Проверка генератора иж планета

Таким вы хотите видеть генератор на мотоцикле.

А вот так обычно выглядит генератор бывшего в эксплуатации мотоцикла «Урал», «Днепр.

– Давай начнем.
Разбираем генератор, чистим крышки, обезжириваем и заправляем. С этим процессом все понятно и сложностей не вызывает.

После разборки генератора можно проверить состояние подшипников, сальника и щеток. Лучше сразу поменяй.
Подшипники можно снять съемником или аккуратно отрезать болгаркой.

Медицинский осмотр:
Обмотка ротора (якоря).
Обмотка статора.
Неисправность, заземление, поворот-поворот и обрыв цепи можно проверить «набором номера» мультиметром.
Также можно проверить мультиметром диодный мост. Подробнее об этом позже.

Теория работы генератора и проверка работоспособности.

На следующем рисунке показана схема генератора в сборе (слева) и справа в разобранном виде на три части.

Диодный мост, Обмотка статора (неподвижная часть) звезда соединена е Якорь (он же ротор, который вращается), щетки являются только силовыми контактами.

Поиск и устранение неисправностей или управление следует разделить на три части: управление обмоткой статорпроверка обмотки якоря, медицинский осмотр мост.

Но сначала следует вспомнить, как это работает.

Принцип работы трехфазного генератора переменного тока:

1. Напряжение возбуждения подается на обмотку ротора графитовыми щетками через контактные кольца.

2. Вращаясь внутри обмотки статора, обмотка ротора, через которую протекает ток, индуцирует ЭДС в обмотке статора. Закон Фарадея. Обмотки статора 3 и сдвинуты по фазе на 120 градусов.

3. Переменное напряжение снимается с обмоток статора и преобразуется в постоянное с помощью диодного моста. На диаграмме и графике ниже видно, как диоды выпрямляют переменный ток в постоянный.

В трехфазном генераторе переменного тока нет постоянного магнита; вместо этого на якоре имеется электромагнит в виде обмотки, которая при приложении к нему напряжения «возбуждает» генерацию.

Вот как выглядит генератор в сборе с наложенной принципиальной схемой.

Ниже представлена ​​схема подключения генератора к бортовой сети с релейным регулятором трехконтактного нового типа и старого образца.

Разница на приведенных выше схемах заключается в контроллере реле. В схеме с регулятором ВАЗ подключать управляющую клемму генератора не нужно. Сам контроллер имеет индикаторы состояния диагностики.

Генератор управляется в бортовой сети мотоцикла так же, как и в автомобиле.

Современный релейный регулятор построен на полупроводниковых элементах и ​​реле как такового нет, но организован электронный ключ, который бывает открытым или закрытым. Кроме того, реле регулятора содержит измерительный элемент, способный измерять выходное напряжение генератора и сравнивать его с его опорным напряжением. Момент Uout. – напряжение на выходе генератора будет больше Uop. – опорное напряжение, PP снимает питание с обмотки возбуждения и генерация прекращается.

Двигатель запускается и в обмотке статора вращается ротор, через ПП на обмотку возбуждения подается напряжение, и генератор запитывается. Пока напряжение не является высоким, выдаваемое генератором и регулятором PP, он контролирует питание обмотки возбуждения.

По мере увеличения оборотов двигателя напряжение на генераторе будет увеличиваться, поскольку зависимость напряжения от скорости генератора пропорциональна. PP будет подавать питание на обмотку возбуждения, пока напряжение генератора находится в пределах, установленных в цепи управления PP. Этот предел обычно составляет от 0 до 14 вольт. Как только напряжение на генераторе выйдет за допустимые пределы, ПП отключит обмотку возбуждения.

Информация о подзарядке в режиме ожидания:

Как правило, в мотоциклах Урал на холостом ходу не заряжается. Это связано с тем, что, несмотря на то, что мощность возбуждения подводится и генератор вращается, напряжение на выходе генератора

1. Управление ротором (якорь)

щетки и пластиковый держатель необходимо снять, чтобы получить доступ к контактным кольцам. Установите на мультиметре режим «непрерывность» и подключите к контактным кольцам щупами.

Устройство должно показать короткое замыкание. Это обычная двухконтактная катушка.
Далее можно проверить, нет ли замыканий ротора с сердечником, на котором он намотан, и, как следствие, замыканий на корпусе.
Один щуп для контактного кольца, второй для корпуса или самой арматуры. Шорт быть не должно. Устройство должно показывать бесконечное сопротивление.

2. Проверить обмотки статора.

Щупами прибора в режиме «прозвонка» проверить каждую клемму обмотки статора на замыкание на корпус.
Коротких замыканий быть не должно. Устройство должно показывать бесконечное сопротивление.

После этого обмотки сравниваются друг с другом. Поскольку обмотки соединены звездой. Устройство должно показывать наличие короткого замыкания и сопротивление не менее 0,4 Ом. Сопротивление между обмотками должно быть одинаковым. Если он другой, возможно короткое замыкание между витками. По поводу замыкания между витками по отдельности – эта неисправность может явно не прерывать работу, в зависимости от того, где произошло такое короткое замыкание в обмотке и может не быть заряда. Для поиска КЗ между витками существуют специальные тестеры, которые значительно облегчат диагностику «индикатора короткого замыкания», подробно он описан в этой статье https://irssy.ru/ikz

3. Проверка диодного моста.

лучше всего проверять с полностью снятым мостом и проверять каждый диод отдельно на наличие неисправностей.
Настоятельно рекомендуется проверить каждый диод.

4. Ну и самая важная часть проверки. Генерация напряжения.

Предположим, что первые три пункта выполнены и по результатам измерений все элементы генератора работают.
Но как показывает практика, несмотря на все это, генератор может не вырабатывать электроэнергию при работе на энергии. В принципе, начать управлять генератором можно так:

От блока питания или аккумулятора подаем напряжение возбуждения на обмотку якоря. Плюс к клемме (W) минус на массу генератора.
В данном конкретном примере на обмотку было приложено 6 вольт, падение напряжения на якоре составило 1 В. В статическом состоянии прибор не регистрирует значительного напряжения.
Далее возьмите отвертку с 10-гранной головкой и поверните ротор за болт вентилятора.

Во время вращения ротора прибор регистрирует напряжение 2,5 Вольта. Однозначно можно сказать, что генератор в хорошем состоянии.

Источниками электрического тока на мотоциклах моделей ИЖ служат генераторы постоянного тока (рис. 62) с параллельным возбуждением и номинальной мощностью 45 Вт при 1700 об / мин.

Проверка генератора иж планета

Статор генератора содержит 6 катушек возбуждения, включенных последовательно. К статору прикреплены: клеммная колодка 9, щеткодержатели 8, переключатели 1 и конденсаторы 7. Якорь 3 имеет обмотку, состоящую из 31 секции и коллектора 10. На мотоциклах ИЖ-Ю используется генератор Г-36М2, на ИЖ. – П – Г-36М1. На мотоциклах ИЖ-Ю2 и ИЖ-ЮЗ устанавливается генератор Г-36М8, на ИЖ-П2 и ИЖ-ПЗ – Г-36М7. Генераторы Г-36М1, Г-36М2 отличаются от Г-36М7 и Г-36М8 дополнительными сопротивлениями на катушке возбуждения. Поэтому для использования генератора Г-36М7 и Г-36М8 на мотоциклах ИЖ-Ю, ИЖ-П и ИЖ-56 необходимо установить реле-регулятор РР-1 вместо реле-регулятора сб. 32. При установке нового двигателя ИЖ-ЮЗ или ИЖ-ПЗ на мотоциклы ИЖ-Ю, ИЖ-П или реле-регулятор ИЖ-56 сб. 32 можно не менять, а переставить только статор генератора со старого двигателя на новый, если он в хорошем состоянии. Уход за генератором во время работы в основном сводится к проверке крепления контактных соединений проводов, состояния коллектора и щеток. Коллектор можно чистить стеклотканью. Не рекомендуется использовать наждак – при чистке наждачные зерна режут пластины коллектора (ламели) и приводят к быстрому износу щеток.

Возможные неисправности генератора: заклинивание щеток в щеткодержателях; загрязнение канавок ламелей или износ коллектора; замыкание обмоток генератора на корпус или замыкание их витка; царапание якоря о статор из-за неправильной установки статора, якоря или износа правого коренного подшипника коленчатого вала; инверсия полярности генератора из-за неправильной разводки. Чтобы определить причины и устранить неполадки генератора, вам необходимо:
1. Снимите правую крышку картера.
2. Отсоедините провода от клеммной колодки.
3. Открутите винты, которыми крепится статор, и снимите его.
4. Выкрутите болт крепления якоря.
5. Вверните съемник анкера из набора инструментов в отверстие и снимите анкер.
6. Выньте шпонку из канавки приводного вала.
После разборки протрите детали салфеткой, смоченной бензином, и осмотрите. Задиров на рабочих поверхностях планок удалить мелкозернистой стеклотканью. Если коллектор сильно изношен, на нем можно нарезать канавку на конической оправке (конус 1: 5), просверлить межламеллярные канавки на глубину 0,5 мм и удалить заусенцы. Покрасить эмалью поврежденную изоляцию катушек возбуждения и оголенные участки их кабелей. Осмотрите правый полуось коленчатого вала и коническое отверстие якоря. Если есть царапины, очистите их мелкозернистой наждачной бумагой. Если имеется большой радиальный люфт, замените правый коренной подшипник коленчатого вала.
Чтобы установить генератор на место, необходимо:
1. Вставьте шпонку в паз приводного вала и установите анкер.
2. Наденьте пружинную шайбу и кулачок переключателя на болт крепления якоря.
3. Вверните и затяните болт, убедившись, что шпонка вала якоря входит в паз кулачка.
4. Поднимите проволоку щетки в щеткодержатель и установите статор на место, при этом штифт на правой половине картера должен войти в канавку на конце статора.
5. Закрепите статор винтами и подсоедините провода к клеммной колодке.
После разборки и сборки генератора необходимо проверить угол опережения зажигания и при необходимости отрегулировать его. Регулировка зажигания описана в разделе «Система зажигания».

РЕЛЕ ОБРАТНОГО ТОКА. В электрической системе мотоцикла аккумулятор и генератор подключены параллельно. С увеличением числа оборотов коленчатого вала двигателя увеличивается число оборотов якоря генератора и, как следствие, его напряжение. Следовательно, если в цепи генератор-аккумулятор отсутствует регулирующее устройство, аккумулятор будет систематически заряжаться при повышении напряжения генератора, что приведет к его выходу из строя. Если напряжение генератора ниже, чем напряжение аккумулятора, аккумулятор будет разряжаться через генератор, который также может прийти в негодность.
Функции такого устройства управления выполняет реле обратного тока (РОТ) (рис. 63). Для обеспечения нормальной работы потребителей, установленных на мотоцикле, а также рационального способа зарядки аккумулятора в заданных пределах в блок с реле обратного тока включен специальный прибор – регулятор напряжения (РН).

Проверка генератора иж планета

Реле обратного тока состоит из электромагнитного сердечника 4, якоря 3 с пружиной 12, двух контактов 1, 2 и ярма 13. На сердечник намотаны две обмотки: тонкий шунт (ШО) и толстый ряд (СО). В свободном состоянии и на холостом (малом) обороте контакты находятся в разомкнутом состоянии и все потребители питаются от аккумуляторов. С увеличением числа оборотов якоря генератора напряжение в сети увеличивается. В результате сила тока, проходящего через тонкую обмотку (ШО), увеличивается, сила притяжения сердечника превышает силу пружины, якорь притягивается к сердечнику, контакты замыкаются, и электрический ток от генерирующее ядро ​​идет на зарядку аккумулятора и другим потребителям. Как только напряжение генератора станет ниже, чем у аккумуляторов, контакты реле размыкаются под действием пружины.

РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ состоит из электромагнитного сердечника 7, якоря 6, неподвижных и подвижных контактов 5, возвратной пружины 8 и резисторов 9, 10. На сердечнике регулятора напряжения намотаны три обмотки: шунт – ШО, компенсационный – КО и серийный – CO. Когда якорь генератора не вращается или вращается с низкой скоростью, двусторонний подвижный контакт регулятора напряжения прижимается к верхнему неподвижному контакту, соединенному с землей, под действием пружины якоря. В этом случае обмотка возбуждения 11 генератора соединена с массой посредством компенсационной обмотки КО и контактов b регулятора.
С увеличением числа оборотов якоря генератора электрический ток, протекающий через последовательную обмотку, намагничивает сердечник электромагнита и притягивает к себе якорь регулятора 6, а его двусторонний контакт 5 перемещается в центральное положение, то есть размыкается. В этом случае последовательно включенные резисторы 10 и 9 на 4,4 и 1,2 Ом включаются в цепь обмотки возбуждения генератора и обмотки компенсации. При дальнейшем увеличении числа витков якоря дополнительного сопротивления становится недостаточно, чтобы напряжение генератора не превысило заданный предел. Якорь 6 сильно притягивается к электромагниту, а двусторонний контакт 5 прижимается к нижнему неподвижному контакту, замыкая обмотку возбуждения генератора. Напряжение генератора уменьшается, якорь регулятора напряжения возвращается в центральное положение или замыкается верхним неподвижным контактом. Вибрационный, якорь 6 с двусторонним контактом поддерживает напряжение генератора в пределах 6,5 – 7 В.
При перегрузке генератора последовательная обмотка регулятора, дополнительно намагничивая электромагнит, ограничивает максимальный ток генератора.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ И ИХ ОБСЛУЖИВАНИЕ. Регулятор напряжения настраивается на заводе и не должен перезаписываться без необходимости. Внимательность сводится к контролю за состоянием крепления проводов к клеммам реле и их очистке.
Неисправность регулятора напряжения нарушает работу всей электросистемы. Основные признаки неисправности: яркое горение ламп или их истощение. Закипание электролита и быстрая разрядка аккумулятора, особенно при ночном использовании мотоцикла. Во время эксплуатации мотоцикла контроль работы регулятора осуществляется красной лампочкой, расположенной в фаре.
Включение индикатора оборотов (1100 – 1200 об / мин) свидетельствует о неисправности регулятора или генератора.
Использование мотоцикла при включенном свете приводит к разрядке аккумулятора. Реле-регулятор – очень чувствительное устройство, и вы можете доверить его настройку высококвалифицированному специалисту.

ПРОВЕРКА И НАСТРОЙКА РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ проводится на минимум генератора, т.е без нагрузки. Поэтому между контактами 1 и 2 реле обратного тока необходимо вставить кусок изоляционной бумаги. В этом случае катушка зажигания будет питаться от аккумулятора. Подключите вольтметр к клеммам «i» и «m». Запустить двигатель. На средних оборотах двигателя напряжение должно быть в пределах 7,3-7,8 В. Если напряжение превышает эти пределы, то сначала нужно очистить контакты 5 стальной пластиной (бритвенным лезвием) толщиной 0,05-0,1 мм, но ни в коем случае не наждачной бумагой. Очищайте только при неработающем двигателе. Если зачистка не дает положительных результатов, необходимо проверить зазор между якорем и сердечником электромагнита 7 (0,9 – 1,1 мм), а также между выводами 5.
Размер промежутка между контактами 5 проверяют следующим образом: между якорем b и сердечником электромагнита 7 вставляют щуп толщиной 1 мм и прижимают якорь к сердечнику. В этот момент расстояние между контактами b должно составлять 0,25 – 0,30 мм (проверено вторым щупом). Если зазор не соблюдается, сложите верхний контактодержатель. Еще раз проверьте расстояния и натяжение. При необходимости натяжение можно отрегулировать, изменив натяжение якорной пружины 8, отогнув нижний держатель пружины. По мере увеличения натяжения пружины натяжение цепи будет увеличиваться, с ослаблением – уменьшаться. При неработающем двигателе необходимо гнуть держатель пружины, а при проверке напряжения с помощью вольтметра двигатель должен работать с большей скоростью.
После завершения регулировки регулятора напряжения снимите изоляционную прокладку с зазора между контактами реле обратного тока.

ПРОВЕРКА И НАСТРОЙКА РЕЛЕ КОНТРАСТНОГО ТОКА. Для проверки и регулировки реле обратного тока (РОТ) понадобится амперметр с нулевым положением стрелки в центре шкалы (шкала 5-0-5А). Вольтметр подключается так же, как при настройке регулятора напряжения, а амперметр подключается последовательно с аккумулятором.
Перед тем как приступить к регулировке, необходимо проверить соответствие зазоров, размер которых должен составлять: между контактами 1 и 2 – 0,25 – 0,35 мм и между якорем 3 и сердечником электромагнита – 0, 6 – 0,8 мм. Если необходимо отрегулировать зазор между якорем и сердечником, контактодержатель необходимо переместить с ослабленными винтами.
Расстояние между контактами реле регулируется путем изгиба контактного полюса. Для проверки напряжения необходимо запустить двигатель и, постепенно увеличивая обороты, отметить напряжение, при котором контакты 1 и 2 замыкаются. В момент замыкания контактов стрелка вольтметра слегка дрожит. Контакты должны замыкаться при напряжении 6,0 – 6,4 вольт. Обратный ток срабатывания реле с правильно установленными интервалами и напряжением срабатывания должен составлять от 0,5 до 4 А. Если контакты замыкаются при более высоком напряжении, то нижний держатель 12 пружины должен быть изогнут в сторону максимума, ослабляя силу пружины. Если он ниже, опустите держатель пружины. Регулировка производится на малых оборотах.

На мотоциклах ИЖ, начиная с четвертой Планеты, установлен генератор 281.3701, это современный трехфазный источник электроэнергии. Этот источник используется для питания электрических приборов для освещения, сигнализации, розжига. Регулятор БПВ-14-10 вместе с выпрямителем заряжает аккумулятор. Генератор состоит из двух частей: статора и ротора.

Проверка генератора иж планета

Статор генератора 281.3701 мотоциклов ИЖ

Статор установлен на правой половине картера и закреплен тремя болтами. Станина изготовлена ​​из специальной листовой стали. Имеет 18 зубчатых мест для намотки фазных обмоток. Фазная обмотка выполнена сплошным проводом диаметром 0,9 мм и намотана на шесть зубцов. На каждый зуб намотано 20 витков медной проволоки. Всего на обмотке шесть зубцов, соответственно намотано 120 витков. Таких обмоток три. Соединение обмоток выполнено звездой. Выходы фазных обмоток подключены к выводам гребенки.

Проверка генератора иж планета

Статор генератора закрыт крышкой из алюминиевого сплава. На крышке есть специальные места и резьбовые отверстия для установки держателя угольной щетки. Выключатель с искровым конденсатором. Специальная гребенка для подключения кабелей.

Проверка генератора иж планета

Ротор генератора 281.3701

Ротор генератора 1 расположен внутри статора. Устанавливается на валу двигателя с помощью болта 3 и шпонки 5. Обмотка возбуждения 6 намотана на сердечник ротора медным проводом диаметром 0,56 мм, сделано 600 витков. Сопротивление обмотки составляет примерно 6,4 Ом. Для контакта с обмоткой используются два медных кольца 2 и угольные щетки. Выполните работу токоприемника.

Проверка генератора иж планета

Как снять ротор генератора 281.3701

На валу ротора в специальном гнезде кулачок 4 переключателя установлен в одном положении и фиксируется фиксирующим болтом 3. Под этим кулачком имеется резьба, предназначенная для снятия ротора с коленчатого вала. Для снятия ротора необходимо ввинтить винт съемника цепи в резьбу. Инструмент находится в инструменте велосипеда. Если винта нет, можно выбрать обычный болт с резьбой M10. Единственное состояние резьбы должно быть не менее 70 мм. Поворачивайте, пока винт не упрется в вал двигателя. Затем мы прикладываем большее усилие для вращения, и ротор снимается с вала.

Проверка генератора иж планета

Уход за генератором

Сводится к визуальному осмотру, чистке.

В первую очередь следует обратить внимание на детали, подверженные износу. Угольные щетки коллектора тока изнашиваются быстрее, чем другие детали. Они требуют регулярного осмотра и замены в случае износа. Контактные кольца контактного кольца должны быть чистыми. Нельзя чистить наждачной бумагой и известью. Вы можете использовать тончайшую стеклянную кожу.

Контакты выключателя периодически проверяются на размер зазора, который указан в инструкции. Для Планеты 4 зазор составляет 0,4-0,6 мм. Если они закончились, контакты выравниваются, а затем шлифуются до зеркального блеска.

Неисправности генератора

Здесь мы рассмотрим неисправности только генератора ИЖ 281.1701. Давайте сначала запишем симптомы неисправности мотоцикла. Следующей записью будет возможная неисправность генератора.

1. Контрольная лампа на панели приборов не горит.
– Щетки генератора начали плохо двигаться, пропал контакт между щеткой и кольцом или оборвался провод к щетке.

2. Контроль всегда активен.
– Обмотка возбуждения вышла из строя. Генератор не работает.

3. Двигатель на средних оборотах, световой индикатор слабый.
– Произошло короткое замыкание фазных обмоток в статоре генератора.

4. Перебои в работе двигателя. Искра не постоянная.
– Неправильное расположение контактов. Конденсатор вышел из строя.

5. Двигатель потерял мощность.
– Неправильная регулировка контактов. Зажигание установлено неправильно.

6. Двигатель не запускается или быстро останавливается.
– На контакты попал проводящий мусор. Конденсатор может быть неисправен.

admin
Оцените автора
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.