Поршни большинства современных двигателей имеют три поршневых кольца, два из которых являются верхними кольцами, а одно нижним скребком. Кольцо-скребок бывает двух видов: неразъемное и типографское.
Наборные скребковые кольца выполняют ту же функцию, что и цельные скребковые кольца, только намного эффективнее, что косвенно подтверждается их ценой.
Обычно при замене колец, без переточки блока, а также после шлифовки и заглаживания блока и установки ремонтных поршней механики стараются как более надежные установить вставные скребковые кольца.
Если в рабочий поршень вставить цельное скребковое кольцо меньшей высоты, будет наблюдаться увеличение расхода масла из-за увеличенного зазора между канавкой поршня и кольцом по высоте (так называемое перекачивающее действие колец). Обычно канавка для скребкового кольца уже изношена и имеет высоту, превышающую заводской стандарт, в то время как новое кольцо имеет высоту, соответствующую нормальному (необработанному) размеру канавки поршня.
Это часто происходит во время операции «замены колец», когда заменяются только кольца без какого-либо ремонта блока
При установке типа скребкового кольца это значение не критично, поэтому при замене колец механики отдают предпочтение типу скребковых колец.
Наборное маслосъемное кольцо состоит из:
- Два стальных диска
- Радиальная развертка
- Осевая развертка
Существует множество мнений по поводу установки дисков с круговым циферблатом, какой стороной вверх или вниз ставить диск на поршень.
Поясним, что это такое. Если диск маслосъемного кольца зажать между указательным и большим пальцами и слегка сжать, то он поднимется вверх или вниз.
Например, при сборке японских (бензиновых) двигателей кольца с завода расположены так: верхнее кольцо (диск) прогибается вверх, а нижнее – вниз. Если следовать американским технологиям, например заводскому двигателю «Линкольн Навигатор» – звонят оба. Завод ЗМЗ – оба кольца.
Сами производители колец циферблатного типа не делают никаких замечаний по установке коммутируемых дисков, поэтому самый безопасный способ их установки остается – повторить заводскую сборку. Это приемлемо для моторов, где кольца заменяются впервые и «родные» кольца однозначно того стоят.
Наборные маслосъемные кольца устанавливаются на поршень в следующем порядке:
- Радиальная развертка
- Первый стальной диск
- Осевая развертка
- Второй стальной диск
Блоки всех частей скребкового кольца разнесены на 180 градусов друг относительно друга. При двухфункциональном эспандере замки разведены на 90 градусов к стыку эспандера.
Вопрос о том, гнуть ли стальные диски накладных скребковых колец, при установке видоискатель в каждом случае решает самостоятельно, так как прямых указаний от производителя нет, а это подразумевает произвольную установку стальных дисков.
Маслосъемные кольца предотвращают попадание масла из картера в камеру сгорания, удаляя излишки масла со стенок цилиндра. Устанавливаются под компрессионными. В отличие от компрессионных колец они имеют сквозные канавки или состоят из двух скребковых колец. На поршнях некоторых двигателей устанавливаются составные скребковые кольца, состоящие из двух стальных дисков и двух пружинных расширителей: осевого и радиального. Осевой расширитель, расположенный между дисками, плотно прижимает их к стенкам канавки поршня. Радиальный расширитель плотно прижимает диски к цилиндру. Собирающие кольца хорошо прилегают к поверхности цилиндра и обеспечивают низкий расход масла в картере.
Основные функции и виды
Скребковые кольца установлены ниже компрессионных. В отличие от неразъемной конструкции сжатия, они изготавливаются со сквозными пазами (в чугуне) или композитами с пружинами растяжения (в стали). Разъемные кольца – это тонкое верхнее кольцо, нижнее кольцо и два расширителя (осевое и радиальное). В зависимости от типа поршня и двигателя можно установить пару маслосъемных колец. Этот вид колец выпускается трех видов:
– хром,
– не хромированный,
– сталь.
Герметизация камеры расширения или сгорания; более высокое сжатие, чтобы двигатель мог работать и запускаться. Снизить общий расход моторного масла машиной (для всех четырехтактных и двухтактных дизельных двигателей); это должно гарантировать, что все скользящие элементы достаточно смазаны. Не допускайте попадания выхлопных газов в картер. Отвод лишнего тепла от рабочего поршня, что предотвращает его перегрев и нормализует передачу тепла через стенки цилиндра.
Конструкция колец
Прежде чем рассматривать неисправности и выяснять, когда требуется замена или коксоудаление скребковых колец, необходимо выяснить их конструктивные особенности. Несъемные детали сегодня больше не производят, так как они уже непопулярны. Такие детали обладают повышенной жесткостью, из-за чего плохо прилегают к поверхности и плохо удаляют масло. Сегодня производятся детали, состоящие из двух или трех частей. Такие детали называются «маслосъемными кольцами типовой установки».
Первый вариант состоит из самого скребкового кольца и винтовой пружины. Преимущества такого изделия: он достаточно гибкий, поэтому плотно прилегает к стенкам цилиндра. Пружина так плотно прижата к кольцу, что деталь кажется твердой. Трехкомпонентные кольца состоят из следующих элементов: распорной пружины и двух стальных пластин. Обычно они используются в автомобилях с бензиновыми двигателями. Преимущество такой конструкции в том, что она максимально плотно прилегает к баллону.
Признаки износа колец и их диагностика
Узнать, когда нужно отремонтировать или заменить маслосъемные кольца, можно по некоторым причинам: расход масла в двигателе стал намного выше; в начале движения или после небольшой остановки – появление серого дыма; потеря и испарение масла в пробках, прокладках и т д .; также важен цвет вытекшей жидкости: если она темная, уплотнители необходимо заменить; Следующим шагом будет проверка свечей зажигания, если они загрязнены, то нужно обратиться в автосервис или произвести ремонт самостоятельно. Если вы обнаружите признаки износа, первое, на что следует обратить внимание, – это маслосъемные кольца. Проверить шапки довольно просто. Необходимо снять вентиляционный шланг, если давление в картере высокое, вышли из строя колпачки.
Что делать при износе колец?
Чтобы выбрать способ решения проблемы, нужно выяснить, почему она возникла. Возникновение вышеперечисленных симптомов может быть вызвано износом или поломкой компрессионного и скребкового колец, или если они закоксовываются и забиты.
В первом случае потребуется разобрать двигатель и установить новые детали взамен поврежденных. При этом следует внимательно осмотреть все сопутствующие детали, так как при поломке колец могут возникнуть царапины, устранить которые можно только капитальным ремонтом.
Если предполагается, что поршень и маслосъемные кольца заблокированы, в масло можно добавить специальную присадку. Но этот метод используется, как правило, в профилактических целях.
На практике часто возникают неисправности поршневых колец. Поэтому, чтобы не допустить возникновения серьезных последствий и, как следствие, больших затрат на ремонт, необходимо вовремя распознать первые симптомы и принять соответствующие меры.
ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВКИ МАСЛОСЪЕМНЫХ КОЛЕЦ
Хочу обратить ваше внимание на установку скребковых колец. Со сжатием проблем возникнуть не должно, если соблюдать простые правила, настраивать подписки (надписи, точку) и использовать специальный инструмент.
При установке маслосъемника могут возникнуть трудности при отсутствии надписей или при правильной установке расширительного блока. Давайте рассмотрим это подробнее. Если надписей нет, неважно, с какой стороны вы наденете кольцо, и какая из них будет сверху, а какая – снизу (композиция).
Ошибки часто возникают при установке поршня в цилиндр, даже если для затяжки колец на поршне используется специальный зажим. Особенность в следующем. При сборке скребкового кольца необходимо обращать внимание на фиксацию расширителя и правильность его зацепления. Для наглядности см. Изображение ниже.
Во время сжатия колец на поршне блок расширителя маслосъемного кольца может выскочить из правильного положения и перекрыть друг друга, спиралевидно свернувшись вместе, в результате чего пластины проваливаются через расширитель, что приведет к заеданию канавок на стенках цилиндра и поршня. Во избежание этого фиксирующий зажим необходимо расположить, как показано на рисунке.
Отличия маслосъемных колец от колпачков
Неопытные автовладельцы часто путают маслосъемные кольца с уплотнениями стержней клапанов. Фактически, эти два элемента выполняют одну и ту же важную работу в двигателе – они защищают камеру сгорания от избытка масла. Сами уплотнения штока клапана или, как их еще называют, уплотнения клапана, находятся в головке блока цилиндров и устанавливаются на втулки клапана. Их работа заключается в удалении масла из стержней клапанов с верхней части головки блока. Скребковые уплотнения Скребковые кольца являются частью поршневых колец и устанавливаются на поршнях, расположенных в блоке цилиндров. Неисправности При износе маслосъемных колец и уплотнений клапанов начинается увеличение расхода моторного масла, повышается температура и происходят перебои в работе силовой установки. Это выражается в таких неисправностях, как: • нестабильный запуск двигателя; • перебои в работе цилиндров; • повышение температуры двигателя; • снижение динамики и мощности; • повышенный расход топлива.
Что делать если залегают маслосъемные кольца?
Перекрытие поршневых колец приводит к потере их подвижности. Это связано с накоплением нагара от сгоревшего масла, который сильно забивает канавки в поршне, что приводит к залипанию колец внутри «гнезд». В этом случае обязательно выходят из строя уплотнения между поршнем и цилиндром. Двигатель теряет компрессию, не развивая ожидаемую мощность, так как не хватает сжатия рабочей смеси. Кстати, это по той же причине, что двигатель не заводится нормально в холодную погоду, так как кольца забиты коксом.
Что будет дальше? Первое, что укажет на проблемы с двигателем – это увеличение расхода масла. Скребковые кольца страдают от нагара, потому что они работают как скребок. Часто склейка поршневых колец происходит в непродолжительных поездках по городу, когда двигатель не успевает прогреться.
Еще одна причина появления колец – некачественное (поддельное) масло. Качество масла является очень важным аспектом, так как будет или нет нагар, зависит от качества продукта. Так, например, если вы используете сомнительное масло, оно будет гореть, как маргарин на сковороде. Поэтому покупайте масло, рекомендованное специально для вашего автомобиля, у производителя.
Стоимость замены колец и колпачков
Работа по замене поршневых колец стоит на автовокзалах по-разному и составляет в среднем от 8000 до 10000 рублей и более, в зависимости от конструкции двигателя и сложности работ, а также марки автомобиля.
По замене колпачков стоимость работ начинается в среднем от 3000 руб.
Машины комплектуются разными типами двигателей, силовые агрегаты могут отличаться объемом, мощностью, конструкцией.
Если расход масла в двигателе увеличивается, чаще всего причина в износе или поломке поршневых колец, их замена – довольно трудоемкая работа, к тому же требует определенных слесарных навыков.
Поршневые кольца двигателя
В двигателе внутреннего сгорания (ДВС) поршневые кольца (ПК) служат для уплотнения между стенками цилиндра (гильзами) и поршнем, что создает сжатие в цилиндрах. Если при сборке забыть вставить ПК в двигатель, двигатель не запустится, так как не будет обеспечено необходимое сжатие рабочей топливовоздушной смеси.
В легковых автомобилях на каждый поршень стандартно устанавливаются по три кольца: два компрессионных кольца и скребок; Причем скребковые ПК могут быть типовыми, т.е состоять из нескольких элементов. Поршневые кольца сжатия (КПК) используются для создания сжатия в цилиндрах, они всегда изготавливаются из высокопрочного чугуна с различными добавками. Топовый КПК обладает наибольшей прочностью, так как работает в самых суровых температурных условиях и выдерживает максимальные нагрузки.
Поршневые кольца скребка моторного масла (IPC) необходимы для слива масла со стенок цилиндра, если поршневые кольца не выполняют свою функцию, двигатель будет потреблять масло. IPC могут быть чугунными или стальными, и чугунные ПК почти всегда изготавливаются как одно целое, но стальные скребковые кольца могут быть только штабелированы (составные). Стальной МПК для баллона состоит из:
- два кольца из пружинной стали;
- осевой расширитель;
- радиальный расширитель.
Тепловой зазор поршневых колец
ПК представляют собой подпружиненные диски с прорезью – при установке на поршень они расширяются и в гильзе плотно прижимаются к его стенкам. Для достижения максимального сжатия рабочей смеси стенки цилиндров должны быть максимально гладкими (без дефектов), а форма внутренней полости – идеально круглой. На поршне ПК размещаются в специальных пазах, кроме того, они неплотно сидят, а на холодном поршне свободно перемещаются по пазам.
На резинках есть тепловые игры:
Зазоры должны быть уверены, если они больше или меньше предписанного значения, поршневой узел быстро выйдет из строя. Следует учитывать, что металл при нагревании расширяется и если тепловой зазор ПК будет слишком мал, поршневой узел начнет перегреваться. При больших зазорах герметичность не гарантируется, возникают потери мощности.
Для легковых автомобилей обычно устанавливаются следующие расстояния:
- между пазами и КПК – от 0,02 до 0,08 мм (для верхнего кольца зазор должен быть немного больше);
- между пазами и МПК – от 0,05 до 0,06 мм;
- на стыке – от 0,25 до 0,5 мм.
По мере износа игры на ПК увеличиваются и не должны превышать:
- между кольцом и пазом – 0,15 мм;
- на стыке – 1,0 мм.
Поршневые кольца ВАЗ
Волжский автомобильный завод производит двигатели для переднеприводных и заднеприводных автомобилей, поршневые кольца для двигателей ВАЗ изначально поставлял Мичуринский завод. Мичуринцы признали много недостатков в своей продукции, и с 1986 года их производство налажено в Тольятти. В настоящее время ПК для двигателей ВАЗ выпускают много разных производителей, в частности это:
- АВТОВАЗ (Тольятти);
- СТК (Самара);
- GOETZE (Германия);
- MAHLE (Германия);
- NPR EUROPE (бывшее название SM, Japan).
Признаки и причины износа (поломки) поршневых колец
На автомобилях ВАЗ в процессе эксплуатации происходит износ двигателя, также выходят из строя ПК. Кольца могут:
- разбить на две и более части;
- изнашиваются толстые;
- у них общий износ.
Часто поломка деталей происходит из-за перегрева ДВС, в этом случае уменьшается компрессия в цилиндрах и двигатель теряет мощность. Признаки плохого ПК:
- серый дым из патрубка глушителя, особенно часто появляется после длительной работы на холостом ходу при сильном нажатии на педаль акселератора;
- повышенный расход масла в двигателе;
- потеря мощности, двигатель перестает тянуть;
- коксовые свечи.
Если есть признаки неисправности в поршневом узле, сначала заменяются поршневые кольца. Но замена ПК не всегда дает желаемый эффект, часто после ремонта двигатель продолжает дымить и потреблять масло. Причина проста: износ самих цилиндров. В блоке гильзы обычно изнашиваются неравномерно: они принимают овальную форму, из-за износа поршневые кольца не плотно прилегают к стенкам цилиндра и не обеспечивают герметичность.
На серийные автомобили ВАЗ устанавливаются двигатели следующих типов:
- 2101/2103/2105/2106 (ВАЗ-классика);
- 21213 / 21214/2130 (Нива);
- 2108/21083 (ВАЗ 2108-09-099);
- 2111/2112 (ВАЗ 2110-11-12);
- 21114 (ВАЗ 2113-14-15);
- 11186 (Lada Granta);
- 11194 (Лада Калина).
Также существует множество других модификаций ДВС, все двигатели ВАЗ четырехцилиндровые рядные, всего 8 или 16. Двигатели ВАЗ имеют несколько типоразмеров цилиндров:
Для каждого размера предусмотрены ремонтные прибавки на 0,4 и 0,8 мм, на заводах производятся ремонтные поршни и поршневые кольца первого и второго ремонтных размеров. Поршневые кольца диаметром 76 мм доступны для двигателей:
Первый ремонтный размер ПК для этих двигателей – 76,4 мм, второй ремонтный размер – 76,8 мм. Поршни, а также поршневые кольца диаметром 79 мм производятся для моделей ICE:
Все эти двигатели также имеют два размера ревизии ПК: 79,4 мм (первая ревизия) и 79,8 мм (вторая ревизия). Самый распространенный размер ПК – 82 мм; на многих современных автомобилях ВАЗ применяется поршневая сборка такого размера. Поршневое кольцо диаметром 82 мм встречается на двигателях:
У ВАЗ ДВС тоже есть отклонения от типовых габаритов, например, на 1,4-литровом двигателе 11194 установлены поршни и ПК диаметром 76,5 мм, этот ДВС комплектуется Ladv Kalina. Также есть нестандартный силовой агрегат ВАЗ-21128 объемом 1800 см³ с номинальным диаметром цилиндра 82,5 мм, но мотор серийно на АвтоВАЗе не производится.
Замена поршневых колец
На автомобилях ВАЗ же, как и на всех других моделях автомобилей, рекомендуется заменять только поршневые кольца только в том случае, если:
- в цилиндрах нет производства;
- не имеет признаков повреждения их внутренней поверхности.
При значительном износе гильз требуется их расточка, а если до этого уже был последний размер, необходимо перегружать блок цилиндров. Возможна замена ПК на любом двигателе ВАЗ без снятия ДВС; для этого потребуется снять головку блока цилиндров и масляный поддон. ПК меняют, если зазор в стыках не превышает 1 мм.
Например, рассмотреть вопрос о замене поршневых колец на автомобиле ВАЗ-2114 с 8-клапанным ДВС, такие работы следует производить на приямке или автоподъемнике:
- выключить зажигание, поставить коробку передач на нейтраль, отсоединить минусовую клемму от АКБ;
- сливаем тосол, снимаем корпус воздушного фильтра вместе со шлангом (гофра форсунки);
- снимаем клапанную крышку, распредвал, ослабляем ремень ГРМ и отводим в сторону;
- отсоединяем от ГБЦ провода, патрубки системы охлаждения, откручиваем болты головки;
- откручиваем гайки выхлопной трубы глушителя;
- полностью освобождаем головку от всех креплений, препятствующих ее снятию, снимаем головку блока;
- если под двигателем есть ограждение, снимите его;
- заменяем емкость под поддоном двигателя, откручиваем пробку на картере, сливаем масло;
- снимаем нижний люк картера КПП (три болта);
- головкой с кривошипом на 10 или торцевым ключом откручиваем все болты масляного поддона;
- разобрать поддон, снять маслоприемник;
- откручиваем гайки шатуна, снимаем нижние крышки шатунов, аккуратно стучим по поршням шатунами вверх. Поршни следует выбрасывать через шток из мягкого металла или через кусок дерева. Сначала нужно аккуратно вытащить болт шатуна, не повредив на нем резьбу, затем вставить пробойник в торец шатуна – ни в коем случае нельзя задевать вкладыши или посадочное место под ними;
- рекомендуется снимать шатуны по одному и сразу же загрунтовать на них крышки, крышки нельзя перепутать между собой, они строго ставятся на место, а блокировка на замок обязательна;
- снимаем ПК с поршней, чистые металлические канавки поршней очищаем фрагментом старого кольца. Обязательно проверьте чистоту проточки по кругу, кокса быть не должно;
- устанавливаем новые кольца в пазы, начинаем с нижнего МПК, затем ставим средний компрессионный ПК и в последнюю очередь верхнее. Для установки можно использовать специальное приспособление, но все же удобнее класть кольца руками. Если МПК чугунные, их нельзя гнуть вдоль оси, их можно только осторожно раздвинуть. Компрессионные кольца тоже нужно складывать аккуратно, до минимума;
- устанавливаем поршень на место при помощи специальной оправки, молотка с деревянной ручкой или латунного или бронзового пробойника;
- ставим поршень шатуна и сразу прикрепляем его к каждой крышке шатуна. Гайки шатуна необходимо затягивать динамометрическим ключом, усилие должно составлять от 4,5 до 5,5 кг;
- затем ставим все на место: маслоприемник, поддон двигателя, головку блока. Залить антифриз в радиатор, масло в картер, запустить двигатель для проверки. После замены ПК двигатель внутреннего сгорания может изначально дымить и расходовать масло: двигатель необходимо обкатать около 2000 км. Так бывает, что при внешне нормальном состоянии рубашек ДВС продолжает дымить даже после замены колец после обкатки. В этом случае потребуется расточка цилиндров и установка ремонтного поршневого узла.
Раскоксовка поршневых колец
Если двигатель начинает дымить, вероятно, в канавках поршня есть кольца. В настоящее время существует множество различных современных средств разборки поршневых колец, и многие водители используют их для восстановления работоспособности двигателя. Среди наиболее популярных составов:
- Мощность найтрокса;
- ЛАВР МЛ-202;
- Титан;
- LIQUI MOLI;
- WYNN’S.
Автомобилисты считают, что если двигатель тлеет, необходимо использовать средство для раскоксовывания, и двигатель начнет работать в том же режиме, без расхода масла и без дыма. Действительно, иногда эти средства помогают, но только в тех случаях, когда двигатель долгое время простаивал (например, после зимы) и ПК оставались там из-за влаги. Если автомобиль подлежит длительному хранению (поставить на зимнее хранение в гараж), открутить свечи зажигания и залить масло в цилиндры и заглушить отверстия для свечей. При такой профилактике свечи не промокнут и на рукавах не будет скапливаться ржавчина.
Но если все же забывчивый автовладелец не принял профилактических мер, то можно использовать декарбонизатор. Устраняем ржавчину в цилиндрах следующим образом:
- отключение высоковольтных кабелей;
- выкручиваем все свечи;
- поверните коленчатый вал так, чтобы все поршни оказались в центральном положении;
- в каждый баллон налить по 45 мл жидкости, добавить свечи;
- оставьте баллоны пропитаться на 6-7 часов;
- зачем гасим свечи, крутим несколько оборотов стартером, чтобы слетела вся грязь с двигателя;
- собрать снятые детали, запустить двигатель. Сначала может много курить, но потом дым уйдет.
Автовладельцам следует помнить, что коксоудаление – не панацея от всех бед и при износе поршневых колец поможет только их замена.