Работа системы смазки двигателя внутреннего сгорания возможна только при условии исправности и согласованности всех его конструктивных элементов. Выход из строя хотя бы одной его части неминуемо приведет к сбоям в работе силового агрегата.
В статье мы расскажем о том, что такое редукционный клапан масляного насоса и каковы его функции. Так же рассмотрим принцип работы этого узла системы смазки, расскажем, как правильно его отремонтировать и отрегулировать.
Зачем нужен редукционный клапан масляного насоса
Как известно, масло к движущимся частям двигателя подается под определенным давлением, создаваемым работающим насосом. Без этого смазка просто проникла бы в картер, подвергая элементы кривошипа и газораспределительные механизмы воздействию повышенного трения и перегрева. Но слишком высокое давление опасно для двигателя. Прокладки, сальники, прокладки не выдерживают превышения нормальных значений. Из-за этого из-под них начинает сочиться масло, а также оно может попасть в систему питания и охлаждения силового агрегата.
предназначен для снижения давления смазочного материала в системе предохранительный клапан масляного насоса. Само слово «редукция» часто используется в машиностроении для обозначения уменьшения, уменьшения, ослабления чего-либо. В нашем случае это относится к давлению масла.
Где он находится?
Редукционный клапан давления масляного насоса чаще всего располагается на крышке этого устройства, которая находится в нижней передней части блока двигателя за шкивом привода генератора. Иногда его можно установить на корпус масляного фильтра.
Клапаны бывают двух типов: встроенные и съемные. В первом случае масляный насос и редуктор давления образуют единую конструкцию, которая не подлежит демонтажу. Во втором – механизм регулирования давления снимается с насоса с помощью инструмента и может ремонтироваться отдельно.
Конструкция редукционного клапана
Как работает предохранительный клапан масляного насоса? Его конструкция довольно проста. Он состоит из следующих элементов:
- корпус с внутренним центральным каналом;
- клапан в виде небольшого поршня или шара;
- весна;
- установочный винт (болт).
Принцип работы редукционного клапана
Давление масла в системе может зависеть от нескольких факторов, но главный из них – это количество оборотов коленчатого вала. Другими словами, чем сильнее вы нажимаете на педаль акселератора, тем быстрее вращаются шестерни масляного насоса. И чем быстрее вращаются шестерни, тем больше масла улавливает насос из картера и тем выше его давление на выходе.
Когда давление достигает определенного значения, обслуживаемый клапан приоткрывается, позволяя маслу перетекать в резервный канал, по которому смазка течет обратно в картер.
Клапан сброса давления масляного насоса работает следующим образом. Поршень или металлический шарик прижимается к входному отверстию корпуса пружиной, которая, в свою очередь, поддерживается установочным винтом. Под действием возрастающего давления масло начинает давить на поверхность клапана, погружая его в корпус и сжимая пружину. Таким образом открывается отверстие, через которое жир попадает в резервный канал.
Когда давление снижается, его значение становится недостаточным для удержания клапана в открытом положении, и шар или поршень под действием пружины снова закрывают входное отверстие. Как видите, схема довольно проста и надежна, но иногда дает сбой.
Неисправности редукционного клапана
Редукционный клапан, масляный насос и масляный фильтр являются основными элементами системы смазки, но если последняя в силу особенностей конструкции практически никогда не ломается, а только забивается, первые две детали могут вполне выйти из строя довольно часто. Причиной этого обычно является использование некачественного масла, смазки, не соответствующей типу двигателя и его условиям эксплуатации, а также его преждевременная замена. В этом случае частицы грязи, металлическая стружка или продукты сгорания в смазке оседают на рабочих поверхностях клапана, что, по сути, приводит к его засорению и заклиниванию.
Также причиной неисправности может стать пружина, если она со временем растянется или, наоборот, сжалась, погнулась, лопнула.
Сразу стоит отметить, что ремонт клапана сброса давления масляного насоса возможен только в том случае, если он имеет сборно-разборную конструкцию. В неразъемных моделях необходимо заменить всю крышку насоса.
Неисправный клапан считается, если он не может поддерживать необходимое давление в системе и когда его механизм выходит из строя, когда давление достигает максимального значения. В первом случае определить поломку не составит труда – об этом вас предупредит сигнальная лампа на приборной панели автомобиля. Но вы можете обнаружить повышение давления только из-за протечек масла в двигателе.
При каком давлении должен срабатывать редукционный клапан
Но как понять, что давление увеличилось или наоборот уменьшилось? А как должно быть? Оптимальное давление масла в системе можно найти, обратившись к руководству пользователя. Для разных марок и моделей автомобилей он будет разным. Например, редукционный клапан маслонасоса «Таврия» срабатывает на 0,55 МПа. Примерно такие же показатели актуальны для большинства автомобилей Lada».
давление масла можно измерить, подключив к системе специальный жидкостный манометр в гнезде датчика давления. Перед этим двигатель необходимо прогреть до рабочей температуры. Все измерения производятся при работающем двигателе.
Ремонт и регулировка редукционного клапана масляного насоса
понять, подходит ли редуктор для дальнейших операций, можно только разобрав и разобрав его. Тогда можно будет диагностировать все его элементы. Если на корпусе клапана есть отложения, их следует смыть бензином, керосином или очистителем карбюратора. К весне тоже стоит присмотреться. Если он показывает признаки растяжения, сжатия или деформации, его следует заменить.
После того, как клапан будет полностью перемещен, проверьте его работу, просто нажав на шар (поршень). Если он сильно надавлен и возвращается обратно, перекрывая канал корпуса, скорее всего, механизм сработает.
Регулировка предохранительного клапана масляного насоса производится после установки предохранительного клапана в корпус устройства. Процесс осуществляется путем сжатия или отпускания пружины путем отвинчивания (закручивания) установочного винта. Параллельно измеряется давление масла в системе с помощью жидкостного манометра. Регулировка, конечно же, выполняется, когда двигатель не работает, а давление измеряется, когда он работает.
Полезные советы
Напоследок дадим несколько полезных советов, которые помогут избежать проблем с редуктором давления масляного насоса или позволят вовремя выявить неисправность:
- Заливайте в двигатель только моторное масло хорошего качества, соответствующего типа и класса вязкости. Требования к смазке можно найти в рекомендациях производителя транспортного средства.
- Никогда не смешивайте масла разных марок, даже если они одного класса.
- Своевременно меняйте масло и масляный фильтр. Правила этой процедуры также указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля.
- Не допускайте попадания грязи, влаги и технологических жидкостей в систему смазки.
- Следите за давлением масла. Когда на приборе загорится соответствующая лампочка, сразу переходите к диагностике.
- Обратите внимание на рабочую температуру двигателя. Перегрев может привести к попаданию охлаждающей жидкости в систему смазки.
- Если вы решили заменить или отрегулировать предохранительный клапан масляного насоса без необходимых навыков и инструментов, лучше воспользоваться услугами специалистов.
Здравствуйте уважаемые читатели блога AAuhadullin.ru. Сегодня хочу продолжить разговор о масляном фильтре двигателя Рено Логан и познакомиться с помпой. Что происходит, когда двигатель выключается и масляный насос перестает циркулировать масло в линии. Этот вопрос особенно актуален для двигателей, у которых масляный фильтр конструктивно установлен вертикально, с выходным отверстием GI.
Чтобы масло, оставшееся в корпусе фильтрующего элемента, не вытекло, после прекращения циркуляции в нижней части масляного фильтра установлен предохранительный запорный клапан. Когда двигатель работает, клапан масляного фильтра находится в открытом положении, в основном из-за давления масла на входе. После остановки двигателя и прекращения поступления масла в фильтр он с помощью возвратной пружины или за счет эластичности самой резины, из которой изготовлен клапан (вариант лепесткового типа), закрывается.
Эта заглушка закрывает входные отверстия в основании фильтра и предотвращает обратный поток масла. Это также необходимо для того, чтобы грязь, захваченная фильтрующим элементом, не попала обратно в масляный поддон двигателя. Кроме того, масло, оставшееся внутри фильтра, понадобится двигателю во время запуска, чтобы избежать нехватки масла трущихся деталей во время запуска.
Резиновый клапан масляного фильтра Renault Logan
На некоторых двигателях масляные фильтры устанавливаются вверх выпускным отверстием, что предотвращает утечку масла в магистраль и, следовательно, не требует обратного клапана. В конструкции есть группа фильтров, которые имеют обратный клапан, который срабатывает при замене фильтра, предотвращая вытекание оставшегося масла из фильтра.
Однако наряду с такими сложными конструкциями существуют более простые варианты, для которых нет клапанов. Такие фильтры используются на двигателях, где они не нужны, так как они уже установлены в маслопроводе. Для регулирования давления в системе смазки устанавливается редукционный клапан, который не устанавливается внутри масляного фильтра, а, по сути, является неотъемлемой частью системы смазки.
В большинстве моделей двигателей и на автомобиле Рено Логан в корпусе масляного насоса установлен редукционный клапан.
Если давление превышает норму, открывается редукционный клапан и часть масла проходит от выхода насоса к его входу, тем самым надежно защищая маслопровод.
Редукционный клапан автомобильного насоса Renault Logan
Если представить, что редукционный клапан по какой-либо причине застрял в закрытом состоянии, повышение давления может разрушить фильтрующий элемент и даже сам корпус. Он также будет выдавливать масло из-под резинового уплотнения. Замена никак не решит проблему, так как новый фильтрующий элемент тоже прост – он просто выйдет из строя.
Следовательно, если есть подозрение на повышение давления в маслопроводе, необходимо проверить работоспособность редукционного клапана. Проверка работоспособности редуктора давления масляного насоса заключается в измерении давления в системе смазки. Для этого отключается датчик аварийного давления масла и на его место вкручивается манометр.
Измерения следует проводить на прогретом двигателе Renault Logan, а затем сравнивать с контрольными данными производителя для этого двигателя. Если данные, полученные во время проверки, превышают рекомендованные, неисправный редукционный клапан необходимо очистить или заменить.
Давление масла может быть низким по нескольким причинам, не требующим ремонта двигателя. К ним относятся следующие:
Низкий уровень масла
Перед тем, как принять решение о ремонте двигателя, необходимо проверить уровень масла. Когда уровень масла низкий, всасывающий маслопровод масляного насоса с трудом набирает достаточно масла для поддержания правильного давления в системе. Низкое давление масла в этих условиях – меньшее зло, чем ущерб, который может вызвать низкое давление масла. Вероятно, лучшая профилактическая мера в этом случае – проверять уровень моторного масла не реже одного раза в неделю и при необходимости доливать.
Забит масляный фильтр
Самая простая или наиболее очевидная причина низкого давления масла – засорение масляного фильтра. К сожалению, нельзя с уверенностью сказать, что это обычно результат небрежности или ошибки. Если масло не менялось в то время, когда двигатель находился под низким давлением масла, необходимо заменить масло и фильтр.
Жидкое или разбавленное масло
Идея покупать слишком жидкое (т.е маловязкое) масло довольно глупая. Если вы используете покупное масло для смазки двигателя автомобиля, получить масло, которое само по себе будет пониженным давлением, практически невозможно. Некоторые люди могут не согласиться с утверждением, что использование густого масла с высокой вязкостью увеличивает давление масла. Часто это правда. Однако, если масляный насос и подшипники находятся в хорошем состоянии, даже масла с низкой вязкостью смогут обеспечить правильное давление масла.
Другое дело – разбавленное масло. Масло разводится несколькими способами. Пожалуй, самый распространенный способ описан ниже. Когда двигатель работает, особенно после запуска, часть выхлопных газов выходит за пределы поршневых колец в картер. Эти газы содержат несгоревший бензин. Несгоревший бензин разжижает моторное масло. Это растворенное масло может вызвать пониженное давление масла. Но может произойти еще более серьезное явление: несгоревший бензин в сочетании с влагой в картере может образовывать кислоту, которая может повредить подшипники и их поверхности на долгое время, прежде чем низкое давление масла, вызванное его разбавлением, приведет к повреждению двигателя.
Другой способ: моторное масло может стать разбавленным из-за жидкости (охлаждающей жидкости). Если прокладка головки цилиндров начинает протекать, или если головка цилиндра или блок цилиндров ломаются, охлаждающая жидкость может просочиться в камеру сгорания и / или картер и разбавить моторное масло.
Хотя низкое давление из-за разбавления может быть вызвано простой заменой масла, возникает вопрос: нужен ли двигатель капитальный ремонт из-за неисправности, вызванной разбавленным моторным маслом? Другой вопрос: насколько вредно было разведение? Простая замена масла может повысить давление масла, но двигатель уже может быть поврежден, и повреждение необходимо отремонтировать до того, как наступят катастрофические последствия.
Редукционный клапан масляного насоса заклинило в открытом положении
Все двигатели оснащены редукционным клапаном давления масла масляного насоса. Назначение клапана – ограничить давление масла до уровня, не позволяющего масляному фильтру превратиться в осколочную гранату. Иногда клапан сброса давления остается открытым, позволяя маслу перекачиваться обратно в масляный поддон масляным насосом. Эту неисправность очень сложно идентифицировать и может потребовать капитального ремонта двигателя.
Если время не является критическим моментом, снимите масляный поддон и установите новый масляный насос. Хотя отремонтировать предохранительный клапан вполне возможно, нет смысла снимать масляный поддон и выполнять ремонт «на всякий случай».
Поврежден всасывающий маслопровод масляного насоса
Когда масляный насос снимается при установке нового насоса, проверьте топливный шланг на наличие повреждений. Если шланг треснул или ослаблен, масляный насос не сможет всасывать масло из масляного поддона. Это вызовет низкое давление масла. Перед заменой масляного насоса убедитесь, что напорный трубопровод находится в хорошем состоянии.