Какое реле за что отвечает

В этой статье я приведу несколько примеров реле, используемых в автомобилях, их отличия и некоторые варианты использования.

Бытовые реле и их характеристики:

  1. Диапазон мощности: 8,16 В.
  2. Номинальное напряжение: 12 В.
  3. Управляющий ток: не более 0,2А
  4. Напряжение срабатывания: не менее 8,0 В
  5. Напряжение отпускания: 1,5. 5,0 В.
  6. Максимальный ток в силовой цепи: 30А.
  7. Активное сопротивление обмотки: 80 ± 10 Ом

90.3747-10 в пластиковом корпусе без монтажного фланца;
90.3747 – в пластиковом корпусе с монтажным фланцем;
113.3747 – в металлическом корпусе с монтажным фланцем;
113.3747-10-дюймовый металлический корпус без монтажного фланца;
111.3747 – в металлическом корпусе с монтажным фланцем;
111.3747-10 – в металлическом корпусе без монтажного фланца.

Силовые реле, импортные и отечественные, выполняют ту же функцию.

Главное их отличие в качестве и переключаемых контактах. Есть реле с четырьмя и пятью контактами, но все реле имеют обмоточные контакты, это 85 и 86 контактов.

В некоторых импортных реле между этими контактами устанавливаются демпфирующие резисторы или диоды, а иногда и то и другое. Эти элементы используются для защиты цепей управления от перегрузок, возникающих при размыкании цепи катушки реле.

На рисунке ниже показано оригинальное реле, используемое в Audi со встроенным демпфирующим резистором.

Если на корпусе реле появляется значок диода, при его включении необходимо соблюдать полярность на управляющих контактах. Часто эти диоды устанавливаются в разъем (ответная часть – колодка или розетка), куда вставляется реле.

Схема реле, содержащая диод и соединяющая его обмотку:

Когда на управляющие контакты подается напряжение, реле активирует и замыкает или размыкает электрическую цепь с силовыми контактами. Контакты питания всегда имеют маркировку 30, 87 и 87a. В реле всегда присутствует 30-й контакт. Он, не возбуждая контакты обмотки, постоянно замыкается на контакт 87а. Если сигнал подается на обмотку, контакт 30 отключается от 87a и подключается к 87. Контакт 87a или 87 может отсутствовать, поэтому реле будет работать только на включение или выключение (замыкание или размыкание) силовой цепи.

необходимо внимательно следить за маркировкой контактов на реле, потому что некоторые производители выпускают реле с нестандартным расположением контактов. На рисунке показано реле BOSCH с другим расположением контактов. Контакты 30 и 86 поменяны местами.

Реле используется в тех случаях, когда исполнительный механизм потребляет больше тока (до 30-40 ампер), чем способен управляющий выход (потребление катушек реле обычно не превышает 200 миллиампер). Примеры использования реле для переключения различных устройств приведены в конце статьи.

важно отметить, что если реле эксплуатировалось длительное время при переключении силовых цепей в предельный режим, искра, возникающая при замыкании или размыкании контактов, создает нагар между контактами и, из-за этого, актуатор может не работает или не будет работать должным образом. Плохой контакт сам по себе вызывает тепло. При этом может увеличиваться потребляемый ток в силовых цепях (в случае плохого контакта ток электродвигателя или лампочки становится импульсным), что приводит к нагреву плохих точек контакта в коммутируемых цепях и, как следствие, , плавление пластиковых деталей контактной застежки. При сваривании крепежных деталей контакты перемещаются и добавляется процесс зажигания, который еще больше нагревает точку контакта. На рисунке показан нагар, который появляется на контактах бытового реле. Контакт переключателя изогнут для наглядности. Белые точки – обрыв искры нагара при подключении потребителя, через эти точки можно пропаять обратный контакт, оставив подключенным потребитель.

Как наиболее надежные и доступные в продаже реле зарекомендовали себя импортные реле под брендами Saturn и San Hold, также используются реле других производителей.

Напротив, бытовые реле неудовлетворительны по таким параметрам, как герметичность и долговечность.

также важно закрыть выходные контакты и ответную часть (разъем или розетку). Наиболее удачное покрытие контактов реле – лужение. Примеры окислительных контактов реле.

Варианты схемных решений подключения реле.

Цепи инверсии сигналов и управления нагрузкой.

Цепи реверсирования сигналов могут использоваться для реверсирования сигналов переключателя дверей или багажника при подключении к сигнализации или в других случаях.

Кроме того, эти схемы могут использоваться для усиления сигнала при подключении нагрузки, управляемой дополнительным каналом сигнализации. При подключении соленоида замка багажника, дополнительного управления замком капота, дополнительных противотуманных фар, дополнительных звуковых сигналов или при подключении другого электрооборудования необходимо установить предохранитель в цепи питания (+) 12 В (схема справа).

Схема подключения центрального замка с установленным дополнительным активатором (активаторами) к сигнализации, не имеющей встроенных реле (интерфейса) центрального замка.

Самоблокирующаяся (самоблокирующаяся) схема блокировки двигателя).

Для управления реле блокировки можно использовать секретную кнопку, пару герконов или стандартный блок управления, который излучает сигнал проверки полярности при включении зажигания (например, сигнал питания на стеклоподъемнике или обогревателе).) заднее стекло). При работе с кнопочным или герконовым переключателем диод D2 не нужен. При использовании стандартного корпуса для разблокировки не требуется ни кнопки, ни геркона, требуется диод D2.

Приложение 1.
Краткий обзор отечественных стандартных реле в корпусах представлен на фото ниже.

Ниже вы найдете информацию об одном производителе, есть другие производители и зарубежные аналоги. Для этой части статьи главное – уточнить рядовому автолюбителю, что реле могут быть взаимозаменяемыми, иметь разные схемы, разное количество контактов в зависимости от назначения.

Отечественные реле этой серии маркируют нормально замкнутый контакт как 88. В импортных реле этот контакт везде обозначается как 87a

Различия и разнообразие номеров реле означают различное крепление, конструкцию корпуса, степень защиты, управляющее напряжение катушки, токи переключения и другие параметры. Иногда при выборе аналога необходимо учитывать некоторые параметры.

Типовые релейные схемы. Распиновка.

Схема 1 Схема 1а

По схеме 1 выпускаются следующие 5-контактные (переключающие) реле:

С управлением 12 В – 90.3747, 75.3777, 75.3777-01, 75.3777-02, 75.3777-40, 75.3777-41, 75.3777-42

С управлением 24 В – 901.3747, 901.3747-11, 905.3747, 751.3777, 751.3777-01, 751.3777-02, 751.3777-40, 751.3777-41, 751.3777-42

По схеме 1а с помехоустойчивым резистором:

С управлением 12 В – 902.3747, 906.3747, 752.101, 752.3777, 752.3777-01, 752.3777-02, 752.3777-40, 752.3777-41, 752.3777-42

С управлением 24В – 903.3747, 903.3747-01, 907.3747, 753.3777, 753.3777-01, 753.3777-02, 753.3777-40, 753.3777-41, 753.3777-42

Схема 2 Схема 2а

По схеме 2 изготавливаются следующие 4-х контактные реле (замыкающие / замыкающие:
С управлением 12 В – 90.3747-10, 75.3777-10, 75.3777-11, 75.3777-12, 75.3777-50, 75.3777-51, 75.3777-52, 754.3777, 754.3777-01, 754.3777-02, 754.3777-10, 754.3777-11, 754.3777-12, 754.3777-20, 754.3777-21, 754.3777-22, 754.3777-30, 754.3777-31, 754.3777-32

С управлением 24 В – 904.3747-10, 90.3747-11, 901.3747-11, 905.3747-10, 751.3777-10, 751.3777-11, 751.3777-12, 751.3777-50, 751.3777-51, 751.3777-52, 755.3777, 755.3777-01, 755.3777-02, 755.3777-10, 755.3777-11, 755.3777-12, 755.3777-20, 755.3777-21, 755.3777-22, 755.3777-30, 755.3777-31, 755.3777-32

По схеме 2а с помехоустойчивым резистором:
С управлением 12В – 902.3747-10, 906.3747-10
С управлением 24В – 902.3747-11, 903.3747-11, 907.3747-10

Схема 3 Схема 3а

По схеме 3 изготавливаются следующие 4-х контактные реле (размыкание / отключение:
С управлением 12 В – 90-3747-20, 904-3747-20, 90-3747-21, 75.3777-20, 75.3777-202, 75.3777-21, 75.3777-22, 75.3777-60, 75.3777-602, 75.3777-61, 75.3777-62

С управлением 24 В – 901-3747-21, 905-3747-20, 751.3777-20, 751.3777-202, 751.3777-21, 751.3777-22, 751.3777-60, 751.3777-602, 751.3777-61, 751.3777-62

По схеме 3а с помехоустойчивым резистором:
С управлением 12 В – 902-3747-20, 906-3747-20, 902-3747-21, 752.3777-20, 752.3777-21, 752.3777-22, 751.3777-60, 751.3777-61, 751.3777-62,

С управлением 24В – 903-3747-21, 907-3747-20, 753.3777-20, 753.3777-21, 753.3777-22, 753.3777-60, 753.3777-61, 753.3777-62,

ВНИМАНИЕ.
Реле серии 19.3777 имеют корпус, аналогичный приведенному выше. Схема этих реле имеет защитные и развязывающие диоды. Такие реле имеют полярное соединение обмоток. Эти реле не упоминаются здесь в статье, так как имеют ограниченное применение.

Реле для современных автомобилей.

Различия и разнообразие номеров реле означают различное крепление, конструкцию корпуса, степень защиты, управляющее напряжение катушки, токи переключения и другие параметры. Иногда при выборе аналога необходимо учитывать некоторые параметры.

Схема 4 Схема 4а

По схеме 4 изготавливаются следующие 5-контактные реле (коммутационные:
С управлением 12В – 98.3747, 982.3747
С управлением 24В – 981.3747, 983.3747

По схеме 4а с помехоустойчивым резистором:
С управлением 12В – 98.3747-01, 98.3747-011, 982.3747-01
С управлением 24В – 981.3747-01, 983.3747-01

Схема 5 Схема 5а

По схеме 5 изготавливаются следующие 4-х контактные реле (замыкающие / замыкающие:
С управлением 12В – 98.3747-10, 982.3747-10
С управлением 24В – 981.3747-10, 983.3747-10

По схеме 5а с помехоустойчивым резистором:
С управлением 12В – 98.3747-11, 98.3747-111, 982.3747-11
С управлением 24В – 981.3747-11, 983.3747-11

Схема 6 Схема 6а

По схеме 6 изготавливаются следующие 4-х контактные реле (размыкание / размыкание:
С управлением 12В – 98.3747-20, 982.3747-20
С управлением 24В – 981.3747-20, 983.3747-20

По схеме 6а с помехоустойчивым резистором:
С управлением 12В – 98.3747-21, 982.3747-21
С управлением 24В – 981.3747-21, 983.3747-21

Приложение 2.

Здесь будут размещены фотографии реле, с которыми мне приходилось работать. Это обычные реле от различных сигнализаций и другого дополнительного оборудования.

Какое реле за что отвечает

Схема предохранителей на ВАЗ-2110 – это блок-схема, нарисованная поэтапно в картинках, на которой обозначены все элементы электрооборудования автомобиля, отвечающие за защиту автомобиля от возгорания при включении одной из систем нестабильный. Вообще на автомобиле любой модели ВАЗ по очереди есть 3 специальных блока, в которых закреплены предохранители и небольшое реле. Особенности их расположения показаны на схеме ниже.

Какое реле за что отвечает

Точное расположение каждого из блоков предохранителей в ВАЗ-2110

Как разделяются блоки в машине?

Замок основного типа выдвигается в наиболее удобное для водителя место. В этой версии ВАЗ он расположен с левой стороны кузова прямо на рулевом колесе. Легкий доступ к устройству обеспечивается встроенной кнопкой, расположенной рядом с регулятором фар на машине.

2 резервных релейных блока расположены отдельно справа и на центральной консоли, сразу за приборной панелью. Один из предохранителей, показанных на схеме ниже, будет расположен в стороне от остальной части списка: он находится в специальном отсеке за главным блоком предохранителей, рядом с монтажным блоком. Для своевременного ремонта электрооборудования на ВАЗ-2110 необходимо научиться быстро определять местоположение перегоревшего предохранителя, а также знать, на какие элементы машины повлияет ее выход из строя.

Совет: очень часто перегоревший клапан может привести к замене вакуумного усилителя на ВАЗ-2110. Именно поэтому важно проверять не только общее состояние предохранителя, но и взаимодействующие с ним детали, например, форсунку.

За что отвечает комплект реле с блоком предохранителей?

Какое реле за что отвечает

Расположение предохранителей и реле в основном монтажном блоке ВАЗ-2110

На схеме выше показано расположение главного реле и блока предохранителей. Здесь можно найти следующие предметы:

  • К1 – тип реле, отвечающий за контроль исправности комплекта лампочек;
  • К2 – этот компонент связан с работой пары передних дворников;
  • К3 – за этим обозначением стоит переключающее реле, регулирующее работу повторителя и сигнал тревоги автомата;
  • К4 и К5 – пара реле форсунки, отвечающей за включение ближнего / дальнего света фар ВАЗ-2110;
  • К6 – реле дополнительного типа, необходимое для замены одного из сгоревших основным блоком;
  • К7 – этот элемент отвечает за активацию функции обогрева на заднем стекле;
  • К8 – как и К6, это резервное реле.

Совет: если вы заметили какие-либо серьезные признаки неисправности кислородного датчика, вам следует сначала посмотреть на предохранители. Если с монтажным блоком все в порядке, следует обратиться за помощью в автосервис для диагностики.

За что отвечает второй комплект блока предохранителей?

Символы F1-F20, показанные на схеме подключения ниже, представляют собой элементы, характеризующие комплект предохранителей. Электрическая цепь в автомобиле ВАЗ-2110 защищена предохранителями, исходя из расчетов для конкретной модели на значение номинального тока, указанного при покупке.

При этом предохранители не отвечают за качественную работу цепи, состоящей из пробной батареи, цепи генератора отдельного типа, системы зажигания и клапанов запуска двигателя. Чтобы заменить неисправный предохранитель в этом монтажном блоке, следуйте приведенной ниже схеме:

  • Найдите предохранитель, который механически поврежден или его корпус перегорел;
  • По инструкции вы определяете и устраняете причину, по которой он оказался бракованным;
  • Установите новый предохранитель, используя запасной образец.

Совет: никогда не пытайтесь заменить предохранитель специальными перемычками. В будущем это приведет к выходу из строя устройств, закрепленных за этим предохранителем.

Какое реле за что отвечает

Схема с обозначением второго комплекта предохранителей в блоке

Все предохранители по взаимодействию с электрооборудованием подразделяются следующим образом:

  • F1 (сила тока 5А) – предохранитель, отвечающий за комплекс ламп, освещающих номерной знак, всю приборную панель, включая габаритный свет и освещение в багажнике.
  • F2 (сила тока 7,5 А) – элемент, регулирующий работу ближнего света на левой фаре.
  • F3, F4 (ток 10А) – отвечает за работу дальнего света в левой фаре и правой противотуманной фаре соответственно.
  • F5 (с током 30 А) – отвечает за мотор стеклоподъемников в передних и задних дверях.
  • F6 (при токе 15А) – относится к работе переносной лампы.
  • F7 (с током 20 А) – регулирует работу электродвигателя вентилятора в системе охлаждения 16-клапанного двигателя, а также срабатывание звукового сигнала.
  • F8 (с током 20А) – подает ток на нагревательные элементы, расположенные на заднем стекле. Кроме того, вместе с контактами реле он передает ток на лобовое стекло.
  • F9 (при токе 20А) – отвечает за работу клапана рециркуляции. Он также взаимодействует с датчиками лобового и стеклоочистителя и омывателя фар.
  • F10 (20А) – запасной предохранитель.
  • F11 (с током 5А) – регулирует работу фар с габаритным огнем по правому борту.
  • F12 и F13 (с током 10А) – оба предохранителя регулируют работу правой фары, отвечая за ближний / дальний свет соответственно.
  • F14 (ток 10А) – регулируется левая противотуманная фара.
  • F15 (с током 20 А) – взаимодействует с электрообогревом водительского и пассажирского сидений. Защищает автомобиль от несанкционированного доступа центральным замком багажника.
  • F16 (с током 10 А) – передает ток на реле переключателя для обеспечения работы указателей поворота левой и правой фары, а также используется для формирования сигнализации (при использовании режима сигнализации на ВАЗ- 2110).
  • F17 (ток 7,5 А) – работает с лампой освещения в салоне, освещением стоп-сигналов, индивидуальным освещением переключателей системы зажигания и регулирует работу бортового компьютера.
  • F18 (с током 25А) – освещает перчаточный ящик, подает питание на органы управления системой обогрева и прикуриватель на панели приборов.
  • F19 (с током 10А) – отвечает за работу запирания замков дверей, также информирует водителя о наличии неисправности в стоп-сигналах или элементах габаритных огней.
  • F20 (сила тока 7,5 А) – работает с лампами задней пары противотуманных фар ВАЗ-2110.

Разобравшись с предохранителями, также можно узнать, как прокачать тормоза на ВАЗ-2110. Часто работа тормозной системы очень сильно влияет на работу автомобиля в целом и электрооборудования в частности.

Система расположения дополнительного блока предохранителей в ВАЗ-2110

Этот блок расположен прямо на одной линии с форсункой и справа от приборной панели, расположенной в центре. Чтобы снять замок, необязательно брать схему машины и искать потайные отсеки – достаточно повернуть винты на панели и легко снять крышку.

Какое реле за что отвечает

На фото ниже показано расположение самих предохранителей, их всего 6 штук, а сила тока у них такая же: 15 А на предохранитель.

Какое реле за что отвечает

На схеме показано расположение предохранителей, отвечающих за:

  1. Работа контроллера зажигания.
  2. Регулирование тока в датчиках кислорода, системе воздушного потока и вычислении скорости машины.
  3. Правильная подача топлива к насосу, реле и форсункам.
  4. Работа вентилятора при охлаждении двигателя.
  5. Работа бензонасоса.
  6. Непосредственно зажигание всех систем машины.

Несмотря на дату выпуска Lada Vesta Cross, расположение основных блоков в ВАЗ-2110 вряд ли изменится. С помощью приведенных выше диаграмм вы теперь сможете заранее предсказать проблему с машиной, просто проверив состояние предохранителей и реле.

Какое реле за что отвечает

Автомобили год от года становятся умнее: они уже самостоятельно поворачивают руль, меняют жесткость подвески, дают водителю пятую точку массажа и многое другое… Однако конечный исполнительный механизм большинства электрических цепей автомобиля Автомобиль, скромная «рабочая лошадка», представляет собой реле, практически не изменившее своей конструкции с 1831 года, когда оно было впервые изобретено… Что полезно знать обычному автовладельцу о реле?

Как устроено и применяется реле

Как известно, размер и мощность коммутатора, переключающего мощную нагрузку, должны соответствовать этой нагрузке. Нельзя включать в машине такие серьезные потребители тока, как, например, вентилятор радиатора или нагревать стекло маленькой кнопкой – ее контакты просто перегорят в один-два нажатия. Соответственно кнопка должна быть большой, мощной, узкой, с четкой фиксацией положений включения / выключения. К нему необходимо подключать длинные и толстые провода, рассчитанные на полный ток нагрузки.

Но в современной машине с ее лаконичным внутренним дизайном нет места для таких кнопок и стараются экономно использовать толстые провода с дорогой медью. Поэтому реле часто используется как дистанционный выключатель питания: оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейной коробке, и мы управляем им с помощью крошечной маломощной кнопки с подключенными к ней тонкими проводами, конструкция которой проста в использовании вставить внутрь современного автомобиля.

Внутри простейшего типового реле находится электромагнит, на который подается слабый управляющий сигнал, а уже движущийся коромысло, притягивающее сработавший электромагнит, в свою очередь замыкает два силовых контакта, которые зажигают мощную электрическую цепь.

Какое реле за что отвечает

В автомобилях часто используются реле двух типов: с парой замыкающих контактов и с тремя переключающими контактами. В последнем при срабатывании реле один контакт замыкается на общий, а второй в это время отключается от него. Бывают, конечно, более сложные реле, с несколькими группами контактов в одном корпусе: размыкание, замыкание, переключение. Но встречаются они гораздо реже.

Обратите внимание, что на изображении ниже для реле с тремя переключающими контактами рабочие контакты пронумерованы. Пара контактов 1 и 2 называется «нормально замкнутой». Пары 2 и 3 «нормально открытые». «Нормальным» состоянием считается состояние, в котором катушка реле НЕ находится под напряжением.

Какое реле за что отвечает

Наиболее распространенные универсальные автомобильные реле и их выводы со стандартным расположением ножек для установки в блок предохранителей или выносной блок выглядят так:

Какое реле за что отвечает

Какое реле за что отвечает

Какое реле за что отвечает

Нестандартный ксеноновый комплект герметичного реле выглядит иначе. Заполненный компаундом корпус позволяет ему надежно работать при установке рядом с фарами, где вода и грязевой туман просачиваются под капот через решетку радиатора. Распиновка нестандартная, поэтому у реле есть свой разъем.

Какое реле за что отвечает

Для коммутации больших токов, десятков и сотен ампер, используются реле другой конструкции, нежели описанные выше. Технически суть неизменна: обмотка намагничивает движущийся сердечник, замыкающий контакты, но контакты имеют значительную площадь, провода закреплены под болт от М6 и толще, обмотка большей мощности. Конструктивно эти реле аналогичны реле соленоида стартера. Они используются на грузовых автомобилях в качестве заземляющих выключателей и реле стартера одного и того же стартера, на различном специальном оборудовании для включения особо мощных потребителей. Они необычно используются для аварийного переключения лебедок джипов, создания систем пневмоподвески, в качестве главного реле системы самодельного электромобиля и т.д.

Какое реле за что отвечает

Какое реле за что отвечает

Какое реле за что отвечает

Кстати, само слово «relay» переводится с французского как «упряжные лошади», и этот термин появился в эпоху развития первых телеграфных линий связи. Малая мощность гальванических батарей того времени не позволяла передавать точки и тире на большие расстояния: на длинных проводах «отключалось» все электричество, а остаточный ток, достигавший корреспондента, не мог двигать головкой типографии аппарат. В итоге линии связи стали делать «с пересадочных станций»: в промежуточной точке сработал не печатающий аппарат ослабленным током, а слабое реле, которое, в свою очередь, открыло знакомую улицу с новым аккумулятором – и снова, и снова…

Что нужно знать о работе реле?

Напряжение, указанное на корпусе реле, является оптимальным средним напряжением. Автомобильные реле имеют маркировку «12В», но работают при напряжении 10 вольт и 7-8 вольт. Точно так же им не вредит 14,5-14,8 вольт, при которых напряжение в бортовой сети повышается при работающем двигателе. Итак, 12 вольт – это номинальное значение. Хоть реле грузовика на 24 вольта в сети 12 вольт не сработает, но разница здесь слишком большая…

Какое реле за что отвечает

Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – это максимальный ток, который контактная группа может пропустить через себя без перегрева и перегорания. Обычно на корпусе указано – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно прочные, «слабых» тут не найти. Даже самые маленькие переключатели на 15-20 ампер, стандартные реле на 20-40 ампер. Если ток указан двойным (например, 30/40 А), это означает кратковременный и длительный режим. На самом деле резерв по току никогда не мешает, но в основном это касается какого-то нестандартного электрооборудования автомобиля, которое подключается независимо.

Какое реле за что отвечает

Клеммы автомобильных реле имеют маркировку в соответствии с международным стандартом электротехники для автомобильной промышленности. Два обмоточных провода пронумерованы «85» и «86». Клеммы контакта «два» или «три» (замыкающего или переключающего) обозначены как «30», «87» и «87a».

Однако маркировка, к сожалению, не дает гарантии. Российские производители иногда маркируют нормально замкнутый контакт цифрой «88», а зарубежные – «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются между неназванными «брендами» и такими компаниями, как Bosch. А иногда и контакты помечены цифрами от 1 до 5. Так что, если на корпусе не подписан тип контакта, что случается часто, лучше проверить распиновку неизвестного реле с помощью тестера и блока питания на 12 вольт поставка – подробнее об этом ниже.

Какое реле за что отвечает

Контакты реле, к которому подключается проводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в розетку блока), а также винтовой клеммы (обычно для особо мощных реле или реле устаревшего типа). Контакты бывают «белые» или «желтые». Желтый и красный – латунь и медь, матовый белый – луженая медь или латунь, глянцевый белый – никелированная сталь. Луженая латунь и медь не окисляются, но латунь и медь без покрытия лучше, хотя они имеют тенденцию темнеть, что ухудшает контакт. Никелированная сталь тоже не окисляется, но прочность у нее высокая. Неплохо, когда силовые кабели медные, а кабели обмотки – никелированная сталь.

Какое реле за что отвечает

Для работы реле на его обмотку подается напряжение питания. Его полярность безразлична к реле. Больше «85» и меньше «86» или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подключен к плюсу или минусу, а управляющее напряжение посекундно поступает от кнопки или какого-то электронного модуля.

В предыдущие годы чаще использовалось постоянное подключение реле и сигнал положительного управления, сейчас чаще встречается обратный вариант. Хотя это не догма, это все равно происходит, даже в контексте автомобиля. Единственное исключение из правил – реле, в котором диод включен параллельно обмотке – здесь уже важна полярность.

Какое реле за что отвечает

Если напряжение на обмотку реле подается не кнопкой, а электронным модулем (стандартным или нестандартным, например, защитным оборудованием), то при отключении обмотка создает индуктивное перенапряжение, которое может повредить управляющую электронику. Для гашения перенапряжения параллельно катушке реле включается защитный диод.

Как правило, эти диоды уже есть внутри электронных компонентов, но иногда (особенно в случае различного дополнительного оборудования) необходимо реле со встроенным диодом (в этом случае его символ указан на корпусе), а иногда используется внешний блок с припаянным со стороны проводов диодом… А если вы устанавливаете нестандартное электрооборудование, которому по инструкции необходимо такое реле, нужно строго соблюдать полярность при подключении обмотка.

Какое реле за что отвечает

Обмотка реле потребляет около 2-2,5 Вт мощности, поэтому ее корпус при работе может сильно нагреваться – это не преступно. Но допускается нагрев обмотки, а не контактов. Перегрев контактов реле деструктивен – они обугливаются, разрушаются и деформируются. Чаще всего это происходит в вышедших из строя примерах реле российского и китайского производства, у которых контактные плоскости иногда не параллельны друг другу, контактная поверхность недостаточна из-за перекоса, а во время работы происходит точечный нагрев.

Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты спаиваются и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предотвратить такую ​​проблему не совсем реально.

Проверка реле

При ремонте неисправное реле обычно временно заменяют на ремонтируемое, потом заменяют на аналогичное и все. Однако никогда не знаешь, какие действия могут возникнуть, например, при установке дополнительного оборудования. Итак, будет полезно знать элементарный алгоритм управления реле, чтобы диагностировать или уточнить распиновку – а вдруг натолкнетесь на нестандартную? Для этого нам понадобится блок питания на 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и включенный тестер в режиме измерения сопротивления.

Предположим, у нас есть реле с 4 выходами, т.е с парой нормально разомкнутых контактов, которые работают на замыкание (реле с переключающим контактом «тройка» тестируется таким же образом). Сначала прикоснитесь щупами тестера один за другим ко всем парам контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).

На одной из комбинаций выводов омметр должен показывать сопротивление около 80 Ом – это обмотка, запомните или отметьте ее контакты (для автомобильных реле на 12 В наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление находится в пределах 70 до 120 Ом). Подаем на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или аккумулятора – реле должно четко щелкнуть.

Какое реле за что отвечает

В результате два других контакта должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме выбора и одновременно подаем на обмотку 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер поскрипел – все в порядке, реле работает.

Какое реле за что отвечает

Если вдруг на рабочих выводах прибор показывает короткое замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, мы наткнулись на редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающиеся при подаче напряжения на обмотку), или, что более вероятно, контакты плавятся и свариваются от перегрузки, закорачиваются… В последнем случае реле утилизируется.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.