Иногда случается: индикация температуры на приборной панели вашей Шевроле Нива уже находится в красной зоне, а вентилятор охлаждения даже не думает о включении, чтобы как-то повлиять на ситуацию. Причин тому несколько: от выхода из строя реле или датчика температуры охлаждающей жидкости до выхода из строя самого вентилятора. Чтобы не паниковать и не думать о комплексном и дорогостоящем ремонте, необходимо точно определить причину этой поломки. Для этого нам понадобится схема подключения электровентиляторов системы охлаждения, кстати, вот она:
Как видно на схеме, у нас два вентилятора и три реле. Где расположены эти реле и какое из них за какой вентилятор отвечает? Это фото ответит на ваш вопрос:
Собственно теперь осталось проверить поступление +12 вольт на определенные цепи по схеме и найти виновника нефункционирующего вентилятора охлаждения, что без схемы под рукой сделать гораздо сложнее!
Кстати, вот еще одна наглядная схема их включения:
Кстати, некоторые люди, которым не безразличны звуки охлаждающих вентиляторов, дорабатывают свою схему подключения, но это совсем другая история.
- Видео: Нива Шевроле не срабатывает вентилятор радиатора причины
- Принцип включения вентиляторов
- Назначение и конструкция реле
- Принцип срабатывания устройства и его размещение на Ниве Шевроле
- Проверка работоспособности реле, и замена устройства
- Видео: Принудительное включение вентиляторов охлаждения на Ниве Шевроле
- Советы для автомобилистов
- Откуда начинают поиск
- На что ещё следует обратить внимание
Видео: Нива Шевроле не срабатывает вентилятор радиатора причины
Всем известно, что современные автомобили имеют в своей конструкции систему водяного охлаждения двигателя, позволяющую многократно увеличить ресурс работы не только двигателя, но и всего механизма в целом. Шевроле Нива также имеет в конструкции радиатор, который залит охлаждающей жидкостью. Эта жидкость циркулирует по системе, тем самым охлаждая двигатель автомобиля. Но температура двигателя превышает 100 градусов, поэтому, если эту жидкость не охладить, она скоро перейдет с охлаждения на нагрев. Именно поэтому есть радиаторная система охлаждения, работу которой выполняет вентилятор. Но поскольку Шевроле Нива оснащена мощным двигателем объемом 1,7 литра, для охлаждения радиатора используются два вентилятора. В этой статье мы рассмотрим, как работают эти устройства, а точнее, что является основным элементом для включения этих устройств на внедорожнике Chevrolet Niva.
Принцип включения вентиляторов
Вентилятор охлаждения питается от аккумулятора постоянным напряжением 12 В. Они включаются при достижении определенной температуры двумя датчиками, установленными в двигателе. Затем, когда первый датчик температуры достигает 99 градусов Цельсия, он активируется, что приводит к включению первого вентилятора. Он имеет два положения скорости вращения: высокую и низкую скорость вращения. Когда второй датчик достигает значения 101 градус, то, соответственно, включается второй прибор. Таким образом, работа охладителей двигателя Шевроле Нива осуществляется кратко. Но нас интересует, какую роль в этом процессе играет такое небольшое устройство, как реле, которых на Шевроле Нива три.
Назначение и конструкция реле
Реле предназначено для коммутации больших токов нагрузки. Это довольно сложная формулировка, поэтому, с точки зрения непрофессионала, реле необходимо, чтобы иметь возможность управлять электрическими цепями, где есть большие токи. Электродвигатель чиллера потребляет постоянный ток, величина которого составляет 20-30 ампер, а это значит, что если его включить в цепь управления (где проходят токи малых величин), то выйдет из строя вся электроника (проводка растает). Именно поэтому в конструкции автомобилей установлен такой важный элемент управления.
Внешне изделие представляет собой пластиковую основу, внутри которой расположен сам механизм. Сзади на базе пять (четыре) контакта. Они являются основой для подключения реле к цепи управления.
Внутри релейный механизм представлен в виде катушки с сердечником – он же основа для замыкания контактов схемы. На фото ниже вы можете увидеть, как выглядит изделие Шевроле Нива.
Принцип срабатывания устройства и его размещение на Ниве Шевроле
На лицевой стороне изделия есть схема расположения контактов, согласно которой мы рассмотрим его принцип работы.
Контакты «85» и «86» являются выводами катушки.
Общий контакт «30» – без наличия напряжения на обмотке всегда находится в замкнутом положении на контакте «87а». В свою очередь обращайтесь:
- «87а» – нормально закрытый;
- «87» – нормально открытый.
именно к этим контактам подключаются кабели питания двигателя вентилятора.
При подаче питания на контакты «85» и «86» реле катушки срабатывает. Следовательно, контакт «30» размыкается на «87а» и замыкается на «87». Таким образом, питание подается на электродвигатель прибора. Процесс активации занимает доли секунды.
Затем при повышении температуры в двигателе срабатывает датчик и подает импульс на схему управления. В свою очередь, в цепи индуцируется напряжение, которое исходит не от реле, а включает прямой охладитель.
Реле – это сменная деталь, которая в случае выхода из строя требует замены, но не ремонта. Некоторые умельцы пытаются их исправить, но в этом нет необходимости, так как изделие стоит от 50 до 80 рублей (в зависимости от производителя).
Для Шевроле Нива рекомендуется использовать реле российского производства. Они являются оптимальным решением для автомобилей семейства ВАЗ.
Перед заменой реле его нужно найти, ведь по конструкции это небольшая пластиковая коробочка. Где реле вентилятора на Шевроле Нива? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит отметить, что на Шевроле Нива два кулера, поэтому за работу каждого отвечает соответствующее реле.
Итак, обнаружив неисправность системы охлаждения автомобиля, стоит обратить внимание на исправность реле. Но сначала их нужно удалить с места установки. Для этого нужно открыть правую входную дверь Шевика и заглянуть под торпеду. Именно там, под крышкой монтажного блока, находятся реле управления вентилятором и топливным насосом, а также предохранители этих устройств. На фото ниже видно, где расположены управляющие реле: правое и левое, а также каретка вентилятора.
Чтобы снять устройство с гнезда, необходимо вынуть его из установленного гнезда. Для этого возьмитесь за изделие одной рукой и потяните. После того, как вы удалили ее, не спешите покупать новую катушку, так как проблема может быть в другом месте. Для этого стоит проверить его работоспособность.
Проверка работоспособности реле, и замена устройства
Проверить это можно двумя способами:
- Поменяйте местами реле, если один из вентиляторов работает.
- Замыкание контактов «85» и «86» на колодку без включения зажигания. В этом случае вентилятор должен работать, в противном случае причину неисправности следует искать в другом месте.
Для замены прибора необходимо после проверки вставить в схему ремонтируемое изделие (желательно новое). Для его установки достаточно проверить правильность положения контактов и в этом положении подключить их к розеткам. На некоторых моделях автомобилей Нива Шевроле предусмотрена металлическая крепежная пластина. Он фиксируется саморезом для предотвращения выпадения изделия при гремоте торпеды.
Подводя итог, стоит отметить, что чаще всего выходит из строя не само устройство, а предохранители, защищающие схему управления от увеличения токов нагрузки. Поэтому рекомендуется проверить предохранители, а затем реле, но это уже другая история. Удачи в работе!
Видео: Принудительное включение вентиляторов охлаждения на Ниве Шевроле
Советы для автомобилистов
В холодное время года такую неисправность можно заметить при движении на малых скоростях и частых остановках. Летом это проявится намного быстрее. В двигателях этого автомобиля предусмотрено использование двух вентиляторов в системе охлаждения, так как изначально автомобиль создавался для езды в сложных дорожных условиях. Причиной того, что вентилятор не включается, может быть небольшая «проблема», на устранение которой уйдет всего пара минут.
Откуда начинают поиск
Поскольку вентилятор приводится в движение электродвигателем, для поиска неисправностей необходим автомобильный тестер; в крайнем случае подойдет контрольная лампа. Он имеет небольшие размеры, поэтому его всегда можно пронести в машине. Электродвигатели включаются через контакты электромагнитных реле, которых в системе охлаждения этого автомобиля три штуки. Импульсы на включение вентиляторов поступают от двух датчиков температуры. Их в системе два, и они установлены на двигателе.
Они работают при достижении разных температур. Один из них включается при достижении температуры 99 градусов и включает первый вентилятор, а второй включается при температуре 101 градус. Автоэлектрики рекомендуют начинать проверку с электродвигателей этих вентиляторов. Это можно сделать так. Отсоедините разъемы от электродвигателей и запитайте их напрямую от аккумулятора. Если они работают, их проверяют на наличие датчиков температуры.
На что ещё следует обратить внимание
Далее нужно проверить напряжение питания на разъемах электродвигателей. Импульсы включения реле принимаются блоком управления двигателем и, в свою очередь, датчиками температуры. Если при включенном зажигании снять с них разъем и замкнуть провода вместе, вентилятор должен включиться. Если это происходит, причина кроется в самом датчике. Если нет, проверьте питание этого разъема.
Чтобы проверить реле и предохранители, нужно найти блок с ними под панелью приборов. В нем есть реле вентилятора, реле топливного насоса и предохранители. Реле используются по всей стране с 5 ножками. В некоторых моделях их можно дополнительно прикрепить к корпусу саморезами. Чтобы проверить их, их просто заменяют другими. Если дополнительный резистор выйдет из строя, вентилятор не будет работать на низкой скорости.