Выпуск более современных автомобилей заставляет производителей газовых систем развиваться в ногу со временем. Хотя количество устаревших автомобилей неизбежно сокращается, в погоне за топливом и экономией затрат на обслуживание ГБО 2-го поколения не теряет популярности среди автовладельцев. Для его установки и настройки не требуется специального оборудования. Поэтому ставить газовое оборудование на машину, возможно, в условиях среднего гаража.
- Из чего состоит и как работает оборудование
- Устройство на карбюраторе
- Схема на двигателях с инжектором
- Установка ГБО 2 поколения
- Настройка оборудования
- Правильная регулировка ГБО 2 поколения на карбюраторе своими руками
- Настройка ГБО 2 поколения на инжекторе
- Какие бывают редукторы второго поколения
- Методика регулировки редукторов с двумя регулировочными винтами
- Установка холостого хода
- Настройка чувствительности редуктора
- Настройка дозатора
- Заключительная регулировка
- Методика регулировки редукторов с одним регулировочным винтом
- Фото и виды редукторов
- Редуктор LONGAS AIROD
- Редуктор VOLTRAN
- Редуктор TOMASETTO
- Редуктор BRC AT90E
- Зависание или залипание оборотов ГБО на инжекторном двигателе.
Из чего состоит и как работает оборудование
ГБО 2-го поколения (пропан или метан) применяется в автомобилях с инжекторными и карбюраторными двигателями. Это оборудование больше подходит для автомобилей до 3-го экологического класса (0,1,2 евро). Начиная с Евро-3 рациональнее устанавливать СУГ 4-го поколения.
Устройство на карбюраторе
В комплект второго поколения входят:
- заправочный клапан;
- газовый баллон с мультиклапаном и датчиком уровня;
- линия розлива, подачи;
- редуктор с фильтром грубой очистки (есть выносной фильтр с электромагнитным клапаном подачи газа);
- кнопка выбора типа топлива;
- дозатор газовой смеси (силовой регистр);
- устройство для смешивания газа с воздухом (смеситель);
- электромагнитный клапан, перекрывающий доступ бензина к силовому агрегату при его переключении на газ.
Принцип работы оборудования 2-го поколения на карбюраторном двигателе следующий:
Двигатель запускается и нагревается на бензине. Кроме того, ключ переведен в нейтральное положение для выработки топлива из чаши карбюратора. Таким образом, срабатывает электромагнитный клапан, перекрывающий подачу бензина.
Затем переключатель переводится в положение подачи газа, активируя газовый клапан. Затем газ, находящийся в баллоне в жидком состоянии, по мультиклапану и магистральному трубопроводу поступает в редуктор. На этом этапе смесь проходит грубую предварительную очистку.
Когда коробка передач нагревается охлаждающей жидкостью двигателя, сжиженный газ превращается в пар. В паровой фазе топливо, проходя через регистр мощности, смешивается с воздухом в карбюраторе.
Для этого в системе LPG 2-го поколения на карбюратор устанавливается смеситель (проставка) или впрыск газа.
Затем готовая газовая смесь, проходя через впускной коллектор и клапаны ГБЦ, воспламеняется искрой в камере сгорания цилиндра двигателя.
Чтобы вернуться к базовому топливу, кнопку LPG переводят в рабочее положение на бензине, минуя нейтральное положение.
Схема на двигателях с инжектором
Здесь оборудование различают по нескольким составным элементам:
- кнопка специфическая для системы впрыска, но есть и универсальные;
- перед дроссельной заслонкой расположен миксер с антипопуляционным механизмом;
- эмулятор бензиновых форсунок;
- эмулятор лямбда-зонда (установка на все машины не требуется).
Кардинальных различий в принципах работы обеих схем газового оборудования нет. Основные изменения были внесены в конструкцию ГБО, из-за наличия форсунок для подачи топлива в автомобиле с одной форсункой (или одна форсунка – одна форсунка на все цилиндры). Которые контролируются штатным блоком управления двигателем (ЭБУ).
Переход газового двигателя может производиться в полуавтоматический режим (центральное положение тумблера). Пока двигатель не наберет заданное количество оборотов (1500-2000), бензин подается в камеру сгорания. Затем он автоматически переключается на газ.
Эмулятор форсунок нужен для отключения бензиновых форсунок, он также посылает сигнал контроллеру (ЭБУ), имитирующий их работу. По этой причине блок управления не отображает ошибку («проверьте двигатель») на неработающих форсунках через сигнализацию на панели приборов.
Эмулятор лямбда-зонда (кислородный датчик) блокирует вывод от блока управления двигателя ложной ошибки обедненной смеси. Преимущества датчика:
- облегчает настройку сжиженного нефтяного газа, отображая индикацию качества смеси (плохой зеленый, интенсивный красный);
- снижает расход газа в среднем на 7-10%;
- позволяет обнаруживать реальные ошибки в работе двигателя.
Из-за возможных неисправностей в системе зажигания (пропуски зажигания) или в газораспределительном механизме в двигателе возникают хлопки. Причина этого в том, что топливо во впускном коллекторе воспламеняется, что может привести к его взрыву.
Если двигатель имеет пластиковый коллектор, рекомендуется установка оборудования 4-го поколения. Или заменив вход на металлический.
ГБО второго поколения оснащено «антихлопковым» клапаном, который устанавливается в газовый смеситель или может быть дополнительным в корпусе воздушного фильтра.
Установка ГБО 2 поколения
После выбора комплектующих схема подключения LPG 2-го поколения к инжектору и карбюратору будет состоять из нескольких фаз:
Подготовка места крепления баллона. Здесь необходимо предусмотреть вентиляционные отверстия, нужно будет просверлить днище под трубы и надежное крепление баллона. В этом случае следует запастись дрелью и дрелью подходящего размера. Далее следует установка баллона, затем мультиклапана.
Настройка оборудования
Например, рассмотрим настройку популярной коробки передач Tomasetto (Tomasetto AT-07 electronic). Регулировка КПП Lovato (Ловато) 2-го поколения и его полных аналогов, таких как Атикер (Атикер) и Торелли (Торелли), выполняется аналогично.
Перед началом работы убедитесь, что все системы двигателя находятся в хорошем состоянии. Поменяли воздушный фильтр, отрегулировали зажигание, уровень охлаждающей жидкости в норме. Слейте конденсат из редуктора, если он не новый, убедитесь, что он исправен.
Чтобы настроить газовое оборудование второго поколения своими руками, нужно прогреть двигатель до рабочей температуры бензина, перейти на газ и заглушить двигатель. Отныне разделим варианты тюнинга на разные типы двигателей.
Правильная регулировка ГБО 2 поколения на карбюраторе своими руками
- Плоской отверткой прикрутите винты редуктора и дозатора до упора (без особых усилий), затем открутите:
- чувствительность мембраны 2-3 оборота;
- «Жадить винт» первой камеры до полного открытия, второй – на 1 оборот.
- Запустите газовый двигатель. Постепенно ввинчивая винт чувствительности, найдите момент падения оборотов на обедненной смеси. Внимание! Падение может произойти, когда смесь станет богатой. Поэтому если при откручивании винта происходит увеличение оборотов и затем снова падение, то речь идет о работе на богатой смеси. Теперь, закручивая винт обратно по часовой стрелке, необходимо выставить пик увеличения оборотов двигателя: так и будет найдена частота вращения холостого хода (800-850 об / мин). Если выше, на самом карбюраторе отрегулируйте количество винтом до желаемых значений.
- Используя дроссельную заслонку, увеличьте мощность двигателя в районе 3000 об / мин. «Жадным винтом» первой камеры выставить время, когда при затяжке начинается падение, а при откручивании – увеличение оборотов. Отпустите акселератор и снова включите газ, если ДВС плохо развивает (есть неисправность), открутите винт первой камеры силового регистра на 1/8. В этом случае отрегулируйте x / x с помощью винта чувствительности, как указано в пункте 2. Проверьте повторным заполнением.
- Вторая камера карбюратора работает при увеличении частоты вращения двигателя от 3000 об / мин (в зависимости от марки двигателя). Поэтому «винт» второй камеры нужно установить примерно в такое же положение, как и у первой.
- Далее необходимо провести контрольные испытания в движении при различных нагрузках (подъемы, резкие ускорения).
Настройка ГБО 2 поколения на инжекторе
- Выкрутите винт регулятора мощности и диафрагму на 2-3 оборота, затяните х / х до упора.
- Запустить двигатель. Увеличить частоту вращения двигателя до 3000-3500 об / мин, поворачивая и откручивая регулятор, найти пик максимальной частоты вращения двигателя. Из этого положения затяните регулировочный винт на 0,5 оборота.
- Отпустите акселератор, чтобы заправить газ. Если это приводит к затоплению двигателя, ослабьте измерительный болт на 1/8. И так до поиска оптимального набора оборотов.
- Затем, постепенно затягивая винт чувствительности диафрагмы, найти момент падения скорости, ослабить винт на 1/8.
В этом случае удобно использовать эмулятор лямбда-зонда. Настройку можно считать правильной, если индикатор на ней (светодиод) станет красным до минимума. Если это условие не соблюдено, винт х / х можно откручивать до стабилизации оборотов двигателя. Кроме того, при наличии прибора (газоанализатора) его можно использовать для более точной настройки СУГ.
- Внесите дополнительные корректировки во время ходовых испытаний. Если автомобиль не развивает достаточной мощности, слегка ослабьте подачу газа регулировочным винтом.
Какие бывают редукторы второго поколения
В начале давайте разделим все редуктора второго поколения на 3 категории.
- Первая — это старенькие «голландские» модели, выпущенные к концу 80-х и начале-середины 90-х годов, к примеру, vialle. Эти агрегаты известны своей надежностью и долгим сроком службы — до двухсот тысяч километров. К сожалению, они встречаются редко и, в основном, уже изношены.
- Далее идут редуктора итальянских, польских или турецких производст— longas, brc, voltran, lo.gas, которые имеют два регулировочных винта и в обладают похожими характеристиками.
- Наконец, есть редуктора итальянских или лицензионных производств с одним винтом для регулировки, к примеру, lovato.
Методика регулировки редукторов с двумя регулировочными винтами
В следующем тексте описано, как регулировать редуктора, которые поставляются с 2-мя винтами для регулировки, а именно: давление во второй ступени (или «чувствительность» для краткости) и поток канала холостого хода (или «винт холостого хода»). Чтобы сделать это по-правильному, необходимо сначала запустить двигатель на бензине и прогреть его до получения рабочей температуры.
В исходном положении регулировки необходимо установить дозатор на самый высокий уровень, винт холостого хода повернуть полностью, а затем отрегулировать на 3–5 оборотов, а винт чувствительности установить в центральное положение.
Установка холостого хода
Чтобы настроить обороты холостого хода, начните с запуска машины на газе. Если она не заводится, переключайтесь на бензин с оборотами около 2000 об/мин. Потом снижайте обороты до холостых и регулируйте винт холостого хода до тех пор, пока двигатель не заглохнет. В случае пробуксовки повторяем эту процедуру, чтобы обеспечить устойчивость холостого хода. Потом, вращаем винт, добиваемся максимальных оборотов и медленно подкручиваем винт чувствительности, пока не будут обнаружены изменения оборотов; при необходимости регулируем их обратно до максимальных с помощью винта холостого хода. В случае неудачи увеличьте винт чувствительности на 2 оборота и повторите попытку с самого начала. Результатом этого винт чувствительности должен быть почти полностью закручен, когда двигатель работает на холостом ходу на 1100–1200 об/мин. В завершении закручиваем винт холостого хода немного ниже номинальных значений, а потом ослабьте его, пока обороты не станут 950–1000 об/мин.
Настройка чувствительности редуктора
Отрегулируйте чувствительность редуктора, постепенно уменьшив натяжение винта до тех пор, пока не будет отсутствовать влияние на обороты двигателя на холостом ходу. Отрегулируйте его обратно на 0,75–1,25 оборота. Проверьте реакцию двигателя на нажатие педали акселератора, если она вялая, повторите этот процесс.
Настройка дозатора
Чтобы настроить дозатор, установите двигатель на 3000–3500 об/мин при работе на газе и вращайте винт инжектора до тех пор, пока не обнаружите изменения оборотов, которое можно услышать по звуку. Потом поверните назад на 0,5–0,75 оборотов от этого порога для обеспечения точности и надежности.
Заключительная регулировка
Завершающий шаг процесса регулировки — убедиться, что он сделан правильно. Начните с нажатия на педаль газа, затем медленно поворачиваем винт чувствительности на 0,25 до тех пор, пока не чувствуем некоторое колебание оборотов. После этого осторожненько отпустите винт чувствительности на 0,5 оборота. Для обеспечения точности рекомендуется проводить испытания на низком уровне ускорения, а не полагаться только на звук или ощущения. По окончании повторите эти процедуры с редуктором, и вы сможете спокойно совершать поездки, не беспокоясь о высоком уровне co. Однако если вы обнаружите сильный запах несгоревшего топлива, исходящий из выхлопной трубы на холостом ходу, слегка отрегулируйте винт холостого хода, чтобы пройти ТО, и доставьте машину на станцию техобслуживания с газоанализатором для дальнейшего тестирования.
Методика регулировки редукторов с одним регулировочным винтом
Для регулировки одновинтового редуктора запускаем двигатель на газе или бензине и устанавливаем холостые обороты на 1000–1100 об/мин. С помощью винта регулировки снижаем обороты немного ниже этого значения, потом выкрутите его, чтобы установить 950–1000 об/мин. Далее регулируем дозатор, затягивая его винт на 0,5 оборота, и поезжайте. Если возникнет пробуксовка, то открутите винт до упора; это будет наиболее экономичные настройки без повреждений двигателя из-за обедненной смеси.
Фото и виды редукторов
Редуктор LONGAS AIROD
- – винт чувствительности. С ЛЕВОЙ РЕЗЬБОЙ. Поэтому при настройке не забывайте об этом. Кстати, рядом есть стрелки «+» и «-».
- – винт регулировки холостого хода.
Редуктор VOLTRAN
- – винт холостого хода.
- – винт чувствительности
Редуктор TOMASETTO
На верху – винт холостого хода.
Ниже – винт чувствительности
Редуктор BRC AT90E
- – винт холостого хода.
- – винт чувствительности.
- – заглушка (не крутить).
- – винт для слива конденсата.
Зависание или залипание оборотов ГБО на инжекторном двигателе.
Хотелось бы рассказать или точнее объяснить, как раз и навсегда избавиться от такого нарушения работы ГБО на инжекторном двигателе, как зависание (или как его еще называют залипание) оборотов. Довольно часто мне приходилось слышать и читать в Интернете такие фразы, как: «Обороты замирают на 2000», «Обороты не падают», «ХХ об / мин переходит в нейтральное положение», «Высокие обороты при переключении передач» и т.д.
Я начну с объяснения причины завышенных оборотов двигателя с впрыском. Итак, как известно, принцип работы инжекторного двигателя следующий: дроссельная заслонка регулирует подачу воздуха и в принципе никогда не закрывается полностью, датчики рассчитывают количество воздуха, компьютер рассчитывает количество необходимого топлива (бензин) и дает команду форсунке о продолжительности впрыска. При отсутствии нагрузки, когда нет необходимости поддерживать скорость, будь то нейтраль или выжатое сцепление, блок управления переходит в режим принудительного холостого хода, когда сигнал не поступает на форсунку и топливо не поступает в система, точнее, идет в небольших количествах, обороты тоже снижаются! Однако зачастую в ГБО -2 поколения для приготовления газо — воздушной смеси используются так называемые смесители, которые работают от разряжения за дросселем, соответственно даже при отпускании педали газа и отсутствии нагрузки не наступает пхх, т.к. топливо продолжает поступать в коллектор через смеситель в достаточном объеме что бы поддержать высокие обороты, в результате чего обороты не падают, почему? да потому что благодаря всеобщему заблуждению редуктор настроен не правильно))) в чем заключается заблуждение? В надобности винта холостого хода! Да да! он нужен независимо от кубатуры двигателя!
Вот как выглядит неправильная рекомендация по настройке редуктора: Если кубатура двигателя до 2л то винт хх закручиваем до конца, а регулировку редуктора производим винтом чувствительности, т.е. изменяя упругость пружины мембраны.
Что бы понять абсурдность данной рекомендации давайте максимально упростим принцип работы редуктора и в самом грубом приближении примем мембрану как клапан (с большим сечением) который при нагрузке открывается позволяя поступать бОльшему количеству газа, при отсутствии нагрузки закрывается, а винт холостого хода — регулируемый канал (с малым сечением) сечения которого достаточно для подачи газа лишь для поддержания холостого хода. Во время хх мембрана должна быть закрыта полностью, а газ должен поступать через канал хх. И все становится ясно и понятно и каждый уже сам догадывается как же правильно настроить редуктор. Не спешите, дочитайте. В идеале упругость пружины мембраны должна быть настроена так, что бы мембрана пропускала газ пропорционально открытию дроссельной заслонки, т.е. в каждый момент или при каждом угле открытия заслонки в смеситель подавалось определенное количество газа, этого добиться на практике невозможно, ибо мембрана либо открыта либо закрыта. Сразу становится понятно что для каждого автомобиля производительность редуктора и упругость пружины строго индивидуальна, а у нас мало того что мощность редуктора подбирается не правильно, точнее вовсе не подбирается, так еще и настраивается не правильно, отсюда и расход и тупость двигателя и проблемы сопутствующие неправильной настройке.
Что бы расставить точки над И, опишу как правильно настроить редуктор на ГБО второго поколения.
- Винт хх закручен до конца, дозатор открыт полностью, винт чувствительности (название, блин, говорит само за себя, при послабленной пружине мембрана будет открываться от небольшого разряжения сечение которой в десятки а может и сотни раз больше канала хх) откручиваем на 5 оборотов из полностью закрытого состояния.
- Заводим двиг, прогреваем до рабочей температуры.
- Закручиваем винт чувствительности до полной остановки двигателя
- Откручиваем винт хх на пару оборотов, пробуем завестись, если снова глохнет откручиваем винт хх еще. В результате настраиваем винт хх так что бы хх был стабильный при максимально закрученном винте (т.е. если дальше закручивать винт смесь сильно обедняется и хх нарушается, что проявляется подергиванием двигателя).
- Дозатор. Зажимаем педаль газа на 2500-3000 об. в минутах и оставляем неподвижной. Если при попытке набрать обороты двигатель захлебывается на несколько оборотов закручиваем дозатор и снова педалью пытаемся выставить обороты. закручиваем дозатор до тех пор пока обороты не начнут падать, как только начнут, откручиваем обратно на 0,5 — 1 оборот. Идеальным было бы сверить значение лямбды через OBD разъем на 3000 оборотах, которая должна быть в пределах 1, или по датчику кислорода на выхлопе напряжение которого должно быть в пределах 0,4 — 0,8 вольт.
Пробуем поездить, если обороты все же зависают, то пробуем закрутить дозатор на 0,5-1 оборот, в большинстве случаев помогает. Если же не помогло, то закручиваем винт чувствительности еще на 0,5 — 2 оборота, соответственно откручиваем винт хх, для поддержания стабильного хх и подправляем дозатор ибо его настройка и настройка винта чувствительности тесно взаимосвязаны.
Надеюсь информация будет полезна всем кто замучился с ГБО и зависанием оборотов!
P. S.
Очень и очень частая проблема связанная с зависанием оборотов это забитый воздушный фильтр, ребята то что вы встряхнули фильтр это не означает что он очистился, будьте добры менять его хотя бы каждые 10000 км (в зависимости от запыленности региона нужно чаще). По мере загрязнения воздушного фильтра настройки гбо сбиваются, воздуху сложнее становится проходить через фильтр, и движок заглатывает газ, разрежение же чем то надо восполнять, смесь насыщается, что бы как то снизить обороты ЭБУ пытается открыть заслонку по больше (он же не знает что мы подаем горючее не через форсунки, как нормальные человеки, а через смеситель, тем самым делая шаг назад в прогрессе откатываясь от инжектора к карбюратору) тем самым подавая еще больше газовоздушной смеси в движок, так все и зависает. Так что не забывайте менять воздушный фильтр.
Подскажите пожалуйста что надо делать чтоб инжектор работала на газу без бензина