- замена радиатора ваз
- Форум → ВАЗ → 2110 → Эксплуатация
- Система охлаждения. Устройство и расположение элементов.
- Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 2110 (карбюратор)
- Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 2111, 2112 (инжектор)
- Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 21114, 21124
- Система охлаждения двигателя ВАЗ 2110 инжектор.
- Устройство и принцип функционирования системы охлаждения движка «десятки».
- Устройство системы охлаждения инжекторного двигателя ВАЗ 2110.
- Принцип работы системы охлаждения инжекторного двигателя.
- Ремонт системы охлаждения.
- Рекомендую прочитать:
- Ваз 2110: замена патрубка печки самостоятельно
- Патрубки в отопительной системе ВАЗ 2110
- Нужные детали для ремонта
- Демонтаж патрубков отвода и подвода жидкости радиатора автомобиля ВАЗ 2110
- Порядок выполнения работ
- Установка новых патрубков
- Замена тройника или отводящего шланга радиатора отопителя ВАЗ 2110
- Ремонт шланга без снятия с автомобиля
- Замена шлангов тройника
замена радиатора ваз
МЕНЯЕМ ОТВОДЯЩИЙ ШЛАНГ (ТРОЙНИК) РАДИАТОРА ОТОПИТЕЛЯ
Владельцам «десятки» не повезло: на новую машину практически с начала эксплуатации течет «Тосол». К тому же уже известно место утечки – патрубок отвода (тройник) радиатора отопителя, соединяющий отопитель, помпу охлаждения двигателя и расширительный бачок. Он течет прямо по тройнику, возможно, из-за утечки в трубке, и трубка нагружается с пульсирующей силой из-за колебаний двигателя относительно нагревателя, закрепленного на корпусе.
Иногда Т-образную утечку можно устранить, затянув патрубок на его патрубках с помощью винтовых зажимов (см. Рисунок). В последней «десятке» эти зажимы уже установлены на заводе.
также возможна протечка на стыке шланга с наливным шлангом водяного насоса, что в большинстве случаев устраняется затягиванием хомута. Однако делать это нужно осторожно, чтобы хомут не порезал резину трубки, иначе трубку придется менять. Но вы также можете исправить это, не снимая с машины.
Обрезаем поврежденный конец и строим из куска той же трубы, кладя на металлическую трубу диаметром 18-20 мм и длиной 50-60 мм. Рекомендуется немного увеличить длину трубы – на 5-8 мм – за счет более длинного нового отрезка или зазора в стыке. Это снизит натяжение трубки и немного ослабит ее по сравнению со стандартной. Когда «Антифриз» потечет туда, где шланг присоединяется к радиатору отопителя, вам нужно будет снять вакуумный усилитель, чтобы затянуть хомут.
Разбираем трубку для замены на новую. Работаем под капотом и в салоне. Никаких специальных инструментов не требуется. На запчасти, помимо новой трубы, потребуются пять надежных винтовых зажимов на диаметры 18-24 мм.
Используйте отвертку или удлинитель, чтобы ослабить зажим, которым заправочная трубка крепится к Т-образному патрубку. | . и, сняв шланг, сливаем через него охлаждающую жидкость из расширительного бачка. |
Одновременно заткнуть пальцем патрубок. Для слива удобно использовать двухлитровую пластиковую бутыль для воды. Затем убираем палец и сливаем жидкость из Т-образной трубки (радиатора отопителя) в эту же емкость. Всего набирается около одного литра.
Ослабляем хомут, которым Т-образная трубка крепится к входной трубке насоса, снимаем трубку с трубки и сливаем из трубки оставшуюся жидкость. | Ослабьте резиновую скобу расширительного бачка. |
Снимаем разъем с датчика уровня охлаждающей жидкости в бачке. | Отсоедините паровой шланг от бака. |
Вынимаем емкость из ниши и отводим в сторону вместе со второй паровой трубкой. | Откручиваем четыре самореза крепления левой шумоизоляционной облицовки моторного отсека. |
. и снимаем крышку | Выкрутите верхний саморез для фиксации центральной облицовки. Снимите разъем с датчика уровня тормозной жидкости. |
Ключом на 17 отверните две гайки, которыми главный цилиндр крепится к усилителю тормозов. | Снимаем цилиндр со шпилек и продвигаем вперед вместе с тормозными шлангами, аккуратно их загибая. |
Откинув верхний угол вкладыша, сдвиньте и снимите трубку с вакуумного усилителя с помощью отвертки. |
Теперь необходимо снять вакуумный усилитель, иначе мы не сможем добраться до нужной нам трубки нагревателя.
Проходим внутрь автомобиля и, «ныряя» под рулевую колонку, ГБЦ «13» с удлинителем откручиваем четыре гайки, которые крепят кронштейн педали тормоза к кузову. Отсоедините трос от выключателя стоп-сигнала.
Поднимаем вакуумный усилитель в сборе с кронштейном и педалью тормоза и сдвигаем в сторону, освобождая доступ к шлангам радиатора отопителя. | Чтобы приблизиться к нужной нам выходной (нижней) трубке, снимаем верхнюю (подающую) трубку. |
Теперь у нас есть доступ к нашей трубке. Используйте длинную отвертку или головку с удлинителем, чтобы ослабить хомут и снять шланг с насадки. | Отслоение резины на тройнике. |
После того, как мы разрезали трубку на тройнике, мы обнаружили отслаивание на двух других соплах. |
Новый тройник не застрахован от потерь. Поэтому перед установкой на автомобиль рекомендуется установить на патрубки тройника дополнительные хомуты, как показано на рисунке.
Все стандартные хомуты заменяем на уже подготовленные фирменные.
Соединение можно сделать более безопасным, установив зажимы (A) и удлинив трубку с помощью металлической вставки (B). |
Сергей ГОРБОНОСОВ. ЗР Технический Центр “Тушино”
Форум → ВАЗ → 2110 → Эксплуатация
Система охлаждения. Устройство и расположение элементов.
Система охлаждения двигателя (СОД) ВАЗ – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.
У разных двигателей семейства 2110 есть свои особенности и отличия.
Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 2110 (карбюратор)
1 – радиатор отопителя; 2 – патрубок отвода пара радиаторного отопителя; 3 – патрубок отводной; 4 – подающая трубка; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 – наливной шланг насоса; 7 – термостат; 8 – наливная трубка; 9 – пробка расширительного бачка; 10 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 – расширительный бачок; 12 – патрубок отводной; 13 – жидкостная камера карбюраторного стартера; 14 – патрубок отвода радиатора; 15 – шланг подачи радиатора; 16 – патрубок отвода пара радиатора; 17 – бачок радиатора левый; 18 – датчик включения электровентилятора; 19 – мотор вентилятора; 20 – крыльчатка электровентилятора; 21 – бачок радиатора правый; 22 – сливная пробка; 23 – кожух электровентилятора; 24 – зубчатый ремень привода механизма газораспределения; 25 – крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 – подающий патрубок насоса охлаждающей жидкости; 27 – патрубок подвода к жидкостной камере карбюраторного стартера
28 – патрубок отводной.
Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 2111, 2112 (инжектор)
1 – радиатор отопителя; 2 – патрубок отвода пара радиаторного отопителя; 3 – патрубок отводной; 4 – подающая трубка; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 – патрубок впускного патрубка насоса; 7 – термостат; 8 – наливная трубка; 9 – пробка расширительного бачка; 10 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 – расширительный бачок; 12 – патрубок отводной; 13 – жидкостная камера карбюраторного стартера; 14 – патрубок отвода радиатора; 15 – шланг подачи радиатора; 16 – патрубок отвода пара радиатора; 17 – бачок радиатора левый; 18 – датчик включения электровентилятора; 19 – мотор вентилятора; 20 – крыльчатка электровентилятора; 21 – бачок радиатора правый; 22 – сливная пробка; 23 – кожух электровентилятора; 24 – зубчатый ремень привода механизма газораспределения; 25 – крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 – подающий патрубок насоса охлаждающей жидкости; 27 – патрубок подвода охлаждающей жидкости к патрубку акселератора; 28 – патрубок для отвода охлаждающей жидкости из дроссельной заслонки; 29 – датчик температуры охлаждающей жидкости на выходе; 30 – патрубки радиатора; 31 – сердечник радиатора.
Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 21114, 21124
Системы охлаждения двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 отличаются от систем охлаждения двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 измененной схемой подключения патрубков радиатора отопителя, установкой термостата нового типа в отливке алюминиевый корпус и увеличенный расширительный бачок.
Датчик указателя уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке не установлен.
1 – расширительный бачок; 2 – патрубок отвода радиатора; 3 – радиатор; 4 – патрубок отвода пара радиатора; 5 – шланг подачи радиатора; 6 – кожух электровентилятора системы охлаждения; 7 – корпус термостата; 8 – датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем (установлен в выпускном патрубке); 9 – патрубок отводной; 10 – датчик температуры охлаждающей жидкости комбинации приборов (установлен в ГБЦ); 11 – голова; 12 – дроссельная заслонка; 13 – кронштейн крепления впускного патрубка насоса охлаждающей жидкости; 14 – насос охлаждающей жидкости; 15 – подающий патрубок насоса охлаждающей жидкости; 16 – шланг подачи радиатора отопителя; 17 – патрубок отвода радиатора отопителя; 18 – патрубок отвода пара радиатора отопителя; 19 – шланг наливного шланга насоса охлаждающей жидкости; 20 – наливная трубка.
Система охлаждения двигателя ВАЗ 2110 инжектор.
В любом транспортном средстве во время его работы нагреваются детали двигателя, а чтобы они не перегревались, в автомобиле предусмотрено такое устройство, как система охлаждения. Если вас заинтересовала система охлаждения форсунок ВАЗ 2110, из этой статьи вы узнаете, что это за прибор, принцип его действия, а также как его отремонтировать в случае поломки.
Устройство и принцип функционирования системы охлаждения движка «десятки».
Любая система охлаждения предназначена не только для охлаждения деталей, но и для выполнения некоторых других функций, а именно:
- вентиляция и кондиционирование, подогрев воздуха в системе отопления;
- турбонаддувное воздушное охлаждение;
- охлаждение в АКПП рабочей жидкости;
- охлаждение смазки, а точнее масла в этой системе.
Устройство системы охлаждения инжекторного двигателя ВАЗ 2110.
- Радиатор отопления
- Паровой шланг радиатора отопителя
- Выпускная труба
- Питательная трубка
- Датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока)
- Впускная труба насоса
- Термостат
- Заправочная трубка
- Крышка расширительного бачка
- Датчик указателя уровня охлаждающей жидкости
- Расширительный бак
- Исходящее соединение
- Жидкостная камера спускового механизма карбюратора
- Выпускная труба радиатора
- Подающий шланг к радиатору
- Паровая труба радиатора
- Левый бачок радиатора
- Датчик включения электровентилятора
- Мотор вентилятора
- Крыльчатка вентилятора
- Бачок радиатора правый
- Сливная пробка
- Крышка вентилятора
- Ремень ГРМ
- Крыльчатка насоса охлаждающей жидкости
- Впускной патрубок насоса охлаждающей жидкости
- Впускной патрубок охлаждающей жидкости к патрубку акселератора
- Патрубок отвода охлаждающей жидкости от патрубка ускорителя
- Датчик температуры охлаждающей жидкости на выходе
- Трубы радиатора
- Сердечник радиатора
Принцип работы системы охлаждения инжекторного двигателя.
Если говорить напрямую о системе охлаждения ВАЗ 2110, то она жидкостная, ее циркуляция принудительная, а заливка осуществляется в расширительный бачок.
Основой для создания жидкости, используемой в этой системе, является вода в сочетании с этиленгликолем. Такая жидкость способна замерзать только при минимально возможных температурах, а также создавать повышение температуры кипения. Добавляя в него различные добавки, можно увеличить срок службы сальника, а также замедлить процесс коррозии самой системы. Для полного заполнения жидкости требуется последняя в объеме 7,8 л.
Движение жидкости по системе охлаждения ВАЗ 2110 обеспечивает центробежный насос, который закреплен в блоке цилиндров и приводится в действие благодаря ремню ГРМ.
Как известно, жидкость постепенно нагревается от трения рабочих поверхностей деталей. И уже в зависимости от достигнутой температуры жидкости система охлаждения сначала циркулирует по малому кругу, а после нагрева начинает двигаться по большому кругу. То есть при достижении определенной точки нагрева срабатывает термостат, после чего он открывается и меняет направление движения жидкости. Этот процесс уже контролируется парой клапанов, расположенных в этом термостате. В нем перепускной клапан регулирует движение теплоносителя по малому кругу, а основного – по большому. Поэтому, когда один из этих клапанов открывается, другой закрывается, и наоборот.
Пока двигатель хорошо не прогреется, перепускной клапан находится в открытом положении, и охлаждающая жидкость течет по небольшому кругу через блок цилиндров, дроссельную заслонку и радиатор отопителя. Этот радиатор отопления интегрирован непосредственно в систему охлаждения двигателя, поэтому при прохождении жидкости через него нагревается салон автомобиля.
Когда охлаждающая жидкость нагревается до 85 ° C, главный клапан термостата начинает открываться, когда байпасный клапан закрыт. В это время теплоноситель течет одновременно по малому и большому кругу. И уже при 102 ° C жидкость попадает в радиатор, одновременно протекая только по большому кругу. Там за счет притока воздуха извне он охлаждается.
Оказывается, система впрыска двигателя ВАЗ 2110 устроена таким образом, что если поток воздуха плохо охлаждает жидкость, вентилятор автоматически включается с помощью сигнала электронного блока управления. А при сильном нагреве жидкости ее объем начинает увеличиваться, затем ее избыток возвращается в расширительный бачок. Этот резервуар содержит клапан, поддерживающий необходимое давление в системе.
проверять и проверять уровень охлаждающей жидкости необходимо только при холодном силовом агрегате автомобиля. Если вы заметили регулярное снижение, обязательно проверьте всю систему на предмет утечек. Ну а полную замену охлаждающей жидкости в форсунке ВАЗ 2110 нужно делать каждые 75000 км пробега.
Ремонт системы охлаждения.
Признаки неисправности системы охлаждения форсунок в десятке могут быть следующими:
- очень высокая температура жидкости;
- его очень низкая температура;
- очень шумная работа помпы охлаждения форсунок.
Если такие проблемы были обнаружены, необходимо принять срочные меры по их устранению.
Для этого перед запуском автомобиля обязательно проверьте уровень жидкости и возможность протечек. Наиболее частыми причинами упомянутых выше проблем могут быть проколотые шланги, поврежденные соединительные детали, протекающие прокладки и протекающие сальники водяного насоса. Если таковые обнаружены, их необходимо заменить.
Также проверьте вентилятор охлаждения автомобиля, так как он может работать неправильно из-за накипи или грязи в радиаторе.
Как видите, устранить многие проблемы в работе системы охлаждения рассматриваемого представителя отечественного автопрома своими руками можно, но только в том случае, если система не давала течь. В противном случае в случае неисправности системы охлаждения ВАЗ 2110 придется обращаться к специалистам СТО.
Рекомендую прочитать:
Ваз 2110: замена патрубка печки самостоятельно
Демонтаж печных трубок отопления салона
Для поддержания нужной температуры в автомобиле ВАЗ 2110 есть устройство, называемое ТЭНом или печкой. Система автоматического управления позволяет регулировать температуру с точностью до двух градусов. На ВАЗ 2110 может выйти из строя печка, у которой могут выйти из строя трубы.
Патрубки в отопительной системе ВАЗ 2110
В любой машине, в системе отопления которой присутствует жидкость, для соединения всех элементов используются все типы труб. При использовании автомобиля ВАЗ 2110 следует обратить особое внимание.
Если вовремя не устранить появившийся дефект и не заменить патрубки на печке ВАЗ 2110, это может привести к проблемам с двигателем автомобиля.
Следует обратить внимание не только на них, но и на хомуты, обеспечивающие плотное соединение. Ослабленный или не затянутый вовремя хомут может привести к неожиданному капитальному ремонту двигателя.
Нужные детали для ремонта
В комплект для замены форсунок печки ВАЗ 2110 входят четыре шланга
На фото представлен комплект насадок:
- нижний патрубок для слива жидкости из радиатора;
- верхний входной патрубок;
- короткие соединения водяного насоса и термостата.
Верхняя впускная труба подает нагретую жидкость к радиатору, а нижняя выпускная труба отводит охлажденную моторную жидкость из радиатора. При обнаружении течи из труб необходимо срочно заменить эти элементы на ВАЗ 2110.
Демонтаж патрубков отвода и подвода жидкости радиатора автомобиля ВАЗ 2110
Для замены потребуется подготовить следующие инструменты:
Порядок выполнения работ
У каждого ведомого должна быть своя собственная последовательность. Так что это можно сделать эффективно.
- Провод от «-» отсоединен от АКБ « — ».
- Охлаждающая жидкость слита.
Совет: перед сливом охлаждающей жидкости необходимо дать двигателю остыть, иначе температура сливаемой жидкости будет высокой.
- Снимается обшивка, крышка рамки на лобовом стекле, звукоизоляционная обивка.
- Вентилятор отопителя снимается.
- Хомут всасывающей трубы отсоединяется от корпуса печки.
- С помощью отвертки снимаются три пружинных скобы, которые крепят передний кожух воздухозаборника отопителя.
- Ослаблены винты крепления передней части корпуса.
- Передняя крышка снята.
- Ослабляют затяжку хомутов и отсоединяют шланги от штуцеров.
Установка новых патрубков
При проведении замены патрубков печки на ВАЗ 2110 лучше заменить хомуты, соединяющие все элементы.
Нравится:
- Выполняется замена. На печку ВАЗ 2110 устанавливаются новые патрубки для подачи охлаждающей жидкости и снятия ее с радиатора.
- Остальные детали и узлы устанавливаются в обратной последовательности.
- В систему охлаждения заливается охлаждающая жидкость и проверяется герметичность патрубков и при необходимости подтягиваются все соединения.
Замена тройника или отводящего шланга радиатора отопителя ВАЗ 2110
Внимание: Бывают случаи, когда протекает охлаждающая жидкость на стыке тройника с ТЭНом, расширительным бачком и помпой системы охлаждения двигателя.
Иногда достаточно стянуть патрубки на патрубках новыми хомутами.
Совет: Затягивание хомутов необходимо производить очень осторожно, чтобы не порезать резину трубки, что может привести к замене трубки.
Ремонт шланга без снятия с автомобиля
- Поврежденный конец элемента срезают.
- Кусок той же трубки надевается на металлическую трубку длиной примерно 60 миллиметров и диаметром 20 миллиметров. Цена на такой элемент невысокая, что позволяет сэкономить деньги и время ремонта.
- Чтобы уменьшить натяжение трубы, ее длину следует увеличить на 8 миллиметров.
- Если «Антифриз» протекает из шлангового соединения и радиатора отопителя, необходимо снять вакуумный усилитель.
Как проводится замена дымохода ваз 2110 хорошо видно на представленном видео.
Замена шлангов тройника
Инструкции и порядок работы:
- Зажим, крепящий заправочную трубку к тройнику, ослаблен.
- Охлаждающая жидкость сливается из расширительного бачка.
- Ослабляется хомут, соединяющий патрубок тройника и патрубок подающего патрубка насоса, патрубок снимается с патрубка, из него сливается оставшаяся жидкость.
- Резиновый ремешок его крепления отстегивается при помощи распорки.
- Снимается разъем с датчика, следящего за уровнем охлаждающей жидкости в бачке.
- Отсоедините пароотводную трубку от бака.
- Бак вынимается из ниши и отводится в сторону вместе со второй трубкой, отводящей пар.
- Откручиваются саморезы, крепящие левую звукоизоляционную крышку моторного отсека.
- Верхний саморез, фиксирующий центральную накладку, деактивирован.
- Разъем в бачке тормоза снимается с датчика, который следит за уровнем жидкости в нем.
- Отвернуты гайки крепления усилителя тормозов главного цилиндра.
- Цилиндр снимается со шпилек, вместе с тормозными шлангами убирается вперед. В этом случае трубы изгибаются.
- Трубку снимают с патрубка вакуумного усилителя, сначала загибая верхний угол гильзы.
Дальнейшие работы ведутся в машине:
- Отодвигаем впускной насос в сборе, кронштейн и педаль тормоза в сторону и свободный доступ к патрубкам, расположенным на радиаторе отопителя.
- Чтобы отсоединить нижнюю трубку, сначала необходимо снять верхнюю подающую трубку.
- Ослабляют хомут и снимают нижнюю трубу с патрубка.
Установка новых элементов производится в обратной последовательности.
Совет: Для большей надежности соединения перед установкой тройника на патрубки лучше установить дополнительные хомуты.
Своевременный осмотр и при необходимости замена форсунок печки ВАЗ 2110, системы охлаждения автомобиля своими руками – залог надежной работы двигателя автомобиля.
Покупка новой машины вне зависимости от страны-производителя и технических характеристик вызывает у автолюбителей бешеную радость. Некоторым владельцам ВАЗ 2110 в этом плане не повезло. Дело в том, что на новой дюжине 2010 года охлаждающая жидкость в радиаторе течет практически с начала эксплуатации.
Кроме того, сразу было выявлено слабое место и первопричина утечки: тройник. Тройник охлаждающей жидкости – это обратный патрубок, соединяющий радиатор отопителя, насос охлаждающей жидкости двигателя и расширительный бачок.
Утечка через тройник может быть связана с дефектом уплотнения в трубке, а также с нагрузкой от пульсирующей силы из-за колебаний двигателя относительно нагревателя, прикрепленного к корпусу.
Если вас одолевает подобная проблема, не отчаивайтесь и сразу приступайте к замене тройника системы охлаждения. Можно попытаться устранить утечку, затянув шланг на его патрубках винтовыми хомутами.
также возможны утечки на стыке шланга с наливным шлангом водяного насоса, что в большинстве случаев можно устранить, затянув хомут. Эти действия желательно выполнять очень осторожно, чтобы хомут не повредил резину шланга.
На рисунке показано: 1 – перегрузка расширительного бака; 2 – указатель уровня охлаждающей жидкости; 3 – расширительный бачок; 4 – выхлопная труба; 5 – патрубок отвода радиатора; 6 – шланг подводного радиатора; 7 пароотводящая трубка; 8 – бачок радиатора левый; 9 – контроллер включения электровентилятора; 10 – электровентилятор; 11 – лопасть электровентилятора; 12 – патрубки радиатора; 13 – правый бачок радиатора; 14 – пробка сливного отверстия радиатора; 15 – кожух электровентилятора; 16 – зубчатый ремень привода газораспределительного устройства; 17 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 18 – лопатка насоса охлаждающей жидкости; 19 – подающий патрубок насоса охлаждающей жидкости; 20 – патрубки к жидкостной камере спускового механизма карбюратора; 21 – шланг для отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопления; 22 – патрубок для подвода жидкости к радиатору отопления; 23 – регулятор температуры охлаждающей жидкости; 24 – патрубок патрубка питающего насоса; 25 – термостат; 26 – наливная трубка
Автомобиль ВАЗ 2110 имеет систему жидкостного охлаждения закрытого типа, принудительную циркуляцию жидкости, есть расширительный бачок. Центробежный насос охлаждающей жидкости начинает работать от ремня привода ГРМ. Электровентилятор имеет пластиковую четырехлопастную крыльчатку, установленную на валу электродвигателя, за включение и выключение отвечает датчик.
Двухходовой алюминиевый пластинчатый радиатор с пластиковыми бачками и перегородкой в левом бачке. Подача теплоносителя осуществляется через наливную горловину, крышка 1 расширительного бачка имеет впускной и выпускной вентиль.
Когда выпускной клапан открыт, давление составляет 110-150 кПа, а давление на входе 3-13 кПа. Термостат имеет твердый термочувствительный заряд с 4 основными клапанами и 1 дополнительным (байпас.
Читайте также на портале myfta.ru:
Вольфрамовая проволока Эта категория – металлическая.
Керамический тепловентилятор – это разновидность нагревательного устройства.