Указатели поворота играют важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения, а отказ чреват множеством проблем. За работу «поворотников» отвечает небольшое устройство – реле поворота. О том, какие типы реле поворотников используются в автомобилях ВАЗ, как они устроены и работают, а также об их неисправностях и ремонтах читайте в этой статье.
- Назначение реле поворотов
- Реле поворота ВАЗ-2108,2110,ГАЗ-31105,ГАЗель Next АВАР
- Реле поворота ВАЗ-2104,05,07,ГАЗ-3110;3302 АВАР
- Реле поворота ВАЗ-2108-10,М-2141 АВТОРЕЛЕ
- Реле поворота ВАЗ-2101-03 АВТОПРИБОР
- Реле поворота ВАЗ-2104-07 АЭНК-К
- Реле поворота ВАЗ-2104,05,06,07 4-х конт. АВТОПРИБОР
- Реле поворота ВАЗ-2108,2110 ЭМ
- Типы и место установки реле поворотов в различных моделях ВАЗ
- Устройство и принцип работы электромагнитно-теплового реле поворотов
- Устройство и принцип работы электронного реле поворотов
- Неисправности реле поворотов и способы их устранения
- Что такое реле поворота?
- Классификация, устройство и принцип работы реле поворота
- Вопросы правильной покупки и замены реле поворота
- Как устроено и применяется реле
- Что нужно знать о работе реле?
- Проверка реле
Назначение реле поворотов
В действующих в России правилах дорожного движения четко прописано, что во время маневров необходимо включать указатели поворота и при их отсутствии показывать рукой направление движения. Однако сейчас большинство автомобилей и мотоциклов оснащены поворотниками, поэтому вам не нужно часто использовать руки, чтобы указывать направление движения.
При включении мигают указатели поворота, то есть включаются и выключаются через равные промежутки времени, таким образом привлекая внимание других участников дорожного движения, и не заметить включенный «поворотник» довольно сложно. Мигание поворотников играет и другую роль: не позволяет водителям путать их включение с работой стоп-сигналов или включением габаритных огней.
Периодическое включение и выключение (то есть одно и то же мигание) поворотников осуществляется с помощью простого устройства, которое является частью электрической системы автомобиля – поворотного реле, которое часто называют просто переключателем или переключающим реле.
Включенное в цепь указателя поворота реле переключателя выполняет одновременно три функции:
- Подача электрического тока на указатели поворота (т.е включает «указатели поворота»);
- Обеспечить прерывистую работу указателей поворота (их мигание);
- Создание характерных щелчков, сигнализирующих автомобилисту о работающих указателях поворотов.
В автомобилях Волжского автозавода разных поколений и моделей используются реле поворотников разных типов, которые имеют разные принципы работы и характеристики.
Реле поворота ВАЗ-2108,2110,ГАЗ-31105,ГАЗель Next АВАР
Реле поворота ВАЗ-2104,05,07,ГАЗ-3110;3302 АВАР
Реле поворота ВАЗ-2108-10,М-2141 АВТОРЕЛЕ
Реле поворота ВАЗ-2101-03 АВТОПРИБОР
Реле поворота ВАЗ-2104-07 АЭНК-К
Реле поворота ВАЗ-2104,05,06,07 4-х конт. АВТОПРИБОР
Реле поворота ВАЗ-2108,2110 ЭМ
Типы и место установки реле поворотов в различных моделях ВАЗ
В автомобилях ВАЗ используются два основных типа реле поворотников:
- Классические электромагнитные тепловые реле;
- Современные электронные реле.
Работа этих реле основана на различных физических принципах, которые будут рассмотрены более подробно ниже. Здесь мы поговорим о применимости и особенностях установки различных типов реле.
Электромагнитно-тепловые реле переключения были установлены на первых моделях ВАЗ «Классик»: 2101, 2102 и 2103. Несколько моделей этого типа реле были выпущены и производятся до сих пор, на сегодняшний день наиболее распространенными являются реле серии RS. : RS491M, RS491B, RS57, RS950 и другие. Эти реле часто называют «бочкообразными» из-за их внешнего вида».
Электронные реле стали устанавливать на автомобили ВАЗ, начиная с модели 2104, и сегодня все современные модели Lada оснащены этим типом реле. Выпускаются разные модели электронных реле, наиболее распространенными являются поворотные реле 23.3747, 231.3747, 494.3747, 6422.3747 (все установлены на моделях 2104 – 2107), 26.3747, 49.3777, 491.3747, 495.3747 и 712.3777 (все установлены на моделях 2108 – 2110), 07.4747 (устанавливается на модели 2108 – 2115), 14.3747 (устанавливается на всю линейку ВАЗ «Классик», ВАЗ-1111 «Ока», ВАЗ-2121 «Нива» и другие автомобили) и т.д.
Уже сегодня выпускаются электронные автомобильные поворотные реле ВАЗ-2101 – 2103, которые можно без доработки установить взамен штатных электромагнитных. Наиболее распространенным является реле типа 71.3777, однако некоторые из описанных выше моделей реле могут использоваться и в «Копейках.
Место установки реле указателей поворота зависит от модели автомобиля. Так, на Жигулях 2101 – 2106 реле монтируется непосредственно под передней панелью приборов (в некоторых моделях также устанавливается реле зажигания), поэтому оно хорошо защищено и его щелчки отчетливо слышны в любых условиях. В более поздних моделях реле поворота «перекочевало» в монтажный блок реле и предохранителей. Необходимо знать расположение реле, так как это может значительно облегчить его замену в случае неисправности.
Устройство и принцип работы электромагнитно-теплового реле поворотов
Реле этого типа не слишком сложны. В его основе – электромагнитное реле традиционной конструкции – цилиндрический сердечник с тонкой обмоткой из медного провода. Вверху сердечника две контактные группы, а по бокам гибкие металлические анкеры (или, как их еще называют, анкеры). Группа контактов предназначена для замыкания цепи сигнальной лампы «указатель поворота», расположенной на панели приборов. А вторая группа контактов непосредственно замыкает цепи указателей поворота, и именно ее конструктивные особенности обеспечивают мигание «поворотников».
Якорь контактной группы указателя поворота вытягивается из контакта, расположенного на сердечнике, с помощью тонкой нихромовой проволоки, затем в штатном положении цепь указателя поворота разомкнута. Противоположный конец каната закрепляют на подушке из изоляционного материала, которая служит основой для установки сердечника. Нихромовая струна подключена через резистор к цепи переключателя указателей поворота, поэтому во время работы реле через нее протекает ток.
Вся эта конструкция помещена в цилиндрический металлический корпус, нижняя часть корпуса представляет собой платформу из изоляционного материала с реле. Внизу платформы вытягиваются контакты, с помощью которых реле-переключатель подключается к цепи указателя поворота.
Работа электромагнитного теплового реле довольно проста и сводится к следующему. При включении указателя поворота замыкается цепь, в которую входят лампы «указателя поворота», резистор, катушка реле и нихромовая струна. Из-за сопротивления резистора напряжение, подаваемое на лампы, невелико, поэтому их провода горят на полную мощность. Никель-хром, как известно, имеет высокое удельное сопротивление и сильно нагревается при протекании тока – благодаря этому нагреву нихромовая веревка увеличивает свою длину, а натянутый ею якорь распрямляется под действием притяжения сердечника и при в какой-то момент замыкается контактная группа. В результате по резистору и нихромовой струне начинает течь ток, и на полную мощность включаются указатели поворота.
Однако прекращение нагрева струны приводит к ее остыванию и укорачиванию, и якорь снова выдергивается из сердечника, размыкая контакты – поворотники гаснут и цикл повторяется снова. Нагрев и охлаждение нихромовой струны происходит быстро, поэтому лампы мигают с частотой от 60 до 120 раз в минуту.
Текущее положение контактной группы указателей поворота (назовем ее первой) связано с работой контактной группы сигнальной лампы (назовем ее второй). Когда контакты первой группы разомкнуты, ток течет по обмотке, но этого недостаточно для притяжения якоря второй группы, поэтому индикаторная лампа не загорается. Когда шнур натянут и первая группа контактов замкнута, ток, протекающий по обмотке, резко возрастает и уже достаточно для притяжения якоря второй группы контактов. Следовательно, одновременно с миганием указателей поворота мигает и контрольная лампа на приборной панели.
Характерные щелчки при срабатывании указателей поворота обусловлены воздействием якоря на контакты при их замыкании и размыкании. Щелчки – это особенность электромагнитных реле, а в переключателях они стали вполне нормальными.
Электромагнитное тепловое реле имеет простую конструкцию, и в этом его главное преимущество. Но минусов у этого типа реле намного больше: со временем выдергивается шнурок, в результате реле перестает нормально работать, при работе реле перегревается, что меняет его характеристики, и когда один из указателей поворота перегорает, частота мигания второй лампы значительно уменьшается, а в некоторых случаях лампа полностью перестает гореть.
Сегодня электромагнитно-тепловые реле-переключатели были заменены более современными и сложными электронными реле.
Устройство и принцип работы электронного реле поворотов
Электронное реле состоит из двух основных частей:
- Обычные электромагнитные реле с функциями переключения;
- Электронный ключ, запускающий реле с определенной частотой.
То есть в таком поворотном переключателе роль нихромовой струны отводится электронному ключу, который в определенный момент подает и снимает напряжение с обмотки обычного электромагнитного реле. Электронный ключ построен на основе микросхем или дискретных элементов (транзисторов), образующих основной генератор и цепи управления.
Работа этого реле предельно проста. При подаче напряжения на реле начинает работать главный генератор, генерирующий управляющие импульсы той или иной частоты. Эти импульсы отправляются в схемы управления, которые обеспечивают питание или прерывание тока, протекающего через катушку электромагнитного реле. В результате в моменты протекания тока по обмотке реле якорь реле притягивается, замыкая две группы контактов – в этот момент загораются указатели поворота и сигнальная лампа на панели приборов. При отключении тока якорь отпускается и размыкает контакты, все лампы гаснут. Мигание ламп происходит с такой же частотой, как у электромагнитного теплового реле.
Электронная часть реле вынесена на отдельную схему, над которой смонтировано электромагнитное реле. Плата и реле помещены в пластиковый корпус, в нижней или боковой части которого контакты выдвинуты. Обычно корпус реле электронных поворотников ВАЗ имеет форму параллелепипеда и выполнен из пластика черного цвета. Некоторые типы реле, предназначенные для установки вне монтажного блока, также имеют проушины и отверстия для болтов.
Электронное реле вытеснило другие типы реле по многим причинам: оно более надежное, его характеристики не меняются со временем, практически не нагревается и потребляет минимальный ток. А при перегорании одной из ламп указателей поворота вторая лампа продолжает работать в штатном режиме, при этом лампа на панели приборов перестает мигать и горит постоянно (но это реализовано не во всех реле поворотников ВАЗ).
Но самое главное, электронное реле позволяет легко реализовать не только включение «указателей поворота», но и срабатывание сигнализации. Поэтому в автомобилях ВАЗ начиная с модели 2104 и включение поворотников, и сигнализация реализованы с помощью реле-переключателя.
Неисправности реле поворотов и способы их устранения
Ротационные реле всех типов обладают достаточно высокой надежностью, однако эти компоненты не застрахованы от отказов. Обычно выход из строя этого реле делает невозможным включение указателей поворота или прекращает их работу: они могут быть постоянно включены, мигать слишком быстро или слишком медленно и т.д.
На неисправность реле может указывать отсутствие характерных щелчков, а также неработающие поворотники и сигнальная лампа на панели приборов. В любом случае рекомендуется всегда проверять цепи питания указателей поворота и сигнальной лампы (также убедитесь, что соответствующий предохранитель в исправном состоянии). Если с проводкой проблем нет и предохранитель исправен, то реле нужно проверить.
проще оценить работу реле поворота на тех моделях ВАЗ, в которых оно установлено вне монтажного блока. Для этого просто замкните контакты реле отверткой или другим металлическим предметом, и если загорятся «указатели поворота», реле неисправно и его необходимо заменить. Для проверки реле в других моделях ВАЗ необходимо снять крышку монтажного блока, снять реле и замкнуть соответствующие контакты в монтажном блоке с помощью провода. Но иногда проще сразу установить новое реле – результат такой проверки будет надежнее.
Реле указателей поворота относится к частям, которые не подлежат ремонту – в случае неисправности это реле просто заменяется на новое. На сегодняшний день цена на реле поворотников ВАЗ очень доступная, поэтому многие водители берут их впрок, и в дальнейшем проблем с ремонтом и поиском этого компонента не возникает.
Теплое время года, особенно весна и лето, – это сезон для велосипедов, прогулок на природе и семейного отдыха. В интернет-магазине AvtoALL.RU вы найдете все, чтобы ваш отдых был приятным и интересным.
Майские праздники – первые по-настоящему жаркие выходные, которые можно с пользой провести на природе с семьей и близкими друзьями! Ассортимент товаров интернет-магазина AvtoALL поможет сделать свободное время на свежем воздухе максимально комфортным.
трудно найти ребенка, который не любит активные игры на улице, и каждый ребенок с самого начала мечтает об одном – велосипеде. Выбор детских велосипедов – ответственная задача, от решения которой зависит радость и здоровье ребенка. Типы, особенности и выбор детских велосипедов – тема данной статьи.
Теплое время года, особенно весна и лето, – это сезон для велосипедов, прогулок на природе и семейного отдыха. Но велосипед будет комфортным и веселым только при правильном выборе. О выборе и особенностях покупки велосипеда для взрослых (мужчин и женщин) читайте в статье.
Шведские инструменты Husqvarna известны во всем мире, они являются символом настоящего качества и надежности. Помимо прочего, под этим брендом выпускаются и бензопилы – все о пилах Husqvarna, их текущем модельном ряду, особенностях и характеристиках, а также вопрос выбора читайте в этой статье.
Подогреватели и предпусковые подогреватели от немецкой компании Eberspächer – всемирно известные устройства, повышающие комфорт и безопасность зимней эксплуатации оборудования. Информацию о продукции этой марки, ее видах и основных характеристиках, а также о выборе ТЭНов и ТЭНов – читайте в статье.
Многие взрослые не любят зиму, считая ее холодным и депрессивным сезоном. Однако у детей совершенно иное мнение. Для них зима – это возможность поваляться в снегу, покататься на американских горках, т.е повеселиться. А одним из лучших помощников детям в их скучном времяпрепровождении являются, например, всевозможные санки. Ассортимент рынка детских санок очень широк. Рассмотрим некоторые из них.
Все автомобили должны быть оборудованы указателями поворота прерывистого действия. Правильную работу поворотников обеспечивают специальные реле-переключатели – все об этих устройствах, их типах, устройстве и работе, а также их выборе и замене читайте в этой статье.
Что такое реле поворота?
Реле поворота (реле переключателя указателя поворота, выключатель питания) – это электрическое или электронное устройство, предназначенное для замыкания и размыкания цепи указателя поворота транспортного средства, чтобы генерировать прерывистый сигнал, предупреждающий транспортное средство о том, что оно выполняет определенные маневры.
Это устройство выполняет четыре основные функции:
- Формирование прерывистого сигнала указателей поворота на одной стороне автомобиля (справа или слева) при выполнении соответствующих маневров;
- Формирование прерывистого сигнала всех указателей поворота при срабатывании сигнализации;
- Формирование прерывистого сигнала соответствующей контрольной лампы на панели приборов;
- Формирование прерывистого звукового сигнала, информирующего водителя о включенных указателях поворота.
Реле переключателя является частью трех электрических цепей: двух цепей указателей поворота с левой и правой стороны автомобиля и цепи аварийной сигнализации (которая включает указатели поворота с обеих сторон автомобиля). Для включения световой сигнализации реле подключается к соответствующей цепи с помощью переключателя на рулевой колонке. Поэтому обычно на автомобилях устанавливается только одно реле переключения передач.
Действующие правила и нормы дорожного движения предусматривают, что все автотранспортные средства, эксплуатируемые на территории Российской Федерации, должны быть оборудованы указателями поворота, и использование этой сигнализации обязательно при выполнении любых маневров. Если световая сигнализация не работает, то необходимо принять меры по устранению неисправностей, чаще всего ремонт сводится к простой замене переключателя реле указателей поворота. Но прежде чем покупать и менять реле, необходимо разобраться в типах этих устройств, которые существуют сегодня, их устройстве и характеристиках.
Классификация, устройство и принцип работы реле поворота
На автомобилях, тракторах и другой технике используются реле двух основных типов:
Устройства этих типов различаются физическими принципами работы и, соответственно, конструкцией.
Электромагнитные тепловые переключатели тока. Это реле поворотников старой конструкции, которые используются на автомобилях несколько десятилетий, но благодаря простоте конструкции и надежности еще не утратили актуальности.
Основа этого устройства – электромагнитный сердечник с катушкой и двумя стальными якорями с контактными группами. Один якорь вытягивается из контакта тонкой нихромовой проволокой (металл с высоким удельным сопротивлением и высоким коэффициентом теплового расширения), второй якорь удерживается на некотором расстоянии от контакта упругой бронзовой пластиной. Работа этого типа реле довольно проста. Когда включены поворотники, ток течет через обмотку сердечника, нихромовую струну и резистор, сопротивление этой цепи высокое, поэтому лампы включены. За короткое время струна нагревается и растягивается из-за теплового расширения – якорь притягивается к его контакту и замыкает цепь – в этом случае ток течет в обход струны и резистора, индикаторы поворота загораются полностью. Обесточенная струна быстро охлаждается, укорачивается и перемещает якорь от контакта: цепь прерывается, ток снова течет через струну, и процесс повторяется.
В момент, когда контакты замыкаются, через электромагнитный сердечник протекает большой ток, вокруг него образуется магнитное поле, которое притягивает второй якорь – замыкается вторая группа контактов, которая включает лампу на панели приборов. Благодаря этому работу указателей поворота дублирует прерывистая работа лампы на панели приборов. Описанные процессы могут происходить с частотой 60-120 раз в минуту (то есть каждый цикл нагрева и охлаждения колонны занимает от 0,5 до 1 секунды).
Электромагнитные тепловые реле обычно размещаются в цилиндрическом металлическом корпусе с винтовыми или ножевыми контактами, их можно установить в моторном отсеке или под приборной панелью.
Электронные переключатели скорости. Это современные устройства, которые используются во всех новых автомобилях. Сегодня существует два типа электронных реле:
• С электромагнитным реле для подключения нагрузки (указателей поворота);
• С электронным ключом для подключения нагрузки.
В первом случае реле поворота состоит из двух функциональных блоков: простого электромагнитного реле и электронного ключа на полупроводниковом устройстве (на транзисторе или микросхеме). Электронный ключ действует как тактовый генератор, который с заданной частотой подает ток на обмотку электромагнитного реле, а контакты реле, замыкаясь и размыкаясь, позволяют включать и выключать указатели поворота.
Во втором случае вместо электромагнитного реле используется электронный ключ на мощном транзисторе, обеспечивающий включение и отключение поворотников с необходимой частотой.
Электронные реле обычно размещаются в стандартных пластиковых оболочках с ножевыми контактами, обычно устанавливаются в блоке реле и предохранителей, реже под приборной панелью или в моторном отсеке.
Вопросы правильной покупки и замены реле поворота
Отказ реле – одна из самых распространенных проблем в электрической системе автомобилей, и хотя законы о дорожном движении не запрещают работу транспортного средства с неисправными указателями поворота (поскольку сигналы могут подаваться вручную), эту часть следует заменить как можно скорее в случае отказа. Для замены необходимо выбрать реле того же типа и модели, которое ранее было установлено на автомобиле. Однако аналогов самых распространенных поворотных реле на рынке сегодня существует множество, и среди них можно выбрать подходящее устройство. Для правильного выбора примите во внимание следующее:
- Напряжение питания: реле должно соответствовать питанию автомобиля (12 или 24 вольт);
- Количество и расположение контактов (распиновка) – реле должно помещаться в блок реле и предохранителей или в отдельный разъем без каких-либо изменений;
- Размеры корпуса: Реле не должно превышать габаритов блока реле и предохранителей (хотя здесь есть исключения).
Современные реле легко заменить: нужно открыть блок реле и предохранителей, снять старое реле, при необходимости очистить электрический разъем (удалить грязь и пыль) и вставить новое реле. Термовыключатели с винтовыми разъемами требуют множества манипуляций – нужно ослабить гайки старого реле, снять провода и закрепить их на новом реле. При этом само реле обычно крепится к корпусу с помощью кронштейна и болта. В некоторых случаях электромагнитные тепловые реле допускают изменение частоты прерывания тока – для этого устройство необходимо разобрать и отрегулировать, повернув винт, натягивающий нихромовый шнур.
При правильном выборе и установке реле немедленно сработает, чтобы обеспечить соответствие требованиям дорожного движения.
Автомобили год от года становятся умнее: они уже самостоятельно поворачивают руль, меняют жесткость подвески, дают водителю пятую точку массажа и многое другое… Однако конечный исполнительный механизм большинства электрических цепей автомобиля Автомобиль, скромная «рабочая лошадка», представляет собой реле, практически не изменившее своей конструкции с 1831 года, когда оно было впервые изобретено… Что полезно знать обычному автовладельцу о реле?
Как устроено и применяется реле
Как известно, размер и мощность коммутатора, переключающего мощную нагрузку, должны соответствовать этой нагрузке. Нельзя включать в машине такие серьезные потребители тока, как, например, вентилятор радиатора или нагревать стекло маленькой кнопкой – ее контакты просто перегорят в один-два нажатия. Соответственно кнопка должна быть большой, мощной, узкой, с четкой фиксацией положений включения / выключения. К нему необходимо подключать длинные и толстые провода, рассчитанные на полный ток нагрузки.
Но в современной машине с ее лаконичным внутренним дизайном нет места для таких кнопок и стараются экономно использовать толстые провода с дорогой медью. Поэтому реле часто используется как дистанционный выключатель питания: оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейной коробке, и мы управляем им с помощью крошечной маломощной кнопки с подключенными к ней тонкими проводами, конструкция которой проста в использовании вставить внутрь современного автомобиля.
Внутри простейшего типового реле находится электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже движущийся коромысло, притягивающее сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые зажигают мощную электрическую цепь.
В автомобилях часто используются реле двух типов: с парой замыкающих контактов и с тремя переключающими контактами. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Бывают, конечно, более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе: размыкание, замыкание, переключение. Но встречаются они гораздо реже.
Обратите внимание, что на изображении ниже для реле с тремя переключающими контактами рабочие контакты пронумерованы. Пара контактов 1 и 2 называется «нормально замкнутой». Пары 2 и 3 «нормально открытые». «Нормальным» состоянием считается состояние, в котором катушка реле НЕ находится под напряжением.
Наиболее распространенные универсальные автомобильные реле и их выводы со стандартным расположением ножек для установки в блок предохранителей или выносной блок выглядят так:
Нестандартный ксеноновый комплект герметичного реле выглядит иначе. Заполненный компаундом корпус позволяет ему надежно работать при установке рядом с фарами, где вода и грязевой туман просачиваются под капот через решетку радиатора. Распиновка нестандартная, поэтому у реле есть свой разъем.
Для коммутации больших токов, десятков и сотен ампер, используются реле другой конструкции, нежели описанные выше. Технически суть неизменна: обмотка намагничивает движущийся сердечник, замыкающий контакты, но контакты имеют значительную площадь, провода закреплены под болт от М6 и толще, обмотка большей мощности. Конструктивно эти реле аналогичны реле соленоида стартера. Они используются на грузовых автомобилях в качестве заземляющих выключателей и реле стартера одного и того же стартера, на различном специальном оборудовании для включения особо мощных потребителей. Они необычно используются для аварийного переключения лебедок джипов, создания систем пневмоподвески, в качестве главного реле системы самодельного электромобиля и т.д.
Кстати, само слово «relay» переводится с французского как «упряжные лошади», и этот термин появился в эпоху развития первых телеграфных линий связи. Малая мощность гальванических батарей того времени не позволяла передавать точки и тире на большие расстояния: на длинных проводах «отключалось» все электричество, а остаточный ток, достигавший корреспондента, не мог двигать головкой типографии аппарат. В итоге линии связи стали делать «с пересадочных станций»: в промежуточной точке сработал не печатающий аппарат ослабленным током, а слабое реле, которое, в свою очередь, открыло знакомую улицу с новым аккумулятором – и снова, и снова…
Что нужно знать о работе реле?
Напряжение, указанное на корпусе реле, является оптимальным средним напряжением. Автомобильные реле имеют маркировку «12В», но работают при напряжении 10 вольт и 7-8 вольт. Точно так же им не вредит 14,5-14,8 вольт, при которых напряжение в бортовой сети повышается при работающем двигателе. Итак, 12 вольт – это номинальное значение. Хоть реле грузовика на 24 вольта в сети 12 вольт не сработает, но разница здесь слишком большая…
Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – это максимальный ток, который контактная группа может пропустить через себя без перегрева и перегорания. Обычно на корпусе указано – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно прочные, «слабых» тут не найти. Даже самые маленькие переключатели на 15-20 ампер, стандартные реле на 20-40 ампер. Если ток указан двойным (например, 30/40 А), это означает кратковременный и длительный режим. На самом деле резерв по току никогда не мешает, но в основном это касается какого-то нестандартного электрооборудования автомобиля, которое подключается независимо.
Клеммы автомобильных реле имеют маркировку в соответствии с международным стандартом электротехники для автомобильной промышленности. Два обмоточных провода пронумерованы «85» и «86». Клеммы контакта «два» или «три» (замыкающего или переключающего) обозначены как «30», «87» и «87a».
Однако маркировка, к сожалению, не дает гарантии. Российские производители иногда маркируют нормально замкнутый контакт цифрой «88», а зарубежные – «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются между неназванными «брендами» и такими компаниями, как Bosch. А иногда и контакты помечены цифрами от 1 до 5. Так что, если на корпусе не подписан тип контакта, что случается часто, лучше проверить распиновку неизвестного реле с помощью тестера и блока питания на 12 вольт поставка – подробнее об этом ниже.
Контакты реле, к которому подключается проводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в розетку блока), а также винтовой клеммы (обычно для особо мощных реле или реле устаревшего типа). Контакты бывают «белые» или «желтые». Желтый и красный – латунь и медь, матовый белый – луженая медь или латунь, глянцевый белый – никелированная сталь. Луженая латунь и медь не окисляются, но латунь и медь без покрытия лучше, хотя они имеют тенденцию темнеть, что ухудшает контакт. Никелированная сталь тоже не окисляется, но прочность у нее высокая. Неплохо, когда силовые кабели медные, а кабели обмотки – никелированная сталь.
Для работы реле на его обмотку подается напряжение питания. Его полярность безразлична к реле. Больше «85» и меньше «86» или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подключен к плюсу или минусу, а управляющее напряжение посекундно поступает от кнопки или какого-то электронного модуля.
В предыдущие годы чаще использовалось постоянное подключение реле и сигнал положительного управления, сейчас чаще встречается обратный вариант. Хотя это не догма, это все равно происходит, даже в контексте автомобиля. Единственное исключение из правил – реле, в котором диод включен параллельно обмотке – здесь уже важна полярность.
Если напряжение на обмотку реле подается не кнопкой, а электронным модулем (стандартным или нестандартным, например, защитным оборудованием), то при отключении обмотка создает индуктивное перенапряжение, которое может повредить управляющую электронику. Для гашения перенапряжения параллельно катушке реле включается защитный диод.
Как правило, эти диоды уже есть внутри электронных компонентов, но иногда (особенно в случае различного дополнительного оборудования) необходимо реле со встроенным диодом (в этом случае его символ указан на корпусе), а иногда используется внешний блок с припаянным со стороны проводов диодом… А если вы устанавливаете нестандартное электрооборудование, которому по инструкции необходимо такое реле, нужно строго соблюдать полярность при подключении обмотка.
Обмотка реле потребляет около 2-2,5 Вт мощности, поэтому ее корпус при работе может сильно нагреваться – это не преступно. Но допускается нагрев обмотки, а не контактов. Перегрев контактов реле деструктивен – они обугливаются, разрушаются и деформируются. Чаще всего это происходит в вышедших из строя примерах реле российского и китайского производства, у которых контактные плоскости иногда не параллельны друг другу, контактная поверхность недостаточна из-за перекоса, а во время работы происходит точечный нагрев.
Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты спаиваются и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предотвратить такую проблему не совсем реально.
Проверка реле
При ремонте неисправное реле обычно временно заменяют на ремонтируемое, потом заменяют на аналогичное и все. Однако никогда не знаешь, какие действия могут возникнуть, например, при установке дополнительного оборудования. Итак, будет полезно знать элементарный алгоритм управления реле, чтобы диагностировать или уточнить распиновку – а вдруг натолкнетесь на нестандартную? Для этого нам понадобится блок питания на 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и включенный тестер в режиме измерения сопротивления.
Предположим, у нас есть реле с 4 выходами, т.е с парой нормально разомкнутых контактов, которые работают на замыкание (реле с переключающим контактом «тройка» тестируется таким же образом). Сначала прикоснитесь щупами тестера один за другим ко всем парам контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).
На одной из комбинаций выводов омметр должен показывать сопротивление около 80 Ом – это обмотка, запомните или отметьте ее контакты (для автомобильных реле на 12 В наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление находится в пределах 70 до 120 Ом). Подаем на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или аккумулятора – реле должно четко щелкнуть.
В результате два других контакта должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме выбора и одновременно подаем на обмотку 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер поскрипел – все в порядке, реле работает.
Если вдруг на рабочих выводах прибор показывает короткое замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, мы наткнулись на редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающиеся при подаче напряжения на обмотку), или, что более вероятно, контакты плавятся и свариваются от перегрузки, закорачиваются… В последнем случае реле утилизируется.