Приветствую вас друзья на сайте автосервиса своими руками. Опытные автомобилисты знают, что обрыв ремня ГРМ может привести к плачевным последствиям. В частности, велик риск «встретиться» с клапанами, которые уже вышли из своих посадочных мест, и с поршнями, поднимающимися по инерции.
У какого двигателя ВАЗ гнет клапана
Результат – деформация жизненно важных элементов двигателя, а также острая необходимость выезда на СТО и проведения капитального ремонта. Но всегда ли изгибается клапан при обрыве ремня ГРМ? Стоит ли этого бояться?
Немного истории
На новую «десятку» сразу установили 8-клапанные моторы объемом 1,5 и 1,6 л. Первые ЭБУ (с точки зрения описываемой нами проблемы) были идеальными, и клапаны не гнулись. Хотя на предыдущих моделях типа восьмерка, девятка объемом 1,3 такая проблема была. Причина заключалась в том, что поршень конструктивно не мог «встречаться» с клапанами.
Со временем в семействе «дюжины» появилась более современная модель ВАЗ 2112, оснащенная двигателем на полтора литра, с 16-клапанным двигателем. Именно с этого момента и начались проблемы. Многие автолюбители и специалисты не могли понять, почему гнулась клапана.
Действительно, причина была в конструкции силового агрегата. С одной стороны, появление 16-клапанной ГБЦ позволило увеличить мощность автомобиля до 92 «лошадиных сил», а с другой стороны, обрыв ремня ГРМ неизменно приводил к столкновению поршней и клапаны, а также деформации последних.
После этого пришлось ехать на заправку и сдавать машину в дорогой ремонт. Конструктивным недостатком были сами поршни, в которых отсутствовала необходимая выемка. В результате обрыв ремня ГРМ всегда заканчивался одинаково.
Обновленные двигателя автомобиля
аналогичная оплошность была принята, и на новые автомобили ВАЗ 2112 стали устанавливать более совершенные 1,6-литровые 16-клапанные двигатели. Конструктивно силовые агрегаты особо не отличались, но одна особенность все же присутствовала. В новом двигателе на поршнях были зазубрины, поэтому описанная выше проблема была устранена.
В последующие годы автомобилисты стали забывать о гнутых клапанах и привыкли к надежности новых 16-клапанных двигателей. А вот обновленная модель Приора с силовым агрегатом 1,6 литра неприятно удивила – гнулись клапана и при обрыве ГРМ.
При этом капитальный ремонт обошелся намного дороже. С другой стороны, разработчики сделали ремень максимально широким, чтобы минимизировать вероятность его обрыва. Не повезло только тем автомобилистам, у которых был неисправен ремень, или тем, кто не смотрел на своего «железного коня».
К сожалению, даже на новых 1,4-литровых моторах Калина с 16 клапанами не избежать ремонта при обрыве ремня в движении. Поэтому мониторинг состояния этого узла является обязательным.
На каких двигателях ВАЗ гнет клапана, а на каких нет
Сделаем промежуточные выводы, помимо выделения наиболее «опасных» и «безопасных» моделей с точки зрения вероятной деформации клапанов при повреждении ремня:
1. Что за загиб клапанов двигателя ВАЗ? В эту категорию входят двигатели автомобилей следующего модельного ряда: 21127, 21116, 2112, 1194.
2. Какой двигатель ВАЗ не гнет клапана? Надежнее двигатели таких моделей ВАЗ, как 1183, 21114, 21083, 21124, 21126 (в сложенном виде до 2013 года, но не сейчас), 21128.
Актуальная проблема вызвала массу споров среди автомобилистов. Многие владельцы «проблемных» ВАЗов интересуются, что делать, чтобы не погнуть клапан. На самом деле есть несколько советов.
Следующие:
1. Во-первых, старайтесь периодически оценивать состояние ремня ГРМ и заменять его при первых признаках повреждения. Появление трещин, соприкосновение с поверхностью моторного масла, чрезмерное растяжение, отслоение краев – все это повод установить новый ремень ГРМ и не ждать обрыва.
2. Во-вторых, если вы планируете ремонтировать двигатель, вы можете заменить поршни и, в некоторых случаях, коленчатый вал. Кроме того, некоторые специалисты рекомендуют (как выход) установку нового распредвала.
Но здесь, конечно, нельзя не проконсультироваться со специалистами. Позже может понадобиться перепрошить и удалить катализатор.
Если у вас есть машина, в которой гнет клапан, не отчаивайтесь раньше времени. Идеальным решением будет максимальное внимание к двигателю и более частая замена ремня ГРМ. Этого также будет достаточно, чтобы минимизировать риски.
Что касается замены агрегатов и дорогостоящего ремонта, то эти затраты, как правило, не оправданы. Удачи на дорогах и конечно без поломок.
Автомобильная промышленность знает тысячи вариантов двигателей, которые не очень приятны в использовании. В частности, на таких блоках управления при обрыве ремня ГРМ изгибаются клапаны, которые встречаются с поршнями в хаотичном инерционном движении. Изгиб клапанов придется лечить заменой их, а также переделкой всей верхней части двигателя. Это обойдется владельцу даже недорогой отечественной машины более чем в 15000 рублей. Поэтому, если такая возможность есть, лучше выбирать силовые агрегаты, в которых клапаны не гнутся при обрыве ремня. Сегодня мы рассмотрим отечественные разработки в области автомобильных двигателей. Оказывается, в этом плане двигатели отечественных автомобилей оказались вполне адекватными. Многие из них не знали такой проблемы, как гнутые клапаны для различных проблем.
В целом на АвтоВАЗе созданы довольно интересные силовые агрегаты. Да, у большинства из них был меньший потенциал и потреблялось много топлива. Но в действительности оказалось, что двигатели не нуждаются в обслуживании. Они служат годами, не вызывая никаких проблем или плохих ситуаций. На многих агрегатах даже масло не меняли, сразу залили 30-40 тысяч дешевой минеральной воды, которую можно было получить еще при Советском Союзе. Так что не стоит упрекать двигатели первых моделей ВАЗ, вплоть до ВАЗ 2108 и 2109. Оказывается, это было лучшее время для отечественного автопрома, показавшего максимальный потенциал и минимум проблем в эксплуатации.
Двигатели ВАЗ с 2101 до 2106
Нередко ВАЗ использовал простейшие технологии в старых автомобилях. Разработки 70-х годов прошлого века служили по сути до недавнего времени, ведь последняя версия 2106 была снята с производства всего несколько лет назад. Очень интересно, что во всей гамме этих автомобилей были двигатели, которые в процессе эксплуатации получили много важных преимуществ:
- силовые агрегаты часто имели 8 клапанов, а также места для их складывания в случае проблем;
- ремень или цепь ГРМ были достаточно качественными, пробег 50-60 тысяч километров (или более 200 в случае цепи);
- двигатели без сбоев работали в любых погодных условиях, получили множество положительных отзывов специалистов;
- некоторые экспортные автомобили стали популярными в высоко цивилизованных странах мира.
На момент разработки каждой из машин ВАЗ в диапазоне 2101 – 2106 транспорт был просто на удивление хорош. Даже сегодня, спустя 40 лет выпуска некоторых моделей, на вторичном рынке можно встретить автомобили с двигателями, которые никогда не гнут клапана, да и другие проблемы не страшны силовому агрегату. Это характеристики старых ВАЗовских разработок.
Двигатели ВАЗ 2107 с цепью ГРМ
Большинство силовых агрегатов ВАЗ 2107, включая все последние модификации двигателя, имели специальные цепи ГРМ, которые вполне адекватно работают и не выходят из строя годами. По одной трассе можно проехать около 200–250 тысяч километров, а потом заменить ее просто потому, что сознание водителя начало вспоминать обслуживание.
важно помнить, что если цепь начинает издавать неприятные звуки, ее нужно менять прямо в этот момент. Но даже при обрыве цепи большинство доработок двигателя ВАЗ 2107 не вызовут загиба клапанов. Поэтому владелец этого автомобиля может совершенно спокойно относиться к безопасности двигателя своей машины.
ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 – целая эра в автомобилях России
Седаны, которые в народе назывались «Зубилами», снискали славу надежных и долговечных автомобилей, выпускались до наших времен, несколько лет собирались в Украине, но полностью утратили актуальность своего внешнего вида и технологии. Сегодня вы можете купить на вторичном рынке отличную версию «Девятки» полностью свежего года выпуска в идеальном состоянии. Двигатель этого автомобиля имеет следующие характеристики:
- были в истории модели силовой агрегат объемом 1,1, 1,3 и 1,5 литра с карбюратором, а также впрыскивающий агрегат на 1,5 литра;
- все двигатели были защищены от воздействия обрыва ремня ГРМ, клапаны в силовом агрегате не прогибались;
- машина имела вполне адекватную надежность двигателя – этот агрегат вышел из строя в машине последним;
- все представленные сразу конкуренты были завалены передовым дизайном, отличным комфортом и прочими достоинствами.
В начале своего производства автомобили ВАЗ 2109 и 2108 стали настоящей революцией в отечественном автопроме. Покупатели таких автомобилей стали по-настоящему удачливыми в глазах знакомых и друзей, как и покупатели последних современных моделей Mercedes. И тому было несколько логических причин, например, невероятная надежность основных узлов.
ВАЗ 2110 – «Десятое» семейство и новые проблемы
«Десятки» в модельном ряду ВАЗ появились давно, но приобрели популярность в 1998 году. Спустя десять лет их сняли с производства, уступив место новинкам внутренней разработки. Сегодня «Десятка» считается достаточно адекватным транспортом с некоторыми проблемами сборки. На этих моделях двигатели устанавливались по-разному и имели разные характеристики:
- простой 8-клапанный 1,5-литровый силовой агрегат не гнул клапан, а показал всего 72 лошадиные силы;
- модифицированный 1,5-литровый мотор с 16 клапанами стал активно гнуть эти самые клапана;
- более современный 1,6-литровый силовой агрегат в 8-клапанной версии клапана надо было сэкономить, но этого не сделали;
- к тому же дешевого ремонта после обрыва ремня ГРМ на более мощном 1,6-литровом 16-клапанном двигателе ВАЗ 2110 не дождетесь.
Вся модель семейства «Десятка» была довольно качественной и надежной, но чем больше система старалась не отставать по мощности, современности и актуальности, тем больше неприятностей возникало у машины. Самым прочным и качественным был мотор 1.5 с 8 клапанами и 72 лошадиными силами, но последние модели с мощными 16-клапанными агрегатами получали одни проблемы, судя по отзывам автовладельцев.
Современная эра двигателей ВАЗ – главные проблемы
Для Lada Kalina была немного изменена линейка силовых агрегатов. Этот автомобиль стал первым в семействе ВАЗ нового поколения, он получил все двигатели, прогибающие клапана при обрыве ремня ГРМ. Также Lada Granta получила три типа подруливающих устройств, которые активно гнут клапана. Все бюджетные силовые агрегаты ВАЗа в современном клапанном варианте складываются. Priora и Largus предлагают следующие типы двигателей:
- базовый двигатель Приоры – 98-сильный силовой агрегат, единственный в современном модельном ряду ВАЗ без клапанов;
- второй силовой агрегат имеет такую же конструкцию, но 106 лошадиных сил, и эти лишние 8 лошадиных сил заставят гнуть клапаны;
- 1,6-литровый 8-клапанный мотор французского производства на Ларгус не гнет клапана;
- а вот его брат-близнец с 16 клапанами активно их складывает при обрыве ремня ГРМ и безжалостно раскручивает верх агрегата.
Это противоречивые и необычные особенности современных автомобилей концерна ВАЗ. Но не забудьте еще одного важного представителя компании. Автомобиль Lada 4×4 предлагает неплохой 1,7-литровый силовой агрегат с 8 клапанами, у которого есть защита от перекручивания этих самых клапанов. Агрегат хоть и не слишком мощный, но достаточно надежный. Предлагаем вам взглянуть на небольшой обзор двигателей ВАЗ с рекомендациями по их эксплуатации:
Подводим итоги
Автомобили ВАЗ вряд ли могут претендовать на звание оптимального и лучшего решения даже в своей ценовой категории. Но сегодня Гранта или Калина зачастую являются единственно возможной покупкой для русской семьи. Резкий рост цен на другие новые автомобили является ответом на необходимость покупки именно внутренних разработок. Следует отметить, что АвтоВАЗ проводит колоссальную работу по обновлению оборудования, но даже такая работа пока не дала желаемых результатов.
В современных линейках ВАЗов всего один двигатель, который не гнет клапана. Это 98-сильный агрегат от Prioress. Однако здесь все устроено так, что вам может не повезти, поэтому после обрыва ремня потребуется менять 16 клапанов. В других двигателях клапаны и другие детали нужно будет однозначно менять после обрыва ремня. Намного дешевле следить за состоянием ролика и ремней, своевременно заменяя все эти детали.
На современных двигателях ВАЗ при обрыве ремня ГРМ клапаны «встречаются» с поршнем, что вызывает критические повреждения и требует дорогостоящего ремонта. В связи с этим АвтоВАЗ решил модернизировать линейку двигателей, установив новые поршни, что исключит такие повреждения, пишет CARscope.ru со ссылкой на свои источники.
Поставщик завода, компания Federal Mogul, доминировал в производстве поршней с канавками (отверстиями, цековками) в нижней части. Двигатели с такими поршнями принято называть «бесконтактными», то есть при обрыве ремня ГРМ клапаны не «прилипают» к поршням, на дне которых для этого случая предусмотрены специальные проточки.
Новая поршневая группа предназначена для ряда двигателей объемом 1,6 л, устанавливаемых на модели Lada Granta, Kalina, Largus, Vesta, XRAY:
- ВАЗ-11186 (8 кл., 87 л.с.)
- ВАЗ-21126 (16 кл., 98 л. С.)
- ВАЗ-21127 (16 кл., 106 л.с.)
- ВАЗ-21129 (16 кл., 106 л.с.)
Для двигателя объемом 1,8 литра с индексом ВАЗ-21179 доработанный поршневой агрегат не предусмотрен.
Обновление 29.08.18: за день до открытия ММАС-2018 представители АвтоВАЗа представили СМИ обновленное семейство Lada Granta. Теперь на всех двигателях Grants, как 8-клапанных, так и 16-клапанных, используются поршни «без пробок», то есть с канавками, в которые клапан «падает», если обрывается ремень ГРМ и поршень толкается вниз инерция пойдет к нему. Об этом Kolesa.Ru сообщил Никита Гладкий (продакт-менеджер).
Обновление 04.09.18: На сайте Lada.online обновлена информация в официальной группе LADA в ВК. Отвечать:
На вопрос “и на Весте, и на XRAY с 1,6 л?” Они ответили так:
Впоследствии сервисная служба АвтоВАЗа сообщила:
Такой капремонт двигателя подверглась и Lada Largus, ведь на этом автомобиле устанавливаются аналогичные двигатели объемом 1,6 л.
Обновление 06.09.18: в сеть просочился слайд под названием «Модификация конструкции поршня двигателя». Он заявляет, что для всех двигателей используются новые поршни (на фото показаны только двигатели объемом 1,6 л). Колодцы в головке поршня на полный ход клапана исключают возможность подключения клапанов к поршню при нарушении кинематики ГРМ (например, при обрыве ремня).
Новое покрытие и модификация бокового профиля юбки поршня позволили повысить износостойкость поршней и, как следствие, снизить склонность двигателей к ударам и увеличению расхода топлива.
Хотите увидеть этот обзор на 1,8-литровых двигателях? Это произойдет, если бренд «увидит явный спрос со стороны потребителя», который «еще не выразил этой воли». Проще говоря, если вы хотите получить «безвтык», пишите на завод письма. Об этом auto.mail.ru сообщил руководитель отдела развития продуктового портфеля бренда Lada Сергей Корниенко.
По неофициальной информации, поршни «без пробок» стали устанавливать с двигателя № 3920500.
Напомним, ранее мы публиковали сравнительную таблицу двигателей ВАЗ. Согласно опросу пользователей сайта Lada.online, наиболее популярными считаются двигатели ВАЗ-21127 и ВАЗ 21129 объемом 1,6 л.