Замена башмака натяжителя цепи ваз 21213 - ProDemio.ru

Замена башмака натяжителя цепи ваз 21213

Содержимое

2.11.1. Характеристики устройства

Основные размеры распредвала и корпуса подшипника

Чугун, опирается на пять штифтов и вращается в алюминиевом корпусе подшипника, установленном на головке блока цилиндров.

Поверхности кулачков отбелены для большей износостойкости.

Распределительный вал удерживается от осевого перемещения упорным фланцем, расположенным в канавке шейки переднего подшипника вала.

Распределительный вал

Схема трансмиссии распредвала и вспомогательные агрегаты

Замена башмака натяжителя цепи ваз 21213 1 — шестерня распределительного вала;

3 — цепной амортизатор;

4 — шестерня ведущего вала масляного насоса;

5 — ведущая шестерня;

6 — ограничительный палец;

7 — башмак натяжителя;

8 — натяжитель цепи

Осуществляется ведущей звездочкой 5 (см. Рис. Схема привода распределительного вала и вспомогательных агрегатов) коленчатого вала от двухрядной роликовой цепи 2. Эта же цепь приводит в движение звездочку 4 вала приводного вала масляного насоса.

Цепной привод имеет натяжитель полуавтоматический 8 с башмаком 7 и цепной амортизатор 3 с резиновыми башмаками.

Внизу блока цилиндров находится ограничительный штифт 6, который предотвращает попадание цепи в картер при снятии звездочки 1 распределительного вала с автомобиля.

ВАЗ-21213 (Нива). Регулировка натяжения цепи

Срез натяжителя цепи

Замена башмака натяжителя цепи ваз 21213 1 — глухая гайка;
2 — корпус натяжителя;
3 — штанга;
4 — плунжерная пружина;
5 — стиральная машина;
6 — плунжер;
7 — пружина;
8 — бисквит;
9 — пружинное кольцо;
А — поверхность плунжера;
B — точки удара на конце корпуса

1. Ослабьте гайку натяжителя 1. При этом шток 3 отпускается, а цепь натягивается колодкой 7 (см. Рис. Схема привода распределительного вала и вспомогательных агрегатов), на которую действует пружина 7.
2. Проверните коленчатый вал на 1–1,5 оборота в направлении вращения. В этом случае пружина натяжителя, действующая на башмак, автоматически регулирует натяжение цепи.
3. Затяните гайку 1 натяжителя так, чтобы шток 3 зафиксировался плоскогубцами трещотки 8, и при работающем двигателе только пружина 4 воздействует на плунжер 6. Эта пружина отталкивает плунжер от вала. Головка стержня 3 и масло течет в промежутке между ними при работающем двигателе амортизатором в случае столкновения с цепью.

ВАЗ-21213 (Нива). Замена цепи

1. Чтобы снять цепь, затормозите автомобиль стояночным тормозом, откройте капот, снимите запаску с опорной трубкой и снимите аккумулятор.
2. Снимите воздушный фильтр и вставьте технологическую пробку во впускное отверстие карбюратора.
3. Отсоедините воздушный и дроссельный тросы от карбюратора.
4. Слить охлаждающую жидкость из радиатора и блока цилиндров, снять радиатор со шлангами и термостатом.
5. Снимите вентилятор, открутив крепежные гайки.
6. Снимите крышку головки блока цилиндров и поверните коленчатый вал до тех пор, пока метка на звездочке распределительного вала не совпадет с меткой на корпусе подшипника (см. Рис. Проверка совмещения метки синхронизации на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипника), а метки на шкиве привода генератора — с длинной меткой на крышке привода распределительного вала (см рис. «включение питания).
7. Отверните болт крепления звездочки распределительного вала.
8. Ослабьте накидную гайку натяжителя цепи, прижмите шток натяжителя цепи лопаткой и закрепите его накидной гайкой.
9. Снимите звездочку распределительного вала.
10. Ослабьте крепление генератора и снимите его приводной ремень.
11. Включите 4-ю передачу в коробке передач, отверните гайку и снимите шкив привода генератора с коленчатого вала.
12. Снимите крышку привода распределительного вала с прокладкой, отвернув гайки крепления крышки к блоку цилиндров и болты крепления масляного поддона к крышке.
13. Отвинтите стопорный штифт 6 (см. Рис. Схема распределительного вала и вспомогательного привода) и снимите приводную цепь распределительного вала.
14. Установите цепь в порядке, обратном снятию, соблюдая рекомендации в подразделе 2.4.
15. Перед установкой смажьте цепь моторным маслом.
16. Установите новые прокладки под крышку привода распределительного вала и крышку головки блока цилиндров.
17. После установки цепи отрегулируйте натяжение цепи генератора и приводного ремня, отрегулируйте привод карбюратора и угол опережения зажигания.

ВАЗ-21213 (Нива). Проверка технического состояния

Основные данные для проверки пружины натяжителя

Замена башмака натяжителя цепи ваз 21213

Инструмент 67.7824.9521 для проверки износа цепи (удлинения

Замена башмака натяжителя цепи ваз 21213 1 — ролик;
2 — регулировочная гайка;
3 — противовес

Цепь контроля износа цепи (удлинение

Замена башмака натяжителя цепи ваз 21213

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Распредвал
c 1. Царапины, зазубрины, царапины и алюминиевые кожухи от корпусов подшипников не допускаются на штифтах подшипников распределительного вала. Не допускается износ рабочих поверхностей кулачков более 0,5 мм, а также истирание и износ кулачков в виде нарезания.
2. Установите распределительный вал наружными штифтами на две призмы, расположенные на поверхностной пластине, и измерьте радиальное биение центральных штифтов индикатором, которое не должно превышать 0,04 мм.
3. Если эксцентриситет превышает указанное значение, выпрямите вал на правильном прессе.

Корпус подшипника распределительного вала

4. Промойте корпус подшипника и масляные каналы.
5. Проверьте диаметр отверстий в опорах. Если зазор между шейками распределительного вала и подшипниками превышает 0,2 мм (предел износа), замените корпус подшипника.
6. Внутренние опорные поверхности должны быть гладкими и без царапин; в случае повреждения заменить корпус подшипника. Проверьте корпус на предмет трещин. Если есть трещина, замените корпус подшипника распределительного вала.

7. Если происходит заедание плунжера натяжителя в корпусе, натяжитель цепи необходимо разобрать.
8. Для этого отверните накидную гайку 1 (см. Рис. Вид натяжителя цепи в разрезе), протолкните плунжер 6 до упора и затяните накидную гайку.
9. Затем, нажимая на плунжер, подпилите края отверстия корпуса в точках пробивки B и снимите плунжер 6 с пружиной 4.
10. Затем отверните накидную гайку и снимите шток 3 вместе с пружиной 7 и шайбой 5.
11. Снимите стопорный блок 8 с накидной гайки 1, сняв стопорное кольцо 9.
12. Убедитесь, что на сухарях 8, штоке 3 и поршне 6 нет задиров, а на сопрягаемых поверхностях колодок и на поршне натяжителя цепи нет глубоких отметин.
13. Заменить поврежденные детали.
14. Эластичность пружины натяжителя должна быть в пределах, указанных на рис. Основные данные для проверки пружины натяжителя; замените пружину, если она менее эластичная.
15. Проверить на больший износ колодки и амортизатора; при необходимости замените их.
16. Соберите натяжитель в порядке, обратном разборке.
17. После установки плунжера проткните корпус 2 в трех местах B. В этом случае выступы пуансона не должны касаться поверхности A при движении плунжера.

Цепь привода распредвала

18. Промойте цепь в керосине, затем проверьте состояние ее звеньев. Зарубки, трещины и другие повреждения валиков и щек не допускаются.
19. Цепь выдвигается при работающем двигателе. Он считается работоспособным, пока натяжитель сохраняет свое натяжение, т.е если длина цепи не превышает 4 мм.
20. Проверка выхлопной цепи на специальном приспособлении 67.7824.9521 (см. Рис. Инструмент 67.7824.9521 для проверки износа (растяжения) цепи), имеющем два ступенчатых ролика 1, на которых крепится цепь.
21. С помощью противовеса 3 цепь растягивается с усилием 294 Н (30 кгс) или 147 Н (15 кгс).
22. Регулировочная гайка 2 обеспечивает параллельность оси противовеса относительно основания устройства.
23. Увеличьте цепь до 294 Н (30 кгс), поместив противовес в крайнее правое положение, затем уменьшите усилие на 147 Н (15 кгс), сдвинув противовес в крайнее левое положение.
24. Повторите обе операции и определите удлинение цепи, исходя из расстояния L между осями роликов. Измеряя штангенциркулем расстояние между диаметрами d роликов и прибавляя к нему диаметр d, получают расстояние L между осями роликов.
25. Для новой цепи расстояние L между осями роликов составляет 495,4–495,8 мм; если цепь натянута на 499,5 мм, ее необходимо заменить (см рис. Схема проверки износа (удлинения) цепи).
26. Смажьте цепь моторным маслом перед ее установкой на двигатель.

ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ВАЗА

ЕВГЕНИЙ БАЙБОРИН — Отдел развития двигателей

АЛЕКСЕЙ КЛИМЕНКО — отдел совершенствования трансмиссии

ЮРИЙ ПРОХОРОВ — гарантийное обслуживание

АЛЕКСАНДР ГУСЕВ — отдел доработки трансмиссии

На моей «Ниве» ВАЗ-21214 уже неоднократно, раз в 10–12 тыс км ломался пластмассовый успокоитель цепи. Менял цепь, звездочки, башмак натяжителя и сам гидронатяжитель цепи, маслопровод — не могу найти причину!

Амортизаторы заводской комплектации производства ЗАО «Пластик» из Челябинска зарекомендовали себя достаточно надежно. В вашем случае причинами выхода из строя оригинального заводского амортизатора могут быть такие факторы, как ошибка при первоначальной установке, отклонение положения крепления амортизатора на головке блока цилиндров или размеры самого амортизатора от требования к чертежу. В таких случаях возможен перекос амортизатора, что в конечном итоге приводит к его разрушению.

Серьезная угроза выхода амортизатора из строя возникает также при приложении к нему ударных нагрузок из-за недостаточного натяжения приводной цепи — обычно это связано с неисправностью гидронатяжителя, но в некоторых случаях это вызвано чрезмерным износом звездочек и цепи, его значительное удлинение и проседание.

Магазинные пустышки могут иметь меньшую прочность, чем оригинальные, из-за некачественного материала — пластика.

Хочу переделать привод ГРМ ВАЗ-21214 по образцу 21213. Чем отличаются звездочки, цепи и так далее?

Двигатель 21213 имеет распределительный вал 21213, который приводится в движение традиционной двухрядной цепью с втулками 2103 (116 звеньев). Вот оригинальный комплект: натяжитель, башмак, цепной амортизатор. Звездочки соответственно двустрочные. Количество зубцов для всех вариантов двигателей одинаковое: 19 на наконечнике коленчатого вала, 38 на распредвале и на приводе масляного насоса. Опоры рычага клапана механические. Эти детали хорошо известны многим «классическим» автомобилям ВАЗа».

На двигателе 21214 для снижения шума и одновременно повышения надежности цепь однорядная, но с роликами 21214 (116 звеньев), звездочки однорядные, распредвал 21214, гидроопоры рычагов клапанов, оригинальный комплект — Гидравлический натяжитель, башмак, амортизатор.

Модификация трансмиссии 21214 на 21213 возможна после полной замены вышеперечисленных деталей, но смысл события вызывает сомнения.

Верно ли, что у двигателя 21124 (1,6 л, 16 клапанов) в случае обрыва ремня ГРМ совершенно исключено соударение клапанов с поршнями?

Теоретически вероятность контакта клапана с поршнями двигателя 21124 все же существует, но по сравнению с предшественником 2112 она мала. Для того, чтобы такое событие произошло, требуется сочетание следующих факторов:

— невыгодное сочетание реальных размеров деталей в пределах допусков;

— высокая рабочая температура двигателя;

— остановка распределительного вала при полностью открытом клапане.

Случаев контакта клапана с поршнями на двигателях ВАЗ-21124 ни при заводских испытаниях, ни в процессе эксплуатации (с октября 2004 г.

Верно ли, что заканчивать поездку следует «продувкой» двигателя на повышенных оборотах (около 3000 об/мин) в течение одной минуты, чтобы на свечах не остался нагар?

Летом нет смысла. Зимой при морозах до 20 градусов и ниже, если двигатель до этого немного прогревался или работал на холостом ходу, «работа» может пригодиться. В то же время такие приемы не устраняют проблем, вызванных некачественным бензином, неисправностями систем питания и зажигания. Этими причинами часто объясняется сложный запуск двигателя — и не только в зимних условиях.

Можно ли на ВАЗ-2121 между коробкой передач и раздаткой установить промежуточный вал со ШРУСом от ВАЗ-21213?

Промежуточный вал 21213 может быть установлен вместо блока 2121 на автомобили Нива с любой коробкой передач: устаревшей четырехступенчатой ​​или современной пятиступенчатой. Это оправдано тем, что позволяет несколько снизить требования к соосности валов КПП и раздаточной коробки. Дополнительное преимущество — в самой «идеологии» муфты CV, которая обеспечивает гораздо более плавное вращение крутящего момента «ведущий вал — ведомый вал» по сравнению с обычными карданными шарнирами и, как следствие, снижает вибрации в трансмиссии.

В двигателе 21214 стучат гидрокомпенсаторы клапанов. Сменил уже не первый комплект! Можно ли их заменить «стаканчиками», как на ВАЗ-2108?

Интересуют — хотя бы из книг — конструктивные особенности головок обоих двигателей! Они настолько различаются, что не может быть никаких сомнений в предлагаемом вами изменении. Это равносильно разработке другого двигателя.

Некоторые ставят в «восьмую» коробку передач вторичный вал «десятки» — он якобы жестче. Что вы на это скажете?

Вал 2110 должен быть установлен в редуктор 2108 в комплекте с I, II, III, IV передачами и главной передачей. При этом мы считаем нерациональным менять детали «на всякий случай»: такая модернизация может быть оправдана, если на автомобиле установлен двигатель с максимальным крутящим моментом более 125 Нм.

Замена башмака натяжителя цепи ваз 21213

Цепь ГРМ, применяемая на некоторых двигателях ВАЗ, требует постоянного натяжения с некоторым усилием — эта задача решается с помощью натяжителя. Передача усилия от натяжителя к цепи осуществляется башмаком — башмак натяжителя, его назначение, устройство и замену читайте в статье.

Назначение башмака натяжителя цепи

На первых моделях двигателей ВАЗ (2101 и 2103, устанавливаемых на все модели ВАЗ Классик, а также 21213 и 21214, устанавливаемых на автомобили Нива) применяется цепной привод ГРМ, имеющий ряд неоспоримых преимуществ перед ременным — привод на основе. В частности, цепь снижает вероятность проскальзывания и сбоя фаз двигателя, является более надежной и долговечной, что позволяет реже проводить техническое обслуживание синхронизации. Однако такой привод нормально работает только в том случае, если цепь имеет постоянное натяжение с определенной силой. Эта задача выполняется системой из двух основных частей: натяжителя цепи и башмака натяжителя.

Натяжитель и башмак натяжителя решают несколько проблем:

— Обеспечить оптимальное натяжение цепи ГРМ во всем диапазоне вращения коленчатого вала;
— компенсировать ослабление натяжения цепи при натяжении (в автоматическом режиме или с ручной регулировкой);
— Равномерное распределение нагрузки от толкателя по участку цепи, снижение степени износа.

Натяжитель устанавливается на стороне входа цепи между шестерней коленчатого вала и шестерней распределительного вала. Между натяжителем и цепью находится подвижный башмак (он имеет точку опоры и может колебаться), который принимает усилие от натяжителя и распределяет его по цепи. Башмак натяжителя цепи играет важную роль в синхронизации, поэтому давайте подробнее рассмотрим эту деталь.

Типы и конструкция башмаков натяжителей

На двигателях ВАЗ-2101, 2103, 21213/21214 всех модификаций применяются скользящие натяжные башмаки — цепь проходит по их поверхности, имеющей антифрикционное покрытие. Сегодня можно встретить два вида обуви, которые различаются материалами изготовления:

— Обувь старого образца — металл с антифрикционным покрытием;
— Обувь новой конструкции — цельный пластик.

Старомодные башмаки натяжителя имеют очень простую конструкцию. Основание детали представляет собой гнутую стальную пластину, на одном конце которой имеется кольцо для крепления на двигателе. С внешней (выпуклой) стороны на пластину нанесен слой пластика, которым ботинок скользит по цепочке. С внутренней стороны, ближе к носку башмака, крепится скоба с двумя заклепками — упор для натяжителя.

Башмак нового вида представляет собой арочную цельную пластмассовую деталь с литым кронштейном для фиксации натяжителя и кольцом для крепления к двигателю. Для увеличения прочности и надежности в корпусе обуви сделаны ребра жесткости.

Замена башмака натяжителя цепи ваз 21213

По области применения натяжные башмаки делятся на несколько групп:

— колодка типа 2101-1006090 — применяется на двигателях ВАЗ 1200 и 1300. Отличительной особенностью колодки является полукруглая выемка в верхней части кронштейна (нажимной упор);
— колодка типа 2103-1006090 — применяется на двигателях ВАЗ 1500 и 1600. Отличительной особенностью колодки данного типа является полукруглая выемка в нижней части кронштейна (со стороны петель);
— Башмак типа 21213-1006090 — применяется на двигателе ВАЗ-21213 (1700). Знаков не имеет, отличается более крупными размерами;
— Башмак типа 21214-1006090 — современный пластиковый башмак, используемый на двигателях ВАЗ-21214 и некоторых других 1700.

Также в 70-е годы производились универсальные натяжные башмаки, но сегодня их нигде нет.

Башмак натяжителя установлен под крышкой распределителя, он крепится к двигателю с помощью одного болта сложной формы, который одновременно служит осью. Такой болт обеспечивает надежное крепление башмака, но в то же время предотвращает перетягивание и заклинивание детали при эксплуатации.

Вопросы обслуживания и замены башмаков натяжителей автомобилей ВАЗ

Башмак натяжителя не требует обслуживания во время работы. Однако со временем накладка колодки (или рабочая поверхность колодки из пластика) изнашивается и теряет свои характеристики, такая колодка уже не может обеспечивать натяжение цепи с необходимой силой и требует замены. Характерный шум цепи свидетельствует о необходимости замены колодки; в запущенных ситуациях цепь может даже соскользнуть. Также следует заменить башмак в случае его деформации или механического повреждения (это обнаруживается только при ремонте или обслуживании двигателя, когда крышка ГРМ снята).

Замена башмака натяжителя — не самая простая операция, к которой необходимо подходить ответственно. В целом работа выполняется в следующем порядке:

  1. Снимите пылезащитный чехол с блока питания;
  2. Снимите ремень привода генератора;
  3. Разобрать вентиляторный агрегат с кожухом и электродвигателем;
  4. Разберите гайку крепления шкива коленчатого вала, снимите шкив;
  5. Ослабьте крепление поддона со стороны управления распределением;
  6. Откручиваем болты крепления распределительной крышки, аккуратно снимаем крышку (при этом подденьте крышку отверткой так, чтобы ее нижний край выступал из-под поддона);
  7. Откручиваем болт крепления колодки натяжителя, снимаем колодку;
  8. Установите новую обувь;
  9. Установите все снятые детали в обратном порядке.

После установки нового башмака отрегулируйте натяжение цепи с помощью натяжителя.

При своевременной замене колодки натяжителя временная трансмиссия автомобилей семейства «классика» ВАЗ будет работать надежно и безопасно, обеспечивая качественную работу двигателя в любых условиях.

admin
Оцените автора
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.