Не мой.
Взято здесь: upload-https: //www.drive2.ru/b/456850106071701847/
Цель передачи в том, что я все равно не пойду на найденный ресурс и информация полезна, чтобы не теряться и всегда под рукой. Надеюсь автор не обиделся
Автор: acestik
Дмитрий ТИМОФЕЕВ
Гвидо ИЖ Москвич 412
Луганск, Украина
Чтобы сделать регулируемую прерывистую паузу на регуляторе BUS1, достаточно в схеме заменить электролитический конденсатор С7 с 22 мкФ до 200 мкФ и постоянный резистор R15 на переменный (с линейной характеристикой для плавного регулирования), дополнительный резистор в цепи на 6 кОм ограничивает минимальное время отклика до 2 секунд (в моем случае) если его убрать, то в минимальном положении резистора R15 дворники будут работать постоянно без пауз. При максимальном положении резистора R15 пауза увеличивается до 15 секунд.
От себя добавлю, что по опыту 15 сек мало. Сейчас использую программируемое реле стеклоочистителя с паузой от 2 до 72 секунд. Так что лучше поставить конденсатор побольше
Принципиальная схема блока управления BUS-01 (плата BUS-01.050). Построен на 8-битном компьютере ATtiny2313a.
Подрулевой переключатель имеет 5 положений.
0 Стеклоочиститель выключен.
I Низкая скорость.
II Высокая скорость.
III Прерывистый режим.
IV Кратковременное включение стиральной машины и стеклоочистителя.
Описание схемы:
Схема управляется однокристальным микрокомпьютером ATTiny 2313a, соответственно, как работают дворники, написано в прошивке.
Компьютер контролирует скорость стеклоочистителя, выбирая любую из цепей реле.
Компьютер подает питание на дворники через полевые транзисторы (на других платах шины вместо полевых операторов может быть другая пара реле).
После подачи питания на 6-й и 7-й входы микропроцессора происходит обратная связь с положением дворников, и ожидается, что они вернутся в исходное положение. Когда стеклоочиститель сделает круг и будет получен сигнал, питание отключенного дворника отключается.
При включении стеклоомывателя на розовом проводе замыкается 12 (24) вольт, что регистрирует компьютер.
Помимо обычных сменных предохранителей в автомобиле на самой плате есть предохранители, которые припаяны к плате. Их номинал замены колеблется от 10 до 15 А.
Микроконтроллер в принципе сложно «убить», потому что он работает через транзисторы, но в этом есть смысл. Он подает логическое напряжение +5 В (фактически 4,5 В) на переключатель на рулевой колонке напрямую по трем проводам. А если в один из них войдет провод с напряжением 12 вольт, то сгорит регистр микроконтроллера.
Прошивка:
Прошивка написана автором на ассемблере. Ниже вы можете скачать исходный код с комментариями (файл asm) и скомпилированный файл .hex.
При работе на шине прошивка еще не проверялась, на шине на замену еще не неисправна ШИНА, но на стенде блок с этой прошивкой работал исправно.
Исходный код может быть полезен тем, кто изучает язык ассемблера для MK AVR, или тем, кто хочет внести изменения в расписание шины.
Если вас заинтересовала данная прошивка и (или) требуется ее модификация, вы можете написать мне на почту.
Все водители обязаны сигнализировать о маневрах на дороге включением указателя поворота. Этот проблесковый маячок имеется в каждом автомобиле. Его режим работы создается реле переключения, цепь которого подает ток на лампы и обеспечивает их мигание. В то же время раздается щелчок, напоминающий о включении указателя поворота. Все эти действия обеспечивает специальная схема реле указателей поворота.
Среди различных конструкций наиболее популярными являются электромагнитно-тепловые и электронные реле. Последние устройства считаются более современными и устанавливаются на все последующие модели автомобилей.
Как работает электромагнитно-тепловое реле
Эти устройства больше не используются в современных автомобилях. Однако они по-прежнему широко используются в старых моделях.
Конструкция электромагнитного теплового реле достаточно проста, в нем используется схема подключения поворотников через реле электромагнитного типа. Он выполнен в виде цилиндрического сердечника, а в качестве обмотки используется тонкая медная проволока. В верхней части сердечника расположены две группы контактов, с каждой стороны установлена металлическая броня. Первая группа контактов замыкает цепь там, где есть контрольная лампочка, расположенная на панели приборов. С помощью других контактов замыкается цепь с огнями в поворотниках. Именно они обеспечивают режим перепрошивки.
На якорь основной контактной группы крепится тонкая нихромовая веревка. Отодвиньте броню от контакта, который находится на сердечнике. Следовательно, цепь будет разомкнута, что нормально. Сам сердечник устанавливается на специальной изолированной площадке, где также фиксируется противоположный конец веревки. Во время работы через гирлянду проходит электрический ток, так как он вместе с резистором находится в выключателе. Все элементы устройства заключены в цилиндрический металлический корпус.
Принцип работы электромагнитного теплового реле очень прост. Когда загорается указатель поворота, цепь замкнута. Под действием тока нихромовая струна нагревается и ее длина увеличивается. Ранее натянутый якорь притягивается к сердечнику, распрямляется и замыкает контакт за короткое время. Из-за этого кривые лампы начинают светиться на полную мощность. Ток проходит мимо струны, заставляя ее остывать и снова сокращаться. В результате якорь отодвигается от сердечника, что приводит к размыканию контактов. Лампы перестают светиться, затем весь цикл возобновляется. Нихромовая струна очень быстро нагревается и остывает, поэтому лампы мигают со средней частотой 60–120 раз в минуту.
Мигание светового индикатора на панели также связано с работой основной группы контактов. Следовательно, он работает синхронно с фарами. Мини-звуковые сигналы в виде характерных щелчков появляются, когда якорь и контакты замыкаются и размыкаются, ударяясь друг о друга.
Существенным недостатком этого устройства является постепенное растяжение троса, что нарушает нормальную работу реле. Поэтому эти устройства сейчас заменяются более современными конструкциями электронных реле.
Электронное реле: схема и принцип работы
Конструкция электронного реле вращения состоит из двух основных частей. От стандартного электромагнитного реле, выполняющего переключение, до электронного ключа, обеспечивающего определенную частоту срабатывания этого устройства.
Нихромовый шнур заменен электронным ключом. С его помощью через определенные промежутки времени подается и снимается напряжение с обмотки электромагнитного реле. Ключ построен на микросхемах или дискретных элементах. Они являются составными элементами основного генератора и цепей управления.
Принцип работы электронного реле очень прост. Когда на реле подается напряжение, активируется задающий генератор. С его помощью формируются управляющие импульсы с разной частотой, которые поступают в цепи управления. С помощью импульсов ток, протекающий через обмотку электромагнитного реле, подается или прерывается. Такие действия также вызывают втягивание или опускание якоря. В результате контактные группы замыкаются или размыкаются с определенной частотой, что дает такое же мигание, как и световые индикаторы.
Все электронные элементы реле смонтированы на отдельной плате. Над платой расположено электромагнитное реле. Оба помещены в пластиковый корпус. Контакты выбрасываются снизу или в сторону. Есть отверстия и выступы для болтовых соединений для крепления корпуса.
Каждое электронное реле вращения имеет неоспоримые преимущества перед другими конструкциями. Зарекомендовали себя качественные и технологичные устройства, изготовленные на основе современных схем, отличающиеся повышенной надежностью. Технические характеристики этих устройств остаются неизменными вне зависимости от срока эксплуатации.
Распиновка реле поворотов
В процессе эксплуатации может выйти из строя штатное реле указателей поворота и в этом случае его необходимо заменить. Некорректная работа устройства становится очевидной, особенно когда контрольная лампа перестает гореть. Основная причина неисправности – неполное закрытие устройства.
В остальных случаях реле начинает работать нестабильно, замыкание контактов реле происходит в разные промежутки времени. В некоторых случаях значительно снижается уровень громкости звука, сопровождающего работу устройства. Это может создать серьезную проблему на дороге, когда устройство включается незаметно для водителя из-за случайных ударов во время движения.
Эти недостатки устраняются заменой штатного устройства на электронную конструкцию. В этом случае подключение реле поворота осуществляется по стандартной схеме, представленной на рисунке. Контакт номер 1 положительный, второй контакт используется для подключения к переключателю вращения, третий подключен к контрольной лампе, а четвертый – на массу.
Все соединения и контакты должны быть надежно изолированы изолентой и кембриком, представляющим собой полую пластиковую оболочку. Это исключает возможные короткие замыкания с другими проводниками. Некоторые недостатки создает пластиковый корпус электронного реле, который не всегда укладывается в нормальное положение. Однако домашние мастера довольно легко преодолевают эту трудность и находят наиболее оптимальное техническое решение.
Реле поворотов своими руками
Иногда возникают ситуации, когда выходит из строя штатное реле поворотников и новый прибор не может быть куплен. В подобной ситуации можно попробовать сделать реле поворотников своими руками, чтобы обеспечить машину необходимыми сигналами. Самые простые электронные устройства, которые вы можете сделать сами, просты и удобны в использовании, работают плавно и надежно. Высокая точность достигается за счет использования контроллеров ШИМ, используемых во всех схемах.
Самая простая замена электромагнитному реле рассчитана на максимальную мощность нагрузки 150 Вт. Он подключен к положительному воздушному зазору. Если полевой ключ IRFZ44 заменить на модель IRF3205, можно также подключить 200 Вт. Эта простая схема гарантирует высокую точность работы. Частота мигания не зависит от мощности ламп, поэтому в схему могут быть включены светодиодные, галогенные и другие лампы.
Частота мигания напрямую связана с емкостью конденсатора. По мере увеличения емкости индикатор будет мигать реже, и наоборот, уменьшение емкости приведет к более быстрому миганию. Маломощный диод 1n4148 можно заменить любым аналогичным элементом. Когда схема достигает мощности 80 Вт, в области полевого транзистора наблюдается небольшое выделение тепла. Это значит, что он готов к использованию.
Есть еще одна простая схема реле переключения передач с катушкой – простая, надежная и недорогая. Он способен включать как обычные, так и светодиодные лампы и рассчитан на напряжение 12 В. Контакты подключаются по принципу обычного выключателя, то есть последовательно с лампочкой. Светодиод установлен в цепи как индикатор при вводе в эксплуатацию. Параметры устройства регулируются изменением сопротивления резистора.