Размеры диска сцепления ваз 2109 - ProDemio.ru

Размеры диска сцепления ваз 2109

Размеры диска сцепления ваз 2109На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливается однодисковое сухое сцепление постоянно замкнутого типа с беззазорным тросом. Он имеет центральную нажимную пружину диафрагменного типа. Сцепление заключено в алюминиевый корпус, конструктивно интегрировано с коробкой передач и закреплено на двигателе автомобиля.

Размеры диска сцепления ваз 2109основные элементы сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

«Корзина» – основная часть сцепления

он состоит из стального кожуха и прикрепленного к нему нажимного диска на трех парах пружинных пластин – (нажимная диафрагменная пружина). Крышка прикреплена к маховику шестью болтами и центрируется тремя штифтами на маховике. В случае неисправности «корзина» сцепления полностью меняется и ремонту не подлежит, так как балансируется на заводе, на стенде. Замена корзины происходит при сильном натяжении нажимной пружины, сильном кольцевом износе (более 0,8 мм) лепестков нажимной пружины в месте контакта с выжимным подшипником, износе рабочей поверхности трансмиссии (давление) диск.

Размеры диска сцепления ваз 2109корзина сцепления для ВАЗ 2108, 2109, 21099

До 1987 года корзина сцепления модели 2108 с загнутыми краями лепестков нажимной пружины (сцепление с зазорами в трансмиссии) устанавливалась на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099. Позднее 1987 г. – сцепление модели 2109 с прямыми концами лепестков нажимной пружины (сцепление без зазоров в трансмиссии).

Ведомый диск – часть, приводимая в движение сцеплением

Ведомый диск установлен на шлицах первичного вала коробки передач между нажимным диском «корзина» и маховиком двигателя. Он имеет фрикционные накладки, контактирующие с рабочими поверхностями ведущего диска и маховика при работе сцепления. Колодки приклепаны к ведомому диску. Для гашения крутильных колебаний при включенном сцеплении используется так называемый демпфер с шестью винтовой пружиной, вставленной в специальные окна.

Размеры диска сцепления ваз 2109ведомый диск сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

В случае неравномерного или сильного износа вкладышей (расстояние между рабочей поверхностью вкладыша и головкой заклепки менее 0,2 мм), их деформации, задиров, а также эксцентриситета диска более 0,5 мм, ведомую пластину необходимо заменить. При сильном износе накладок головки заклепок царапают рабочую поверхность маховика, что в конечном итоге приводит к его замене. При смазке покрытий необходимо очистить их уайт-спиритом, просушить и очистить очень мелкой наждачной бумагой.

Выжимная муфта сцепления (выжимной подшипник)

Выжимной подшипник – радиально-упорный. Подшипник устанавливается на муфту выключения сцепления, через которую он контактирует с вилкой узла выключения сцепления. Постоянное зацепление вилки и сцепления обеспечивается пружиной U-образной формы. Муфта выключения сцепления движется по направляющей втулке, которая вставлена ​​на первичный вал коробки передач и закреплена на картере сцепления тремя болтами. Сцепление постоянно прижимается к лепесткам нажимной пружины корзины сцепления, а выжимной подшипник работает непрерывно. Подшипник смазывается на протяжении всего срока службы.

Появление шума при нажатии педали сцепления, когда она выключена, свидетельствует о выходе из строя выжимного подшипника. В этом случае его необходимо заменить на новый, чтобы избежать застревания.

Выжимные муфты сцепления модели 2109 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1987 года имеют индекс 2110.

Размеры диска сцепления ваз 2109муфта выключения сцепления на ВАЗ 2108, 2109, 21099 в сборе и разборе

Трансмиссия сцепления

Коробка передач сцепления на ВАЗ 2108, 2109, 21099 управляется тросиком, без люфта и состоит из нескольких элементов. Педаль сцепления подвешена на той же оси, что и педаль тормоза, и прикреплена к корпусу через педальный кронштейн. Верх педали выполнен в виде двойного рычага. К одному его концу прикреплена возвратная пружина (за счет своего действия блок не имеет зазоров), к другому – верхний конец троса блока. Кабель проложен в металлической оболочке с полиэтиленовым покрытием. Верхний конец кожуха удерживается резиновой прокладкой в ​​отверстии в щите моторного отсека. Другой закреплен двумя гайками в кронштейне на коробке передач. Нижний конец троса покрыт резиновым сильфоном и соединен с вилкой выключения сцепления металлическим поводком. Во избежание самопроизвольного разъединения поводка и вилки на поводке делается специальный выступ. Вилка выключения сцепления вращается на двух втулках: верхняя из пластика (съемная), нижняя – из бронзы (запрессована в раструб сцепления).

Размеры диска сцепления ваз 2109 трос сцепления

Если трос привода ослабнет или деформируется, его следует заменять в комплекте. Еще одна распространенная проблема – отслоение верхнего конца кабеля.

Как работает сцепление

Сцепление на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 не имеет люфтов в агрегате, поэтому при отпускании педали постоянно включено. При этом выжимной подшипник прижимается к концам лепестков нажимной пружины «корзины», направляющий диск плотно прижимает ведомый к рабочей поверхности маховика двигателя. Вместе они вращаются и передают крутящий момент от двигателя к коробке передач. При включенном сцеплении двигатель работает на холостом ходу или автомобиль движется с включенной передачей и отпущенной педалью сцепления.

Размеры диска сцепления ваз 2109сцепление автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 в комплекте (схема)

При нажатии на педаль сцепление выключается. При этом трос трансмиссии натягивается, вилка перемещает выжимную муфту (выжимной подшипник), которая давит на нажимную пружину «корзины», ее лепестки отходят от ведомого диска трансмиссии. Между рабочей поверхностью маховика и уплотнениями ведомого диска появляется зазор. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач прерывается. В это время водитель может включить ту или иную передачу.

Размеры диска сцепления ваз 2109на ВАЗ 2108, 2109, 21099 выключено сцепление – педаль нажата, ведомый диск свободен

Примечания и дополнения

– На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1987 г с зазорами трансмиссии и выжимной пружины вилки сцепления люфт ведущего рычага должен составлять 3,3 – 4,7 мм. Рычаг перемещается вручную, преодолевая сопротивление возвратной пружины.

Сводная таблица размеров диска сцепления и каталожных номеров.

Габаритные размеры, мм Модель автомобиля Номер каталога
Наружный диаметр Внутренний диаметр Толщина
150 94 4 СК-10 (комбайн) 00069V
176 65 4 СПС-4 (стеклопакеты – дворники) 54-00793
180 100 4.5 ЛТЗ-55, Т40АМ (трактор) T40M-1601138
180 120 восемь Демпфер трения 12.30.00.118
190 130 3.5 ВАЗ-2108/2109 2108-1601138
195 115 4 Ухо (переплет) 1625
200 130 3.3 ВАЗ-2106/2121 2121-1601138
200 140 3.5 ВАЗ-2110 2110-1601138
200 140 3.5 Москвич-2141 (отличается от ВАЗ-2110 крепежными отверстиями) 2141-1601138
200 142 3.3 ВАЗ-2101… 2105, ВАЗ-2107 2101-1601138
204 146 3.3 ИЖ-412, АЗЛК-2140 412-1601138
215 140 4 Дон (коллекционер) 54-01069
225 150 3.5 ГАЗ-24/20, РАФ, УАЗ 20-1601138
230 90 6 Фрезерное оборудование FBM 03017
240 160 3.5 ГАЗ-3302 «Газель” 406-1601138
254 150 3.5 ГАЗ-51 51-1601138
280 164 3.5 ГАЗ-52 52-1601138
300 164 4 ГАЗ-53 53-1601138
342 186 4 ЗИЛ-130/131/138/5301 130-1601138
350 200 4,7 КАМАЗ, КАЗ-4540/43401, Урал, ЛАЗ 14-1601138-02
400 220 4,15 МАЗ-5048/64227, КрАЗ-250/260/6437 236-1601138
400 220 5 Муфты двигателя СМД-60 и его модификации – тракторы Т-4А, Т-150К 01M-2141A
420 220 4 Сцепления для автобусов Икарус 1841.081.026Т

Таблица сортируется по внешнему диаметру, затем по внутреннему диаметру, а затем по толщине колодки сцепления.

КОСНУЛСЯ ДИСК НАКЛАДКИ.

КАСАТЬСЯ КРЫШКИ ДИСКА.

Сегодня в продаже есть все виды дисков сцепления, например иллюминаторы Титаника. Как выбрать подходящий?

Сергей МИШИН, Владимир ПЕТУНИН

ДИСК ДАВЛЕНИЯ (2101-, 2103-, 2121-, 2109-, 2110-, 2112-, 1111-1601085)

Начнем с «классики» для «Жигулей» и «Нивы» (фото). Их легче отличить от других по упорному фланцу в центре прижимной пластины (которую в народе называют «корзиной»). Есть еще одно менее заметное отличие – кожух крепится к пружине специальными заклепками.

В настоящее время выпускается два «классических» диска: 2103 – для двигателей объемом до 1500 см3 включительно и 2121 – для двигателей 1600 и 1700 см3. Они отличаются силой нажимной пружины. У последнего в среднем на 13% больше. Их легко перепутать – внешне они практически одинаковые, а размер такой же – 200 мм (внешний диаметр рабочей поверхности чугунного диска). Но есть хитрый признак. Диск 2121- можно узнать по канавкам в двух соседних лепестках нажимной пружины, которые образуют своего рода «отверстие» (рис. 2).

Ранее выпускались нажимные диски модели 2101-, которые отличались от 2103- отдельными соединительными пластинами между кожухом и чугунным диском. В 2103- и 2121- они двойные (рис. 3).

Теперь о корзинах нового поколения – для переднеприводных моделей. Их количество больше за счет расширения модификаций автомобилей.

2108- – Корзина снята с производства в 1987 году. От всех остальных она отличается изогнутыми кончиками лепестков в зоне контакта с выключателем сцепления (рис. 1).

Плоские кончики лепестков пружины сжатия характерны для диска 2109. С него начались беззазорные соединения – в этой конструкции выжимной подшипник постоянного вращения. Размер этого диска (как и 2108-) 190 мм.

2110- – конструкция аналогична «девятке», но увеличена до 200 мм. Этот диск предназначен для использования с «десятой» коробкой передач (ее индекс 2110-1700010) с двухштырьковым вариантом крепления стартера. В корпус сцепления «восьмерки» не входит «десятая» корзина. В то время как на автомобилях ВАЗ 2110 и 2111 (за исключением 21103 и 2113 с 16-клапанными двигателями) временно используются гибридные версии КПП 2108 с картерами сцепления «десятого». Такие КП имеют индексы 170010-10 (основная пара 3.9) и 170010-20 (основная пара 3.7).

2112- – диск такого же размера, как «десятый», но способный передавать больший крутящий момент благодаря усиленной нажимной пружине (в среднем 12%). Применяется на двигателях 2112-, устанавливаемых на модели ВАЗ 21103, 21113 и 2112. От «десятого» отличается так же, как «двадцать первый» от «третьего нуля» – «дыры» в давлении весенние лепестки.

Прижимной диск 1111- для «Оки» не путать с другими: его размер составляет 160 мм.

ДИСК ТРАНСМИССИИ (2103-, 2107-, 2121-, 21213-, 2108-, 2110-, 2112-, 1111-1601130)

«Классические» диски легко отличить от «переднеприводных» по складкам («крыльям»), слегка прикрывающим пружины амортизатора (рис. 4).

Сегодня эти диски доступны в двух форматах. Первый – 200 х 140 (внешний диаметр нахлестов – 200 мм, внутренний – 140). Применяется на «классических» двигателях с рабочим объемом до 1500 кубов включительно. Есть две марки дисков этого размера – 2103- и 2107-. Последний отличается покрытиями из безасбестового материала.

Второй размер – 200 х 130. Этот диск был специально разработан для «Нивы». Помимо габаритов отличается усиленным амортизатором с более жесткими пружинами. Согласно документации, он имеет марку 2121-, но часто обозначается как 2106-.

А вот еще парочка внешне похожих дисков без «крыльев» на амортизаторах. Самый маленький диск 2108-. Используется на всех «Самарах» (с двигателями от 1100 до 1500 см3) и на первой «десятке» с «восьмеркой». Его размеры 190 x 140. Цифры показывают, что этот диск используется с корзиной 2109- (ранее использовался с 2108-).

Самый большой диск – 21213- появился вместе с двигателем 21213- рабочим объемом 1700 см3. Размер такой же, как «ноль третьего» диска (200 х 140), но отличается от последнего тем, что демпфирующая часть – «восьмерка» (на ней напечатаны цифры «2108»). Однако две из шести демпфирующих пружин усилены, на что указывает их синяя маркировка.

Следующая пара – диск нового поколения для «десятки» (с двигателями 21083 и 2111) и «двенадцатого» двигателя (автомобили 21103-, 21113- и 2112-). Принципиальное отличие этих дисков (рис. 6) от предыдущих (рис. 5) – наличие демпфера холостого хода. Две из шести пружин заметно меньше и смещены ближе к центру.

Оба диска – 2110- и 2112- имеют одинаковые размеры 200 x 140. Диск для 16-клапанного двигателя имеет усиленный амортизатор третьей ступени, то есть две из четырех больших пружин усилены. Они отмечены красной краской. Только по красным пружинам «двенадцатый» диск можно отличить от «десятого».

Диск 1111- остался. Он значительно меньше всех остальных, его размеры составляют 160 х 110 мм.

Поставляется в виде запчастей в сборе с фланцем и называется стопорной муфтой. В «классическом» варианте его маркировка начинается с цифр 2101-. Легко отличить от остальных по подтяжкам. Таким сцеплением оснащаются все заднеприводные и полноприводные ВАЗы (рис. 7).

Он контактирует с упорным фланцем нажимного диска только в моменты контакта (выключения сцепления) и только в этот момент ступичного подшипника. Аналогичную конструкцию имела в 1987 г. «восьмерка» (нажимная пластина со сложенными лепестками).

Сегодняшний «переднеприводный» вариант имеет маркировку 2110-. Конструкция состоит из фланца и подшипника с фиксатором, который находится в непосредственном контакте с лепестками прижимной пластины и постоянно. Отсюда и термин «постоянное вращение».

Это решение было отработано на Оке и перенесено с нее в Самару и дальше. Следовательно, муфта имеет такой же упорный подшипник 1111- с внутренним кольцом.

Клатч «Ока» от «Десятины» отличается тремя характеристиками, касающимися задней части: 2110- имеет своеобразные «ушки» из легкого металла, а 1111- – черный; «Десятые» «уши» сильно расходятся в стороны, в отличие от 1111-; «Уши» муфты «Оки» заканчиваются небольшими «антеннами», загнутыми на 90 °, т.е в плоскости вращения муфты (рис. 8).

Передняя, ​​рабочая часть (зона контакта с нажимным диском) муфт у «Оки» и «десятой» практически одинакова.

Отметим, что в 1987 году в Самарах поменяли не только нажимной диск и выжимной подшипник. Помимо них были доработаны еще два изделия – трос сцепления и его педаль. Все они теперь имеют маркировку 2109-.

Старый трос и педаль различаются по способу подключения. К «крючку» педали прикреплялся шнур с серьгой на конце. Современная конструкция подключается к оси педали через кабельный наконечник через антифрикционную втулку.

Скорее всего, старых машин больше нет. Но на всякий случай предупреждаем, что при ремонте придется менять весь «комплект».

Диски для «Нивы» можно установить на любую «классику». Они прослужат дольше (использование корзины «Нива» повысит нагрузку на педали сцепления). Но делать наоборот специалисты не советуют.

Диски 2112 – можно поставить в «десятку», выдерживая повышенную нагрузку на педали сцепления, а вот «десятые» диски на «двенадцатом» двигателе – ни в коем случае!

К сожалению, однозначных признаков, по которым можно определить производителя сцепления на ВАЗ, нет. Официальный поставщик автовоза и запчастей для «классики» – «ВАЗинтерСервис» (ВИС), передний привод – только ВАЗ.

Многие другие заводы имеют право выпускать «классические» сцепления для запчастей, например Краматорск. Но рынок наводнен изделиями собственного производства. Единственный совет – покупать клатч в солидных магазинах, требовать сертификат или, в худшем случае, накладную.

ЦЕНЫ (в магазинах Тольятти на конец января 1999 г.), руб.

2103 – 110-120; 2121 – 120-150; 21213 – 140-180; 2108 – 120-150; 2110 – 150–180

2101 – 200-250; 2121 – 220-280; 2108 – 200-300; 2110–230–300

admin
Оцените автора
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.