Москвич 412 ведет свою «родословную» с 1967 года, когда существующая модель «408» получила более современный двигатель. Для упрощения производства была доработана передняя часть корпуса, что позволило установить двигатель УЗАМ-412 и более широкий радиатор. Так родился Москвич 412.
Одна модель – два производителя
Первые экземпляры «412» были произведены на заводе МЗМА, который впоследствии был переименован в АЗЛК. Параллельно выпуск москвичей был освоен в Ижевске, и машину выпускали одновременно на двух независимых предприятиях:
- С 1967 по 1977 год – в МЗМА;
- С 1968 по 1997 год – на автомобильном заводе в Ижевске.
Для справки: Несмотря на то, что Ижевский завод разместил свой логотип на решетке радиатора, по документам автомобиль продолжал называться Москвич 412. Это подтвердили видеозаписи тех лет: автомобиль только так рекламировался. Чтобы их различать, автомобилисты в повседневной жизни используют сочетания названий: «Иж-Москвич-412» или «Ижевск» Москвич-412».
На базе Москвича 412 Ижевский автозавод доминировал в производстве еще двух моделей, имевших адаптированный для перевозки легковой кузов:
- ИЖ-2715 – автофургон грузоподъемностью 500 кг;
- ИЖ-27151 – его модификация в виде пикапа.
Вся внутренняя «начинка» была аналогична платформе Москвич 412. Поэтому в обслуживании автомобиля сложностей не возникло – проводка, силовой агрегат и ходовая часть Москвича 412 были идентичны.Дополнительная аббревиатураКузов, разработанный в послевоенные годы, перестал отвечать требованиям пассивной безопасности в 1970-х годах.А поскольку в те годы большинство автомобилей продавалось за границу, конструкторам пришлось поработать над решением следующих проблем:
- силовые элементы кузова М-412 переработаны под установку ремней безопасности. С 1969 года ремни стали стандартными на автомобилях;
- панель приборов и другие травматичные элементы салона получили мягкую обивку. Все автомобили по состоянию на февраль 1969 года получили обновленные детали интерьера.
Для справки: в заводской документации модернизированные москвичи получили дополнительный индекс: добавились буквы «I» и «E», а сама модель стала называться «Москвич 412 IE».
Силовые агрегатыИнтересна и более полная история создания силового агрегата Москвич 412, имевшего сокращенное заводское обозначение М-412 – УЗАМ-412, который очень похож на историю своего предшественника, двигателя М-408:
- Для Москвича «408» за основу был взят силовой агрегат Opel Kadett, который вместе с производственной документацией оказался в нашей стране в послевоенное время;
- двигатель М-412 был основан на силовом агрегате объемом 1500 куб м от BMW M10, который оказался чрезвычайно удачным в техническом плане. Более того, сами баварцы не скрывали, что их основные идеи также были скопированы с разработок модели Talbot 1955 года.
Однако многие элементы силового агрегата были переработаны и усовершенствованы конструкторами, что сделало Москвич 412 самым быстрым автомобилем тех лет.
Особенности обслуживания электрооборудования
Электромонтаж Москвич 412 проводился по однопроводной схеме:
- питание на «+» контакты исполнительных механизмов подавалось от аккумулятора и генератора;
- роль второго провода играл металлический корпус автомобиля, а все «-» кабели приборов и устройств имели надежный контакт с кузовом.
Для справки: контакты типа «шпатель», используемые для соединений, часто окислялись, что требовало их периодической очистки для восстановления надежного электрического контакта.
Из характеристик обслуживания системы зажигания можно отметить некоторое несоответствие деталей.В частности, для первых номеров Москвич 412 смежных фирм:
- осуществлен выпуск трамблеров модели Р-118;
- позже выпускались машины с трамблером П-147 (бесконтактная схема), имевшие другую глубину посадки.
Совет: При замене сломанного выключателя зажигания необходимо переделать более позднюю модификацию или искать родную «заменяющую деталь.
На модификациях автомобиля было изменено положение задних фонарей, ряд автомобилей оснастили прямоугольными блочными фарами производства ГДР, что коснулось и проводки:
- На заводе МЗМА Москвич 412 имел дополнительную проводку в моторном отсеке для подключения новых фар;
- Новые бамперы заставили дизайнеров изменить форму габаритных огней – они стали шире
- На Ижевском заводе Москвич 412 оснастили задними горизонтальными фонарями;
- На экспортных автомобилях наряду с прямоугольными фарами устанавливалась иная решетка радиатора.
Совет: При самостоятельной установке более современных осветительных приборов на Москвич 412 необходимо произвести замену проводки. Новые фары имеют большую мощность, и старая проводка не подходит. Также разные разъемы не дадут вам соединить их без доработки.
Панель приборов также может вызвать некоторые трудности с обслуживанием, поскольку механизм одометра изнашивается с годами. Никаких новых запчастей для ремонта не производится, проще заменить всю панель.Цена советской машины делала ее очень привлекательной для европейского рынка, что сказывалось и на оснащении отдельных автопарков. Особенно:
- Москвич 412 поставлялся в Болгарию в виде автокомплекта, где доводился до товарного состояния и предлагался покупателям под маркой Rila. Автомобиль также был оснащен новой комбинацией приборов и радио, что потребовало доработки проводки в кабине;
- Сборка отвертки 412 также производилась в Бельгии. Готовые автомобили продавались под маркой Москвич Scaldia 1500 и включали в себя установку дизельных двигателей западного производства и различного электрооборудования.
Совет: Существующий дефицит вынудил автомобилистов, работающих в социалистических странах, покупать и ввозить на территорию СССР автомобили с западным оборудованием. А при обслуживании своими руками возникли вопросы о принадлежности проводки, которая не была указана на заводской схеме.
Выводы: как видите, одна и та же модель автомобиля Москвич 412 может иметь отличия, которые сказываются на его эксплуатации и обслуживании. При использовании автомобиля следует учитывать не только конструктивные особенности, но и модификации.
Устройство и работа автомобиля Москвич-412
Схема подключения оборудования, аккумуляторной батареи
Электросхема автомобиля Москвич-412 представлена на рис. 56. Номинальное напряжение в системе 12 В. Потребители тока подключаются по однопроводной системе, в которой масса автомобиля играет роль второго привода. Отрицательные полюса источников тока – аккумулятора и генератора – заземлены.
Рис. 56. Схема электрооборудования. 1 – маяк; 2 – габаритный фонарь; 3 – панель подключения; 4 – сигнальный; 5 – распределитель зажигания; б – свеча; 7 – катушка зажигания; 8 – датчик манометра масла; 9 – датчик указателя температуры воды; 10 – биметаллический предохранитель; 11 – центральный выключатель света; 12 – стеклоочиститель; 13 – электродвигатель отопителя; 14 – антенна; 15 – предохранитель радиоприемника; 16 – радиоприемник; 17 – габаритный огонь; 21 – выключатель электродвигателя стеклоочистителя; 22 – сигнальная лампа дальнего света фар уровня бензина; 26 – амперметр; 27 – указатель поворота; 28 – лампа освещения багажника; 32 – фонарь освещения номерного знака; 33 – задний фонарь; Парковочные огни; 37 – соединительная втулка; 38 – ножной выключатель света; 39 – в комплекте 42 – розетка; 8 – аккумуляторная батарея; 44 – закуска; 45 – генератор; 46 – 48 – переключатель указателей поворота; 49 – указатель бокового поворота (только на автомобиле сигнализатор срабатывания гидравлического тормоза; 52 – световой индикатор аварийного состояния оборудования транспортного средства с сигнализацией включения ручного тормоза; давление масла; – датчик указателя уровня бензина; 29 – потолок; 30 – выключатель света двери; 34 – задний указатель поворота; 35 – выключатель зажигания; 36 – выключатель фар, выключатель стоп-сигнала; 40 – выключатель стоп-сигнала заднего хода; 41 – блок предохранителей реле-регулятора; 47 – выключатель указателей поворота и зуммера Обозначение цветов проводов; b – белый; g – синий; w – желтый; z – зеленый; K – красный; прямоугольник – коричневый; m – металлическая оплетка; o – оранжевый; p – розовый; s – серый; F – фиолетовый; h – черный
Аккумулятор типа 6СТ55 состоит из шести последовательно соединенных батарей, размещенных в общей эбонитовой емкости.
Обращению с аккумулятором необходимо уделять должное внимание, поскольку нормальная эксплуатация автомобиля возможна только с исправным и хорошо заряженным аккумулятором, который является единственным источником энергии для всех потребителей при неработающем двигателе.
На техническое состояние аккумулятора отрицательно влияют тряска и удары, возникающие из-за его плотного крепления к кронштейну, разряженный или чрезмерно сильный зарядный ток, оставляющий разряженный аккумулятор на длительное время без подзарядки, низкий уровень электролита и его недостаточная плотность установленного стандарта, использовать для заправки аккумуляторов недистиллированной воды.
Электросхема автомобиля Москвич М-412
1 – габаритный фонарь;
2 – маяк;
3 – звуковой сигнал;
4 – габаритный свет в фаре;
5 – лампа дальнего и ближнего света;
6 – габаритный огонь;
7 – указатель поворота передний;
8 – боковой повторитель указателя поворота;
9 – свеча;
10 – распределитель зажигания;
11 – генератор;
12 – реле-регулятор;
13 – манометр указателя температуры охлаждающей жидкости;
14 – переключатель указателей поворота и звукового сигнала;
15 – выключатель указателей поворота;
16 – розетка;
17 – выключатель фонарей заднего хода;
18 – блок предохранителей;
19 – выключатель тормозного сигнала;
20 – аккумуляторная батарея;
21 – закуска;
22 – датчик указателя давления масла;
23 – катушка зажигания;
24 – антенна;
25 – электродвигатель вентилятора отопителя;
26 – соединительная втулка;
27 – прикуриватель;
28 – выключатель электродвигателя вентилятора отопителя;
29 – выключатель электродвигателя стеклоочистителя;
30 – выключатель зажигания (замок;
31 – электродвигатель стеклоочистителя;
32 – предохранитель;
33 – радиоприемник;
34 – динамик;
35 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
36 – сигнальная лампа включения дальнего света;
37 – Лампа для освещения весов приборов;
38 – указатель давления масла;
39 – указатель уровня бензина;
40 – контрольная лампа включения указателей поворота;
41 – амперметр;
42 – выключатель стояночного света;
43 – центральный выключатель света;
44 – габаритный огонь;
45 – ножной выключатель света;
46 – лампа освещения багажника;
47 – плафон для внутреннего освещения;
48 – потолочный дверной выключатель;
49 – датчик указателя уровня топлива;
50 – задний указатель поворота;
51 – габаритный огонь;
52 – задний фонарь;
53 – лампа сигнала торможения;
54 – фонарь заднего хода;
55 – подсветка номерного знака.