Датчик включения вентилятора (ДВ) на любом автомобиле, в том числе и на ВАЗ 2107, играет немаловажную роль. Именно благодаря ему двигатель охлаждается с помощью воздушного потока, что предотвращает перегрев силового агрегата. Подробнее о принципе работы, диагностике и способе замены читайте ниже.
- Характеристика датчика включения вентилятора
- Принудительное включение вентилятора
- Диагностика контроллера
- Инструкция по снятию и замене датчика
- Видео «Наглядная диагностика и замена ДВ своими силами»
- О принудительном включении вентилятора
- Как проверить исправен ли новый контроллер
- Как снятьпоставить новый датчик
- Назначение датчика включения вентилятора ВАЗ 2107
- Конструкции и принципы работы датчиков
- Электромеханический датчик ВАЗ 2107
- Электронный датчик ВАЗ 2107
- Расположение датчика
- Проверка работоспособности вентиляторного датчика ВАЗ 2107
- Последовательность проверки датчика
- Видео: проверка исправности вентиляторного датчика ВАЗ 2107
- Неисправности, связанные с датчиком вентилятора ВАЗ 2107
- Замена датчика включения вентилятора ВАЗ 2107
- Порядок работы
- Видео: замена датчика включения вентилятора
Характеристика датчика включения вентилятора
На двигателях ВАЗ 2107 инжектор или карбюратор довольно сложно пропустить зажигание датчика вентилятора – сам вентилятор охлаждения довольно шумный. Кроме того, при активации слышен не только гул из моторного отсека, особенно если его активация совпала с большой нагрузкой на проводку, но и повышается уровень вибрации кузова. А в том случае, если карбюратор настроен неправильно, может загореться индикатор давления моторной жидкости на панели приборов.
Схема включения вентилятора системы охлаждения ВАЗ 2107
Система охлаждения «семерки» настроена таким образом, что при нормальных условиях работы вентиляционное устройство не срабатывает сразу. Это происходит при достижении определенного температурного режима. Для точного определения этого момента используется датчик вентилятора, который отвечает за активацию этого устройства.
Где включен переключатель вентилятора? Такой вопрос возникает у всех автовладельцев, когда-либо ремонтировавших систему охлаждения. Он находится в радиаторе, так как в первую очередь нагревается небольшой кружок охлаждающей жидкости, после чего система обеспечивает прохождение антифриза через радиатор. Работа последних заключается в интенсивном теплообмене. Только при повышении температуры выше 92 градусов ДВ начинает работать.
На карбюраторе есть два датчика охлаждающей жидкости, один для приборной панели, другой для зажигания вентилятора. А на инжекторе датчик, он показывает температуру на приборной панели, и ЭБУ выходит, и управляет зажиганием вентилятора.
Принудительное включение вентилятора
Система охлаждения на ВАЗ 2107 не обеспечивает бесперебойной работы вентиляционного устройства. Но, несмотря на это, иногда реализуется принцип его принудительного включения. Это происходит при выходе из строя регулятора и, как вы понимаете, заменить его во время движения невозможно. Проверить это можно так: ДТОЖ, расположенный под капотом, продемонстрировал на приборной панели критическую температуру двигателя при переходе стрелки в красную зону. В этом случае вентилятор не включается, и если да, то этому может быть несколько объяснений.
Во-первых, вышел из строя сам ДВ, который крутит вентилятор на «семерку». Такой исход событий, как показывает практика, более благоприятен для водителя. Это связано с тем, что сама система остается исправной, при этом радиатор исправно функционирует, соответственно, часть тепла все еще отводится от двигателя.
В этом случае у водителя есть несколько вариантов решения проблемы:
- Если вы едете по ровной дороге и автомобиль едет без остановок, просто проверьте температуру на приборной панели. Если по пути светофоры или пробки, просто включите печку на максимальную мощность.
- Если долго ехать, можно принудительно включить вентилятор. Для этого необходимо снять два контакта с контроллера и замкнуть друг друга. Но перед выполнением этих действий нужно отсоединить минусовой провод от АКБ. Когда провода закорочены, отрицательный провод можно установить на место на аккумуляторе, после чего вентилятор будет работать непрерывно и без перебоев. Температура двигателя в данном случае роли не играет, как и режим движения автомобиля. При остановке автомобиля вентилятор будет работать до полной разрядки аккумулятора, во избежание этого необходимо открыть моторный отсек и отсоединить «минус» от АКБ.
Положение регулятора
Этот вариант менее приемлем для автовладельцев с установленной противоугонной системой, поэтому, если вам нужно отсоединить проводку устройства, его нужно будет подключить и изолировать. Кроме того, в моторном отсеке необходимо будет проследить, чтобы под лопасти ничего не проходило, так как схема поиска проводов предполагает разводку. Конечно, это повлечет за собой определенные неудобства, так как постоянно открывать капот и замыкать контакты не очень удобно. Поэтому вариант принудительной активации должен быть реализован в экстренных случаях. Сам ДВ – это элемент, стоимость которого довольно низкая, но его замена в пути практически невозможна, так как слить антифриз водителю все равно придется.
Второй вариант менее приятен для водителя и более опасен для автомобиля в принципе: сломался термостат, а система охлаждения не работает должным образом из-за неработоспособности вентилятора. Конечно, если радиатор пустой, ДВ никак не отреагирует, в результате вентиляционное устройство не включится. Основная проблема в этом случае заключается в том, что теплообмен во много раз хуже из-за неработающего радиатора. Единственное решение проблемы – включать плиту на полную мощность и периодически останавливать машину. Это предотвратит попадание стрелки в критическую область датчика.
На видео ниже вы можете увидеть, как владелец ВАЗа устроил кнопку принудительного включения вентилятора при выходе из строя датчика (видео Влада Пахандрина).
Диагностика контроллера
Для диагностики контроллера понадобится градуированный термометр, способный работать при температуре кипения воды. Процедура диагностики выполняется следующим образом:
- Часто датчик, обращенный внутрь радиатора, приходится погружать в воду.
- Кроме того, щупы тестера подключаются к контактам контроллера и настраиваются на отсутствие сопротивления.
- Когда жидкость начинает нагреваться, сопротивление пропадает примерно при 87-92 градусах. Если это так, контроллер работает и будет работать должным образом.
Инструкция по снятию и замене датчика
Регулятор, который должен быть в подкапотном пространстве, имеет свойство периодически выходить из строя. Следовательно, владельцу «семерки» будет полезно узнать, как проходит процедура разборки и установки нового контроллера.
Чтобы удалить и установить DV, сделайте следующее:
- В первую очередь необходимо отключить питание от бортовой машины. Для этого снимите с АКБ отрицательную клемму.
- Далее снимаем пробку распределительного бачка, а также пробку радиатора, чтобы не создавать в системе большое давление.
- необходимо заменить емкость под радиатором, в которую будет стекать охлаждающая жидкость. Открутите кран радиатора и слейте антифриз в таз или другую емкость.
- После этих действий вам необходимо отсоединить кабели от контроллера. Затем возьмите гаечный ключ на 30 мм и открутите сам регулятор от большой гайки. Теперь вы можете разобрать устройство. Обратите особое внимание при снятии, железное уплотнительное кольцо на регуляторе никогда не должно быть потеряно. Как только это будет сделано, вы можете приступить к установке нового устройства. При установке не забывайте, что непосредственно перед установкой точки соприкосновения контроллера и радиатора необходимо смазать герметиком. При этом герметик должен иметь высокую температуру, этот процесс проводится всухую. Используя герметик, можно предотвратить утечку хладагента.
- После установки контроллера можно навинтить заглушку на радиатор. Затем сборка проводится в обратной последовательности: заливается предварительно слитый антифриз, на место устанавливается минусовая клемма аккумулятора. Чтобы убедиться, что система работает, прогрейте двигатель и дождитесь включения вентилятора. Кроме того, не лишним будет освободить магистрали системы охлаждения от воздушных пробок. На нашем ресурсе есть инструкция по замене антифриза в «семерке». Если возникнут вопросы, поможет разобраться, статья по этой ссылке.
Видео «Наглядная диагностика и замена ДВ своими силами»
Более подробно процедура диагностики и замены переключателя вентилятора на отечественной «семерке» и других классических ВАЗах приведена на видео ниже (автор видео – Ремонт двигателя! И интересно!).
На автомобиле ВАЗ 2107, как и на представителе ВАЗской «классики», стоит довольно шумный вентилятор охлаждения. Вы не можете пропустить момент его связи. Повышается вибрация кузова, из-под капота слышно гудение, если время зажигания совпадает с увеличением нагрузки на электросеть (мигание поворотников при включенном ближнем свете, обогрев заднего стекла) – значит нагрузка стрелка на блоке питания начинает скользить в красную зону.
А также (при плохой настройке карбюратора) может начать перегорать сигнальная лампа аварийного давления масла.
Схема охлаждения ВАЗ 2107 такова, что вентилятор в нормальных условиях включается не сразу, а только при достижении определенной температуры в системе. Для определения этого «удобного температурного момента» есть датчик или контроллер включения / выключения вентилятора.
Расположение контроллера на радиаторе не случайно: ведь сначала греется «кружок» антифриза, потом схема охлаждения предполагает прохождение жидкости через радиатор, работа которого заключается в интенсивном теплообмене. И только когда температура превышает 92 ° C, включается переключатель вентилятора.
О принудительном включении вентилятора
В охлаждающем контуре не предусмотрена постоянная работа вентилятора. Но в некоторых случаях можно реализовать принцип «принудительного подключения вентилятора».
Это делается, если датчик вышел из строя и замена невозможна. Проверить это можно так: терморегулятор мотора уже показал вертикальное положение стрелки на циферблате, постоянно «лезет» в красную зону и вентилятор молчит, не включается. Если так, то, вероятно, есть две причины:
- Вышел из строя сам датчик, который включает вентилятор автомобиля ВАЗ 2107. Эта ситуация более благоприятна, чем описанная ниже. Во-первых, контур охлаждения готов и радиатор исправен. Это означает, что большая часть тепла отводится. Есть два пути выхода из этой ситуации, предлагается следующая схема действий:
- Если впереди прямая дорога и машина будет двигаться без остановок, вы можете следить за температурной шкалой. В случае пробок, светофора можно – включить печку на полную мощность с удвоенной скоростью обдува.
- Вы можете решить установить принудительную активацию вентилятора. Для этого вытащите два контакта из контроллера и замкните их вместе. Внимание! Перед этим необходимо предварительно снять с АКБ “минус, вес”. После того, как провода были закорочены, отрицательная клемма снова перекидывается и «Карлсон» начинает работать постоянно, вне зависимости от температуры двигателя и режима движения автомобиля. После остановки ВАЗ 2107 вентилятор будет работать до тех пор, пока не разрядится аккумулятор, затем после остановки нужно открыть капот и снять минусовую клемму.
Это очень раздражает владельцев ВАЗ 2107 с центральным замком и сигнализацией, поэтому отсоединение проводов вентилятора возможно, однако их необходимо повторно подключить и изолировать. Также необходимо найти им место в подкапотном пространстве, чтобы они не попадали под рабочие лопатки крыльчатки, так как в проводке предполагается расположение всех проводов в моторном отсеке. Конечно, так долго ездить неудобно, потому что постоянно открывать – закрывать капот для подключения – отключать надоест. К тому же постоянный шум, вибрации и повышенный износ подшипников вала вентилятора тоже никого не порадуют. Принудительная активация – это экстренный метод.
Датчик, включающий вентилятор, настолько прихотлив, что стоит копейки, а самостоятельная замена по ходу дела проблематична, так как необходимо сливать антифриз.
- Вторая причина более опасна: вышел из строя термостат и неисправен контур охлаждения двигателя – не включился радиатор. Конечно, при пустом радиаторе датчик не реагирует и вентилятор на ВАЗ 2107 не включается. Его опасность в том, что теплообмен во много раз хуже, так как теплообменник огромной общей площади – радиатор – не работает. Единственное спасение – включение печки на полную мощность и периодические отключения ВАЗ 2107, не позволяющие стрелке уйти в красную зону.
Как проверить исправен ли новый контроллер
необходимо взять с собой тщательно откалиброванный градусник, способный работать при температуре кипения воды;
- Погрузите в воду часть контроллера, обращенную внутрь радиатора;
- Подключите щупы тестера к контактам и отрегулируйте их так, чтобы сопротивление исчезло;
- Когда вода нагревается, сопротивление исчезает в диапазоне температур от 87 до 92 градусов Цельсия. Все, датчик работает исправно, замена и включение пройдут успешно.
Как снятьпоставить новый датчик
После покупки и тестирования контроллера вам необходимо сделать следующее:
- Снимите отрицательную клемму с аккумуляторной батареи;
- Снимите крышку распределительного бачка охлаждающей жидкости и крышку радиатора;
- Заменяем тару, закрываем кран на радиаторе и сливаем тосол;
- После снятия проводов с датчика используйте гаечный ключ на 30, чтобы открутить датчик для большой латунной гайки;
- Также снимается датчик. Будьте осторожны, чтобы не уронить медное уплотнительное кольцо на датчик.
После этого датчик заменяется на новый. Во время установки не забудьте перед вкручиванием сенсора покрыть точки соприкосновения сенсора и радиатора слоем высокотемпературного герметика. Делать это нужно всухую. Такая схема действий предотвращает утечку антифриза.
- Теперь нужно намотать пробку на радиатор, залить собранный антифриз и, закинув отрицательную клемму на аккумулятор, проверить работу датчика и вентилятора. Не забудьте протолкнуть форточки в охлаждающих магистралях ВАЗ 2107.
Все, можно отправиться в путешествие! Вентилятор будет работать.
Ни один двигатель внутреннего сгорания не может работать без полного охлаждения, и двигатель ВАЗ 2107 в этом плане не исключение. Если есть проблемы с системой охлаждения, перегрев двигателя – это считанные минуты. Распространенный источник проблем – вентилятор на датчике. К счастью, автовладелец легко может заменить его своими руками. Попробуем разобраться, как это делается.
Назначение датчика включения вентилятора ВАЗ 2107
о назначении датчика несложно догадаться по названию. Это устройство отвечает за своевременное включение вентилятора, обдувающего основной радиатор охлаждения.
дополнительный поток воздуха требуется, когда антифриз в радиаторе нагревается до температуры выше 90 ° C и двигатель перестает нормально охлаждаться. Как правило, это происходит в теплое время года при движении по городу или по проселочным дорогам.
Конструкции и принципы работы датчиков
На протяжении многих лет на автомобили ВАЗ 2107 устанавливались различные модели датчиков зажигания вентилятора. Сначала это были электромеханические датчики, потом им на смену пришла электроника. Рассмотрим каждое устройство более подробно.
Электромеханический датчик ВАЗ 2107
Внутри электромеханического датчика находится небольшая емкость с церезитом, смешанным с медным порошком. Над этим веществом находится гибкая мембрана с прикрепленным к ней толкателем. А толкатель, в свою очередь, подключен к подвижному контакту. Вся эта конструкция заключена в стальной корпус с толстыми стенками (необходим для более равномерного нагрева датчика). С внешней стороны корпуса есть резьба и пара электрических контактов.
Работа датчика основана на простом принципе: объем церезита изменяется с повышением температуры. Церезит, нагреваясь под действием почти закипевшего антифриза, расширяется и приподнимает мембрану, которая приводит в движение толкатель. Он достигает подвижного контакта и замыкает его, вызывая включение вентилятора. Когда температура антифриза падает из-за дополнительной затяжки, церезит охлаждается, мембрана опускается, контакт размыкается и вентилятор выключается.
Электронный датчик ВАЗ 2107
Основа электронного датчика – терморезистор, заключенный в массивный стальной корпус. Как и в предыдущем случае, на корпусе есть резьба, позволяющая вкрутить датчик в радиатор, и пара контактов.
Работа электронного датчика основана на изменении сопротивления резистора под воздействием высокой температуры. За изменениями электрического сопротивления следит специальная схема. И когда сопротивление достигает определенного значения, схема подает сигнал на контактную систему, они замыкаются и включают вентилятор.
Расположение датчика
Практически во всех классических моделях ВАЗ датчики включения вентилятора вкручиваются непосредственно в радиаторы охлаждения. Это необходимо для того, чтобы большая часть рабочей поверхности датчика контактировала с горячим антифризом. Между датчиком и радиатором необходимо установить специальную уплотнительную прокладку из жаропрочного материала.
Поскольку датчик вентилятора ВАЗ 2107 ввинчивается в нижнюю часть основного радиатора, его удобнее менять из смотрового отверстия, на которое предполагается установка автомобиля.
Проверка работоспособности вентиляторного датчика ВАЗ 2107
Для проверки работоспособности переключателя вентилятора на ВАЗ 2107 вам потребуются следующие вещи:
- емкость для кипятка;
- термометр;
- бытовой котел;
- вентилятор на датчике снят с машины;
- домашний мультиметр.
Последовательность проверки датчика
Последовательность проверки датчика следующая:
- В подготовленную емкость наливается вода.
- Резьбовая часть датчика погружается в воду, а ее контакты подключаются к контактам мультиметра, настроенного для проверки электрического сопротивления.
- Теперь термометр и бойлер погружены в воду.
- Котел подключается к сети, вода начинает нагреваться. Температура нагрева контролируется термометром.
Видео: проверка исправности вентиляторного датчика ВАЗ 2107
Неисправности, связанные с датчиком вентилятора ВАЗ 2107
Есть несколько наиболее частых проблем, из-за которых вентилятор на ВАЗ 2107 может не включиться в нужный момент, что приведет к перегреву двигателя. Они здесь:
- выключатель вентилятора перегорел. Чаще всего это происходит из-за резкого повышения напряжения в электрической сети машины, которое произошло из-за короткого замыкания. Электропроводка на ВАЗ 2107 никогда не отличалась прочностью и надежностью. Со временем он начинает разрушаться и приходит в полную негодность, что приводит к закрытию;
- перегорел предохранитель вентилятора. Бывают ситуации, когда датчик вентилятора работает, но вентилятор все равно не включается. В этом случае необходимо осмотреть предохранитель, расположенный под рулевой колонкой автомобиля, и найти там предохранитель, отвечающий за работу вентилятора, снять его и осмотреть. Если он расплавился и немного почернел, причина неисправности найдена.
Замена датчика включения вентилятора ВАЗ 2107
Датчики вентилятора на ВАЗ 2107 ремонту не подлежат. Просто нет запчастей, которые автовладелец мог бы купить и заменить самостоятельно. Кроме того, корпус датчика является монолитным и неразборным, поэтому невозможно попасть внутрь датчика, не сломав его. Поэтому единственное, что может сделать автовладелец при выходе из строя датчика вентилятора, – это заменить его. Для замены датчика потребуются следующие инструменты и расходные материалы:
- пустая 8-литровая емкость для слива охлаждающей жидкости;
- фиксированный ключ на 30;
- 8 литров новой охлаждающей жидкости;
- новый датчик включения вентилятора.
Порядок работы
При замене переключателя вентилятора на ВАЗ 2107 действуйте следующим образом:
- Автомобиль установлен над смотровой ямой. В радиатор откручивается крышка, сливается тосол в подготовленную емкость.
- Обе клеммы снимаются с аккумулятора с помощью рожкового ключа на 11 дюймов.
- С датчика включения вентилятора снимаются контакты с проводами. Делается это вручную, натягивая нитки на себя.
Видео: замена датчика включения вентилятора
Итак, процедура замены датчика вентилятора на ВАЗ 2107 не представляет особой сложности даже для начинающего автолюбителя. Если следовать приведенной выше инструкции, можно сэкономить около 600 рублей. Вот сколько стоит замена датчика в автосервисе.