В подавляющем большинстве случаев автомобилисты сталкиваются с проблемой вытекания жидкости из расширительного бачка, и причины этого найти не так просто. Уровень жидкости падает, но очень часто под автомобилем нет подтеков или капель. Как справиться с этой проблемой?
- Система охлаждения автомобиля
- Куда может уходить охлаждающая жидкость из расширительного бака
- Течь в системе
- Протекает радиатор
- Течёт радиатор печи
- Течь соединительных шлангов и патрубков
- Неисправность помпы или термостата
- Неисправна крышка расширительного бачка и сам бачок
- Почему уходит жидкость, если нигде не протекает
- Опрессовка системы охлаждения автомобиля
- Видео: поиск течи охлаждающей жидкости в системе охлаждения при помощи опрессовки
- Как работает расширительная емкость?
- Признаки неполадок системы охлаждения
- Причины неисправностей
- Способы устранения
Система охлаждения автомобиля
Система охлаждения играет важную роль в работе двигателя. Ежедневное использование автомобиля и большие нагрузки приводят к нагреву двигателя и всего моторного отсека, особенно летом. Охлаждающая жидкость, проходя через сложные компоненты двигателя, поддерживает температуру двигателя на приемлемом уровне (80–100 o C), предотвращая перегрев. Важно помнить, что система охлаждения полностью герметична и уровень охлаждающей жидкости не должен изменяться с момента заливки до ее замены.
В качестве охлаждающей жидкости используется антифриз, то есть антифриз, что актуально в зимнее время года. Эту жидкость часто называют антифризом. Антифриз – это международное название автомобильной охлаждающей жидкости. Антифриз тоже антифриз, только отечественного производства.
В системе нет воздуха, поэтому важно соблюдать герметичность всех соединений
Во время работы двигателя жидкость постоянно циркулирует по системе в круговой последовательности, проходя через узлы агрегата. По мере прогрева двигателя молекулы жидкости расширяются, и ее объем в системе увеличивается. Во избежание поломки элементов в системе охлаждения предусмотрен расширительный бачок. Вся лишняя жидкость после нагрева направляется в резервуар, а после охлаждения возвращается в систему.
Куда может уходить охлаждающая жидкость из расширительного бака
Постоянное уменьшение жидкости в расширительном бачке – серьезный сигнал для водителя. Тщательная проверка всей системы охлаждения и обнаружение утечек – это первый этап диагностики. Это не так уж плохо, если он просто проигрывает. Гораздо серьезнее, когда выходит жидкость, но нигде нет ни капель, ни пятен. В этом случае могут возникнуть серьезные проблемы с двигателем, устранение которых обойдется автовладельцу очень дорого.
Течь в системе
Антифриз уходит по разным причинам. В первую очередь следует учитывать утечку в самой системе. Может протекать:
- радиатор двигателя;
- радиатор печки;
- соединительные трубы;
- насос и термостат;
- крышка расширительного бачка или сам бачок.
Избавиться от пятен можно своими руками, в гараже. Если нет возможности сделать это или не хватает опыта, то лучше доверить работу профессионалам и отдать машину в автосервис.
Тосол течет – пора внимательно осмотреть систему охлаждения автомобиля
Протекает радиатор
Утечку радиатора можно определить визуальным осмотром. Если на корпусе радиатора есть течи и он попадает под него, необходимо немедленно найти источник течи. Необходимо изучить стыки форсунок, потому что при ослаблении крепежных хомутов жидкость может точно вытечь в соединительные детали.
Заводские хомуты, за счет которых шланг держится на радиаторе, не имеют резьбового натяжения, поэтому их необходимо заменить. Если таких зажимов нет в наличии, можно приобрести обыкновенный зажим для отвертки и хорошо его затянуть.
Сам радиатор может протечь из-за механических повреждений или износа. Решить проблему можно только на время сваркой. Стоит отметить, что герметичный радиатор прослужит недолго и может снова потечь в любой момент, поэтому рекомендуется его заменить.
Радиатор может протечь в области пластика и решетки радиатора. В любом случае рекомендуется заменить его на новый
Течёт радиатор печи
Эту неисправность можно обнаружить не сразу, так как отопитель находится в салоне автомобиля. Первыми признаками течи радиатора могут быть:
- сладковатый запах антифриза в салоне;
- запотевание лобового стекла масляным покрытием;
- падает на ковер под торпедой».
Печка расположена в салоне и практически идентична на всех автомобилях
При наличии этих отметок доступ к нагревателю необходимо обеспечить, сняв декоративную пластиковую защиту и осмотрев деталь на предмет повреждений. Принимаем решение: ремонт или замена.
Течь соединительных шлангов и патрубков
Износ труб происходит из-за деформации материала из-за разницы температур. При нагревании трубки расширяются, а при охлаждении сжимаются. Со временем на трубах появляются трещины, пусть и незначительные. Игнорирование этого дефекта может привести к разрыву шланга и другим плачевным последствиям. Уникальное решение – заменить протекающие трубы.
Практически вся система охлаждения состоит из резиновых патрубков. Важно постоянно отслеживать и своевременно устранять неисправности
Неисправность помпы или термостата
Назначение этих двух механизмов очень важно: насос перекачивает жидкость, а термостат регулирует ее подачу по системе.
Насос в системе охлаждения предназначен для принудительной циркуляции жидкости по системе двигателя
За счет центробежной силы охлаждающая жидкость отбрасывается о внешние стенки насоса. Создаваемое давление выталкивает жидкость в отверстие головки блока цилиндров и попадает в патрубки выпускных клапанов, что в первую очередь позволяет остыть наиболее горячим частям двигателя.
Когда насос работает, важны его герметичность и герметичность, создаваемая сальником. Как раз при повреждении сальника жидкость начинает течь и уровень антифриза в системе падает. Отдельные части насоса не подлежат замене, поэтому насос заменяется целиком. Насос работает в паре с термостатом и во многом эти механизмы зависят друг от друга. После прохождения жидкости через головку блока цилиндров жидкость попадает в термостат, предназначенный для регулирования ее уровня и поддержания оптимального температурного режима в системе.
Термостат распределяет потоки хладагента в систему охлаждения через клапан
Как правило, антифриз может вытекать из-под термостата. Резиновая прокладка термостата подвержена частому износу из-за химического состава жидкости и высоких температур. Проблему можно решить заменой прокладки. Если дело в самом термостате, тоже меняем, так как он не подходит для ремонта.
Неисправна крышка расширительного бачка и сам бачок
Пробка расширительного бачка – важный элемент системы охлаждения. Благодаря клапану, установленному в крышке, давление, создаваемое при нагревании и расширении жидкости в системе, постоянно стабилизируется за счет откачки воздуха. Очень часто этот клапан забивается или разрушается, вызывая попадание воздуха в систему. В результате появляются воздушные карманы, из-за которых жидкость вытесняется через неисправный клапан крышки.
важно следить за функциональностью крышки, так как при повреждении клапана, встроенного в крышку, жидкость также может вытекать из резервуара
Некоторые автомобили имеют две трубы на расширительных (рециркуляционных) сосудах. При низком уровне охлаждающей жидкости или при высоких оборотах двигателя из этих трубок вытекает антифриз и попадает прямо на крышку бачка, жидкость переливается через клапан. Если под крышкой бачка не обнаружено разводов, то следует осмотреть сам бачок на предмет повреждений и трещин, а также стыки бачка с резиновыми шлангами для подачи и отвода охлаждающей жидкости. Вообще причин выброса антифриза из бачка может быть много, так как вся система охлаждения взаимосвязана, и неисправность одного механизма может вызвать ряд других проблем.
Почему уходит жидкость, если нигде не протекает
Выходящую из системы жидкость можно скрыть. Определить причину можно далеко не сразу, так как пятен нигде не видно. Также антифриз может выходить через микротрещину, образовавшуюся на одном из узлов системы, так как полученный состав просто испаряется при прогреве двигателя и следов разводов не обнаруживается. Что еще хуже, охлаждающая жидкость попадает в картер и смешивается с маслом, что приводит к сокращению срока службы подшипников коленчатого и распределительного валов даже при малейшем ударе. Определить попадание антифриза в масло можно, достаточно вытащить масляный щуп из остывшего двигателя и на нем будут видны капельки воды, а само масло будет очень темным. Антифриз также может просочиться через поврежденную или плохо зажатую прокладку головки блока цилиндров.
Также охлаждающая жидкость может протекать через мост, протекая через прокладку блока, попадая в цилиндр. В этом случае стоит обратить внимание на цвет выделений – они будут голубоватыми или белыми. Не исключено бульканье выхлопных газов в расширительном бачке. В остальных случаях определить утечку охлаждающей жидкости достаточно сложно, лучше обратиться в сервисный центр автосервиса.
Дома вы можете диагностировать утечки в системе, нажав. Метод достаточно эффективный и простой. Суть опрессовки заключается в создании давления в системе с помощью обычного насоса, что позволяет обнаруживать утечки во всех точках системы, где образовалась утечка. Посредством испытания под давлением можно обнаружить утечку вдоль прокладки коллектора, так как ее невозможно увидеть при плановом осмотре – охлаждающая жидкость быстро испаряется при работающем двигателе.
Опрессовка системы охлаждения автомобиля
Опрессовка системы проводится как в автосервисе, так и в гараже. Стоимость работы в автосервисе варьируется от 500 до 1 тысячи рублей. Обжимать своими руками в своем гараже достаточно просто, но нужно сделать заглушку, через которую в систему будет поступать воздух. Для изготовления шеи вам понадобятся:
- клапан для автобусов;
- ненужная крышка радиатора;
- дрель.
Клапан, или у простых людей пипка, вырезается из старой камеры обязательно по контуру круга, соблюдая диаметр штатной прокладки крышки радиатора. В крышке радиатора проделывается отверстие, равное диаметру пипетки.
После просверливания отверстия его необходимо обработать круглым напильником, чтобы удалить заусенцы металла
Накручиваем колпачок, изготовленный на горловину, подключаем насос к вентилю и наносим в систему два выстрела, прижимая колпачок расширительного бачка ладонью руки. А еще есть возможность подавать воздух через расширительный бачок.
Давление накачки на манометре не должно превышать 1 кг на квадратный сантиметр во избежание повреждения радиаторов
Опрессовка (давление в системе) занимает около 2 минут, после чего проверяются все возможные точки системы охлаждения на предмет утечек. Не рекомендуется использовать непроверенные герметики и другие химические вещества, добавленные в охлаждающую жидкость для избавления от пятен, так как это может нанести непоправимый ущерб всей системе охлаждения, а это совсем другие проблемы и большие деньги.
Видео: поиск течи охлаждающей жидкости в системе охлаждения при помощи опрессовки
Причин, по которым охлаждающая жидкость покидает систему, много, поэтому проблема редко устраняется быстро. Важно обратить внимание на все детали и механизмы, ведь неисправность какой-либо части системы приводит к нарушению работы охлаждения силового агрегата в целом, что может привести к различным проблемам.
Зарегистрирован: 12.01.2005
Темы / Сообщения: 8/2950
Расположение: г. Москва, юго-запад
Возраст: 34 года
Автомобили: 21213 1.7 турбо 97g на 38 Bogger, GMC Savana 5.3 AWD, Jeep Grand Cherokee ZJ V8 5.9i, УАЗ-3909
Двигатель действительно готов?
Хуже всего – трещина в блоке цилиндров. Но что случилось с прокладкой ГБЦ?
Подробнее: тосол уходит из полного расширительного бачка примерно за 2 месяца, недавно цвет антифриза плавно изменился с синего на коричневый, снаружи признаков протечек нет, антифриз в масле не проверял , но в последний раз менял масло, то антифриза в нем не было. Машина мало ездит, в основном по выходным за городом, соответственно и годовой пробег 7-8 тыс. Потери мощности, провалы и т.д. Не видны.
И пар из трубки уходит в горячий двигатель, причем достаточно сильный. Когда мы ездили на ВИ, я сравнивал выхлоп своей машины и другой Нивы, и поэтому при той же скорости и трансмиссии у меня намного больше пара из трубы.
В общем жду совета.
Рег .: 06.12.2004
Темы / Сообщения: 628/51730
1. Не садитесь за руль.
2. Запустить в течение одной минуты проверку масла, если с пузырьками и пеной – антифриз.
3. Если в масле нет масла, если оно вам нравится, оно попадает в камеру сгорания, изменяя температуру горения смеси. Если у вас прогорел хотя бы один поршень или клапан.
4. Диагностика: сгорела прокладка головки, разбита головка (не думаю), головка сгорела.
5. Разобрать двигло и смотреть, молиться, чтобы не протекала прокладка.
6. Не рекомендую использовать герметики, это временно и опасно для двигателя.
моя сгорела на 50 тык, вышла неисправная, насколько непонятно.
Рег .: 06.12.2004
Темы / Сообщения: 4030/23190
Место: Москва
Возраст: 65 лет
Автомат: 21214М, 2013
Мне кажется, поводов для пессимизма не так уж и велики. Скорее всего просто сгорела прокладка. При перегреве головка может изнашиваться и, помимо замены прокладки, потребуется шлифовать головку.
Опасность может заключаться в возможности гидроудара. Когда прокладка сгорает во время стоянки, антифриз постепенно проникает в камеру сгорания. При запуске двигателя происходит гидроудар, последствия которого гораздо серьезнее простого прогорания прокладки. Чтобы исключить эту опасность, перед запуском можно открутить все свечи зажигания, отсоединить разъем переключателя или отсоединить двухполюсный разъем возле катушки зажигания (или в любом случае починить систему зажигания, например не отключать сигнализацию, если вы уверены, что это не вызовет искры). Затем проверните двигатель стартером, чтобы вытеснить антифриз из камер сгорания.
Кстати, были случаи такой поломки прокладки, что масляные каналы оставались целыми. Поэтому масло в антифризе и антифриз в масле не являются обязательными критериями. Но для такого истощения характерно возникновение газовых блоков в системе охлаждения. Долить антифриз, открутить пробки, прижав верхний шланг радиатора при прогретом двигателе (чтобы открылся термостат). При этом в расширительном бачке видно бульканье. Остановите процесс, когда они перестанут выходить. Если это бульканье появляется снова через полчаса или час работы двигателя, значит, это так. Газовые замки обычно сопровождаются перегревом.
Рано или поздно владельцы подержанных автомобилей сталкиваются с такой неисправностью, как утечка жидкости из системы охлаждения двигателя. Чтобы вовремя обнаружить такие проблемы и успешно их устранить, необходимо понимать, почему он выталкивает антифриз через расширительный бачок и почему его уровень постоянно опускается ниже минимального. Иногда это явление свидетельствует о критической неисправности силового агрегата, поэтому важно как можно скорее устранить проблему.
Как работает расширительная емкость?
В системе охлаждения автомобиля содержится до 10 литров антифриза – антифриза или антифриза. В процессе эксплуатации нагревается в очень широком диапазоне температур, от минус 30 ° (в северных регионах) до +100 ° С при выходе в рабочий режим. При такой дельте жидкость значительно расширяется, добавляя объема от 5 до 10%.
Отсюда необходимость в дополнительном баке, который выполняет следующие функции:
- Возьмите избыток антифриза из системы отопления.
- Система охлаждения автомобиля закрытая и работает под давлением. Когда охлаждающая жидкость попадает в резервуар, воздушный зазор сокращается, и давление увеличивается. Чтобы он не сдавил колпачок, через клапан выпускается сжатый воздух.
- При охлаждении происходит обратный процесс: жидкость выходит из бака, а клапан запускает наружный воздух, чтобы в форсунках не возникало разрежения (может появиться воздушная пробка).
Сам расширительный бачок представляет собой пластиковую емкость произвольной формы с крышкой. Последний оборудован перепускным клапаном, который выпускает / запускает воздух или пар при закипании антифриза.
Признаки неполадок системы охлаждения
Симптомами неисправности являются заметные и скрытые течи антифриза:
- при выбросе жидкости через крышку бачка вокруг нее и на стенках видны полосы, а под машиной появляется мокрое пятно;
- утечки в других местах – на трубах и соединениях, возле помпы и основного радиатора;
- скрытая утечка антифриза через негерметичный радиатор отопителя кабины или из-за прогоревшей прокладки под ГБЦ).
Явные признаки протечек обнаружить несложно – от лужи под автомобилем до протечек на трубах и агрегатах. Кроме того, положение мокрого пятна на асфальте не всегда совпадает с местом реальной утечки, так как антифриз течет по элементам, защищающим картер и моторный отсек от пыли на земле.
Требуется более тщательная диагностика для выявления скрытых симптомов вплоть до разборки. Если уровень в расширительном бачке постоянно снижается и жидкость нужно долить, но в подкапотном пространстве она сухая, проблему нужно искать в салоне. Вам нужно будет снять панели обивки, чтобы добраться до радиатора и проверить его состояние.
Примечание! Когда охлаждающая жидкость вытекает из радиатора печки, она поглощается напольным покрытием, что затрудняет локализацию проблемы. Косвенным признаком является сладковатый запах антифриза в салоне и жирный налет на лобовом стекле в виде тумана, который трудно очистить.
О сгоревшей прокладке ГБЦ свидетельствует густой белый дым из выхлопного тракта при любом режиме работы двигателя. Антифриз поступает в цилиндры, испаряется при сгорании топлива и выводится через выхлопную трубу в виде пара. Второй признак – появление в расширительном бачке подозрительного темного цвета. Это эмульсия, образованная при смешивании антифриза с моторным маслом, попавшим в систему охлаждения.
Причины неисправностей
Основной и наиболее частой причиной вытеснения антифриза из расширительного бачка является забитый или загрязненный перепускной клапан крышки. В этом случае сжатому воздуху некуда деваться, из-за чего жидкость прорывается в самом слабом месте – течет по резьбе пробки или на стыке одного из сопел.
Иногда клапан крышки «застревает» в открытом положении, и система постоянно контактирует с атмосферой. В результате минимальная температура кипения жидкости снижается, и в трубах образуется больше пара. Он покидает систему через отверстие в крышке, которое медленно снижает уровень антифриза, и нигде не видно утечек.
Теперь о других причинах проблем:
- Антифриз может вытекать из щели в самом резервуаре, что является результатом неисправности клапана крышки. Если все соединения достаточно тугие, давление часто ломает корпус контейнера.
- Не держит уплотнение насоса (водяного насоса). Вытекающая жидкость падает на шкив и ремень привода ГРМ (или провода генератора), разбрызгивая блок цилиндров в сторону.
- Негерметичность радиатора охлаждения и печки происходит из-за коррозии или внешнего механического воздействия. Например, попадание встречным автомобилем камня в трубы основного радиатора. Подробнее о ремонте радиатора здесь.
- Прожиг прокладки между ГБЦ и блоком цилиндров происходит из-за появления в ней микротрещин, куда выходят газы из камер сгорания. Прорезь расширяется и соединяет камеры с водяным и масляным каналами, в результате чего технологические жидкости смешиваются и попадают в цилиндры.
Из-за перечисленных проблем постоянно выходит антифриз из расширительного бачка, и автовладельцу приходится доливать его практически ежедневно. Обрыв прокладки – критическая неисправность, чреватая перегревом и недостатком моторного масла, что приводит к выходу из строя силового агрегата и капитальному ремонту.
Косвенной причиной выброса антифриза может быть выход из строя термостата. Когда его клапан блокируется в закрытом положении, поток нагретой жидкости к основному радиатору перекрывается. Антифриз циркулирует по малому кругу практически без охлаждения, в результате чего начинает закипать и испаряться через пробку расширительного бачка.
На неисправность термостата указывает повышение температуры двигателя до 105 ° C или более, а нижняя часть радиатора остается холодной. Если датчик температуры установлен в блоке двигателя, электровентилятор будет работать постоянно, и вы это услышите. В некоторых автомобилях датчик встроен в радиатор (и остается холодным), а электровентилятор не спасает двигатель от перегрева.
Способы устранения
Прежде чем приступить к ремонту, следует понять, откуда и почему берется антифриз, то есть провести диагностику. Утечки в трубах определить несложно, как и выбросы жидкости из резервуара: в области крышки видны цветные полосы. С радиаторами сложнее: свищи в трубах обычно небольшие, при движении продуваются струей воздуха, а протечки на первый взгляд незаметны.
Совет. Залейте люминесцентный антифриз в систему охлаждения автомобиля. Он отражает свет ультрафиолетовой лампы, так что мельчайшие полосы хорошо видны.
Различные проблемы решаются следующими способами:
- Неисправен пробный клапан расширительного бачка, попробуйте очистить и промыть. Если это не помогает, деталь стоит поменять, стоит недорого.
- Взрывной бак необходимо заменить. Есть практика ремонта пластиковой тары сваркой, но этот вариант не очень надежен – при очередном повышении давления корпус может сломаться.
- Утечки в трубах однозначно различны. Исключение составляет трещина на конце, тогда патрубок разрезается (если длина позволяет).
- Подтекающий сальник насоса требует замены только на старых «Жигулях» ВАЗ 2101–07. На других машинах он переключается вместе с водяным насосом.
- Радиаторы автомобиля можно отремонтировать, если трещины в сотах не являются результатом коррозии алюминиевого сплава. В любом случае агрегат необходимо снять и отнести в автосервис для осмотра.
- Перфорированная прокладка ГБЦ меняется сразу, с этой неисправностью ездить нельзя. Работа связана с разборкой двигателя, ее следует доверить мастеру-опекуну.
Если вы столкнулись с какой-либо из перечисленных проблем, допустимо долить воду в систему охлаждения, чтобы добраться до гаража или автосервиса. Исключение составляет прогорание прокладки, после которого невозможно двигаться вперед. Заглушите двигатель и отбуксируйте автомобиль.