Для обеспечения работы всех электроприборов на любом автомобиле используется электрическая схема. В этой статье мы поговорим о легендарных автомобилях отечественного производства – УАЗ. Какая бывает электросхема автомобиля УАЗ Буханка, каковы его характеристики – читайте ниже.
- Что входит в электросхему?
- Электронные компоненты
- Подкапотное пространство
- Пассивная безопасность
- Особенности электрооборудования
- Внешняя оптика
- Система зажигания
- Поиск неисправностей
- Видео «Обозначение элементов электросхемы в УАЗ»
- Платформа для конвейерных моделей
- Особенности модификации с мультифункциональным управлением
- Причина модернизации
- Самостоятельная модернизация
Что входит в электросхему?
Какие характеристики есть у автоэлектрика на старых автомобилях Ульяновского автозавода?
Электронные компоненты
Схема подключения самого УАЗ 452 довольно простая – один провод.
Электросхема УАЗ390995 или другой модели по своей конструкции отличается следующими решениями:
- Кузов автомобиля используется как масса.
- Любое электрооборудование по старинной схеме на УАЗ 409 или другой модели, а также исполнительные механизмы оснащаются отрицательной клеммой, которая подключается к кузову. По мнению специалистов, в целом эта схема несовершенна.
Согласно инструкции по эксплуатации электрооборудования, водитель должен время от времени проводить диагностику состояния целостности контактов. Также говорят об их окислении. Если водитель замечает наличие окисления на выводах, он должен обработать их мелкозернистой наждачной бумагой.
Подкапотное пространство
В этом случае моторный отсек располагается непосредственно в салоне автомобиля согласно конструкции автомобиля.
Сам доступ к электрической цепи и другим механизмам и узлам осуществляется из салона, после демонтажа крышки, которая:
- Предназначен для защиты водителя и пассажира от попадания выхлопных газов в салон.
- Защищает салон автомобиля от грязи и пыли.
- Он выполняет функцию дополнительного нагревательного устройства, в частности, пассивно, за счет нагрева.
Подкапотное пространство автомобиля АУЗ
Ранее на УАЗ 396255 и других карбюраторных моделях использовался двигатель от легендарной «Победы», который позже был заменен на более совершенный и современный агрегат. В частности, это относится к двигателю от «Волги». Этому решению однажды, в 1964 году, способствовал массовый запуск производственной линии на предприятии ЗМЗ. Несмотря на то, что многие отечественные автомобилисты утверждают, что инжекторная схема УАЗ 390994 в подкапотном пространстве находится в неудобном месте из-за отсутствия капота, это не так. Десятки лет эксплуатации показали, что отсутствие капота никак не влияет на диагностику и обслуживание автомобиля.
Пассивная безопасность
Сама конструкция отечественной буханки с отсутствием капота изначально вызвала много вопросов с точки зрения безопасности водителя и пассажиров. В результате нескольких десятков краш-тестов, проведенных в начале 70-х годов прошлого века, было выявлено, что автомобиль не менее безопасен, чем другие отечественные автомобили. Как показали результаты, в случае аварии и водитель, и пассажиры автомобиля имеют хорошие шансы избежать травм в случае аварии.
Особенности электрооборудования
Итак, в чем заключаются особенности электросхемы УАЗ 452. На момент запуска производства для инженеров и конструкторов предприятия самым сложным моментом был поиск элементов и комплектующих самого высокого качества.
В частности, речь идет о деталях системы освещения автомобиля, а также зажигания, что особенно хорошо прослеживается по наполнению салона автомобиля:
- элементы управления для различных транспортных систем;
- устройства управления для контроля состояния узлов и механизмов.
Внешняя оптика
В то время дизайнерам приходилось прибегать ко многим внештатным решениям для налаживания массового производства автомобилей.
- В электрическую схему УАЗа входит оптический переключатель, который был позаимствован у ГАЗ 69. Кстати, последний – предшественник буханки.
- Кроме того, от ГАЗ 64 позаимствована практически вся оптика – это фары и так далее
Система зажигания
Поиск неисправностей
У любых отечественных автомобилей периодически возникают проблемы в работе электрооборудования. Если вы заметили, что проводка УАЗа не работает должным образом, необходимо провести ее диагностику и проверить все элементы. При сбоях в работе электронных устройств в первую очередь необходимо проверить, не перегорели ли предохранители в монтажном блоке. Если с этими элементами все в порядке и оборудование по-прежнему не работает, например, если говорить об оптике, то необходимо проверить, используются ли рабочие лампочки. Если сами лампы работают, то нужно прозвонить электрическую часть с помощью тестера (автор видео о прозвоне проводки автомобиля – Рамиль Абдуллин).
Если буханка отказывается заводиться, нужно сделать следующее:
- В первую очередь проверьте работоспособность аккумулятора.
- При заряженном аккумуляторе при помощи тестера прозвоните цепь от катушки до генераторного устройства, часто причина невозможности запуска двигателя кроется в обрывах проводки. Если есть обрывы, резьбу следует сменить. Если на контактах появилось окисление, их следует очистить.
- Без искры запустить силовой агрегат будет невозможно. Чтобы диагностировать наличие искры от свечи зажигания, снимите высоковольтный кабель и поднесите его ближе к кузову. При попытке запустить двигатель между тросом и корпусом должна проскочить искра.
- Если искры нет, проблема может заключаться в наличии нагара и отложений на нем. Кстати, нагар часто является причиной нестабильной работы двигателя и его тройного образования. Для устранения такой неисправности желательно очистить свечи, подробная инструкция этого процесса представлена здесь.
Видео «Обозначение элементов электросхемы в УАЗ»
Подробное обозначение всех датчиков и регуляторов электрической схемы в хлебной салоне представлено на видео ниже (автор видео – Xodor).
Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
Легендарную модель «452» без преувеличения можно назвать родоначальником целого семейства многоцелевых коммерческих автомобилей под маркой УАЗ. Это действительно так, и специалистам хорошо известно, что электросхема УАЗ 3962, агрегаты и трансмиссии модели 3904, а также других модификаций унифицированы с «452».
Аналогичным образом развиваются все мировые производители легковых и коммерческих автомобилей:
- Удачный дизайн служит основой для целого семейства автомобилей;
- Постоянные доработки и модернизации дают возможность обновлять модельный ряд;
- Унификация деталей и узлов снижает затраты на создание новых автомобилей.
Для справки: когда в общении друг с другом автовладельцы упоминают «гражданскую» версию того или иного агрегата УАЗ, то это действительно так. Изначально «452» создавался по заказу Минобороны как машина, сопровождающая колонны маршевых танков. А для использования на дорогах общего пользования машину модернизировали.
Платформа для конвейерных моделей
Знаменитая «Буханка», благодаря цельнометаллическому кузову, модель «452» послужила платформой для создания целой линейки автомобилей:
- УАЗ 2206 – маршрутка на 11 человек;
- УАЗ 3962 – автомобиль скорой помощи;
- УАЗ 396255 – гражданская модификация машины скорой помощи для нужд сельской местности;
- УАЗ 39099 – продвигается под маркой «Фермер». Рассчитан на 6 пассажиров и 450 кг груза;
- УАЗ 3741 – фургон для перевозки 2 пассажиров и 850 кг груза;
- УАЗ 3303 – бортовой автомобиль с открытым кузовом;
- УАЗ 3904 – грузопассажирский вариант, сочетающий в себе удобство цельнометаллического кузова для пассажиров и открытого кузова для груза.
Справочно: во всех модификациях за основу взят жгут проводов УАЗ 2206, из которого были удалены неиспользуемые компоненты, выполняющие определенные функции внутри автомобиля для каждой модели.
Особенности модификации с мультифункциональным управлением
Вариации кузова автомобиля не слишком повлияли на его техническое оснащение. Но когда изменения коснулись элементов управления, они подверглись модернизации:
- Внутренняя проводка на УАЗ;
- Блок управления освещением поворотов и наружным освещением на рулевой колонке;
- Блок управления работой электрических дворников на панели приборов.
Причина модернизации
Справочно: В соответствии с европейскими требованиями безопасности при включении световых и звуковых устройств во время движения водитель транспортного средства не должен отрывать руки от рулевого колеса. По такому принципу строится электрическая схема ВАЗ 2112 и других моделей Тольяттинского автозавода.
На автомобилях семейства УАЗ блок управления стеклоочистителями располагался на панели приборов. А так как это не соответствовало требованиям безопасности, то по всем последующим изменениям:
- его заменил более современный многофункциональный блок, расположенный прямо на рулевом колесе;
- начал установку новой комбинации приборов.
Самостоятельная модернизация
Автомобили новых версий уже имеют в базе многофункциональный блок управления. Но владельцы ранних версий могут переоборудовать машину своими руками под современные требования безопасности.
Для этого потребуются:
- Электропроводка УАЗ 2206 оригинальная – как наиболее подходящая под самостоятельную переделку;
- Заводская схема инструкции, позволяющая правильно подключить подрулевые переключатели к штатной схеме;
- Желание внести качественные изменения .
Совет: стоимость проблемы самостоятельной переделки невысока, поэтому не стоит пренебрегать ею при использовании автомобилей УАЗ в динамичных дорожных условиях – на городских магистралях или дорогах общего пользования. Ведь самостоятельная замена проводки УАЗа на старые модели также устранит его поломки в процессе эксплуатации.
Алгоритм работы будет следующий:
- Отсоедините аккумулятор;
- Снимаем блок управления с панели приборов;
- Отсоедините провода, проверив их соответствие заводской схеме на рис. 1;
- Снятие штатных переключателей с рулевой колонки.
Для модификации придется приобрести несколько новых деталей:
- Блок тумблера многофункциональный от модели УАЗ 390995;
- Реле цепи стеклоочистителя (больше подходит от модели ВАЗ, а также проводка 2112, соединяющая реле и блок переключателей);
- Клеммники в количестве 3 шт. (Одна 8-контактная для боковых подрулевых переключателей и две 6-контактные для штатного реле и переходника).
Совет: действенным подспорьем при любой переделке электрической схемы может стать видео на страницах нашего сайта, которым делятся автовладельцы, самостоятельно выполняющие техническое обслуживание своих автомобилей.
Начнем с установки:
- Заменяем стандартный разъем на новый;
- Обрезаем нитку 4х4 (на рис. 2 она отмечена красным крестиком);
- Подключаем его концы к 31В и к S контакту реле стеклоочистителя;
- Подключаем провод 5-2 к выводу 15 реле стеклоочистителя;
- Контакт J реле подключен ко 2-му контакту переключателя на рулевой колонке;
- Подключаем реле к 13 контактам на массу;
- Подключаем новую клеммную колодку переходным кабелем;
- Подключаем к блоку, который ранее был подключен штатным переключателем на панели приборов;
- Замыкаем контакты электродвигателя омывателя лобового стекла на контакты 6 и 7 переключателя;
- На реле контакт 86 подключен к контакту 6 подрулевого переключателя.
Автолюбители усовершенствовали предложенную производителем схему модификации, внеся некоторые изменения (на рис.3):
- В схему введен переменный резистор R = 10К, благодаря которому паузу в прерывистом режиме работы дворников можно без проблем менять с 4 с до 15 с;
- Подключаем резистор так, чтобы отсчет рабочего режима начинался с момента остановки мотора щетки.
Выводы: автомобили семейства УАЗ – это не только универсальные унитарные внедорожники, но и простые в обслуживании автомобили. Практически каждый автовладелец, вооруженный знаниями и цветными схемами подключения, способен не только восстановить вышедший из строя агрегат, но и провести полезную модернизацию автомобиля и отдельных его элементов.
Комплексная микропроцессорная система управления двигателем (КМПСУД) для грузовых автомобилей вагонной компоновки, микроавтобусов УАЗ-3741 и УАЗ-3909, автомобилей скорой помощи УАЗ-3962, автобуса УАЗ-2206 и грузовика УАЗ-3303 включает электронный блок управления, датчики, электромеханизмы привода, контрольную диагностику световой сигнал неисправности, проводка и диагностический разъем.
Схемы КМПСУД автомобилей семейств УАЗ-3741, 3909, 3962, 2206 и 3303 с двигателями УМЗ-4213, ЗМЗ-4091 и ЗМЗ-40911.
КМПСУД со следующими электронными блоками управления и контроллерами в зависимости от двигателя и его экологического класса устанавливался на коммерческие автомобили вагонной компоновки моделей УАЗ-3741, 3909, 3962, 2206 и 3303 :
– Для автомобилей с двигателем ЮМЗ-4213.10 Евро-2 – Блок управления МИКАС-7.2 291.3763000-11
– Для автомобилей с двигателем ЮМЗ-4213.10 Евро-3 – Блок управления МИКАС М10.3 574.3763000-03
– Для автомобилей с двигателем ЗМЗ-4091.10 Евро-3 – блок управления МИКАС-11 825.3763001-01 или BOSCH M17.9.7 0 261 S04 795
– Для автомобилей с двигателем ЗМЗ-40911.10 Евро-4 – блок управления BOSCH M17.9.7 0261 S06 585 в комплекте с расходомером и BOSCH M17.9.7 0261 S07 322 в комплекте с датчиком абсолютного давления.
Схема КМПСУД автомобилей семейств УАЗ-3741, 3909, 3962, 2206 и 3303 с двигателями УМЗ-4213.10 Евро-3 и блоком управления МИКАС М10.3 574.3763000-03.
Схема жгута проводов КМПСУД автомобилей семейств УАЗ-3741, 3909, 3962, 2206 и 3303 с двигателями УМЗ-4213.10 Евро-3 и блоком управления МИКАС М10.3 574.3763000-03.
Подробно состав системы управления двигателями ЮМЗ-4213.10 Евро-3 с блоком управления МИКАС М10.3, его датчики и исполнительные механизмы рассмотрены в отдельном материале.
Схема КМПСУД автомобилей семейств УАЗ-3741, 3909, 3962, 2206 и 3303 с двигателями ЗМЗ-4091.10 Евро-3 и блоком управления МИКАС-11 825.3763001-01.
Состав системы управления двигателями ЗМЗ-4091.10 Евро-3 с блоком управления МИКАС-11, его датчиками и исполнительными механизмами подробно рассмотрен в отдельном материале.
Схема КМПСУД автомобилей семейств УАЗ-3741, 3909, 3962, 2206 и 3303 с двигателем ЗМЗ-4091.10 Евро-3 и блоком управления Bosch M17.9.7.
Состав системы управления двигателем ЗМЗ-4091.10 Евро-3 с блоком управления Bosch M17.9.7, его датчики и исполнительные механизмы подробно рассмотрены в отдельном материале.
Электрическая схема КМПСУД автомобилей семейств УАЗ-3741, 3909, 3962, 2206 и 3303 с двигателями ЗМЗ-40911.10 Евро-4 и блоком управления BOSCH M17.9.7 0261 S07 322.
Состав, датчики и исполнительные механизмы системы управления УАЗ-3741, 3909, 3962, 2206 и 3303 с двигателями ЗМЗ-40911.10 Евро-4 и блоком управления BOSCH M17.9.7 рассмотрены в отдельной статье.
Обозначения компонентов и цепей на схемах :
А1 – контроллер управления двигателем (блок;
А2 – модуль топливного насоса с датчиком уровня;
А3 – комбинация или приборная панель;
А4 – иммобилайзер (автомобильная противоугонная система – APS);
А5 – бортовой компьютер;
A6 – модуль педали акселератора (E-gas);
А7 – дроссельное устройство с электроприводом;
В1 – датчик положения дроссельной заслонки;
В2 – датчик массового расхода воздуха;
В3 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
В4 – датчик температуры воздуха;
В5 – датчик детонации;
В6 – датчик кислорода No. 1;
В7 – датчик кислорода No. 2;
В8 – датчик неровной дороги;
ВР1 – датчик абсолютного давления всасываемого воздуха;
ВР2 – датчик аварийного давления масла;
ВР3 – указатель давления хладагента кондиционера;
BR1 – датчик синхронизации (положения коленчатого вала);
BR2 – датчик фаз (положения распредвала);
BV1 – датчик скорости автомобиля;
F1-F4 – свечи зажигания 1-4 цилиндров;
ФУ1-ФУ6 – предохранитель;
HL1 – лампа MIL для диагностики двигателя;
HL2 – лампа IMMO состояния иммобилайзера (блок APS);
GB1 – аккумуляторная батарея;
КА1 – главное реле;
КА2 – реле электробензонасоса;
КА3, КА4 – реле электровентиляторов n. 1 и п. 2 для охлаждения двигателя;
КА5 – реле муфты компрессора кондиционера;
L1 – приемопередающая антенна иммобилайзера;
М1 – электрический топливный насос;
М2, М3 – электровентиляторы 1 и 2;
ПФ1 – тахометр;
PS1 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
ТВ1, ТВ2 – двухконтактная катушка зажигания;
ТВ3 – модуль зажигания с двухпроводными катушками;
ТВ4-ТВ7 – индивидуальные катушки зажигания;
ТВ8 – четырехпроводная катушка зажигания;
W1-W4 – кабели зажигания высокого напряжения;
SA1 – выключатель зажигания;
SA2 – выключатель питания;
SA3 – выключатель кондиционера;
SA4 – двухканальный выключатель педали тормоза;
SA5 – выключатель педали сцепления;
XS1 – диагностический разъем;
XS2 – штуцер форсунки;
Y1-Y4 – бензиновые форсунки;
Y5 – регулятор дополнительного воздуха (неактивен);
Y6 – продувочный клапан адсорбера;
Y7 – электрическая муфта компрессора кондиционера;
* – компонент может быть установлен как опция.
Электрические цепи на схемах :
«15» – цепь от замка зажигания;
«30» – схема питания АКБ;
«Um» – схема питания от главного реле системы;
«Уэ» – цепь питания от реле ТНВД;
GNP – заземление выходных каскадов контроллера;
GNI – «земля» для силовых каналов розжига;
GND – «земля» логических и цифровых схем контроллера;
GNA – земля для цепей сигналов контроллера (аналоговых.
Остальные схемы названы в честь выводов электронного блока управления. Запрещается запускать двигатель при горящей диагностической лампе. Постоянное горение лампы свидетельствует о наличии неисправностей в системе управления двигателем.
В случае неисправности система управления автоматически переходит в аварийный режим работы. Ухудшается холодный запуск, повышается токсичность выхлопных газов и увеличивается расход топлива. Крайне важно провести диагностику КМПСУД для устранения возникших неисправностей.