Блок управления двигателем (ЭБУ) – это мозговой центр всей машины, он состоит из большого количества сложных соединений. С помощью этого устройства контролируются и согласовываются функции всех элементов силового агрегата.
Устройства управления, устанавливаемые на различные модели автомобилей, изготовлены из высококачественных материалов, при их изготовлении используются передовые технологии, обеспечивающие качественную сборку электронных схем.
Но даже блоки управления высочайшего качества подвержены поломкам и часто нуждаются в срочном ремонте.
- Устройство блока управления двигателем
- Назначение электронного блока управления
- Принцип работы блока управления двигателем
- Признаки выхода из строя ЭБУ
- Описание основных причин выхода из строя ЭБУ
- Диагностика контроллера в условиях гаража
- Выявление неисправностей, возникших в управлении двигателем
- Алгоритм действий для восстановления работы ЭБУ
- Распространенные неисправности ЭБУ и их причины
- Как самостоятельно осуществить диагностику блока?
- Необходимые инструменты и оборудование
- Фотогалерея «Готовимся к диагностике системы»
- Алгоритм действий
- Видео «Почему контроллер ЭСУД не выходит на связь при проверке»
Устройство блока управления двигателем
Конструкция ЭБУ разделена на основные части: основной блок, датчики управления, исполнительные механизмы элементов двигателя. Электронное управление включает в себя множество специальных элементов:
Неисправности блока управления двигателем приводят к разбалансировке работы всех систем автомобиля.
Назначение электронного блока управления
ЭБУ использует сигналы, поступающие от датчиков, установленных на трансмиссии, для регулирования состава и количества топлива, поступающего в двигатель. В процессе его работы задается режим работы двигателя и происходит точное дозирование топливных смесей.
Благодаря работе контроллера работа мотора стабильна как на холоде, так и после нагрева. Невозможно запустить двигатель при неисправности ЭБУ или при отсутствии его управляющих сигналов.
Мощные транзисторы, входящие в состав блока управления, управляют работой следующих двигателей и исполнительных механизмов энергосистемы:
- катушки зажигания системы впрыска;
- холостой клапан;
- электрические форсунки;
- клапан вентиляции топливного бака;
- электромагнитные катушки – соленоиды;
- турбокомпрессор;
- система впуска-выхлопа;
- рециркуляция выхлопных газов;
- система охлаждения.
Электронное устройство является неотъемлемой частью бортового оборудования машины и находится в постоянном информационном взаимодействии со следующими важными системами:
- Антиблокировочная система.
- Автоматическая коробка передач.
- Система стабилизации.
- Система безопасности автомобиля.
- Автоматическая регулировка скорости.
- Климат-контроль.
Принцип работы блока управления двигателем
При использовании этого устройства оптимизируются важнейшие параметры:
- расход топлива;
- расход моторного масла;
- силовые характеристики;
- крутящий момент, влияющий на разгон автомобиля;
- количество токсичных компонентов в выхлопных газах.
Датчики отправляют информацию контроллеру в виде цифровых сигналов. Модули управления и функционального расчета, входящие в состав программного обеспечения, анализируют сигналы датчиков и корректируют работу исполнительных механизмов. Выходные сигналы в процессе настройки могут даже полностью остановить дизельный двигатель.
При внесении существенных изменений в конструкцию силового агрегата (тюнинг) возможно перепрограммирование электронного блока управления двигателем.
Интеграция всех блоков управления в общую систему происходит через специальную шину.
Признаки выхода из строя ЭБУ
Часто возникают ситуации, когда автовладельцы сталкиваются с необходимостью ремонта блока управления двигателем. Выполнение данного вида работ своими руками возможно при наличии определенных квалификационных навыков.
Сбои в работе устройства управления возникают из-за нарушения контактов с датчиками, контролирующими работу рабочих систем двигателя:
- Антиблокировочная тормозная система (управление тормозами автомобиля).
- Замок зажигания.
- Контроллер инжектора.
- Положение дроссельной заслонки.
- Температурный диапазон двигателя.
Механические повреждения, попадание воды на детали микросхемы, неудачные попытки ремонта устройства своими руками также приводят к поломке электронного блока управления.
Потеря контакта с датчиками происходит из-за отсутствия электричества, что свидетельствует о возникновении внутренней неисправности, требующей обязательного ремонта. Признаками отсутствия контакта могут быть следующие:
- данные не принимаются сканером;
- сообщения содержат неверные параметры;
- контрольная лампа “проверка” не загорается при включении зажигания;
- отсутствие информации о нестабильной работе двигателя.
Своевременное выявление неисправностей и ремонт электронных блоков управления двигателем позволит избежать перебоев в работе систем, групп и групп автомобилей.
Описание основных причин выхода из строя ЭБУ
В список наиболее вероятных причин входят следующие факторы:
- Микротрещины в цепях и в корпусе устройства, вызванные механическими воздействиями (ударами, сильной вибрацией).
- Резкое повышение температуры, что приводит к перегреву блока управления двигателем.
- Разрушение элементов ЭБУ под воздействием коррозии.
- Попадание влаги в корпус контроллера из-за разгерметизации.
- Безграмотные лечебные действия.
- Примените «световой» эффект при работающем двигателе, чтобы помочь находящейся поблизости машине.
- Изменение положения клеммных соединений при подключении АКБ.
- Отсутствие подключения силовой шины при запуске стартера.
Эффективность ЭБУ полностью зависит от перечисленных факторов, многие из которых могут нанести значительный ущерб устройству управления.
Чтобы предотвратить необратимые повреждения, следует проводить регулярную диагностику электронного управления двигателем. В целях экономии на дорогостоящем ремонте и полной замене элементов электронной системы управления проверка проводится не реже одного раза в год.
Диагностика контроллера в условиях гаража
На неисправности в блоке управления двигателем указывают следующие неисправности автомобиля:
- проблемы с запуском двигателя;
- вмешательство двигателя;
- появление густого дыма;
- пониженная реакция на педаль акселератора;
- перебои в работе ЭБУ;
- потеря контроля над включением и выключением вентилятора двигателя;
- неисправности катушек зажигания;
- выход из строя предохранителей;
- датчики не посылают сигналов.
Благодаря встроенной в ЭБУ системе самодиагностики вы можете своими руками проверить и определить степень поломки. Для проведения диагностических мероприятий необходимо подключиться к устройству с помощью ноутбука с установленной программой, предназначенной для работы с диагностическими данными. Вместо ноутбука можно использовать специальные тестеры, осциллографы.
Данные, полученные при измерениях, сравниваются со стандартными показателями.
Выявление неисправностей, возникших в управлении двигателем
Причины поломки блока управления двигателем делятся на два основных типа: неисправный проводник или неисправность прошивки. Прошивка восстанавливается только с помощью специалистов в сервисном центре. Проверить электрические параметры своими руками можно с помощью специального измерительного прибора – мультиметра.
Чтобы искать неисправность в проводе, необходимо ознакомиться со схемой устройства управления. Изучив положение проводников, резисторов и блока питания, настала очередь «непрерывности» электрической цепи в том месте, где обнаружена ошибка в показаниях электронного блока. При отсутствии такой информации необходимо проверить провода по всей цепи.
Алгоритм действий для восстановления работы ЭБУ
Для ремонта блока управления двигателем необходимы следующие операции:
- Определите место неисправности.
- Измерьте сопротивление.
- Найдите точки крепления проводника.
- Подключите параллельно провод с необходимым сопротивлением с помощью паяльника; рекомендуется оставить старый провод на месте.
После принятых мер система должна работать стабильно. Если ошибки ЭБУ повторяются, обратитесь в сервисный центр.
Долговечность, безопасность и надежность автомобиля зависят от своевременности ремонта блока управления двигателем.
Начну с того, что на днях, разгоняясь со второй на третью, мой Пассик начал дергаться и дергаться… И как обычно в таких ситуациях – в этот момент ты собираешься обгонять, и колонна позади тебя тоже позади. (((
Эти симптомы повторяются только при разгоне после того, как двигатель остынет, простояв полчаса, так что все норм.
Вернувшись домой, мы смотрим в Интернет.
В сети приводили множество причин, которые были собраны в отдельном блоге www.drive2.ru/b/2042762/
Я обратился к известному электронщику. Он просканировал работу двигателя с помощью ноутбука и поставил мне диагноз на идеальную работу зажигания, но есть только претензии к работе РХХ, например. “микрик” не заработал, он излучал больше положенных 0,5 Ом. Много уже было заменено и проблем не дало: лямбда-зонд, масляный фильтр, подушка моника, ДТОЖ а еще свечи зажигания… Только проблема РХХ.
Диагностика: После замены всех этих расходных материалов специальный сброс старых параметров ЭБУ и инициализация запуска не производились.
Процедура восстановления параметров самого ЭБУ
Раньше считал сбросом тривиальное снятие плюсовой клеммы… Но электронщик сказал следующее:
1. Запустите и прогрейте двигатель, пока вентилятор охлаждения не включится дважды или пока температура масла не достигнет +80 С.
2. Заглушите двигатель и выключите зажигание.
3. Снимите клемму «-», снимите клемму «+». Отсоедините штекер от блока управления Mono-Jetronic / Motronic
Подождите не менее 10 минут. Это необходимо для гарантии удаления (потери) содержимого оперативной памяти панели управления).
4. Подсоедините разъем к блоку управления.
*Примечание. Теоретически вы можете переопределить действия с абзацами. 3 и 4 путем одновременного отключения отрицательного полюса батареи, и в большинстве случаев такое упрощение допускается. Однако в некоторых случаях из-за особенностей реализации электросхемы автомобиля такое решение не работает, а некоторые старые параметры иногда не восстанавливаются.
5. Не нажимая педаль акселератора, запустите двигатель.
6. Дайте двигателю поработать не менее 5 минут. НЕ ДОБАВЛЯЙТЕ ОБОРОТ!
Выключатель холостого хода всегда должен оставаться замкнутым.
7. Заглушите двигатель и выключите зажигание.
8. Повторите шаги 5, 6 и 7. Еще ДВАЖДЫ раз.
На этом процедура завершена – агрегат настроен оптимально.
Итог: все птенцы, полет нормальный, никто не дергается, точно мурлычет!
Электронный блок управления – одна из основных составляющих автомобиля, так как это, по сути, «мозг». Благодаря этому устройству выполняется множество различных процессов, обеспечивающих нормальную работу в целом, но, как и любое другое устройство, ЭБУ может выйти из строя. Подробнее о том, как проверить работу ЭБУ и в каких случаях это необходимо, читайте ниже.
Распространенные неисправности ЭБУ и их причины
Электронная система управления может выйти из строя по разным причинам. Так или иначе, автовладелец в этом случае столкнется с необходимостью диагностики для точного определения неисправности агрегата, так как в большинстве случаев эти устройства не подлежат ремонту. Как показывает практика, даже специалисты обычно не проводят ремонт устройства, а просто заменяют его на новый. Но в любом случае, прежде чем попрощаться с ЭБУ, нужно внимательно понять, почему он вышел из строя.
Контроллер электронной системы управления двигателем российского производства
По мнению многих электриков, с которыми мы консультировались при составлении этого материала, основная причина выхода агрегата из строя – скачки напряжения в бортовой сети. С другой стороны, перенапряжение обычно возникает в результате короткого замыкания одного или нескольких соленоидов.
Но это только одна из самых частых причин, на самом деле их гораздо больше:
- Выход устройства из строя может произойти из-за его механического повреждения. Например, это может быть сильный удар или сильная вибрация, в результате чего при снятии модуля появилась трещина. Кроме того, в местах сваривания элементов или контактов могут образоваться трещины и повреждения.
- Контроллер ЭСУД перегрелся, проблема обычно возникает из-за колебаний температуры. На практике известны случаи, когда при низких отрицательных температурах водители запускали двигатели на высоких оборотах, стараясь обеспечить точный запуск силовой установки. В это время может произойти перегрев.
- Подверженность ECM коррозии. Образование коррозии на конструкции модуля может быть вызвано изменением влажности воздуха в салоне автомобиля, а также скоплением конденсата или попаданием влаги в моторный отсек транспортного средства.
- Нарушение герметичности устройства. Эта проблема приведет к причине описанной выше неисправности, в частности попаданию воды в конструкцию модуля.
- Если нет связи с ЭБУ, такая неисправность может быть вызвана внешним вмешательством в систему управления, что может способствовать нарушению целостности конструкции. Например, если вы попытаетесь «включить» другой автомобиль от автомобильного аккумулятора при работающем двигателе первого автомобиля, клеммы также могут быть отключены от аккумулятора при работающем двигателе. Также проблема может возникнуть из-за того, что при подключении АКБ поменялась полярность, то есть клеммы были подключены неправильно. В некоторых случаях неисправность может возникнуть после включения стартера, к которому не была подключена шина питания.
Электронная плата удалена
В любом случае, по какой-либо причине устройство выходит из строя, ремонт или замену необходимо производить после того, как будет проведена полная диагностика модуля. Также следует помнить, что характер неисправности может указывать на возможные сбои в работе других систем. Если эти неисправности не устранить, это приведет к тому, что новое устройство также выйдет из строя.
Если нет связи с ЭБУ и устройство по какой-то причине отказывается, автовладелец может заметить это по следующим признакам:
- На приборной панели значок Check Engine, который появляется при обнаружении неисправностей двигателя, не загорается. Кроме того, этот значок может мигать или появляться не сразу. Если индикатор мигает, нужно убедиться, что проблема не в самом свете, затем проверить сам накопитель.
- При попытке подключить ЭБУ своими руками к диагностическому разъему сканер стал выдавать неверные данные, что вызывает сомнения. То есть информация может кардинально отличаться от той, что должна быть. Если нет связи с ЭБУ, сканер может вообще не распознать это устройство.
- Силовой агрегат автомобиля неисправен, троит, может не заводиться или заводиться каждые два раза, может даже дымить. При этом никаких причин для такого поведения, в том числе и перегрева, нет.
- Зажигание машины стало работать ступеньками.
- Вентилятор охлаждения двигателя можно включить произвольно, без команды с блока управления.
- В машине элементы безопасности начинают выходить из строя, так как многократно сгорают и очевидных причин для этого нет. Если предохранители перегорели, это обычно связано с перенапряжением в бортовой сети или в определенном участке электрической цепи, но диагностика скачков напряжения не обнаруживает.
- Импульсы не принимаются различными датчиками или принимаются нерегулярно.
- Также еще одним признаком может быть неправильная работа педали акселератора. Когда водитель нажимает на педаль, он может отреагировать на нажатие замедлением или очень сильно. Эта отметка самая точная, особенно если педаль работала в штатном режиме.
- Кроме того, на корпусе устройства могут быть видны следы повреждений. Например, могут обгореть контакты или следы ожогов на проводах.
- Еще один признак – отсутствие управляющих сигналов для системы зажигания или ТНВД, регулятора холостого хода и других устройств, работу которых контролирует ЭБУ (автор видео самодиагностики – Владимир Чумаков).
Как самостоятельно осуществить диагностику блока?
На первый взгляд может показаться, что диагностика ЭБУ – сложная задача, с которой справится далеко не каждый. Действительно, проверить свой блок не так-то просто, но имея теоретические знания, вполне возможно применить на практике.
Необходимые инструменты и оборудование
Чтобы самостоятельно проверить работоспособность модуля, вам нужно будет выполнить ряд шагов для подключения к ЭБУ.
Для проведения проверки вам потребуются следующие устройства и предметы:
- Осциллограф. Понятно, что не у всех автомобилистов есть такое устройство, поэтому, если у вас его нет, вы можете использовать компьютер с предустановленным на нем необходимым диагностическим ПО.
- Кабель для подключения к устройству. Вам необходимо выбрать адаптер, поддерживающий протокол KWP2000.
- Программное обеспечение. Найти диагностическое программное обеспечение сегодня не проблема. Для этого просто проследите за сетью и найдите подходящую программу для своего автомобиля. Программа подбирается с учетом автомобиля, так как на разных машинах устанавливаются разные блоки управления.
Фотогалерея «Готовимся к диагностике системы»
Алгоритм действий
Процедура диагностики электронной системы управления обсуждается ниже на примере модуля Bosch M 7.9.7. Данная модель блока управления – одна из самых распространенных не только в отечественных автомобилях ВАЗ, но и в иномарках. Также следует отметить, что процесс проверки описан на примере использования программного обеспечения KWP-D.
Итак, как проверить ЭБУ в домашних условиях:
- Прежде всего, используемый адаптер необходимо подключить к компьютеру или ноутбуку, а также к самому ECM. Для этого подключите один конец кабеля к выходу на устройстве, а другой – к выходу USB на компьютере.
- Далее нужно повернуть ключ в замке зажигания автомобиля, но запускать двигатель не нужно. При включенном зажигании вы можете запустить диагностическую утилиту на своем компьютере.
- После выполнения этих действий на экране компьютера должно появиться окно с сообщением, подтверждающим успешный запуск диагностики неисправностей в контроллере. Если по какой-то причине сообщение не появляется, необходимо убедиться, что компьютер успешно подключился к контроллеру. Проверьте качество связи и кабельного соединения между устройством и ноутбуком.
- Затем на дисплее ноутбука должна появиться таблица, в которой будут указаны основные технические характеристики и параметры транспортного средства.
- На следующем этапе нужно обратить внимание на раздел DTC (в разных программах он может называться по-разному). В этом разделе будут представлены все неисправности, с которыми работает силовой агрегат. Все ошибки будут отображаться на экране в виде зашифрованных комбинаций букв и цифр. Чтобы расшифровать их, вам нужно перейти в другой раздел, который обычно называется Коды, или воспользоваться технической документацией вашего автомобиля.
- Если в этом разделе нет ошибок, теперь можно не беспокоиться, так как двигатель автомобиля работает отлично (автор видео о ремонте ЭБУ в домашних условиях – канал AUTO CUT).
Но этот вариант проверки более актуален, если компьютер видит блок. Если у вас возникли проблемы с подключением к нему, вам понадобится схема подключения устройства и мультиметр. Сам тестер или мультиметр можно приобрести в любом тематическом магазине, а схема подключения ЭБУ должна быть в сервисном руководстве. Саму схему нужно изучить с особенным вниманием, это потребуется для проверки.
В том случае, если ECM указывает на определенный блок и не показывает случайные данные, то согласно схеме его необходимо найти и озвучить. Если нет точной информации, единственный выход – диагностировать всю систему, как мы уже говорили выше, сбои считаются одной из основных неисправностей.
После обнаружения неисправности необходимо проверить сопротивление и точно определить, где закреплен кабель. Соответствующий новый провод потребуется припаять параллельно старому, если причина кроется в неисправности, эти действия устранят неисправность. Во всех остальных случаях проблему могут решить только квалифицированные специалисты.
Видео «Почему контроллер ЭСУД не выходит на связь при проверке»
Из видео ниже можно узнать, почему во время диагностики может отсутствовать связь между ECM и ноутбуком (автор видео – канал Billye espada).