11.7. Основные неисправности тормозов
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
Отремонтируйте или замените цилиндр. Отшлифуйте или замените диски целиком на одной оси. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ Антиблокировочная тормозная система (ABS) состоит из датчиков скорости вращения колес, выключателя стоп-сигналов, гидроэлектронного блока управления ABS и сигнальной лампы на комбинации приборов. Антиблокировочная тормозная система оснащена системой самодиагностики, которая обнаруживает неисправности в компонентах системы. Гидравлическая тормозная система объединена в единый блок с металлическими трубками и шлангами. Система заправлена специальной тормозной жидкостью не ниже класса DOT-4, которую необходимо периодически заменять. Читайте также: Тормоза Skoda Octavia. Замена рулевого механизма. Функциональность тормозной системы на любом автомобиле по понятным причинам имеет фундаментальное значение, поскольку общая безопасность движения напрямую зависит от эффективности тормозов. С учетом изложенного, любые отклонения от нормы (даже минимальные) в работе данного агрегата являются основанием для немедленного выявления причины неисправности. В этой статье мы расскажем о том, что делать, если вышла из строя педаль тормоза при работающем двигателе, возникли проблемы после замены тормозной жидкости с прокачкой тормозов или других элементов тормозной системы и т.д. Читайте в этой статье Тормозная система автомобиля: виды, общее устройство и принцип работыЧтобы лучше понять, почему выходит из строя педаль тормоза при нажатии, необходимо рассмотреть общий принцип работы и устройство тормозной системы. Указанная система обычно гидравлическая, и проблемные места часто встречаются на многих моделях автомобилей. Тормоза работают по принципу несжимаемой тормозной жидкости в замкнутом объеме. Отметим, что в машинах ранее также использовалась механическая тормозная система с тросами и другими элементами привода, но инженеры давно отказались от такого устройства. Дело в том, что механика хоть и не уступала по надежности, но и превосходила по гидравлике, производительность и плавность работы такого решения оказались недостаточными с учетом стремительного развития автомобилестроения, увеличения мощности установленных двигателей внутреннего сгорания и т д. Механические тормоза просто перестали справляться с нарастающими скоростными режимами и эффективно, а также безопасно замедлять автомобиль. Гидравлические тормоза в своем устройстве имеют следующие элементы:
Рабочая жидкость для тормозной системы – это тормозная жидкость, обладающая определенными свойствами. В тот момент, когда водитель нажимает на педаль тормоза, усилие передается на ГТЦ, который заполнен рабочей тормозной жидкостью. Устройство GTZ имеет поршень, который оказывает давление на жидкость. Через рабочую жидкость усилие передается на RTC, которые устанавливаются в зоне расположения каждого из колес автомобиля. В результате тормозные колодки прижимаются к тормозным дискам или барабанам. Если усилие максимальное, колодки полностью блокируют вращение колеса. Добавим, что в зависимости от типа установленных тормозов последние делятся на барабанные или дисковые. Также существует комбинация, когда передние колеса имеют дисковые тормоза, а задние – барабанные. Главное преимущество гидравлики – плавность и предсказуемость усилия, колодки равномерно прижимаются к тормозным дискам. Что касается усилия на самой педали тормоза, то оно пропорционально силе, сжимающей колодки. Оказывается, водитель может точно дозировать приложенное усилие, тем самым определяя степень блокировки колес и интенсивность торможения. После отпускания педали тормоза возвратные пружины, присутствующие в месте установки колодок, расширяют их, т.е позволяют колодкам вернуться в исходное положение. Параллельно тормозная жидкость возвращается в тормозной насос. Это общий принцип всей системы. Параллельно устройство современных автомобилей содержит дополнительные элементы: вакуумный усилитель тормозов, компенсатор тормозных сил, систему ABS и так далее Теперь несколько слов о тормозном контуре. Такое решение снижает риск полного выхода из строя тормозной системы в случае выхода из строя тормозного механизма на одном из колес. Для гидравлики это очень важно, так как утечка в одном из RTC – частая неисправность. Существует несколько схем многоконтурных тормозов, по которым реализованы схемы тормозных систем. Давайте посмотрим на некоторые из них. Расположение осей позволяет разделить тормозную систему на контуры для передней и задней оси. Если рабочий тормозной цилиндр скользит по одной оси, другая может нормально работать. Также существует закономерность, когда схема распределения тормозных усилий выполняется по диагонали к задним и передним колесам. Также есть решения, сочетающие колеса передней оси и заднего колеса, дополнительно устанавливаемые поршни RTC (двухпоршневые и многопоршневые тормоза) и т.д. Почему пропали тормоза и педаль проваливается: симптомы, причины и что делать водителюРассматривая общую конструкцию гидравлической тормозной системы, можно понять, почему педаль тормоза падает в пол или когда вы нажимаете на тормоз, педаль опускается медленно. Причин такой неисправности может быть несколько. Чаще всего диагностику нужно начинать с проверки уровня тормозной жидкости в бачке. Любая водопроводная система имеет указанный расширительный бачок. В баке есть отметки «min» и «max», которые определяют нормальное количество жидкости в системе. Дело в том, что хотя тормозная жидкость несжимаемая, объем жидкости в системе меняется. Это связано с тем, что тормозные колодки изнашиваются во время использования. В результате поршни RTC перемещаются дальше для перемещения колодок, что требует большего количества жидкости в системе. По этой причине определяется минимальный уровень рабочей жидкости в баке. Когда количество TZ упадет ниже минимального, в контур тормозной системы попадет воздух, то есть произойдет аэрация. Также следует добавить, что вентиляция тормозной системы возможна и по другим причинам. Если педаль тормоза abs неожиданно падает или педаль падает на землю на автомобилях без антиблокировочной тормозной системы, при этом проверка уровня жидкости в бачке ничего не дает (уровень в норме), то виновником может быть перегрев тормозов . Тормоза перегреваются в случаях интенсивного и частого торможения на высоких скоростях, постоянной и продолжительной езды на низкой скорости с нажатой педалью тормоза (например, на спусках по горным серпантинам). Чаще всего износ системы в таких режимах происходит в сочетании с высокой наружной температурой окружающего воздуха. Другими словами, тормозная жидкость в таких условиях закипает, тормоза перегреваются. В результате выходит из строя педаль тормоза, так как интенсивное выделение воздуха при закипании ТФ нарушает работу гидросистемы вне зависимости от схемы реализации контура. Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо избегать внезапного, постоянного и интенсивного торможения в жару на транспортных средствах, которые ранее не были подготовлены к этим условиям эксплуатации. По этой же причине рекомендуется модернизировать и модифицировать тормозную систему автомобилей, двигатель которых серьезно модернизирован для агрессивной езды. Во избежание перегрева тормозов необходимо установить вентилируемые тормозные диски, использовать специальную тормозную жидкость, которая предполагает работу в условиях сильного нагрева. Что касается доливки, необходимо использовать тип тормозной жидкости, рекомендованный производителем транспортного средства. Крайне не рекомендуется смешивать разные виды жидкостей, а также продукцию разных производителей. Например, если использование DOT4 разрешено, то необходимо заливать такую жидкость и использовать продукт той же марки. Игнорирование этого правила может привести к тому, что сальники в тормозной системе придут в негодность, магистрали могут забиться и так далее Параллельно с этим при каждом обслуживании следует проверять износ тормозных колодок и тормозных дисков / барабанов на каждой оси. Старайтесь не использовать сильно изношенные колодки, так как это также увеличивает износ диска / барабана и нагрев. В случае износа самих тормозных дисков их необходимо заменить или заточить для устранения износа. Элементы следует менять и обрабатывать попарно, то есть по каждой оси. После замены тормозных колодок проваливается педаль тормозаДовольно частым явлением после определенных работ, связанных с тормозной системой, является выход из строя педали тормоза после замены тормозной жидкости. Также неисправность может возникнуть после замены колодок, дисков, барабанов. Водители часто сталкиваются с тем, что они прокачивают тормоза и выходит из строя педаль. Давайте разберемся. Начнем с того, что после замены колодок / дисков, замены жидкости и прокачки тормозов система может некоторое время работать некорректно. К этому нужно подготовиться заранее, то есть сразу пользоваться автомобилем в штатном режиме нельзя. Дело в том, что нужно вставить новые тормозные диски и тормозные колодки. До завершения притирки автомобиль может трястись после нажатия на тормоз, педаль тормоза начинает вибрировать, а легкие колебания могут передаваться на рулевое колесо во время торможения. Добавим, что для полной регулировки новых колодок и дисков требуется пробег от 250 до 400 км. Если симптомы не исчезнут, необходимо проверить качество деталей и правильность установки элементов. Дело в том, что в случае проблемы с суппортом новая колодка не давит на диск по всей площади антифрикционной накладки. В результате детали накладок быстро и сильно изнашиваются, а тормозная система работает неэффективно. При нажатии педаль тормоза медленно опускается, а при нажатии опускается. По этой причине при замене колодок необходимо проверять состояние суппорта, его соотношение по оси с диском. Это необходимо, когда меняются только колодки, колодки и диски, а также колодки, диски и суппорты сразу. При заведенном двигателе педаль тормоза проваливаетсяНаиболее частыми причинами отказа педали тормоза на гоночном автомобиле являются наличие воздуха в системе, неисправности GTZ, низкий TJ, критический износ колодок / дисков, перегрев тормозов и т.д. Также обратите внимание, что в случае появления симптомов, когда педаль тормоза не выходит из строя, но остается очень плотной после запуска и эффективность торможения значительно снижается, необходимо проверить вакуумный усилитель тормозов. Кроме того, о его неисправностях говорит то, что обороты двигателя плавают при нажатии на тормоз, хотя жидкость не выходит в бачок тормозной системы, а на заглушенном двигателе педаль тормоза всегда остается упругой, а не после несколько кликов. Вернемся к так называемому «пылесосу». Это устройство помогает водителю, уменьшая усилие, прилагаемое к педали тормоза во время торможения. Частая причина проблем – повреждение вакуумной мембраны усилителя тормозов. Указанный пневматический усилитель тормозов работает только при работающем двигателе. Повреждение или износ диафрагмы не позволяет получить разрежение в камере усилителя, в результате чего педаль тормоза плохо нажимается после запуска ДВС. Это легко проверить, применив тормоз, когда двигатель не работает. После 2-3 движений педаль должна стать пружинистой. После этого двигатель заводится. Если педаль не становится немного мягче, необходима диагностика вакуумного усилителя. Проваливается педаль тормоза: тормозная жидкость не уходитНа практике очень часто автовладельцы сталкиваются с тем, что при первом нажатии на педаль тормоза педаль тормоза выходит из строя. При этом поверхностный осмотр трубок и цилиндров не обнаруживает протечек, заметного изменения уровня тормозной жидкости в бачке и т.д. Обратите внимание, что педаль тормоза при нажатии начинает опускаться, всего несколько капель утечки тормозной жидкости. В случае утечки тормозная система неизбежно надувается. Получается, что если педаль тормоза выходит из строя, но жидкость не выходит, это не значит, что система герметична. Две или три капли TJ не повлияют на уровень в резервуаре, утечку бывает сложно обнаружить, но тормоза не будут работать нормально. Также отметим, что тормозная жидкость может протекать через главный тормозной цилиндр, и утечка может быть обнаружена только путем отсоединения этого цилиндра от вакуумного усилителя тормозов. Часто бывает, что наполнение баллона не полное. После замены тормозной жидкости проваливается педаль тормозаЕще одна частая проблема – такая неисправность, когда после прокачки тормозов выходит из строя педаль. Другими словами, владелец просто заменил тормозную жидкость и прокачал тормоза автомобиля, а педаль не работает. Во-первых, это может означать, что в системе осталось немного воздуха. Часто систему прокачивают два человека (один работает с педалью, а другой открывает и закрывает соединение насоса). Итак, проблемы с тормозами появляются, если кто-то нажал на педаль, отпустил ее раньше, пока ассистент не успел закрыть штуцер для прокачки. Еще добавим, что если помимо замены тормозной жидкости проводился еще ремонт / замена тормозных суппортов, то тормозные колодки меняли параллельно, при этом педаль тормоза выходит из строя (обычно при первом нажатии), это происходит в результате “обкатки” штук. Поршни рабочих цилиндров расположены так, чтобы зазор между колодками и тормозными дисками / тормозными барабанами был минимальным. При этом обратный ход поршня так или иначе блокируется (в зависимости от конструктивных особенностей). Когда все детали будут в рабочем положении, педаль тормоза перестанет падать. При выходе из строя педали тормоза после ремонта велика вероятность, что при сборке были допущены ошибки, система недостаточно хорошо прокачана, есть утечки тормозной жидкости и т.д. После резкого торможения пропали тормозаБывает, что при сильном нажатии педаль тормоза падает. Как правило, это может произойти из-за того, что произошла утечка тормозной жидкости. Причиной может быть обрыв тормозных шлангов, шлангов, поломка тормозных цилиндров (основных или рабочих). Педаль тормоза также резко опускается при сильном износе тормозных дисков или барабанов, тормозных колодок. В этом случае поршень рабочего цилиндра выталкивается наружу. Другой причиной может быть перегрев тормозной жидкости при сильном активном торможении (перегрев тормозов). Это происходит из-за больших нагрузок на тормозную систему (активное торможение), в то время как жидкость в системе теряет свои свойства, «вытягивает» влагу и так далее. Учитывая, что ТЗ имеет ограниченный срок службы, его необходимо менять не реже одного раза в два года (желательно один раз в год). также необходимо каждые 6 месяцев проверять тормозные шланги и трубопроводы. Если замечены трещины, трубы необходимо заменить. В этом случае для замены необходимо закупить «свежие» трубки по дате изготовления. Обычно, если продукту больше 24 месяцев с момента выпуска, от покупки такой запасной части лучше отказаться. Дело в том, что резина время от времени сохнет и сама рвется. Что в итогеКак видите, причин выхода из строя педали тормоза может быть множество. Если вы не уверены в своих силах и навыках, стоит воздержаться от попыток устранить неисправность самостоятельно и немедленно обратиться к опытному специалисту. Следует помнить, что менять тормозную жидкость рекомендуется своевременно, так как максимальный срок службы составляет не более 24 месяцев. Помутнение и почернение, появление характерного запаха также становятся признаком необходимости замены. Учтите, что тормозная жидкость имеет свойство накапливать в себе воду, что со временем значительно ухудшает ее свойства и служит дополнительным поводом для замены. В такой ситуации лучше всего сбавить скорость, постепенно понижая передачу с более высокой на более низкую с чрезмерной газификацией на автомобиле, оборудованном «механикой» (МКПП). В некоторых случаях возможно использование контактного метода экстренного торможения, когда автомобиль намеренно сталкивается с каким-либо препятствием и замедляется после такого контакта или нескольких касаний. Эта техника позволяет остановиться с минимальным риском для водителя разбитого транспортного средства и других участников дорожного движения. |