (тонкий оранжевый) ВАЗ20734 (густо-желтый) |
0280158 017 (тонкий черный) |
ВАЗ-2112 | 1.5 | 16 | M1.5.4 | Январь-5.1 | ВАЗ6238 (густо-серый) | 0280150996 (густая бирюза) |
ВАЗ-21124 | 1.6 | 16 | M7.9.7 | Январь-7.2 | ВАЗ20735 (тонкий синий) ВАЗ20735 (густо-розовый) |
0280158 022 (тонкий черный) |
Фотогалерея: форсунки автомобилей ВАЗ 2110–2112
Отличия форсунок для восьми и шестнадцатиклапанных двигателей
Среди некоторых автолюбителей бытует мнение, что форсунки на «дюжину» различаются в зависимости от количества клапанов в двигателе. Другие убеждены, что определяющим фактором является объем цилиндра.
Засоренные форсунки могут вызвать подпрыгивание автомобиля во время движения. Подробности: https://vazweb.ru/desyatka/pitanie/dergaetsya-pri-dvizhenii.html
На самом деле нет ни того, ни другого. Детали должны соответствовать конструкции двигателя, модели и прошивке электронного блока управления.
При замене лучше установить те же, что были установлены ранее. В противном случае возможны трудности с запуском и работой в переходном режиме. Для устранения недостатков придется произвести корректировку прошивки, что в гаражных условиях практически невозможно.
Впрыск топлива в цилиндр был известен еще на заре автомобилестроения. В начале 1890-х немец Рудольф Дизель и англичанин Герберт Акройд-Стюарт защищали права на свои разработки двигателя внутреннего сгорания, работающего на мазуте.
Владимир Бекренев
bvy.su
Замена форсунок автомобилей ВАЗ 2110–2112
Выход из строя форсунок вызывает перебои в подаче топлива в цилиндры и нарушение пропорций горючей смеси. Эти последствия отражаются на характере движения автомобиля, характеристиках зажигания, расходе топлива, стабильности холостого хода и содержании CO в выхлопе.
Таблица: неисправности форсунок инжекторных двигателей
Неисправность | Проявление неисправности | Метод обнаружения и соответствующие симптомы неисправности |
засорение распылительного наконечника |
|
осмотр и контроль снятой форсунки |
разгерметизация клапана (негерметичность форсунки) |
|
превышение нормы СО на 1-1,5% на каждую бракованную деталь |
клапан заблокирован (клапан закрыт) | троит двигатель | отсутствие реакции работающего мотора на сбой питания форсунки |
нестабильный клапан заблокирован |
|
|
Для замены форсунок понадобится следующий инструмент:
- открытые ключи на 17 и 13,
- ключ шестигранный 5,
- торцевые ключи на 10 и 13,
- отвертка Филлипс.
Чтобы получить доступ к этим деталям, необходимо снять топливную рампу. Последовательность разборки восьми и шестнадцати клапанных двигателей разная.
Снятие топливной рейки восьмиклапанного двигателя ВАЗ-2111
- Отсоедините аккумулятор от корпуса.
- Отсоедините вакуумную магистраль от регулятора давления топлива.
- Ослабьте штуцеры подачи и выпуска топлива, сбросьте давление. Открутите топливопроводы, обратите внимание на их положение.
Ослабьте штуцеры подачи и выпуска топлива, сбросьте давление. Откручиваем топливопроводы
Отсоедините соединитель рейки
Выкрутите и снимите кронштейн крепления подающей и выхлопной трубы
Откручиваем рельсовые крепления
Вытащите рейку, снимите насадки с посадочных мест. Снимаем рейку
Инженеру Йонасу Хессельману удалось объединить идеи… В 1925 году он выпустил первый в истории транспорта бензиновый двигатель с непосредственным впрыском. Это был некий гибридный двигатель, который работал на всем, что горит: бензин, керосин, дизель, масло могло служить для этого топливом…
Владимир Бекренев
bvy.su
Демонтаж топливной рейки двигателя ВАЗ-2112
- Отсоедините аккумулятор.
- Снимите моторный щит.
- Отсоедините высоковольтные кабели от свечей зажигания.
- Ослабьте хомуты воздуховодов и картера. Снимите узел воздушной трубки.
Ослабьте зажимы воздушного шланга и картер. Снимите узел воздушной трубки
Отсоедините первый шланг вентиляции картера от дроссельной заслонки
Ослабьте фиксатор, снимите трос амортизатора с кронштейна
Откручиваем крепления дроссельного узла
Отсоедините шланг электрического воздушного клапана от ресивера
Отсоедините шланг аспиратора
Откручиваем опоры ресивера
Ослабьте зажимы впускного коллектора
Снимаем ресивер, закрываем отверстия коллектора заглушками
Отсоедините шланг вентиляции картера от крышки ГБЦ
Откручиваем фиксатор, снимаем направляющую трубку указателя уровня масла
Отсоедините электрический разъем топливной рампы
Откручиваем штуцеры, отсоединяем подающий и сливной патрубки топлива
Откручиваем держатель, снимаем кронштейн подающей и выхлопной трубок
Откручиваем винты крепления топливной рейки шестигранником
Снимите топливную рампу в сборе
Снятие деталей
Форсунки можно снять и заменить после снятия топливной рампы.
Сожмите удерживающую пружину, отсоедините электрический разъем каждой форсунки.
Сожмите удерживающую пружину, отсоедините электрический разъем каждой форсунки
Сдвиньте и снимите фиксатор положения форсунки на топливной рампе
Снимите насадку, встряхнув ее. Снимите все форсунки, требующие замены
Установите новые форсунки, топливную рампу и другие разобранные детали в обратном порядке.
Не используйте резиновые ленты для использованных форсунок, устанавливайте новые, предварительно смазав их моторным маслом.
При необходимости замените уплотнительные кольца топливопровода.
Ремонт
Перед снятием форсунок с разобранной рейки желательно проверить их работоспособность. Для проверки вам понадобятся:
- четыре одинаковых контейнера,
- тестер
- провода.
Проверка работоспособности
- Подсоедините подающий и выхлопной топливопроводы и топливный штуцер к топливной рампе.
- Поместите посох на мерные емкости.
Поместите персонал поверх мерных контейнеров
Форма облака для всех насадок должна быть примерно одинаковой
После войны Германии запретили разрабатывать форсунки для авиационных двигателей. И инженеры начали адаптировать системы прямого впрыска для легковых автомобилей, обнаружив еще одно важное преимущество перед карбюраторами: эффективность.
Владимир Берестенев
bvy.su
Замена или промывка?
Некоторые дефекты можно исправить с помощью чистки и ополаскивания. Остальные «лечатся» только заменой.
Таблица: неполадки в работе форсунок
Неисправность | Средство |
снижение производительности | полоскание, замена в случае неудачного полоскания |
капает | полоскание, замена в случае неудачного полоскания |
повышенная производительность | замена |
клапан заблокирован | замена |
нестабильный клапан заблокирован | полоскание, замена в случае неудачного полоскания |
сопротивление обмотки завышено или занижено | замена |
В этих случаях покраснение – не панацея. Этот метод следует использовать с учетом пробега и качества обслуживания при эксплуатации.
Во время работы форсунки неизбежно закоксовываются, забиваются смолистыми отложениями. Картина усугубляется некачественным топливом, вместе с которым могут попадать дополнительные загрязняющие вещества.
Какое-то время топливные форсунки продолжают работать без видимых изменений, но рано или поздно загрязняющие вещества накапливаются, изменяя форму горелки и снижая производительность.
Срок службы форсунок ограничен даже при использовании самого чистого топлива. Производители рекомендуют менять их каждые 100-120 тысяч километров. В связи с тем, что автомобилисты используют неидеальный бензин, и тот, который можно купить на заправках, деталь необходимо менять через 80-100 тысяч км.
Среди автомобилистов бытует мнение, что «не надо садиться, если все исправно». Это мнение обосновано, но только в том случае, если владелец готов менять форсунки на новые примерно каждые 50 тысяч километров.
Дело в том, что устраняя мелкие отложения по мере их накопления, владелец продлевает срок эксплуатации расходного материала, так как загрязняющие вещества не успевают нанести непоправимый ущерб.
Забитые форсунки начинают мешать нормальной работе через 30-50 тыс. Км. Изначально негативные процессы проявляются только в увеличении расхода топлива. Не всегда владельцы связывают повышенный «аппетит» двигателя с форсунками, так как причин этого явления много.
В диапазоне 50-80 тыс. Км пробега загрязнения накапливаются и могут вызывать перебои в работе двигателя, которыми нельзя пренебрегать. Становится понятно, что «надо лезть в форсунки», но чистка их на этом этапе может оказаться бесполезной. При длительной эксплуатации засоренной детали диаметр сопла часто увеличивается. При стирке удаляются загрязнения, но исходные настройки не могут быть восстановлены.
Чтобы продлить период безаварийной эксплуатации и отложить замену, необходимо регулярно примерно через 3-5 тысяч километров заправлять бак очищающей жидкостью для форсунок или использовать ее другим способом, рекомендованным производителем.
Мнения автомобилистов об эффективности и безопасности инъекционной химии противоречивы. Многие опасаются, что мойка без снятия с двигателя забьет цилиндры.
Ведь если хозяин машины долгое время «не попадал на форсунки», без снятия гусеницы обойтись невозможно. Химия в аквариуме может принести больше вреда, чем пользы. Если пользоваться очистителями регулярно, не дожидаясь появления типичных неисправностей, повреждений двигателя от химии не будет.
Хотя химический состав для впрыска оказывает благоприятное воздействие на слегка загрязненные форсунки, его использование не гарантирует, что опрыскиватели с комфортом «проживут» полный «отпускной» период от производителя. На большинстве АЗС невозможно заправить бак «левым» бензином.
Чтобы минимизировать накопление отложений, производители рекомендуют дополнительную профилактическую мойку специальными средствами каждые 30 тысяч километров.
Таблица: целесообразность промывки и замены в зависимости от пробега
Пробег (тыс. Км) | Промывка | Замена |
до 30 | профилактическая промывка с добавками к топливу каждые 3-5 тыс км | индивидуальная замена дефектных деталей |
30–80 | профилактическая мойка спецсредством каждые 30 тыс км | индивидуальная замена |
80–120 | профилактическая мойка спецсредством каждые 30 тыс км | полная замена всех форсунок при обнаружении хотя бы одной неисправности |
Промывка без снятия с двигателя
При первых признаках засорения форсунок ремонт не следует откладывать на неопределенный срок, так как промедление только усугубляет ситуацию. Вы можете обратиться за помощью к профессионалам, но можете ополоснуться.
Чтобы собрать самодельный прибор и промыть его, вам понадобятся:
- жидкость для стирки – 1 л;
- пластиковая бутылка с крышкой;
- фильтр тонкой очистки топлива;
- резиновый шланг диаметром 12 мм – 1 м;
- зажим 12-14 мм – 2 шт.;
- ниппельная группа (гриб) – 2 шт.;
- ножной или электрический насос с манометром.
Просверлите отверстия в дне и крышке бутылки, установите в них соски.
Просверлите отверстия в дне и крышке бутылки, установите в них соски
Подайте шланг на ниппель крышки бутылки и топливный фильтр
Соедините выход фильтра самодельного скруббера со входом топливной рампы
Точно так же можно промыть всю топливную рампу, снятую с двигателя, без разборки форсунок.
Промывка снятых с двигателя
Для промывки снятой с двигателя форсунки необходимо создать на ее входе большее давление очищающей жидкости, затем периодически включать и выключать электромагнитный клапан, имитируя работу электронного блока управления автомобиля.
поднять давление легко, используя очиститель карбюратора в аэрозольном баллончике. Помимо него вам потребуются:
- источник постоянного напряжения 12 В,
- провода,
- кнопка мгновенного действия,
- клеммы для подключения к форсунке,
- одноразовый шприц 5 мл,
- кембрик (пластиковая трубка) для соединения шприца и пульверизатора,
- емкость для сбора промывочной жидкости.
- Вытяните поршень из шприца. Присоедините кембрик между соплом шприца и распылителем. Закрепите соединение проволокой или лентой.
- Подключите форсунку к источнику питания через кнопку.
- Наденьте широкий конец шприца на входное отверстие сопла.
Наденьте широкий конец шприца на входное отверстие сопла
Замена уплотнительных колец
Во избежание утечки топлива не используйте повторно уплотнительные кольца распылителя и корпуса форсунок. Они меняются на новые при каждом выходе по любой причине.
Чтобы снять старое кольцо, достаточно взять его отверткой. При установке новых не пользуйтесь жесткими инструментами, установите уплотнители вручную. Перед установкой форсунки смажьте резиновые ленты моторным маслом.
Чтобы снять старое кольцо, просто возьмите его отверткой
Инжекторный двигатель довольно прост, как иногда полагают владельцы карбюраторных автомобилей. Форсунки – надежные детали, требующие лишь небольшого внимания. Покажи это, и двигатель скажет тебе спасибо.