Последствия перегрева двигателя ВАЗ 2114

Двигатель внутреннего сгорания назван так потому, что процесс сгорания топлива происходит внутри его цилиндров. При этом выделяется огромное количество тепловой энергии, которая благодаря кривошипно-шатунному механизму преобразуется в механическую энергию. При этом температура часто превышает 2000 градусов. Ни один металл, каким бы прочным и устойчивым он ни был, долго не выдержит такой нагрузки. Это сделано для того, чтобы снизить тепловую нагрузку и обеспечить нормальный температурный режим работы двигателя и обслуживаемой им системы охлаждения. При возникновении неисправности силовой агрегат автомобиля начинает перегреваться, в результате чего детали двигателя расширяются, смазка закипает, сальники выгорают. Результатом такого разрушительного процесса может стать выход из строя элементов поршневого узла и ГБЦ. Чтобы не допустить такого исхода, важно знать возможные причины перегрева двигателя и быть готовыми к их немедленному устранению.

Последствия перегрева двигателя ВАЗ 2114

Признаки, указывающие на то, что мотор перегрелся

Рассмотрим, как ведет себя силовой агрегат ВАЗ-2114, когда его рабочая температура превышает норму. Система охлаждения этого автомобиля мало чем отличается от других автомобилей, за исключением простоты и ненадежности конструкции. Итак, когда двигатель перегревается на «четырнадцатом», он сигнализирует вам об этом следующими признаками:

  • стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости много уходит в красную зону;
  • вентилятор охлаждения радиатора работает постоянно;
  • в салоне появляется специфический запах горячего тосола (тосола);
  • из-под капота появляется облако густого, едко пахнущего пара – свидетельство кипения охлаждающей жидкости.

Что предпринять при перегреве

Если по перечисленным сигналам вы понимаете, что ваш двигатель ВАЗ-2114 прогревается больше нормы, выполните следующие действия:

  • немедленно заглушите двигатель;
  • подойти к машине на обочину дороги (если вы находитесь в дороге);
  • включить зажигание и перепроверить показания датчика температуры;
  • приподнять капот, осмотреть моторный отсек на предмет утечки охлаждающей жидкости;
  • обратите внимание на количество тосола (тосола) в расширительном бачке, но ни в коем случае не открывайте его, пока жидкость горячая;
  • попробуйте определить причину перегрева.

Последствия перегрева двигателя ВАЗ 2114

В такой ситуации машину к месту ремонта (на СТО или в гараж) лучше доставить буксиром, но если это место находится не более 1-2 км, в крайнем случае можно взять риск и ехать в одиночку. Конечно, периодически позволяя двигателю остыть, когда стрелка датчика превышает 90 градусов.

Почему греется двигатель на ВАЗ-2114

Учитывая, что система охлаждения «четырнадцатого» довольно проста, привести ее в рабочее состояние вполне возможно самостоятельно. Но сначала давайте рассмотрим основные причины перегрева двигателя. Они могут быть следующими:

  • недостаточное количество хладагента в системе;
  • неисправен жидкостный насос (помпа);
  • вышел из строя датчик включения вентилятора радиатора;
  • перегорел предохранитель вентилятора;
  • сломался сам вентилятор;
  • забиты ребра радиатора охлаждения;
  • термостат вышел из строя;
  • крышка расширительного бачка неисправна.

Рассмотрим эти причины более подробно.

Последствия перегрева двигателя ВАЗ 2114

Недостаточное количество охлаждающей жидкости

Вы точно помните, что вчера уровень охлаждающей жидкости был в норме, а сегодня в вашем ВАЗ-2114 прогревается двигатель и расширительный бачок пустой? Это означает, что герметичность системы нарушена. И это хорошо, даже если просто выключить двигатель. Самое страшное в этом случае – прогорание прокладки ГБЦ. Эта неисправность коварна, так как жидкость из каналов рубашки охлаждения может попасть в цилиндры, а также в масляные каналы. Из-за этого на ВАЗ-2114 часто перегревается двигатель, и машина вылетает. Работа двигателя сопровождается синеватым выхлопом с характерным запахом. Здесь потребуется снять головку блока цилиндров и промыть системы смазки и охлаждения. В худшем случае потребуется капитальный ремонт двигателя.

Последствия перегрева двигателя ВАЗ 2114

Чаще всего охлаждающая жидкость выходит из системы через стыки шлангов с патрубками радиаторов (охлаждения и печки), термостата, расширительного бачка, двигателя. Если в ВАЗ-2114 перегревается двигатель и заметна течь охлаждающей жидкости, в первую очередь проверьте эти места! Эта проблема решается затяжкой хомутов и доливом жидкости в систему охлаждения.

Затем осмотрите сами трубы. Часто они просто время от времени ломаются и тосол или антифриз, находясь под давлением, вытекает из системы. Такая неисправность устраняется заменой той или иной трубки.

Поломка жидкостного насоса

Роль насоса в системе охлаждения заключается в создании давления, под которым циркулирует охлаждающая жидкость. Его выход из строя может стать не только причиной перегрева двигателя ВАЗ-2114, но и нарушением работы привода газораспределительного механизма. Дело в том, что жидкостный насос приводится через шестерню от ремня ГРМ. Поэтому выход из строя помпы сразу сказывается на работоспособности всего агрегата. В этом случае необходимо заменить гидравлический насос и, в конечном итоге, ремень ГРМ.

Последствия перегрева двигателя ВАЗ 2114

Неисправность датчика включения вентилятора

Неисправность датчика зажигания вентилятора приводит к тому, что при медленной езде радиатор не получает принудительного воздушного потока. Другими словами, вентилятор просто не включается, а жидкость не остывает. Проверить датчик очень просто. Для «четырнадцатого» с карбюраторными двигателями достаточно вставить панель, отсоединить клеммы от датчика, расположенного на радиаторе, и замкнуть их между собой. Если вентилятор работает, датчик необходимо заменить. Если прогревается двигатель ВАЗ-2114 (8-клапанный инжектор), при включенном зажигании достаточно просто снять клеммы с датчика температуры охлаждающей жидкости, расположенного на блоке цилиндров справа. ЭБУ подаст команду двигателю на работу в аварийном режиме, и вентилятор должен включиться. В этом случае замените датчик.

Но здесь есть еще один нюанс – предохранитель. Если он перегорит, то вентилятор заведомо не включится. Найдите предохранитель F4 или F8 в монтажном блоке под капотом. Обозначается соответствующим символом – пропеллер. Отключите его и проверьте тестером. При необходимости замените.

Последствия перегрева двигателя ВАЗ 2114

Выход из строя вентилятора

Ну а если вентилятор не включается, проблема может быть в этом. К счастью, им легко управлять. Просто подключите его клеммы напрямую к клеммам аккумулятора. Не путайте полярность. Это сработает – исследуйте проблему дальше. Не получится: вентилятор в ремонте или замене.

Неисправный термостат

Термостат ВАЗ-2114 – основной элемент распределения потоков охлаждающей жидкости. Именно он регулирует направление его движения, когда двигатель холодный, а когда горячий. Суть термостата заключается в переключении потока теплоносителя с малого на большой круг при достижении определенной температуры. Если он начнет заклинивать, двигатель будет прогреваться очень долго или очень быстро.

проверить термостат ВАЗ-2114 можно следующим образом. Запустите двигатель и прогрейте его до температуры 90-95 градусов. Не выключая зажигания коснуться нижнего шланга радиатора. Если он горячий (горячий), то все в порядке – теплоноситель циркулирует по большому кругу и перегрев за счет термостата здесь исключен. Если трубка остыла, будьте готовы заменить эту деталь.

Последствия перегрева двигателя ВАЗ 2114

Пробка бачка

Еще одной причиной перегрева может стать заглушка расширительного бачка. Он сконструирован таким образом, чтобы поддерживать в системе определенное давление, которое с точки зрения производительности выше атмосферного. Это нужно для того, чтобы вода в тосоле или антифризе не закипала при 100 градусах Цельсия. Если крышка неисправна и не поддерживает надлежащее давление, охлаждающая жидкость может преждевременно закипеть. Это не приведет к перегреву двигателя, но может вызвать сбой в работе системы.

Радиатор охлаждения

Спросите, а что, если все основные элементы системы охлаждения, кроме вентилятора, исправны, но двигатель ВАЗ-2114 при движении перегревается, ведь встречный поток воздуха даже на средних оборотах может легко заменить винт? Причина может быть только одна – забиты ребра радиатора охлаждения. Грязь, пыль, листья, ветки, насекомые – все это день за днем ​​откладывается слоями, не давая воздуху задувать ламели.

Чтобы не допустить такой ситуации, радиатор необходимо периодически промывать струей воды, удаляя загрязнения.

С наступлением лета перегрев двигателя автомобиля становится актуальной проблемой для многих автовладельцев. Это явление крайне опасно, так как даже один небольшой перегрев имеет неприятные последствия, для устранения которых придется посетить СТО, а начинается это с довольно большой суммы денег, и можно провести капитальный ремонт двигателя.

Двигатель состоит из большого количества деталей, некоторые из которых очень чувствительны к температуре. В первую очередь от перегрева страдают сальники масляных клапанов, затем – поршневые кольца. Под воздействием высокой температуры расширители маслосъемных колец теряют эластичность, и двигатель начинает потреблять большое количество масла.

Последствия перегрева двигателя ВАЗ 2114

Однако это только верхушка айсберга. По законам физики нагревание приводит к расширению тел. При перегреве двигателя его части расширяются намного больше, чем разрешено. В результате они деформируются без возможности восстановления прежней формы – деформируются ГБЦ, сам блок и поршни.

Из-за чего возникает перегрев

Причины перегрева двигателя могут быть самыми разными. Чаще всего их семь, о которых должен знать каждый автовладелец, чтобы своевременно отреагировать на изменение работы силового агрегата.

  1. Недостаточный уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Антифриз может вытечь через незаметные отверстия и трещины в радиаторе и трубах. Поэтому необходимо каждый раз осматривать пространство под автомобилем, чтобы вовремя заметить утечку. Гораздо хуже, когда потеря внутренняя. В этом случае антифриз попадает в картер двигателя, и в результате моторное масло разжижается. Эта потеря может вызвать гидроудар или заклинивание коленчатого вала.
  2. Неисправный термостат. Отложения, которые со временем накапливаются в системе охлаждения, могут вызвать заклинивание подвижного элемента термостата. В результате устройство не будет реагировать на температуру выходящего из двигателя антифриза, и охлаждающая жидкость будет циркулировать только по малому кругу или только по большому кругу. В первом случае неизбежен перегрев, во втором – двигатель будет медленно нагреваться.
  3. Длительная работа двигателя в нерасчетном режиме. Если двигатель работает в буксировочном режиме (автомобиль движется с низкой скоростью при больших нагрузках) или на холостом ходу, воздушного потока, создаваемого охлаждающим вентилятором, может быть недостаточно для эффективного отвода тепла.
  4. Неэффективное воздушное охлаждение радиатора. Как правило, причина кроется в большом количестве грязи, скопившейся между ребрами радиатора. Кроме того, сам вентилятор может работать некорректно. Если он приводится в действие электродвигателем, это означает, что датчик температуры неисправен, если привод механический, возможно, ослабло натяжение приводного ремня.
  5. Длительная работа при детонации бензинового двигателя. Если в предыдущих случаях невозможно было серьезно повредить двигатель, в этой ситуации повреждение гарантировано.
  6. Неправильно отрегулирована система впрыска или зажигания. В результате нарушения заводских настроек момент начала и окончания сгорания топлива в цилиндрах смещается на такт выпуска, т.е полностью исправная смесь сгорает уже при открытом выпускном клапане. В результате резко повышается температура выхлопных газов, перегревается головка блока, и от нее закипает антифриз в системе охлаждения.
  7. Горение сливного клапана. Последствия этой неисправности аналогичны описанным выше: из-за повышения температуры выхлопных газов происходит перегрев деталей двигателя.

Последствия перегрева двигателя ВАЗ 2114

Эти семь причин вызывают заметный перегрев двигателя. У водителя есть возможность среагировать на нарушение температурного режима, благодаря показаниям датчиков. Однако есть еще три причины перегрева двигателя, ведущие к внутреннему перегреву двигателя, который нельзя вовремя заметить. Обычно водителю остается только столкнуться с последствиями.

  • Большое количество нагара в камерах сгорания. Это «возмущение» характерно для автомобилей с большим пробегом. Из-за естественного износа узла цилиндр-поршень в цилиндры поступает много моторного масла, при сгорании которого остаются нагар. При этом датчик температуры охлаждающей жидкости не выдает тревог. В результате водитель не может понять причину выхода дыма из выхлопной трубы. Отложения углерода особенно опасны для бензиновых двигателей, так как они могут вызвать калильное зажигание.
  • Отложения в системе охлаждения. Из-за отложений каналы водяной рубашки двигателя и радиатора частично или полностью перекрываются, что приводит к неэффективному отводу тепла.
  • Добавки в моторные масла. Некоторые автовладельцы добавляют в моторное масло различные присадки. Некоторые из них способствуют образованию металлокерамического слоя на зеркале цилиндра. Его теплопроводность чрезвычайно низкая, что приводит к сильному перегреву.

На что обратить внимание?

Некоторые признаки перегретого двигателя можно увидеть в движении. Основные симптомы, свидетельствующие о перегреве, – это резкое повышение температуры охлаждающей жидкости (датчик показывает 120 градусов и более) и резкое падение мощности, которое не может не заметить даже неопытный водитель. Меняется и звук двигателя: появляется звонкая металлическая пульсация, как при детонации.

Есть и другие признаки перегрева двигателя, но чтобы их увидеть, нужно заглянуть под капот. Трещины и коробление головки блока цилиндров укажут на сильный перегрев. Металлический край прокладки ГБЦ тоже деформирован и тоже есть возможность обжечься.

Последствия перегрева двигателя ВАЗ 2114

также необходимо осмотреть расширительный бачок. Признаки перегретого двигателя, на которые следует обратить внимание, – это затемнение на стенах и темные чешуйки, плавающие в охлаждающей жидкости. Если есть хлопья, это говорит о том, что масло попало в систему охлаждения через поврежденную прокладку ГБЦ. Затем нужно вынуть масляный щуп и проверить не уровень масла, а наличие в нем антифриза, о чем свидетельствуют многочисленные мелкие капли на щупе.

Последствия перегрева

Не все водители знают об опасности перегрева двигателя и часто слишком легкомысленно относятся к этому явлению. Между тем последствия перегрева двигателя могут быть очень серьезными; зависят от степени перегрева.

Небольшой перегрев: Двигатель работал при высоких температурах непродолжительное время (не более 10 минут). Если водитель перегрел двигатель, но вовремя заметил, что датчик показывает превышение допустимой температуры, последствия будут минимальными. Поршни могут слегка оплавиться, но это не повлияет на работу двигателя. При повышенном перегреве деформация поршней и колец более выражена, из выхлопной трубы выходит черный дым из-за попадания масла в камеры сгорания, а двигатель постоянно работает как под нагрузкой. В дальнейшем перегрев будет повторяться из-за повышенного трения между деформированными поршнями и стенками цилиндров.

Значительный перегрев происходит в течение двадцати минут после того, как датчик указывает на повышение температуры. Последствия более выражены, изображение может дополняться деформацией головки блока и образованием на ней трещин, истощением прокладки, разрушением межкольцевых дефлекторов на поршнях.

Сильный перегрев грозит засорением поршней в цилиндрах и разрушением всего силового агрегата. Двигатель может показать так называемый «кулак дружбы»: шатун ударяется о стенку блока цилиндров.

Последствия перегрева двигателя ВАЗ 2114

Хроника событий

В начальной стадии перегрева поршни выгорают, расплавленный металл оседает на стенках цилиндров, трение еще больше увеличивается, двигатель может заглохнуть или продолжить работу. При этом происходит сильный нагрев масла и потеря смазывающих свойств, в результате втулки шатуна прилипают к коленвалу, некоторые из них могут проворачиваться.

Затем происходит деформация головки блока и прогорание клапанов, седла клапанов начинают летать и появляется звонкий металлический звук двигателя, который при этом может заглохнуть или продолжить работу.

У такого перегрева может быть два конца. В первом случае поршень оказывается самым прочным элементом, поэтому коленчатый вал ломается, при этом двигатель не может заглохнуть. Во втором случае поршень заклинивает и разрывает его пополам, юбка падает в масляный поддон, днище остается в цилиндре. Шатун с поршневым пальцем начинает хаотично стучать по стенкам цилиндра и в результате попадает в блок – вот и «кулак дружбы», двигатель умирает.

Что делать, если мотор перегрелся?

Многие водители, заметив, что датчик показывает температуру выше 120 градусов, сразу заглушают двигатель. Если перегрев сильный, то это единственно правильное решение, это единственный способ спасти двигатель от самоубийства. При небольшом перегреве этого делать нельзя, иначе детали двигателя могут деформироваться и сломаться. Лучше всего дать поработать 2-3 минуты на холостом ходу, затем, когда датчик перестанет показывать превышение температуры, выключите зажигание.

категорически запрещается открывать крышку расширительного бачка, иначе гарантированы ожоги рук и, возможно, лица струей горячего пара. Также не рекомендуется добавлять в бак воду или антифриз, так как это приведет к деформации деталей двигателя.

Защита от перегрева

предупредить перегрев проще, чем устранить последствия перегрева. Защита от этого явления состоит из нескольких простых пунктов. Первое, что нужно делать регулярно, это проверять уровень антифриза в расширительном бачке, если он вылезает, искать утечку.

Последствия перегрева двигателя ВАЗ 2114

К тому же нельзя гарантировать полную защиту при изношенном приводном ремне насоса, кроме того, необходимо обратить внимание на то, что датчик температуры работает нормально, так как из-за его неисправности вентилятор не включается во время. Также нужно убедиться, что сам вентилятор находится в хорошем состоянии.

Еще одна процедура, которую необходимо делать регулярно, – это мыть радиатор. Главное, будьте осторожны, ведь вы легко можете согнуть ребра. Если машина старая, рекомендуется демонтировать радиатор и промыть салон специальными средствами.

Если ваша машина оборудована жалюзи радиатора, убедитесь, что они открыты в жаркую погоду. Если этого не сделать, вероятен перегрев.

Главное правило: гарантированная защита от перегрева – автомобиль полностью ремонтируемый. Однако это также относится к другим аспектам эксплуатации.
“alt=””>

Проблема перегрева двигателя хорошо известна многим отечественным автовладельцам. Малогабаритные радиаторы охлаждения устанавливались на ВАЗ линейки 2110 (2111, 2112) и 2113 (2114, 2115), поэтому при длительной езде жарким летом ВАЗ «нормально» нагревается до 105-108 градусов . Но если температура зашкаливает даже после непродолжительных поездок, это повод задуматься о проблемах с системой охлаждения.

Высокие рабочие температуры двигателя также могут указывать на серьезные неисправности. Но в большинстве случаев ВАЗ 2114 перегревается по незначительным причинам, среди которых:

  • неисправность термостата;
  • неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ);
  • неисправность клапана высокого давления в крышке бачка охлаждающей жидкости (охлаждающей жидкости);
  • забит радиатор.

Неисправность термостата

Термостат – одно из слабых мест ВАЗа. Он расположен с правой стороны блока цилиндров перед автомобилем. Чтобы проверить термостат, нужно нагреть машину до температуры воспламенения вентилятора и дотронуться рукой до нижнего шланга радиатора. При исправном термостате должно быть жарко.

Последствия перегрева двигателя ВАЗ 2114

Снятие термостата на ВАЗ 2114

Холодная трубка указывает на то, что термостат застрял в закрытом положении. В этом случае циркуляция охлаждающей жидкости идет в обход радиатора по небольшому кругу. Нарушается теплообмен: двигатель быстро перегревается. Проблема решается заменой термостата.

Неисправность ДТОЖ

Если вентилятор не включается на 90-95 градусов или включается позже, чем необходимо, это может свидетельствовать о выходе из строя ДТОЖ. Датчик дешевый, часто ломается, поэтому всегда стоит хранить запчасть в бардачке. Также справа от блока цилиндров находится ДТОЖ, обозначенный трехпроводной микросхемой. При замене датчика необходимо убедиться, что провода не повреждены: даже их обрыв может вызвать перегрев.

Неисправность клапана высокого давления

Давление в системе охлаждения ВАЗ 2114 регулируется клапаном в крышке бачка охлаждающей жидкости. Если клапан неисправен, то избыточное давление не сбрасывается, что приводит к нарушению циркуляции и перегреву. Покоробленный бачок, «деревянные» шланги охлаждающей жидкости и постоянные течи говорят о необходимости замены крышки бачка с охлаждающей жидкостью.

Забит радиатор

Радиатор может забиться снаружи и изнутри. Внешнее загрязнение связано с попаданием в соты пыли и другого мусора, а также насекомыми. Это ухудшает теплоотдачу, проявляется в частой работе вентилятора и длительном его наработке.

Последствия перегрева двигателя ВАЗ 2114

Радиатор охлаждения двигателя забит сотами

Проблема решается хорошим ополаскиванием с помощью мойки высокого давления. Если радиатор долгое время работал, машина остывает и нагревается хуже из-за деформации сот. Эту проблему можно «решить» заменой радиатора.

Изнутри радиатор забивается редко. Обычно это происходит из-за некачественного антифриза, езды по воде или как «побочный эффект» герметиков радиатора. На наличие этой проблемы указывает охлаждающая жидкость – она ​​мутнеет, видны масляные пятна и твердые частицы. Система охлаждения ВАЗ 2114 промывается полным сливом антифриза дистиллированной водой с добавлением очистителей радиатора.

По статистике, три четверти ответов на вопрос, почему перегревается двигатель в «четверке», связаны с одной из вышеупомянутых неисправностей. Их можно диагностировать и устранять самостоятельно, не прибегая к услугам автосервиса. Если ни один из этих методов не решает проблему, лучше всего обратиться к специалисту для диагностики.

Другие причины перегрева ВАЗ-2114:

  • неисправность приборной панели;
  • неисправность помпы;
  • негерметичность прокладки ГБЦ (ГБЦ).

Неисправность приборной панели

Причиной некорректных показаний на панели приборов может быть заводской брак или огромное количество сбоев в электросети: от небольшого веса на ЭБУ до выхода из строя стабилизатора напряжения («таблетки»). Об этом могут свидетельствовать беспорядочные изменения показателей температуры (скачки), ошибочные показания с других устройств, несоответствие между включением вентилятора и показаниями температуры.

Эта неисправность менее проблемна: машина реально не греется, а только для компьютера. Но при этом обнаруживаются и другие проблемы, требующие решения.

Неисправность помпы

Насос редко выходит из строя полностью, поэтому точно диагностировать неисправность можно только после снятия. Наиболее частая проблема – выход из строя крыльчатки. Решается заменой помпы. Среди других проблем – деформация шестерни и лопастей насоса из-за брака или механического износа. Эта неисправность особенно серьезна, так как может вызвать перекос ремня ГРМ. И в этом его неравномерный износ и опасность поломки со всеми печальными последствиями для поршневого узла.

Негерметичность прокладки ГБЦ

Эта проблема является одной из самых редких причин перегрева двигателя в автомобилях ВАЗ 2114. Когда она возникает, перегрев является уже второстепенным симптомом, который может сопровождать многие другие:

  • течь масла из-под ГБЦ;
  • неустойчивая работа двигателя и низкая компрессия;
  • повышенный масляный “жор”, шумный двигатель и работа на газе, черный выхлоп.

В такой ситуации в лучшем случае выходом будет замена прокладки ГБЦ. В худшем случае – капремонт двигателя с очисткой всех внутренних каналов охлаждения.

Когда двигатель прогревается, это опасно не само по себе, а по последствиям. Длительная езда при высоких рабочих температурах в первую очередь приводит к потере свойств упругих деталей: сальников клапанов и поршневых колец. Это увеличивает расход масла и делает двигатель неровным и грязным. Все это требует дорогостоящих исправлений.

     Видео: Система охлаждения ВАЗ 2114-13-15 Самара (доработка БСК 2114)

Последствия сильного перегрева еще более серьезны: ГБЦ и блок цилиндров деформируются, иногда трескаются. Уцелевший такой двигатель уже не подлежит ремонту.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.