Порядок проверки датчиков времени и положения коленчатого вала
Источник – информационное письмо ВАЗ № 65-2003-я
Методика проверки работоспособности (диагностики) датчиков фаз (деталь 21110 / 21120-3706040) и датчиков положения коленвала (деталь 21120-3847010), применяемых на автомобилях ВАЗ.
1. Проверка датчика фаз 21110-3706040
1.1 Установить напряжение 13,5 ± 0,5В на вольтметре V1 на блоке питания E, напряжение на контакте «B» датчика должно быть не менее 0,9Upit.
1.2 Поднесите стальную пластину из магнитомягкого материала к концу датчика, как показано на рисунке. Датчик должен сработать, что определяется по изменению напряжения на контакте «В» датчика. При срабатывании датчика напряжение на контакте «В» не должно превышать 0,4 В.
1.3 Снимите стальную пластину, при этом напряжение на контакте «B» датчика должно измениться до значения не менее 0,9Upit.
2. Проверка датчика фаз 21120-3706040
2.1 Установите напряжение 13,5 ± 0,5В на вольтметре V2 на блоке питания E, напряжение на контакте «B» не должно быть больше 0,4В.
2.2 Поднесите стальную пластину из магнитомягкого материала минимальной шириной 20 мм, минимальной длиной 80 мм и толщиной 0,5 мм, как показано на рисунке, к концу датчика, вставив ее в прорезь в корпусе. Напряжение на контакте «B» датчика должно измениться и быть не менее 0,9Upit.
2.3 Снимите стальную пластину, при этом напряжение на контакте «В» датчика должно измениться до значения, не превышающего 0,4 В
II. ДПКВ Performance Control (21120-3847010)
1.1 Снимите датчик. Выполните внешний осмотр датчика на предмет повреждений корпуса датчика, сердечника, клеммной колодки и ее контактов. Контакты должны быть чистыми. Если на контактах есть загрязнения, удалите их смесью спирта и бензина. Если сердечник загрязнен, очистите его от металлических частиц и грязи.
1.2 Проверить активное сопротивление обмотки датчика между контактами 1 и 2 блока датчиков с помощью цифрового вольтметра В7-22А (или того, который обеспечивает аналогичную или более высокую точность измерения). Значение активного сопротивления должно быть от 550 до 750 Ом. Проверку активного сопротивления датчика следует проводить при температуре датчика 22 ± 2 ° С. При проверке сопротивления необходимо учитывать погрешность измерительного прибора.
1.3 Проверить индуктивность обмотки датчика между контактами 1 и 2 блока измерителем R, L, C E7-8 на частоте 1 кГц. Значение индуктивности должно быть от 200 до 420 мГн.
1.4 Проверить сопротивление изоляции датчика между сердечником и выводами датчика (блокирующие контакты 1 и 2) с помощью мегомметра Ф4108 / 1. Сопротивление изоляции должно быть не менее 20 МОм при 500 В.
Версия 24.10.16 бета
Список автомобилей |
Переместите сайт в новый домен .
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)
Датчики ЭБУ ВАЗ.
Датчики преобразуют информацию в электрический сигнал, который принимает электронный блок управления двигателем.
Для работы ECM не требуются все датчики. Конфигурации зависят от системы впрыска и стандартов выбросов.
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) – датчик времени. Устанавливается на крышку масляного насоса.
Датчик информирует контроллер о частоте вращения и угловом положении коленчатого вала. Датчик индуктивный, реагирует на прохождение зубьев ведущего диска, который совмещен с ведущим шкивом генератора, возле его сердечника.
При неправильном подключении двигатель не запускается. Если датчик выходит из строя, система не может работать. Это единственный датчик в системе, который предотвращает движение автомобиля.
Зубцы основного диска разнесены на 6 °. Два зуба из 60 отсутствуют, и они являются стержнем синхронизма. Установочное расстояние между сердечником и зубьями колеса редуктора должно быть в пределах 1 ± 0,4 мм.
Зажигание выключено, отсоединить колодку от датчика ДПКВ и подключить щупы тестера к клемме «В» и к массе двигателя. Включаем зажигание, тестер должен зарегистрировать напряжение близкое к 2,5 В. То же самое нужно сделать с клеммой «А», напряжение тоже должно быть около 2,5 В. Если напряжение не соответствует норме, то вам необходимо проверить работоспособность цепей на обрыв и короткое замыкание на массу. Для этого прозвоните выход «A» и контакт (Input. DPKV. A) на блоке вашего контроллера (ECU) и выход «B» с контактом (Input. DPKV. B) на блоке вашего контролер. Если цепи в порядке и значение напряжения неправильное, контроллер неисправен.
Для проверки самого ДПКВ необходимо снять его с автомобиля, открутив крепежный болт и вынув датчик из отверстия в приливе на корпусе масляного насоса. Подключите тестер к клеммам датчика для измерения сопротивления, оно должно быть 550-750 Ом. Затем переключаем тестер в режим измерения переменного тока и подносим к датчику отвертку или другой металлический предмет, при этом тестер должен регистрировать скачки напряжения.
работоспособность датчика ДПКВ можно проверить с помощью сканера, который необходимо подключить к диагностическому разъему.
Самый лучший и точный тест работы датчика положения коленвала. Это можно сделать с помощью мотор-тестера (осциллографа).
Технологический прогресс в автомобильной промышленности заключается в замене устаревших карбюраторных двигателей на двигатели с впрыском топлива. Это приводит к необходимости знать устройство и принцип работы современных двигателей с точки зрения синхронизации искр и подачи бензина в цилиндры. ДПКВ не предусмотрен на автомобилях без бортового компьютера и на карбюраторных двигателях.
Датчик доступен только в конструкции дизельных двигателей с впрыском и внутреннего сгорания. Устойчивая работа современного автомобиля зависит от блока управления двигателем, который является его «мозгом». Блок получает информацию о состоянии автомобиля от установленных датчиков, которая обрабатывается и по полученным результатам корректируется работа всех систем. Одним из основных датчиков, отвечающих за работу двигателя, является датчик положения коленчатого вала.
Зачем нужен датчик синхронизации
ДПКВ исправляет и передает в ЭБУ следующие показатели:
- когда поршни превышают ВМТ и НМТ в первом и последнем цилиндре;
- измерение положения коленчатого вала.
Полученные данные передаются в ЭБУ. В результате обработки информации о положении коленчатого вала относительно мертвой точки и частоте его вращения датчик синхронизации корректирует следующие показатели ДВС:
- объем бензина, поступающего в цилиндры;
- время заправки;
- момент зажигания;
- угол поворота распределительного вала;
- время и продолжительность работы адсорбционного клапана.
Задачи электронного блока могут различаться в зависимости от сложности устройства ДВС, однако ни один ЭБУ не работает без датчика положения коленчатого вала.
Из-за неисправности ДПКВ искра задерживается или ожидается относительно рабочего цикла двигателя, что приводит к неправильной работе двигателя внутреннего сгорания или невозможности запуска двигателя. Это также способствует неполному сгоранию рабочей смеси и, как следствие, чрезмерному расходу топлива и снижению динамических характеристик автомобиля.
Устройство ДПКВ
Деталь представляет собой стальной сердечник с обмоткой из медной проволоки, помещенный в пластиковый корпус и заполненный композитной смолой.
Есть 3 типа датчиков синхронизации:
- Индукция. Принцип работы основан на использовании намагниченного сердечника с намотанной на него медной проволокой, на концах которой измеряется изменение напряжения. Помимо фиксации положения коленчатого вала, он измеряет скорость его вращения, что также необходимо для качественной работы ДВС. Индукционные датчики – самые распространенные и часто используемые в автомобильном устройстве.
- Оптический. Их конструкция основана на светодиоде, излучающем световой поток, и приемнике, фиксирующем свет на другой стороне. Когда световой луч попадает на контрольный зубец, он прерывается, приемник определяет его отсутствие, и информация передается в ЭБУ.
- Датчик Холла. Он работает на основе одноименного физического эффекта. На валу двигателя расположен магнит; когда он проходит через датчик, в датчике генерируется постоянный ток, который фиксируется синхронизирующим диском.
Многофункциональность устройства индукционного типа и датчика Холла делает их наиболее востребованными в конструкции современных двигателей.
Расположение датчика
Стабильная работа двигателя зависит от обслуживания датчика коленчатого вала, поэтому производители автомобилей размещают его в легкодоступном месте для быстрого устранения неисправностей. Несмотря на плотное расположение деталей под капотом, определить, где находится датчик синхронизации, довольно просто.
Справочный диск. Другие имена – master или sync.
Чаще всего он располагается на кронштейне между шкивом генератора и маховиком.
Он выделяется среди других электронных датчиков проводом (длиной 70 см) со специальным разъемом для подключения к бортовой сети автомобиля.
Для замены и установки ДПКВ необходимо только правильно выставить зазор между тягой и синхронизирующим диском. Размер зазора варьируется от 0,5 до 1,5 мм и зависит от марки и модели конкретного автомобиля. Расстояние регулируется с помощью специальных шайб, размещаемых между устройством и местом установки.
Еще кое-что полезное для вас:
Видео: Датчик положения коленчатого вала ДПКВ
Принцип работы датчика синхронизации
Для стабильной работы двигателя рабочий процесс ДПКВ происходит по следующему принципу:
- На коленчатом валу установлена специальная шестерня (опорный диск) с двумя недостающими зубьями – стартерным и нулевым.
- При вращении коленчатого вала зубья, проходя через магнитное поле ДПКВ, изменяют его – в результате в устройстве формируются импульсы, данные которых передаются в блок управления;
- Когда звездочка с отсутствующими зубьями проходит мимо датчика, характер импульсов меняется, и блок определяет исходное положение коленчатого вала;
- основываясь на подсчете поступающих импульсов, компьютер определяет положение коленчатого вала за заданный промежуток времени:
- После обработки информации ЭБУ отправляет сигналы в соответствующие системы автомобиля и их работа корректируется.
Следовательно, обеспечивается стабильная работа автомобиля.
Признаки неисправности датчика положения коленвала
Первое, на что стоит обратить внимание: DPKV не утиль и время от времени не работает, работает в определенном режиме или вообще не работает. Это связано с простотой конструкции элемента. Процесс разрушения изделия необратим. Если он потерял трудоспособность, он больше не будет работать. Эта деталь не подлежит ремонту. Если контроль подтверждает свою неисправность, его заменяют новым.
Есть несколько причин, способствующих его поломке. Негативное влияние оказывают нагрузки при высоких температурах, повышенной влажности, резких перепадах температуры и механических нагрузках. В результате автомобиль работает в неуказанном режиме или не заводится.
Признаки неисправного ДПКВ не зависят от его типа. Следующие симптомы укажут водителю на неисправность датчика положения коленчатого вала:
- снижение тяговых характеристик автомобиля (этот признак указывает на необходимость диагностики ДВС, но не всегда указывает на выход из строя ДПКВ);
- нестабильность двигателя, «плывущее» его число оборотов на холостом ходу и при движении автомобиля;
- стук двигателя при увеличении нагрузки;
- невозможность запустить двигатель.
Также о сломанном датчике свидетельствует отсутствие искр или горящий значок «Check Engine» на приборной панели.
Прежде чем приступить к замене, стоит понять, что перечисленные симптомы проявляются и при других неисправностях автомобиля. Поэтому перед началом ремонта автомобиля проводится полная диагностика ДВС для выявления точной причины неисправности. Это позволит избежать ненужных затрат и ускорит восстановление транспортного средства.
Датчик синхронизации положения коленчатого вала относится к неремонтопригодным частям автомобиля, и в случае неисправности заменяется на новый.
Методы диагностики ДПКВ
При определении исправности датчика положения коленчатого вала руководствуются принципом от простого к сложному. То есть сначала осмотр, потом проверка характеристик с помощью приборов (омметра, осциллографа или компьютера). Отсутствие подвижных частей и простота конструкции элемента делают его довольно надежной деталью. Поэтому в редких случаях выходит из строя сам датчик коленвала. Чаще всего он получает механические повреждения при ремонтных работах под капотом автомобиля или из-за попадания посторонних предметов между датчиком и шестерней.
Прежде чем приступить к диагностике электронного компонента, необходимо отметить его исходное положение на двигателе. После разборки прибор проверяют на наличие дефектов внешних поверхностей. Если ДПКВ загрязнен, имеет коррозию на контактной группе, его необходимо очистить спиртом. В том случае, если осмотр покажет отсутствие дефектов, его можно диагностировать с помощью специальных приборов. Рекомендуется проверять это мультиметром, который можно переключать в разные режимы.
1. Метод проверки омметром
Этот метод прост и недорог, но не гарантирует, что неисправность будет обнаружена. С его помощью измеряется сопротивление катушки. Для этого просто одновременно прикоснитесь тестовыми выводами к выводам катушки. Полярность касания в этом случае не важна.
Показатель сопротивления зависит от характеристик катушки и обычно находится в пределах 500-700 Ом. Чтобы определить значение сопротивления вашей модели датчика, вам нужно посмотреть в описании ДПКВ или поискать в Интернете.
Мультиметр используется следующим образом:
- Устанавливаем измеряемый параметр (сопротивление) в диапазоне, близком к измеренному, но не ниже.
- Прикасаемся концами щупа к концам сенсора и наблюдаем за показаниями.
Если манометры близки к стандартным, катушка в хорошем состоянии. Недостатком этого метода является то, что он не всегда указывает на неисправность датчика коленвала. Поэтому желательно проверить другими методами.
2. Проверка показателей индуктивности
При подаче напряжения все катушки имеют индикатор индуктивности, включая катушку, расположенную в корпусе датчика коленчатого вала. Метод диагностики сводится к измерению этого показателя.
При проверке индуктивности требуются мегомметр, сетевой трансформатор, индуктивность и вольтметр. Для определения показателя выполняются следующие действия:
- Измерить индуктивность катушки мультиметром (стандартные значения в районе 200-400 мГн).
- С помощью мегомметра измерить сопротивление изоляционного слоя между концами ДПКВ (данные должны быть больше 0,5 МОм).
- Сетевой трансформатор используется для размагничивания катушки датчика (отклонения указывают на необходимость замены детали).
Видео: Проверка ДПКВ , проще не придумаешь. Диагностика инжектора.
3. Диагностика с помощью осциллографа
Самый продвинутый и точный метод определения исправности детали – это осциллограф. Диагностические работы проводятся при работающей панели управления.
вы также можете использовать осциллограф, чтобы проверить работоспособность снятого датчика коленчатого вала. Для этого требуется электронный осциллограф и специальное программное обеспечение. В этом случае проверка проводится по алгоритму:
- Датчики необходимо подключить к клеммам датчика положения коленчатого вала;
- Запустите программу;
- Подойдите к детали любым металлическим предметом.
При исправном датчике на экране прибора строится график по показаниям ДПКВ.
Если деталь реагирует на движение металлического предмета, то это пригодится. Но результат его проверки на исправном двигателе внутреннего сгорания будет более точным.
Самый простой, надежный и быстрый способ определения работоспособности ДПКВ – установка известного датчика синхронизации взамен проверенного. А если проблемы с автомобилем исчезнут, вывод однозначный: деталь бракованная и ее необходимо заменить.
При установке необходимо учитывать правильный монтаж: соблюдение необходимого расстояния между ДПКВ и маховиком. Узнать этот показатель можно из инструкции к датчику или из интернета, но в среднем он составляет 0,5-1,5 мм.