Поговорим об автомобилях с гидроусилителем руля и очень неприятной проблеме, когда рулевое колесо стало поворачиваться сложнее. Беда в том, что для устранения большинства поломок потребуются большие финансовые вложения и, скорее всего, нужно будет обращаться в автомастерскую.
Содержание статьи:
- Почему руль у машины становится тяжелым – причины тяжелого руля автомобиля
- Что делать, если руль у автомобиля тяжело вращается – инструкция к действиям
- ГУР и тяжелый руль — как устранить неисправности?
- УАЗ Patriot 2012, двигатель бензиновый 2.7 л., 128 л с., полный привод, механическая коробка передач — наблюдение
- Машины в продаже
- УАЗ Патриот, 2013
- УАЗ Патриот, 2013
- УАЗ Патриот, 2015
- УАЗ Патриот, 2016
- Комментарии 14
- Общие причины
- Рулевое управление с гидроусилителем руля
- Уровень и состояние масла
- Воздух в системе
- Натяжение ремня ГУР
- Густое масло
- Антитечь в гидроусилитель
- Забит фильтр ГУР
- Клапан регулировки давления
- Скорый конец насоса
- Потеря мощности двигателя при поворотах
- Рулевая рейка
- ВАЗ 2105, 2106, 2107
- ВАЗ 2109 и другие модели
- Электрогидроусилитель руля (ЭГУР)
- Электроусилитель руля
Почему руль у машины становится тяжелым – причины тяжелого руля автомобиля
Сразу отметим, что в статье будут рассматриваться только автомобили, оснащенные гидроусилителем руля, так как автомобили без гидроусилителя – большая редкость, если не редкость. Большинство владельцев таких автомобилей знают все дефекты наизусть и могут исправить их прямо в гараже.
Итак, тяжелый руль – причины:
- Самая простая причина того, что рулевое колесо тяжело поворачивается, – нехватка жидкости для гидроусилителя руля в расширительном бачке.
- Следующая причина тяжелого рулевого колеса – износ, а иногда и выход из строя насоса гидроусилителя руля.
- Если поворачивать руль становится сложно, причиной может быть наличие воздуха в системе гидроусилителя руля.
- Также стоит проверить приводной ремень. Его можно носить плохо или свободно. Обе неисправности могут быть причиной того, что руль тяжело поворачивается.
- Последняя причина, о которой стоит упомянуть, как всегда, самая неприятная – появился дефект в коробке передач или рулевой рейке.
Что делать, если руль у автомобиля тяжело вращается – инструкция к действиям
Если вы заметили, что рулевое колесо с гидроусилителем плохо поворачивается, не стоит полагаться на простое русское выражение «он снова поедет». Такое игнорирование неисправности может привести к дорогостоящему ремонту.
- Остановите машину и хотя бы найдите время, чтобы заглянуть под капот. Первое, что должно вас заинтересовать, – это бачок с жидкостью гидроусилителя руля. Если он пустой, идем в ближайший магазин автозапчастей или на заправку.
- Покупаем жидкость и наполняем бак до максимально допустимого уровня.
- проверить уровень жидкости в бачке можно, запустив двигатель автомобиля.
- Примечание: после остановки никуда не уходите, чтобы не усугубить неисправность. Лучше всего оставлять машину на стоянке.
ГУР и тяжелый руль — как устранить неисправности?
Теперь попробуем разобраться, как исправить другие неисправности гидроусилителя руля.
- Помните, если рулевое колесо сильно поворачивается, но в баке все еще есть жидкость, это не значит, что причина в другом. Запустите двигатель и снова проверьте уровень. Жидкость может полностью вылиться из емкости или ее уровень будет катастрофически низким. В этом случае достаточно долить жидкость до максимального уровня и надеяться, что отсутствие последнего не привело к появлению других неисправностей.
- Для диагностики насоса ГУР рекомендуется обратиться в автомастерскую (Профессиональный автосервис в Санкт-Петербурге – СТО Автоприд). Если причина в этом, насос необходимо отправить в ремонт и, возможно, заменить на новый. Если нет возможности посетить диагностическую станцию, рекомендуется проверить регулирующий клапан насоса на наличие засоров. Если имеется, клапан необходимо очистить и промыть.
- Чтобы удалить воздух из усилителя рулевого управления, поверните рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. Как видите, процедура выпуска воздуха проста, но вам все равно нужно понимать, откуда воздух поступал в системе? Для этого проверьте все соединительные патрубки, при обнаружении повреждений замените их. Проверить хомуты на стыках, при необходимости подтянуть или заменить. Если описанные процедуры не помогли, рекомендуется обратиться к специалисту.
- С этим моментом все просто. При ношении ремень меняют, при малом натяжении растягивают. Если процедуру невозможно провести самостоятельно, обращаемся на СТО.
- Если проблема в рулевой рейке или коробке передач, их необходимо вернуть в ремонт. Если отремонтировать поврежденный накопитель невозможно, то необходимо будет приобрести его по дорогой цене с последующей заменой, что не рекомендуется делать самостоятельно.
Общий совет по обслуживанию гидроусилителя руля: проверяйте уровень жидкости в расширительном бачке не реже одного раза в месяц.
Если уровень упал, долейте жидкость; если он падает устойчиво и на большой скорости, ищите утечку и не затягивайте ремонт.
Проверить состояние пыльника рулевой рейки, при необходимости заменить.
Доброго времени, господа! проблема была нарисована с нуля и поэтому поменял шаровой держатель УАЗ-3163 кастер +8. Я все растянул, все починил (к счастью, у меня есть опыт и все делал не раз), я ездил, подтягивал все хорошо работало около недели и теперь чувствую, что руль стал тугим, очень медленным, мягким , Я хотел бы сказать .
как описать – ощущение, что гидрах не возвращается не возвращается, а на месте все так круто крутится, но гидроусилитель конечно работает. Полез отпускает шпильку теперь есть отдача. Сделал специально, думал остановил, но опять же не проблема, есть отдача и руль не крутится, такое ощущение, что еду на кразе
кто тебе что скажет? где лесть ?!
УАЗ Patriot 2012, двигатель бензиновый 2.7 л., 128 л с., полный привод, механическая коробка передач — наблюдение
Машины в продаже
УАЗ Патриот, 2013
УАЗ Патриот, 2013
УАЗ Патриот, 2015
УАЗ Патриот, 2016
Комментарии 14
ребята поменяли масло и фильтр улучшилось, но еще не заморожено
может стоит поставить патрубок повыше жёсткости + радиатор охлаждения?
вот по описанию вроде у меня, но все получилось после того, как мы немного занесло, ну как малая норма, как-то добрался до дома, руль вообще не хотел крутить, а тут кент мне звонит говоря застрял вытащил обратно и болезнь почти прошла, вобщем решили, что гирю масло сгорело, поменяем на гидро А, у меня такое говно было, может у вас тоже сгорело как вариант?
Ой, они тебе сейчас посоветуют. Сразу поменять машину, какая она! 😀
Прежде чем что-либо делать, нужно провести диагностику. В чем именно вина. Иначе можно взбить кучу макарон и проблему не решить.
Сначала поднимите переднюю ось в воздух и загните один из тонких концов рулевой тяги, т.е отсоедините колеса от рулевого управления.
Затем возьмите колесо и поверните его вправо и влево в горизонтальной плоскости. Подвешенные в воздухе колеса должны спокойно вращаться из одного крайнего положения в другое. Если это не так, то дело в МАГАЗИНАХ, а не в рулевом. Скиньте наконечник с толстой рулевой тяги и определите, какой ШОПК останавливается. В свое время ходило несколько историй о том, как бронзовые вкладыши заклинивали руль во время путешествия. Тогда выберите тот МАГАЗИН, который не крутится вручную
Если колеса вращаются нормально, дело в рулевом управлении. Можно отсоединить кардан под расширительным бачком и посмотреть, как рулевой вал вращается в толкателе. Если легко поворачивает, то дело в гидроусилителе руля.
Надеюсь, я проверил уровень масла. Далее по злополучной трубке, которая набухает. Многие водят машину и не жалуются. Да, опухает, но это не поломка, это правда в жизни, но у тебя все было хорошо, а потом стало плохо. Так что дело не в тюбике, и его замена не вылечит. После этого необходимо проверить работу насоса гидроусилителя руля, возможно, он не развивает необходимое давление. Я здесь ничего не говорю, лучше обратиться к тем, кто занимается гидроусилителем руля, они смогут диагностировать. Не рекомендую тупо покупать новую помпу, может ее и не было, а в рулевом, например, поднялась какая-то уплотнительная манжета или еще что-то.
Чтобы понять, почему рулевое колесо круто поворачивается, нужно выяснить, какой тип рулевого управления установлен на вашем автомобиле: обычное с рейкой, а также рулевое управление с гидроусилителем (ГУР) и рулевое управление с электроусилителем (ЭУР), комбинированный (EGUR), с бустером. Рассмотрим первые четыре случая, которые являются наиболее распространенными.
Сначала остановимся на общих причинах узкого руля, затем распределим их по типам рулевого управления, подробнее остановимся на ВАЗ 2105, 2106 (и других моделях этой линейки), 2109, Шевроле Лачетти, БМВ е39, Мазда 3, Вольво xc90, Рено Символ и Газель.
Но важно понимать, что усилие на рулевом колесе контролируется только в движении или на подвешенных передних колесах. Если машина неподвижна, на элементы рулевого управления ложатся большие нагрузки. Особенно это опасно для заднеприводных автомобилей, например классического ВАЗа, в котором рулевая колонка крепится к лонжерону, который может сломаться из-за больших нагрузок.
Общие причины
Существуют причины, не зависящие от типа и состояния рулевых элементов, в том числе низкое давление в шинах и неправильная установка колес, нарушение геометрии кузова и т.д.
В первом случае из-за большой поверхности контакта покрышки с дорогой увеличивается не только износ резины, но и нагрузка на рулевое колесо, которое начинает жестко поворачиваться. Во втором случае неправильные углы наклона колес также приводят к этой неисправности. О влиянии геометрии тела мы поговорим позже.
Также стоит обратить внимание на подшипник поворотного кулака, ниже показан пример Nissan Primera. Из-за износа пыльника он заржавеет, в результате придется прикладывать большее усилие при повороте.
Тем не менее, важно понимать, что если на автомобиль были установлены другие шины, и они больше и шире, чем предыдущие, рулевое колесо будет туго закручиваться, и это естественно, не нужно паниковать.
Также обратите внимание на поперечины (кардан) рулевой колонки. Их может быть один или два (нижний и верхний), все зависит от конструкции. Поперечины могут перекусить или после установки новых рулевое колесо какое-то время будет пытаться вращаться.
Обязательно обратите внимание на карданный багажник, например, на Toyota Caldina 2.0 MT 4WD FULL он выглядит так.
Если он порвался, замените его, потому что через время пришедшая вода и грязь приведут к негативным последствиям. Первый признак того, что проблема именно в крестовинах – это крутой поворот руля с циклическими щелчками.
Кроме того, возможны различные характеристики рулевого управления из-за линейного расширения деталей. Как правило, если допуски и подгонка к деталям подобраны правильно, и это касается и крестовин, то после их нагрева или охлаждения не происходит заеданий, руль поворачивается легко и плавно.
Если эти параметры не поддерживаются должным образом, а это уже не относится к неоригинальным запчастям, рулевое колесо будет тяжело поворачиваться, с заклиниванием как при холодном, так и при прогретом двигателе.
Рулевое управление с гидроусилителем руля
На большинстве современных автомобилей, например Chevrolet Lacetti, Volvo xc90, BMW e39 (не на всех моделях), Renault Symbol, Газель ГАЗ-3302 (не на всех моделях, последняя оснащена ЭУР) установлен гидроусилитель руля и продолжается быть установленным. Именно сбои в его работе могут привести к тому, что вам придется приложить немало усилий для вождения автомобиля.
Уровень и состояние масла
Первое, на что следует обратить внимание, если рулевое колесо начинает сильно поворачиваться, – это наличие и состояние масла в бачке гидроусилителя рулевого управления. Низкие уровни – наиболее вероятная причина проблемы. Но следует учитывать, что уровень нагретой жидкости может отличаться от холодной.
важно выяснить, почему это произошло:
- естественное потребление (давно не заглядываете в ванну);
- утечки из-за износа или повреждения уплотнительных элементов, шлангов и т д
Если масло в баке на минимальном уровне, от дальнейшей эксплуатации автомобиля в данной ситуации лучше отказаться, так как это может привести к выходу насоса из строя. В крайнем случае можно снять приводной ремень гидроусилителя руля, а затем попробовать управлять автомобилем или вызвать эвакуатор.
Также обратите внимание на состояние масла, спросите себя: «Когда вы его меняли и какое заливали?» Были времена, когда простая замена решала проблему. Но здесь важно заливать масло, прописанное в инструкции по эксплуатации именно вашей модели автомобиля, а не экспериментировать.
Воздух в системе
Воздух может попасть в гидросистему усилителя по разным причинам, основная из которых – неправильная замена рабочей жидкости (масла).
понятно, что наличие пузырьков воздуха в системе отрицательно скажется на передаче сил из-за снижения давления, что приведет к крутому повороту руля.
Для решения этой проблемы достаточно при работающем двигателе несколько раз полностью повернуть руль вправо и влево. Это обновит все масло в расширительном бачке и выдавит воздух.
Натяжение ремня ГУР
Проверьте состояние ремня гидроусилителя руля. Когда он проскальзывает, что часто сопровождается свистом, насос не будет создавать необходимое давление в системе. Из-за этого руль будет круче закручиваться.
Слишком натянутый ремень создаст ненужную нагрузку на приводной вал и, следовательно, на двигатель, что приведет к быстрому износу подшипников и снижению эффективности насоса и двигателя.
Если ремень правильно натянут, но заметно быстро изнашивается, снимите его со шкива и поверните в последнюю очередь. Он должен свободно вращаться без скрежета и заедания. В противном случае придется менять подшипник.
Ниже представлена принципиальная схема натяжения ремня ГУР УАЗ Патриот.
Густое масло
Зимой, если руль начинает сильно крутиться, обратите внимание на состояние масла в баке. Если он сильно загустевший, он не подходит для данных условий эксплуатации.
Обязательно доливайте гидравлическую жидкость в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля. При необходимости замените его другим по согласованию со специалистами.
Антитечь в гидроусилитель
Временное восстановление работы гидроусилителя руля возможно с помощью специальных герметиков, которые благодаря своим свойствам и содержащимся в них присадкам улучшают работу гидроусилителя руля и устраняют утечки в системе.
Но есть и обратная сторона. Их неправильное использование или использование поддельных продуктов приводит к изменению вязкости и других характеристик масла, и, как следствие, оно может становиться более густым, и для его движения потребуется больше усилий.
Проблема решается заменой масла и причин его потери, с последующим исключением использования герметиков.
Забит фильтр ГУР
Узнайте, есть ли конструктивно в гидроусилителе вашей модели масляный фильтр, который, как правило, находится в баке. Первый признак засорения – это когда рулевое колесо затягивается, когда двигатель еще не горячий.
Это связано с тем, что масло, еще холодное и вязкое, почти не проходит через фильтр. В дальнейшем проблема исчезнет, так как он уже нагревается и становится более жидким.
Клапан регулировки давления
Клапан может перестать работать по многим причинам, от банальной блокировки до деформации поршня из-за механических воздействий на его корпус, например, при замене насоса.
Если давление в системе упало, стоит проверить состояние этого клапана.
Скорый конец насоса
Низкое давление в системе при нормальном уровне масла, правильном натяжении приводного ремня, отсутствии перекручивания трубок, весь клапан может сигнализировать о том, что насос гидроусилителя руля работает на боковом алтаре из-за износа его деталей. Проблема решается только ремонтом или заменой.
Потеря мощности двигателя при поворотах
Бывают ситуации, когда руль начинает туго крутиться только на поворотах, но при прямом движении этой проблемы не возникает. В этом случае мощность двигателя «падает» на поворотах».
Речь идет о рулевой рейке. Эта тема полностью раскрыта в разделе по ВАЗ 2109.
В некоторых моделях самоблокирующееся вращение рулевого колеса также связано с другими, специфическими причинными факторами, например, на Volvo xc90 проблема может возникнуть из-за износа кольцевых вырезов редуктора давления FO 044VALVE и эллипса по которому скользят лопасти ротора. Замена клапана может сэкономить время без замены всего насоса.
Но вся сложность здесь в том, что ГУР нужно будет снимать. Для удобства работы вам понадобится кривошип с «Торекс 50».
Рулевая рейка
это неотъемлемая часть рулевого управления автомобиля. Именно для облегчения движения его элементов, а также рулевых тяг были разработаны усилители рулевого управления, гидроусилители руля и другие типы усилителей. Последний может быть установлен на машине или нет.
В последнем случае управление автомобилем осуществляется только за счет эффекта физического воздействия водителя на рулевое колесо с последующим преобразованием крутящего момента в поступательное движение рулевых тяг.
Это преобразование происходит за счет действия стойки именно из-за ограничения, из-за которой рулевое колесо туго повернуто.
Проблема легко решается ослаблением регулировочного болта, который присутствует практически на любой рулевой рейке или рулевом колесе, как, например, в ВАЗ 2105.
Давайте посмотрим на конкретные примеры.
ВАЗ 2105, 2106, 2107
Первое, на что стоит обратить внимание, когда на ВАЗ 2105, 2106, 2107 и других автомобилях этого модельного ряда начинает круто поворачиваться руль, особенно при нависании передних колес – редуктора (колонки) рулевого механизма.
Визуальным осмотром убедитесь, что нет утечки масла в узел через сальники. Проверить уровень трансмиссионного масла в КПП через крышку заливной горловины (чек). Убедитесь, что рулевая колонка правильно отрегулирована и не зажата.
Второе, что нужно сделать, это проверить состояние шаровых опор. Их четыре, по две с каждой стороны, сверху и снизу. Если они изношены и в них есть люфт, это также может повлиять на повышенное усилие при повороте рулевого колеса.
Далее проверяем, не заклинило ли одно или оба шаровых шарнира. Для этого отсоединяем рулевые наконечники от колонки. Это сделано для того, чтобы поворотный кулак мог свободно вращаться.
Если он сильно вращается одним ударом, шаровые опоры застряли и их нужно будет заменить.
Далее проверьте левый и правый поперечные рычаги на заклинивание, для этого отсоедините от них рулевые тяги и проведите рукой. Они должны ходить свободно, без скрежета. Если нет, замените их. Например, они могут заклинивать из-за наклона нейлоновых втулок.
А еще лучше заменить маятники на втулках на аналог с шарикоподшипниками. Вы сразу почувствуете, как руль поворачивается легче.
Также проверьте концы рулевой тяги на предмет люфта. Если были установлены новые наконечники, управлять автомобилем какое-то время будет сложно, пока они не выработаются, приобретя легкий ход.
Угол наклона стойки (вращается).
Казалось бы, при чем тут руль и узкий руль. Как правило, угол наклона стойки (положительный или отрицательный) задается производителем и не изменяется при выравнивании колес.
Но бывают ситуации, когда на находящихся в эксплуатации классических ВАЗ 2101 – 2107 этот показатель меняют, например, с 0 (заводской) на 1. Это приводит к тому, что руль начинает сильнее вращаться, но при этом возвращается до нуля быстрее после завершения вращения.
Если вы больше ездите по городу, кластер 0 предпочтительнее, так как рулевое колесо с ним легче поворачивается, но не так быстро возвращается в исходное положение.
В группе 1 происходит обратное, рулевое колесо крутится туго и быстро возвращается в исходное положение. Этот кластер предпочитают автомобилисты, которые больше ездят за город.
Мало кто знает, но на старой классике ВАЗ можно изменить геометрию кузова. По этой причине ломаются колеса и руль начинает круто поворачиваться.
Чтобы решить эту проблему, найдите две 4-миллиметровые шайбы и поместите их в нижние рычаги с обеих сторон, но только в местах со стороны водителя и пассажира, а не со стороны радиатора.
Это поместит рычаг под углом к радиусу. Затем, наклоняя развал, рулевое колесо должно поворачиваться легче.
ВАЗ 2109 и другие модели
Здесь установлена рулевая рейка. Из-за износа его внутренних частей и увеличения пространства между ними со временем он начинает стучать. Это касается и других автомобилей с подобным типом рулевого управления, ВАЗ 2110, 2114, 2115, Лада Приора, Калина, Гранта и т.д. Последние три модели уже являются дополнением к ЭУР.
С помощью специального регулировочного болта зазор между ведущей шестерней и рейкой уменьшается и стук прекращается.
Но если затянуть болт, возникнет ситуация, когда руль будет туго закручиваться. Поэтому важно не переборщить.
А потом. Важно понимать, что сама стойка больше изнашивается в центральной части (прямолинейное движение). Меньший износ кромок (при прохождении поворотов). Поэтому при регулировке центральная часть рейки прижимается нормально, а края защемляются. В результате, если машина едет прямо, руль поворачивается нормально, но на поворотах туго.
По этой же причине, если автомобиль оборудован гидроусилителем руля, нагрузка на помпу увеличивается при прохождении поворотов. Через шкив и ремень она передается на двигатель, который «проседает», то есть теряет мощность.
Выход из ситуации – немного ослабить болт или заменить направляющую.
- Изношены подшипники верхнего вала рулевой колонки;
- Захват опоры или подшипника подкоса;
- В рулевой рейке нет смазки.
Электрогидроусилитель руля (ЭГУР)
EGUR по принципу действия мало чем отличается от обычного гидроусилителя руля. Основное отличие в том, что здесь насос гидроусилителя рулевого управления приводится в действие не ДВС, а электродвигателем. В системе также есть электронный блок управления.
Сам насос (мотор-редуктор) бывает двух типов, пластинчатый и шестеренчатый. Второй тип считается более надежным.
EGUR устанавливается на многие иномарки, например Ford Focus 2, Skoda Fabia, Mazda 3. А также на некоторые отечественные автомобили, например, Lada X-Ray.
Рассмотрим причины, по которым руль крутится туго, на примере Mazda 3:
- Деформация рулевой рейки. Проблема решается только заменой последнего;
- Низкое напряжение в бортовой сети. Аккумулятор разряжен, неисправен генератор.
- Неправильная калибровка рулевого колеса или ЭБУ вообще не видит своего положения. Предыдущая проблема и эта хорошо диагностируются на сервисе.
- Реле вышло из строя. На Mazda 3 он находится под капотом в блоке предохранителей. Но, возможно, реле не вышло из строя, а сгнили контакты под самой колодкой – это болезнь Мазды 3.
- Неисправен предохранитель блока питания EGUR или разомкнута цепь питания электродвигателя. Иногда, чтобы обнаружить обрыв цепи, необходимо полностью снять помпу. Проблема диагностируется сервисом.
- Рулевая рейка установлена неправильно после ремонта или замены.
- Другие причины, связанные с гидроусилителем руля.
Электроусилитель руля
ЭУР по сравнению с гидроусилителем и EGUR конструктивно проще, а значит, надежнее. Он состоит из электродвигателя, установленного непосредственно на рулевой колонке, набора датчиков и ЭБУ.
ЭУР устанавливается на большинство современных автомобилей. Считаем отечественные модели: Лада Приора, Гранта, Калина, Нива (с 2009 года), последние модели Газели (ГАЗ 3302, 2705, 3221, 33023).
Если на автомобиле с электроусилителем рулевое колесо начинает сильно крутиться, проверьте:
- Горит ли индикатор EUR на панели приборов? При включении зажигания лампочка должна загореться, после запуска двигателя погаснуть.
- Датчик скорости и спидометр работают, работают синхронно с ЭУР и связаны между собой. Чем выше скорость, тем меньше усилий передается на стойку и наоборот;
- Датчик крутящего момента неисправен;
- Какое напряжение в бортовой сети;
- Перегоревшие или перегоревшие контакты предохранителя на 50 А. Например, на Lada Priora он находится под капотом, как показано на схеме ниже.
Если проблема не исчезнет, проверьте состояние рулевой рейки, опорных подшипников, карданных валов и т.д. Все это уже было описано выше.
Если ваша машина начинает быстро крутиться и вы не можете найти причину, задавайте вопросы в комментариях, мы постараемся ответить.