ВАЗ 2109-08 шатунно поршневая группа маркировка сборка
Читать: 9565
Поршень с шатуном. Разборка, устранение неисправностей и сборка
Поршень с шатуном:
1 – гайка болта шатуна
2 – шатунные подшипники
3 – шатун
4 – поршневой палец
5 – проточка наружного компрессионного кольца
6 – проточка нижнего компрессионного кольца
7 – канавка маслосъемного кольца
8 – поршень
9 – болт шатуна
10 – крышка шатуна
Для удобства подбора поршней для цилиндров цилиндры и поршни в зависимости от диаметра разделены на пять типоразмеров: A, B, C, D, E.
Поршни номинального размера трех классов A, C, E и двух размеров увеличенного размера доступны в качестве сменных соединений. Первое ремонтное значение увеличено на 0,4 мм, второе – на 0,8 мм.
По весу поршни делятся на три группы: нормальные, увеличенные на 5 г и уменьшенные на 5 г. На двигатель необходимо устанавливать поршни одной группы.
Для поршней увеличенного размера в качестве запасных звеньев поставляются кольца увеличенного размера 0,4 мм и 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбито число «40», а числа второго – «80”.
Номинальные размеры цилиндров и поршней
Размерная группа
Модель двигателя ВАЗ-2108
Модель двигателя ВАЗ-21083
Диаметр цилиндра, мм
Диаметр поршня, мм
Диаметр цилиндра, мм
Диаметр поршня, мм
А
76.00-76.01
75,965–75,975
82,00-82,01
81,965–81,975
Б
76.01-76.02
75,975–75,985
82.01-82.02
81,975–81,985
С
76.02-76.03
75,985–75,995
82.02-82.03
81,985–81,995
Д
76.03-76.04
75,995-76,005
82,03–82,04
81.995-82.005
А ТАКЖЕ
76,04–76,05
76.005-76.015
82,04–82,05
82.005-82.015
Чтобы поршни соответствовали цилиндрам, рассчитайте расстояние между ними. Расстояние определяется как превышение между измеренным диаметром поршня и диаметром цилиндра. Номинальный зазор 0,025-0,045 мм, максимально допустимый 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно выбрать поршни следующих классов, чтобы зазор оставался максимально близким к номинальному. Если зазор больше 0,15 мм, расточите цилиндры до следующего увеличенного размера и установите поршни на соответствующий размер.
Наблюдение 1
Расстояние между кольцами и канавками поршня, мм
Номинальный:
верхнее компрессионное кольцо
0,04-0,075
нижнее компрессионное кольцо
0,03-0,065
скребковое кольцо
0,02-0,055
Максимальное допустимое расстояние для всех колец
0,15,
Наблюдение 2
Зазор в замках поршневых колец, мм:
Максимально допустимый
1.0
Поршневые пальцы делятся по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) каждые 0,004 мм. Выделение из пальца на его конце маркируется лаком.
Размерные классы пальцев и поршней
Я разгружаю
Диаметр штифта, мм
Диаметр поршневого отверстия, мм
Маркировка
палец
поршень
1
21,970–21,974
21,982–21,986
Синий
1
2
21,974–21,978
21,986–21,990
Молодой
2
3
21 978–21 982
21,990–21,994
Красный
3
Установите поршень на шатун так, чтобы стрелка в нижней части поршня указывала в направлении, противоположном номеру детали, нанесенному на шатун. Если нижний конец шатуна имеет выходное отверстие для масла, стрелка на поршне должна указывать на это отверстие.
Порядок реализации
1. Поршневые кольца рекомендуется снимать с помощью специального съемника. В противном случае осторожно нажмите на фиксатор кольца и снимите кольцо с поршня. Таким же образом снимаем оставшиеся кольца. 2. С помощью специальной оправки вытолкните штифт из шатуна. 3. Осмотрите поршни. При появлении задиров, последствий истощения, глубоких царапин замените поршни.
4. Для определения зазора проверьте диаметр цилиндра (см. Подраздел 11.8. И диаметр поршня, который измеряется микрометром в плоскости, перпендикулярной оси пальца, на расстоянии 51,5 мм от головки поршня. 5 .Проверьте расстояние между поршневыми кольцами и канавками на поршне в нескольких точках периметра. Если расстояние превышает максимально допустимое (см. Примечание 1), замените поршни поршневыми кольцами. 6. Вставьте поршневое кольцо в поршень специальную оправку и проверьте люфт в замке. Вместо оправки можно вставить кольцо в цилиндр и протолкнуть его поршнем, чтобы кольцо вошло без деформации. Если люфт превышает максимально допустимый, замените кольцо (см примечание 2.) Если зазор меньше 0,25 мм, осторожно обрежьте концы кольца напильником.
7. Измерьте посадку поршневого пальца в поршне. Для этого смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте его в поршень. Палец вынужден войти в поршень, не будучи прижатым пальцем руки.
8. Переверните поршень так, чтобы поршневой палец находился вертикально, чтобы ему не приходилось падать с поршня под действием собственного веса. Если палец упал с поршня, возьмите палец следующей степени. Если поршневой палец третьего класса отваливается от поршня, замените поршень и поршневой палец.
9. Осмотрите втулки шатуна. Если на них есть трещины, зазоры, сколы, замените вкладыши.
10. Осмотрите шатуны с крышками. Заменить погнутые шатуны.
11. Поместите поршневой палец 2 на вал установщика поршневого пальца 1, вставив распорное кольцо 5. Затем вставьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт. Размеры проставочного кольца: внешний диаметр 22 мм, внутренний диаметр 15 мм, толщина 4 мм.
12. Нагрейте шатун выше 240 ° C в духовке в течение 15 минут. Зафиксируйте шатун в тисках, поместите на него поршень (см. Примечание) так, чтобы отверстия под штифт совпали, и вставьте инструмент со штифтом в отверстия поршня и шатуна до упора. Для правильной установки поршневого пальца поршень должен быть прижат от ступицы к верхней головке шатуна в направлении давления.
13. При дальнейшем охлаждении шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в втулках поршня.
Предупреждение
Шатуны обрабатываются вместе с крышками, поэтому их нельзя демонтировать.
Если во время сборки узла шатун-поршень устанавливаются новые детали, выберите поршни для цилиндров по классу, группе и весу. Штифты и поршни также необходимо подбирать по марке.
Сборку поршня с шатуном нужно производить как можно быстрее, так как шатун быстро остывает. После охлаждения шатуна изменить положение пальца становится невозможно.
Обозначение размера ремонта:
1-й ремонт – треугольник,
2-й ремонт – кв.
Обозначение весовой группы:
нормальный – “г”,
увеличился на 5 грамм – “ ”,
уменьшено на 5 грамм – “-”.
14. Смажьте поршневые кольца и шлицы поршня моторным маслом. Установите поршневые кольца съемником или вручную в правильной ориентации. Измерьте легкость перемещения колец в пазах.
15. Если на кольце написано «верх», «верх» или «ваз», поместите кольцо надписью вверх по направлению к нижней части поршня. 16. На нижнем компрессионном кольце расположена канавка. Кольцо должно располагаться канавкой вниз. Перед установкой скребкового кольца поверните пружинный расширитель так, чтобы его фиксатор находился на противоположной стороне стопорного кольца.
17. Поверните поршневые кольца так, чтобы их блоки находились под углом 120 ° друг к другу..
18. Вставьте пластину в нижнюю шатунную головку, при этом удерживающий выступ на пластине должен войти в канавку шатуна.
19. Вставьте втулку в крышку шатуна так, чтобы фиксатор на втулке вошел в паз в крышке шатуна.
Бензиновый двигатель на «восьмерке»
Внешний вид бензинового двигателя ВАЗ 21083 напрямую связан с низким качеством отечественных резинотехнических изделий. Дело в том, что в начале производства на автомобили семейства Лада Самара устанавливался двигатель ВАЗ 2108, первый отечественный силовой агрегат, разработанный специально для поперечного размещения под капотом переднеприводной машины.
Однако у двигателя ВАЗ 2108 была неприятная особенность, присущая зарубежным двигателям с зубчато-ременной передачей. При обрыве ремня ГРМ поршни двигателя встречались с клапанами ГБЦ, а ГБЦ обязательно гнулась, что привело к дорогостоящему ремонту двигателя ВАЗ 2108. На иномарках такая поломка была крайне редкой из-за высокой надежности ремни ГРМ. Однако в раннем Самаре обрыв некачественного ремня был настолько частым явлением, что пришлось срочно дорабатывать двигатель с помощью специалистов немецких автопроизводителей. В результате появился новый двигатель, ставший прародителем целого семейства силовых агрегатов. Сборка двигателя ВАЗ 21083 – задача не сложная, сделать это можно без помощи специалистов.
Установка коленвала на ВАЗ
Капитальный ремонт двигателя ВАЗ 21083 обычно состоит из разборки агрегата, поиска неисправностей деталей, расточки коленвала и цилиндров, сборки двигателя. Разборка двигателя – дело простое, даже устранение неисправностей и скука – простые процедуры. Но собирать мотор необходимо предельно аккуратно, внимательно следуя инструкции.
Начнем с установки коленчатого вала в блок цилиндров. Помните: количество цилиндров и коренных подшипников считается справа налево по направлению движения автомобиля. То есть 1 цилиндр расположен возле помпы и ГРМ трансмиссии, а 4 – возле сцепления и коробки передач.
- Переверните блок.
- Вкладываем крышки коренных подшипников с выступами крепления в пазы станины. В станину 3 (среднюю станину) ставим одну вставку без паза, а в другую 4 – с пазами.
- Мажем рубашки моторным маслом.
- Маслом смазываем пальцы коленвала и ставим в станину, с фланцем маховика на 4-й цилиндр.
- Вставляем упорные полукольца в пазы центрального коренного подшипника. Каждое полукольцо с одной стороны имеет по 2 выемки. Этими сторонами устанавливаем полукольца на щеки коленвала. Надеваем белое полукольцо спереди (со стороны шкива), желтое – сзади (со стороны маховика).
- Поворачиваем полукольца так, чтобы их концы были на одном уровне с торцами грядки.
- Вкладываем вкладыши без бороздок в крышки коренных подшипников, с выступами крепления в пазы и смазываем их.
- Накладываем крышки коренных подшипников на соответствующие им станины насечками в сторону сборки генератора. 1 крышка обозначена насечкой, 2 – двумя насечками и 2 отверстиями, 3 – тремя, 4 – четырьмя, 5 – двумя.
- Захватываем крышки болтами.
- Затягиваем болты крышки в следующей последовательности: сначала болты крышки 3, затем 2 и 4 и, наконец, болты крышки 1 и 5.
- После этого вращаем дерево, если оно прилипло, ищем причину и исправляем. Если не блокируется, проверяем осевой люфт коленвала, если он больше 0,26 мм, заменяем полукольца на более толстые. Если люфт в норме, приступайте к установке сальников и масляного насоса.
Монтаж сальников и масляного насоса
Система смазки двигателя 21083 состоит из масляного насоса, маслоприемника, фильтра и каналов. После разборки мотора все каналы необходимо промыть растворителем и продуть сжатым воздухом. Масляный насос необходимо устанавливать вместе с сальниками коленчатого вала, а маслоприемник – после установки ШПГ и маховика.
Порядок установки сальников и помпы.
- При помощи толстой медной или латунной проставки и молотка до конца вбиваем задний сальник в обойму.
- С помощью литола или другой смазки приклейте прокладку к другой стороне опоры.
- Смажьте внутреннюю кромку заднего сальника и фланец коленчатого вала моторным маслом.
- На фланец надеваем сальник в сборе с держателем, для этого острой и мягкой деревянной палкой осторожно продеваем внутренний край сальника на фланец.
Замена сальника в масляном насосе
- Далее медленно перемещаем опору по фланцу к самому блоку цилиндров, захватываем болтами и выравниваем так, чтобы ее край полностью совпадал с краем блока. Только после этого полностью закручиваем все болты.
- Помимо заднего забиваем в отверстие маслонасоса передний сальник коленвала.
- Смажьте внутреннюю кромку сальника и шестерни насоса маслом. Для равномерного смазывания сдвигаем шестерни пальцем.
- Приклеиваем прокладку к масляному насосу литолом или любой другой смазкой.
- Поворачиваем ведущую шестерню так, чтобы выступы на ней совпадали с вырезами на передней части коленчатого вала.
- Надеваем масляный насос на вал, набиваем край сальника на шейке коленвала мягкой заостренной деревянной палочкой.
- Так же, как подставка, подносим масляный насос к самому блоку, захватываем болтами, выравниваем края и полностью закручиваем болты.
Вернуться к оглавлению
Устанавливаем шатунно-поршневую группу
Узел шатун-поршень (ШПГ) необходимо устанавливать в сборе. Не рекомендуется вдавливать поршневой палец в головку шатуна без специальных инструментов. Лучше доверить эту процедуру профессионалам.
Для установки ШПГ потребуется стальная кольцевая оправка. Высота кольца 2-3 см, диаметр отверстия немного больше диаметра цилиндра. Поршни должны быть установлены так, чтобы стрелка на их дне (часть, прилегающая к клапанам) указывала в сторону масляного насоса. Номер шатуна и поршня должен совпадать с номером цилиндра. Перед установкой необходимо открыть замки скребка и компрессионных колец под углом 120 градусов.
- Давайте перевернем блок.
- Очистите стенки цилиндров и шейки шатунов коленчатого вала сухой тканью.
- Тщательно смажьте маслом стенки цилиндра, боковые поверхности поршня и внутреннюю часть шпинделя.
- Надеваем оправку на цилиндр и через нее продеваем поршневой узел с шатуном. Вставляем поршень в цилиндр с помощью круглой деревянной палочки (рукоятки молотка).
- Вставляем вкладыш в крышку шатуна, смазываем маслом.
- Укладываем блок на бок и устанавливаем крышку шатуна так, чтобы номер цилиндра на нем и на шатуне был на одной стороне. Захватываем крышку с орехами.
- Таким же образом монтируем остальные поршни в сборе с шатунами. Затем переверните блок цилиндров и затяните все 8 гаек крепления крышек шатунов.
Если у вас нет оправки, вы можете вырезать ее самостоятельно из толстостенного куска стальной трубы.
Сборка маховика, маслоприемника и помпы
важно установить маховик так, чтобы выемка на нем касалась крышки 4 шатуна, а зубчатый венец прилегал к муфте.
- Нанесите тонкий слой автомобильного герметика на болты коленчатого вала.
- Надеваем маховик и его шайбу на вал и закручиваем болты, которые крепят его до упора.
Все, маховик установлен. Монтируем маслоприемник и картер.
- Заменяем уплотнительное кольцо маслоприемника.
- Смажьте новое кольцо маслом.
- Ставим маслоприемник на место и прикручиваем к масляному насосу.
- Прикручиваем деталь 2 ко второму коренному подшипнику.
- Закручиваем болты.
- Отрезаем лишние детали держателя сальника и сальников масляного насоса.
- Нанесите смазку на нижние края блока и приклейте прокладку картера.
- Аккуратно ставим блок-картер на место, чтобы не сдвинуть прокладку.
- Обхватываем плинтус болтами по периметру.
- По очереди затяните все болты.
Теперь можно сделать перерыв, так как сборка практически завершена. А после перерыва нужно вернуть насос на место.
- Надеваем на помпу прокладку и смазываем литолом или другой смазкой.
- Устанавливаем насос с разметкой и крепим деталь к блоку 2-мя болтами.
Все, блок цилиндров собран. Далее необходимо установить на него головку, сцепление, шкивы, крышки ГРМ, генератор и другие аксессуары.
Выше представлены видеоролики по разборке и сборке двигателя, которые следует изучить перед работой.
Процесс сборки двигателя ВАЗ 2108 выглядит следующим образом:
- Прежде всего, необходимо установить гильзы в постель блока цилиндров. Но сначала необходимо очистить их от нагара и масляных отложений с помощью специального металлического стержня. Использование наждачной бумаги запрещено. Чистку проводим только штангой и периодически все промываем чистым бензином. После очистки станины установите гильзы по отметкам, сделанным при разборке двигателя. Вкладыши имеют фиксирующие усики, которые должны соответствовать пазам на грядках. Центральная накладка будет без паза. После установки смажьте их чистым моторным маслом.
- Устанавливаем коленвал в блок цилиндров на станине.
- Теперь установим упорные полукольца. Перед установкой промойте их от пыли чистым бензином. Если вы посмотрите на полукольцо, вы увидите бороздки с одной стороны. Этими пазами полукольца устанавливаются на щеки коленчатого вала.
- Полукольцо белое-сталь-алюминий установлено на приводной стороне распределительного вала, то есть на передней стороне центральной опоры коленчатого вала, а темное полукольцо установлено на противоположной стороне станины.
- После того, как вы установили все полукольца, откорректируйте их положение так, чтобы их концы были на одном уровне с торцами станины, и можно было приступить к установке крышек.
- Промойте вкладыши чистым бензином, затем установите их в крышки коренных подшипников по отметкам, сделанным при разборке. При установке антенны на корпусе должны быть совмещены с пазами в крышках. Также перед их установкой смажьте гильзы чистым моторным маслом.
- Теперь, когда все вкладыши установлены на свои места по ранее сделанным отметкам. Отверстия под болты крепления на крышках, а также сами болты и их головки смазываем моторным маслом. Закручиваем все болты крепления крышек, но не затягиваем. Затяните болты в следующей последовательности: 3 2 4 1 и затем 5 крышки. После затяжки несколько раз проверните вал двигателя, он должен вращаться свободно, без заеданий.
- После затяжки болтов установите масляный насос. Замените прокладку масляного насоса, которую перед установкой необходимо смазать любой консистентной смазкой, чтобы она плотно прилегала к блоку цилиндров.
- Таким же образом установите держатель заднего сальника коленчатого вала. Также меняем уплотнительную прокладку, которую скрепляем смазкой.
- На следующем этапе ремонтных работ собираем поршни. По сделанным при разборке отметкам (если поршневой узел установлен старый) раскладываем поршень с шатунами и их пальцами, подготавливаем два новых стопорных кольца поршневых пальцев.
- Установите стопорное кольцо на поршень.
- Далее необходимо нагреть головку шатуна до 240 ° в духовке, после чего фиксируем в тисках и надеваем на нее поршень. Установите штифт, нажав на него оправкой, подходящей по диаметру. Работу проводить быстро, чтобы шатун не успевал остыть, иначе поршневой палец не изнашивается.
- После того, как шатун остынет, пальцем смажьте поршень чистым моторным маслом, которое заливается через отверстие в ступице поршня.
- Установите оставшееся стопорное кольцо.
- Далее устанавливаем поршневые кольца. Первым делом ставим расширительную пружину скребкового кольца.
- Далее устанавливаем компрессионные кольца. Для их установки используется специальное приспособление. Если он отсутствует, аккуратно отделяем концы колец вручную и надеваем их на поршень.
- Как правило, сначала необходимо установить скребковое кольцо, затем нижнее компрессионное кольцо и, наконец, центральное компрессионное кольцо. Если вы посмотрите на компрессионные кольца, то увидите на их поверхности отметки – «TOP», «Vaz» или «Top» и кольцо установлено так, чтобы эта отметка была обращена вверх. Если эти надписи отсутствуют, кольцо можно установить любым способом.
- Нижнее компрессионное кольцо тоже немного отличается. В первую очередь разница заключается в толщине кольца, плюс на одной из сторон есть бороздки. В этом случае кольцо устанавливается пазом вниз.
- После установки колец проверьте качество их вращения в канавках. Кольца должны легко вращаться, не заедая. Перед установкой поршня в цилиндр установите кольца так, чтобы их блоки находились под углом 120 ° друг к другу.
- Теперь приступим к установке поршня в цилиндр. Поршни устанавливаются по меткам, сделанным при разборке. Перед установкой тщательно очистите поверхность зеркал цилиндра, поверхность самого поршня чистой тканью. Очистите поверхности чистым моторным маслом. Вставьте вкладыш в шатун по сделанным отметкам, чтобы усики вкладыша вошли в пазы шатуна.
- На поршень надеваем специальную оправку для сжатия поршневых колец.
- Далее нам нужно повернуть коленчатый вал так, чтобы установленный поршень оказался в нижней мертвой точке.
- При установке поршней стрелка снизу изнутри должна указывать в сторону передней части двигателя.
- Плотно прижмите шпиндель к блоку цилиндров и деревянной ручке молотка, вставьте поршень в цилиндр.
- Далее нужно вставить вкладыш в крышку шатуна и установить саму крышку. Вставьте вставку, соблюдая отметки, сделанные при разборке. Смажьте все чистым моторным маслом.
- Затяните две гайки крышки шатуна.
- Установите остальные поршни.
И на завершающем этапе сборки скрепляем все навесные элементы, а именно:
- Датчик давления масла.
- Устанавливаем маслоприемник.
- Устанавливаем масляный поддон, предварительно заменив прокладку на новую и зафиксировав любой смазкой.
- Установить головку блока цилиндров, шестерню распределительного вала и приводной ремень с крышкой.
На этом ремонтные работы по сборке двигателя ВАЗ 2108 завершены.