Не было бы проблем с комфортом при вождении автомобиля ВАЗ-21099, если бы салон этого седана не был оборудован системой обогрева. Кроме того, обеспечение комфортной температуры в салоне можно считать второстепенной задачей, основной из которых является обогрев окон (передних и передних боковых дверей) для обеспечения видимости в холодную погоду.
В ВАЗ-21099 применяется классическая для всех автомобилей система обогрева, в которой воздух нагревается с помощью дополнительного радиатора системы охлаждения, установленного в салоне под приборной панелью. Благодаря такому положению можно обеспечить обогрев нескольких зон: обдув лобового и боковых окон, под ногами и непосредственно внутри себя.
Для обеспечения работоспособности печи необходимо, чтобы движение потока было не несанкционированным (из-за перепада температуры), а вынужденным. А для этого система отопления дополнительно оснащается электровентилятором.
- Конструкция отопителя ВАЗ-21099
- Корпус, радиатор, заслонки
- Видео: Плохо ГРЕЕТ Печка в ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115
- Вентилятор
- Механизм управления
- Видео:Полезные советы для авто. Почему не работает печка ВАЗ.
- Отопители старого и нового образца
- Особенности устройства печки ВАЗ 2109
- Особенности эксплуатации и ремонта печки ВАЗ 2109
- Расположение тросиков
- Высокая и низкая приборная панель
- Ход работы по замене тросов печки
Конструкция отопителя ВАЗ-21099
И тут все просто: создаваемый поток проходит через соты радиатора, где происходит теплообмен, следовательно, тепло передается воздуху, который затем через воздуховоды дует в нужные участки.
В конструкцию печки ВАЗ-21099 входит несколько основных узлов:
- корпус печки из пластика;
- радиатор системы отопления (подключен к системе охлаждения);
- вентилятор с электроприводом;
- воздушный канал;
- механизм управления отопителем.
На этом автомобиле использовались отопители двух модификаций (старая и новая), которые немного различались по конструкции, но их составные части полностью идентичны.
Корпус, радиатор, заслонки
Благодаря кожуху обеспечивается необходимая переориентация нагрева, так как движение, создаваемое двигателем вентилятора, сразу вводится в него, а не рассеивается. Сам корпус печки ВАЗ 2109 состоит из двух половинок, соединенных между собой специальными скобами. Для уменьшения потерь потока между его половинками помещается прокладка. Внутри обеих половинок сделаны перегородки, обеспечивающие правильное направление.
Кроме того, внутри этого корпуса сделана ниша, в которой установлен радиатор. Изначально радиатор был сделан из латуни, но теперь он почти всегда из алюминия. Устройство радиатора печки 2109 идентично основному (состоит из двух баков, патрубков, по которым циркулирует теплоноситель и пластин, образующих соты), но гораздо меньших размеров.
Видео: Плохо ГРЕЕТ Печка в ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115
Выдув воздуха осуществляется благодаря амортизаторам печки, которые также установлены внутри корпуса. Эти элементы подвижны, благодаря чему можно перекрыть одни воздуховоды и открыть другие. Всего их три: основной (управление обогревом), воздуховод, перенаправляющий между зоной ног и источником питания в салон, и заслонка потока к лобовому стеклу.
На боковых и центральных дефлекторах установлены дополнительные амортизаторы. Получается, что по умолчанию воздух от кузова постоянно дует на дефлекторы и делается это для того, чтобы у потока всегда был выход. Благодаря наличию жалюзи можно подавать горячий воздух одновременно в несколько зон (внутреннее пространство и ветровое стекло или ветровое стекло и область ног).
Основная заслонка печки подает воздушный поток к радиатору или обводит его. Все потому, что отопитель также играет роль системы вентиляции салона. Это позволяет летом обеспечивать свежий воздух. А для этого нужно только перенаправить движение в обход теплообменника, и нагретый теплоноситель перестанет подавать сам радиатор. Для отключения теплообменника от системы охлаждения используется кран печки, который находится на подающей трубе перед радиатором.
Вентилятор
Воздушный поток создается вентилятором с короткозамкнутым ротором, приводимым в действие электродвигателем. Эти два элемента заключены в отдельный корпус, установленный над корпусом нагревателя. Кроме того, она конструктивно сделана так, чтобы обеспечить самый простой доступ к электродвигателю, поскольку он считается одним из самых слабых компонентов системы.
Есть три режима работы вентилятора. Это позволяет выбрать оптимальные условия подачи воздуха (холодного или горячего).
Механизм управления
Видео:Полезные советы для авто. Почему не работает печка ВАЗ.
Для управления печкой и перенаправления движения воздуха и открытия-закрытия клапана подачи охлаждающей жидкости используется механизм управления, отображаемый на центральной консоли. Это трехдвижной механизм и переключатель режимов работы вентилятора.
Нижний ползунок является основным, так как он меняет режим работы системы (отопление или вентиляция). Управляйте одновременно двумя элементами: главной заслонкой и краном. При переключении этого ползунка в режим «вентиляция» клапан и заслонка закрываются одновременно, что обеспечивает движение воздуха в обход теплообменника. И все с точностью до наоборот: при переключении в режим «подогрев».
Два других ползунка управляют двумя другими закрылками: электропитанием лобового стекла и области ног. Например, когда вы переместите их в центр (левый ползунок полностью вправо и правый ползунок влево), воздуховод в области ног закроется, а канал, ведущий к лобовому стеклу, будет открыт. При разведении этих ползунков по краям горячий воздух дует в ноги (и его подача к центральным заслонкам также будет перекрыта).
Связь каретки с амортизаторами и краном осуществляется тросами. Кроме того, в главный слайдер одновременно входят два кабеля, так как он одновременно открывает и закрывает заслонку и кран.
Отопители старого и нового образца
Напоследок отметим, что на ВАЗ-21099 нескольких лет выпуска использовались отопители с определенными конструктивными особенностями, что касалось угла расположения радиатора и расположения основного амортизатора.
В так называемых печках старомодных (на автомобилях до 1998 года) радиатор устанавливали практически вертикально, а основная заслонка располагалась под теплообменником. Между задней стенкой корпуса и радиатором находилась перегородка, которая образовывала канал, обеспечивающий поток воздуха по корпусу.
При открытой заслонке воздушный поток перемещался через радиатор, где нагревался и подавался в воздуховоды. В режиме вентиляции основная дверца закрывала теплообменник, образуя вместе с передней стенкой корпуса еще один канал, по которому поток шел прямо в воздуховоды.
В печах новой модели (на автомобилях выпуска 1998 года) угол расположения радиатора был значительно меньше, чем в старых обогревателях, которые, как полагают, обеспечивают большую площадь контакта воздушного потока для теплообмена.
Меняется положение и форма основного лоскута (он становится дугообразным). Стало садиться над радиатором. В закрытом положении (режим вентиляции) заслонка обеспечивает движение воздуха по кратчайшему пути к воздуховодам.
В режиме обогрева он перекрывал канал подачи холодного воздуха в воздуховоды и направлял поток вниз в корпус, откуда он направлялся в теплообменник.
Обогрев салона любого автомобиля обеспечивается воздухом, который нагревается в радиаторе отопителя. Радиатор печки ВАЗ 2109 подключается параллельно основному радиатору, который является частью системы охлаждения двигателя автомобиля.
Сам отопитель крепится четырьмя гайками в салоне под панелью приборов на болты, приваренные к коробу воздухозаборника. Нагретый воздух в обогревателе по воздуховодам направляется в салон автомобиля. Воздуховоды крепятся к панели приборов снизу и герметизируются прокладками.
Особенности устройства печки ВАЗ 2109
1. Кронштейн для крепления крышек отопителя; 2. Заслонка управления отопителем; 3. Левая юбка отопителя; 4. Тяга лоскута грелки; 5. Прокладка радиатора; 6. Радиатор; 7. Прокладка нагревателя; 8. Электродвигатель; 9. Крышка вентилятора; 10. Крыльчатка вентилятора; 11. Заслонка отопления; 12. Воздуховод для обогрева лобового стекла; 13. Воздуховод бокового дефлектора; 14. Боковое сопло; 15. Центральная заслонка сопла; 16. Толкатель лопаты; 17. Ось лопатки; 18. Лопатка; 19. Рычаг перекрытия центрального проема; 20. Тяга заслонки обогрева лобового стекла; 21. Рычаг изменения направления воздушного потока; 22. Ручка управления подогревом воздуха; 23. Ручка подачи воздуха на лобовое стекло; 24. Ножка ручки подачи воздуха; 25. Кронштейн рычагов управления; 26. Кронштейн для крепления упорного гильзы; 27. Тяга крановая; 28. Конструкция дверцы управления обогревателем; 29. Лоскут для разогрева ног; 30. Оси рычагов управления подогревом воздуха; 31. Зажимной винт; 32. Клапан крана отопителя; 33. Кузов крана; 34. Рычаг клапана; 35. Патрубки, соединяющие кран с радиатором отопителя; 36. Воздуховод для внутренней вентиляции; 37. Подогрев стекол для ног задних пассажиров; 38. Кран отопителя; 39. Окно для обогрева ног водителя; 40. Облицовка центральной стойки; 41. Внутренняя полость центральной стойки; 42. Вытяжной вентиляционный канал; 43. Обшивка средней стойки; 44. Фасад заслонки вытяжной вентиляции; 45. Резиновый клапан; 46. Корпус дефлектора; 47. Дефлектор вытяжной вентиляции; 48. I. Нагреватель; 49. II. Схема работы подогревателя; 50. III. Смеситель отопителя; 51. IV. Вентиляция салона
Печь состоит из 2-х пластиковых крышек (правой и левой), соединенных между собой по периметру скобами. Для заделки в пазы кожухов укладывается специальный пучок. Электровентилятор, принудительно подающий воздух в салон, закреплен двумя винтами на верхней части отопителя. Конструкция печки сделана таким образом, что электровентилятор легко снимается сбоку от моторного отсека.
К кожухам вентилятора прикреплен электродвигатель типа 45.3730, на валу которого установлено рабочее колесо электровентилятора с тремя скоростями вращения за счет двух резистивных спиралей. Для достижения необходимого числа оборотов крыльчатки предусмотрено дополнительное сопротивление, которое винтом фиксируется к отверстию в облицовке печки с левой стороны.
Радиатор нагрева приточного воздуха установлен в кожухах отопителя. Он крепится к правому картеру тремя винтами и уплотнен прокладкой из пенополиуретана. Он состоит из:
- два ряда труб,
- плиты охлаждения,
- две пластиковые емкости.
Отвод отопления, состоящий из корпуса с двумя парами отводов, соединен с системой охлаждения резиновыми трубками. Циркуляция жидкости через радиатор осуществляется насосом системы охлаждения. На подающей магистрали в корпусе клапана на оси установлена пластина клапана, в которой имеется отверстие, позволяющее проход теплоносителя. Рычаг клапана соединен стержнем с рычагом ручки, с помощью которого можно управлять нагревом воздуха. Когда вы поворачиваете этот рычаг, отверстие в клапане откроет линию, чтобы жидкость могла стекать в радиатор. Подробнее о замене крана отопителя.
Печка управляется тремя ручками, рычаги которых закреплены на осях пластикового кронштейна, прикрепленного к приборной панели четырьмя винтами. Ручка управления обогревом воздействует на рычаг клапана с помощью тяги и рычага управления заслонкой. Когда он полностью перемещен вправо, и клапан, и заслонка полностью открываются, воздух подается электрическим вентилятором через радиатор, по которому проходит нагретая охлаждающая жидкость.
При центральном положении ручки клапан и заслонка находятся в промежуточных положениях, часть воздуха в этом случае проходит через радиатор, а часть – через него. Это надежно обеспечивает необходимую в данный момент степень нагрева воздуха. Если ручка расположена в крайнем левом положении, клапан и люк управления полностью закрыты, воздух, подаваемый в салон, не нагревается.
Верхняя левая ручка, регулирующая подачу воздуха к ногам водителя и пассажиров, соединена с рычагом дроссельной заслонки через тягу. При перемещении влево заслонка обогрева ног открывается и воздух из светильников направляется в сторону окон. С левой и с правой стороны воздух подается к ногам водителя и переднего пассажира. Воздух подается к ногам пассажиров задних сидений через внутренний вентиляционный канал.
Ручка, регулирующая подачу воздуха на лобовое стекло, соединена штангой с рычагом управления заслонкой обогрева. Блокирует или открывает путь воздуху к стеклу через воздуховод.
Для подачи воздуха к пассажирам и продувания боковых окон автомобиля печка имеет правую и левую сторону, а также 2 центральных дефлектора. Корпус каждого из них снабжен откидной крышкой с уплотнением из пенополиуретана. Открывая или закрывая эту заслонку с помощью рычага, можно изменить интенсивность воздушного потока, а его направление можно изменить с помощью рычага, который поворачивает сопло с направляющими и лопастями в желаемое положение.
При температуре наружного воздуха минус 20 ° С печь обеспечивает следующие температурные показатели в режиме максимального нагрева:
- плюс 20 ° С – в салоне ВАЗ 2109,
- плюс 25 ° С – в области ног.
Автомобиль оборудован вытяжной вентиляцией, обеспечивающей приток воздуха из салона. На модели ВАЗ-2109 он расположен за проемами кузова для боковых окон. Это также осуществляется за счет разряда, который возникает из дефлекторов во время движения машины. Воздух забирается под воздухозаборники в задней части салона. Опустите резиновые заслонки, которые предотвращают попадание наружного воздуха в кабину в случае бокового ветра и выхода наружу.
Особенности эксплуатации и ремонта печки ВАЗ 2109
Многие владельцы отечественного автомобиля этой марки знают, что печка ВАЗ 2109 плохо греет, в результате плохо нагревается салон, и ездить на такой машине не комфортно. В таких случаях печка проходит капитальный ремонт. Чаще всего это делается в рамках тюнинга ВАЗ 2109 своими руками. Видео и фото инструкции по настройке своими руками доступны в Интернете. Но иногда бывает достаточно снять печку ВАЗ 2109 и сдать в ремонт.
Порядок действий описан ниже.
- Ослабляем затяжку хомутов и отсоединяем две трубы от патрубков под приборной панелью изнутри салона.
- Ослабляем затяжку хомутов и отсоединяем шланги в моторном отсеке от штуцеров клапана.
- Откручиваем гайки крепления крана печки.
- Снимаем кран с переборки.
- Снимите опору стрелы крана.
- Отсоедините тягу от рычага крана.
- Снимите крышку, защищающую рычаг переключения передач с облицовки туннеля пола.
- Снимите напольное покрытие.
- Открутите крепежный винт на задней части туннеля напольного покрытия.
- Снимите облицовку туннеля пола движением назад.
- Снимаем внутренний вентиляционный канал, отсоединяем его от корпуса печки.
- Отсоедините кабели от электродвигателя отопителя.
- Отсоедините провода от резистора.
- Откручиваем гайки крепления с правой стороны ТЭНа.
- Откручиваем гайки крепления и снимаем ТЭН вместе с пультом управления.
После этих манипуляций достаточно выбрать хорошую мастерскую и отнести плиту туда.
Когда печка дует слабо, заслонки можно регулировать. Как это сделать, показано на видео.
Виновником холодной печки в машине мог стать радиатор.
Ниже приведены инструкции по замене:
- Полностью откройте кран отопителя и слейте охлаждающую жидкость из системы.
- Снимаем приборную панель: сначала отсоединяем провод от клеммы АКБ со знаком минус, ставим колеса в прямое положение, отсоединяем трос трансмиссии и шток воздушной заслонки.
- Снимаем ручки управления печкой, выключатель вентилятора и отсоединяем крышку.
- Отключаем все колодки с проводами: колодки противотуманных фар, наружное освещение, сигнализацию, освещение прикуривателя, обогрев заднего стекла.
- Откручиваем винты крепления панели управления и козырька над приборами.
- Отсоедините шланг штуцера, трос спидометра и колодку с проводами.
- Снимаем устройства с панели.
- Снимаем ручку светового гидрокорректора и откручиваем гайку, фиксирующую гнездо корректора фар.
- Снимаем руль и все переключатели.
- Вытаскиваем замок зажигания с трубкой рулевой колонки.
- Снимаем ручку со штанги, откручиваем винты крепления направляющей штанги к панели приборов.
- Откручиваем винты, которыми крепится панель приборов с левой и правой стороны.
- Вытаскиваем панель.
- Откручиваем с правого края печки винт, фиксирующий хомут стержня заслонки, отвечающего за нагрев стекла.
- Вынимаем радиатор отопителя, открутив 3 болта крепления.
- Ослабляем хомуты, которыми крепятся трубы, и снимаем их с труб.
Радиатор нужно тщательно очистить, а в случае серьезных проблем лучше всего заменить его новым.
Салон ВАЗ-2109 отапливается горячим воздухом, нагреваемым радиатором. Бывают случаи, когда система обогрева автомобиля начинает давать сбой и недостаточно обогревает салон. Причина может заключаться в неисправном радиаторе или шлангах, но иногда, чтобы устранить проблемы с отоплением салона, необходимо заменить кабели крана подогрева.
Замена тросов печки ВАЗ – задача не из легких, но своими силами вполне выполнима.
Расположение тросиков
Кабели находятся на отводе ТЭНа и крепятся к нему застежкой. Чтобы добраться до них, придется полностью разобрать приборную панель.
Их обычно меняют по нескольким причинам, обычно это проблемы с краном, которые приводят к выходу из строя кабеля:
- «Закис» кран ТЭНа и оборвалось крепление кабеля, открыть его стало невозможно. Таким образом, горячий воздух не попадает в салон.
- Смеситель протекает, а заслонка не работает: это серьезная проблема и требует быстрого вмешательства. Если вовремя не поймать себя, охлаждающая жидкость может просочиться в салон и испортить ковер на полу.
Высокая и низкая приборная панель
Заменить тросы печки ВАЗ-2109 на высокой панели немного проще, так как ее легче разобрать. Но многие владельцы этой машины отмечают, что нижняя панель более теплая, но добраться до самого отопителя очень сложно.
В любом случае, чтобы заменить трос управления на панель любого типа, ее необходимо будет разобрать.
Ход работы по замене тросов печки
Схема устройства печки ВАЗ-2109
- Первым делом необходимо отключить автомобиль от электросети. Для этого просто снимите отрицательную клемму с аккумуляторной батареи.
- Снимаем обшивку панели в районе пепельницы, магнитолы и элементов крепления рычагов управления печкой – для этого откручиваем 4 болта крепления.
- Отсоедините кабели от всех переключателей: фонарей, противотуманных фар, радиоприемников и т.д.
- Сдвиньте передние сиденья полностью назад или полностью снимите их, чтобы они не мешали.
- Снимите фиксаторы ремня безопасности с пола. Также снимите пластиковую крышку, удерживающую пыльник рычага переключения передач. Из-под этого кожуха потребуется достать нижний воздуховод.
- Осторожно отсоедините зажимы от крана, а затем и сами кабели. Чтобы было удобнее, сначала отключите тягу обогреваемой заслонки ног (3), затем тягу обогреваемого амортизатора лобового стекла (14), затем тягу, управляющую краном (19) и тягу, затем тягу клапан (20).
- С задней стороны обогревателя отсоедините провода, регулирующие скорость вращения вентилятора, и крепления проводов, фонарей и рычагов.
- Не быстро, чтобы не повредить, по диагонали опустить рычаг управления отопителем.
- Теперь вы можете снять кабель и заменить его новым.
Обычно в комплект входят все кабели к рычагу, управляющему обогревателем. По отдельности купить их нельзя, но сам комплект не дорогой, около 200 руб.
После замены тросов печки ВАЗ-2109 сборку системы отопления необходимо производить в обратной последовательности.
Если вы не уверены в своих силах и боитесь не успеть, обратитесь в автосервис. Но учтите, что стоимость работ по замене будет приличной, так как замена такой небольшой детали, как кабель, требует полной разборки панели приборов и много времени.