Крышка расширительного бачка на первый взгляд может показаться очень простой деталью. Но в реальности без него невозможно регулировать давление в системе охлаждения двигателя. Неисправная крышка приведет к перегреву двигателя или повреждению одного из компонентов системы охлаждения.
- Главная функция пробки бачка
- Как работает расширительный бачок
- Признаки неисправности пробки расширительного бачка
- Как проверить крышку расширительного бачка и предотвратить негативные последствия?
- Купили новую крышку, а она не работает?
- Особенности крышки радиатора ВАЗ 2107
- Принцип функционирования крышки теплообменника на ВАЗ 2107
- Особенности проверки исправной работы пробки теплообменника на семерке
- Что такое крышка расширительного бачка
- Из чего состоит элемент
- Симптомы неисправности крышки расширительного бачка
- Как самому проверить крышку на «Приоре», «Гранте», «Калине»
- Фотогалерея: алгоритм проверки работы крышки
- Проверка крышки на основных моделях ВАЗ
- Видео: диагностика работоспособности крышки
- Проверяем крышку на ВАЗ 2108/2109
- Как проверить работоспособность крышки на ВАЗ 2110/2111/2112
- Проверка крышки расширительного бачка на ВАЗ 2113–2116
Главная функция пробки бачка
Во время работы силового агрегата в его системе охлаждения нарастает давление. Это вызвано нагревом теплоносителя. Повышение давления требует постоянной регулировки. Это предназначение крышки расширительного бачка. Поддержание стабильно высокого давления помогло сместить точку кипения жидкости в системе. При нормальном атмосферном давлении вода закипает при температуре 100 ° C, а антифриз – примерно при 120 ° C. Нормальная температура для большинства современных двигателей очень близка к этим отметкам.
В некоторых ситуациях температура охлаждающей жидкости быстро повышается. Во избежание перегрева двигателя требуется повышение давления. Это сопровождается повышением температуры кипения жидкости. В связи с этим специалисты пришли к выводу, что для предотвращения закипания жидкости в системе охлаждения двигателя при непродолжительном, но значительном нагреве необходимо поддерживать стабильное давление в системе в пределах от 1,1 до 1,5 кгс. / см 2. Этого вполне достаточно, так как при более высоких давлениях двигатели нужно будет оснастить более надежными и долговечными элементами системы охлаждения.
В связи с этим крышка резервуара должна поддерживать давление на необходимом значении, после чего она выпускает воздух внутри резервуара.
Как работает расширительный бачок
Чтобы создать необходимое давление на работающем двигателе, крышка должна быть герметичной. Предохранительный клапан отвечает за снижение давления. Если давление в системе превышает 1,1-1,5 кгс / см 2, этот клапан должен открыться. После снижения давления до рабочих значений клапан закрывается.
В крышке также установлен всасывающий или вакуумный клапан. Подает воздух в систему охлаждения. После выключения двигателя температура охлаждающей жидкости снижается, а также понижается давление в системе. Объем жидкости в баке уменьшается, что приводит к падению давления в системе. Это создает пространство для воздуха в расширительном баке. В определенный момент давление в системе становится равным атмосферному давлению воздуха. Если в это время температура охлаждающей жидкости выше температуры наружного воздуха, ее объем продолжит уменьшаться.
В результате всего этого создается так называемый эффект пустоты или пустоты. Наружный воздух будет давить на компоненты системы. Если какая-либо часть системы охлаждения протекает, в ней будет воздух. Это приводит к появлению воздушной камеры. После запуска двигателя он может попасть в расширительный бачок. Но также возможно, что проблемы возникают при нормальной циркуляции жидкости в системе. Иногда это приводит к перегреву двигателя или проблемам в работе системы отопления.
Воздух может попасть в систему охлаждения из-за негерметичных труб и других деталей. Чтобы этого не произошло, давление в системе должно быть равным атмосферному давлению, за которое отвечает впускной клапан. Включается в работу, если сброс достигает уровня 0,03-0,1 кгс / см2. Этот клапан подает воздух, который вышел из предохранительного клапана при нагреве жидкости. Благодаря этому давление в системе не отличается от атмосферного.
Признаки неисправности пробки расширительного бачка
В большинстве случаев водитель обратит внимание на крышку, если охлаждающая жидкость закипает без серьезной причины. В некоторых случаях жидкость может сливаться в моторный отсек. Если при этом температура двигателя находится в пределах нормы, обычно виновата крышка топливного бака.
Еще одна возможная причина – выход из строя впускного клапана, из-за которого в системе остается воздух. В нем образовывалась пробка, наличие которой препятствует правильной циркуляции жидкости.
Последствия неисправной крышки расширительного бачка могут быть крайне неприятными:
- повреждение труб из-за естественного износа или некачественной детали;
- поломка корпуса термостата;
- течь в основном радиаторе или радиаторе печки;
- поломка расширительного бачка.
К таким проблемам приводит чрезмерное давление в системе охлаждения силового агрегата. Виной всему плохая обложка.
Как проверить крышку расширительного бачка и предотвратить негативные последствия?
- На первом этапе проводится профилактический осмотр детали на предмет отсутствия механических повреждений. Если вы приобрели новый чехол, вы также должны его осмотреть, так как нередки случаи заводских дефектов.
- Если внешний вид крышки не вызывает сомнений, проверяем ее работоспособность при работающем двигателе. Крышку нужно прикрутить и двигатель прогреть до рабочей температуры, затем потихоньку начните ее откручивать. Вы должны услышать шипение выходящего воздуха. Это признак того, что крышка исправна.
- При работающем двигателе осмотрите толстые патрубки системы охлаждения. Если крышки не работают, их можно опустить, что является признаком слишком низкого давления в системе.
- Другой вариант – открутить крышку бака и сжать одну из толстых трубок. Далее закручиваем крышку и отпускаем тубу. Если крышка исправна, этому месту следует вернуть первоначальную форму.
- Самый эффективный метод – использовать насос со встроенным манометром. Также необходимо подготовить пустой расширительный бачок от любого другого автомобиля. Один из его штуцеров необходимо подсоединить к шлангу насоса (без наконечника для ниппеля) и надежно закрепить хомутом. Остальные соединения бака должны быть закрыты. После этого емкость необходимо закрыть крышкой, работоспособность которой вы проверяете.
Проверить крышку расширительного бачка можно прямо на автомобиле. Сливать жидкость не нужно. Необходимо отсоединить от бака верхний патрубок, который предназначен для отвода пара из системы. Подключаем шланг помпы к штуцеру бака. Отверстие патрубка необходимо заглушить. Для этого подойдет болт соответствующего диаметра. Давление будет увеличиваться, поэтому поверх болта нужно надеть хомут на трубу и хорошо его затянуть, чтобы болт в дальнейшем не слетел.
Начинаем повышать давление в системе с помощью помпы. В определенный момент вы услышите характерные звуки – щелчки и шипение. Это звук воздуха, выходящего из клапана крышки топливного бака. Если клапан приводится в действие при давлении примерно 1,1–1,5 кгс / см 2 и добавление воздуха только усиливает шипение и не приводит к увеличению давления, впускной клапан полностью исправен. И предохранительный клапан очень хорошо выполняет свою функцию.
Купили новую крышку, а она не работает?
Если проверка новой крышки расширительного бачка показывает, что один или оба клапана неисправны, вы можете попробовать изменить деталь. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ 2110 и 2114. Обычно клапаны не работают должным образом из-за использования производителем слишком жестких пружин.
Для начала нужно разобрать крышку с помощью плоской отвертки и плоскогубцев. При разборке помните, как именно были установлены все комплектующие, так как пружины могут летать в разные стороны. После разборки необходимо уменьшить длину пружин. Большая пружина предохранительного клапана укорачивается на один оборот, а меньшая пружина на два.
Пружина предохранительного клапана (большая) должна быть укорочена с учетом точного момента срабатывания клапана при проверке крышки. В этом случае важно не переборщить. А вот со второй пружиной все намного проще: она должна создавать хотя бы минимальное давление на впускной клапан при его закрытии. После переделки крышки все компоненты необходимо собрать в обратном порядке. Проверку колпачка необходимо повторить, чтобы гарантировать своевременное функционирование клапанов.
Прежде всего, следует отметить, что система охлаждения – важная система, от работы которой зависит нормальная работа двигателя. Различные проблемы в системе охлаждения приводят к серьезным сбоям, поэтому их следует своевременно выявлять и устранять, чтобы избежать серьезных и дорогостоящих сбоев.
Одним из важных элементов системы охлаждения автомобиля ВАЗ-2107 является крышка радиатора. Многие привыкли, что крышка является обычной пробкой, которая помогает ограничить вытекание жидкости из контейнера. Помимо этой основной функции на крышку радиатора ВАЗ 2107 возложена еще одна важная функция, о которой мы подробно узнаем в материале.
Особенности крышки радиатора ВАЗ 2107
Крышка радиатора для автомобилей из семейства Лада, в том числе ВАЗ 2107, совмещает в себе две важные функции:
- Ограничение оттока охлаждающей жидкости из системы, а точнее из радиатора.
- Крышка также действует как клапан.
Наличие пружины в конструкции заглушки не является лишним, так как именно с ее помощью сбрасывается избыточное давление из системы охлаждения. Заглушка представляет собой металлическую конструкцию, состоящую из двух частей, соединенных пружинным механизмом.
важно знать! Ремонтной заслонкой считается, когда пружина сильно сжата. Если для сжатия пружины не требуется усилие, колпачок следует немедленно заменить.
У многих автовладельцев ВАЗ-2107 часто возникает вопрос, как проверить крышку теплообменника (радиатора) на предмет технического обслуживания? Сделать это довольно просто, для чего есть два способа, которые будут описаны ниже.
Принцип функционирования крышки теплообменника на ВАЗ 2107
Принцип работы крышки радиатора довольно прост. Этот элемент имеет впускной и выпускной клапаны, через которые теплообменник соединен с расширительным баком через трубу. Впускной клапан не прижимается к прокладке, поэтому циркуляция жидкости при нагреве или охлаждении двигателя осуществляется в расширительном бачке.
При повышении температуры охлаждающей жидкости впускной клапан не успевает выпустить ее в расширительный бачок, поэтому он закрывается. Когда давление поднимается до 50 кПа, открывается выпускной клапан. В результате часть жидкости перетекает в расширительный бачок. В крышке расширительного бачка находится резиновый клапан, который срабатывает, когда давление в баке почти достигает атмосферного.
важно знать! Со временем работа крышки радиатора прекращается. Этот продукт не подлежит ремонту и поэтому должен быть заменен новым.
Особенности проверки исправной работы пробки теплообменника на семерке
Как проверить работоспособность крышки радиатора охлаждения автомобиля ВАЗ 2107? Проверка осуществляется двумя способами:
- Оценивается внешний вид заглушки и работоспособность пружины.
- Функциональность проверяется при эксплуатации крышки. Для этого нужно вручную сжать трубку, которая входит в теплообменник.
Для проведения этой проверки двигатель должен быть горячим, а это означает, что в системе имеется остаточное давление. Если, сжимая трубку рукой, вы слышите «хрюканье», происходящее в крышке теплообменника, этот звук является признаком клапана в крышке. Если клапан неисправен, избыточное давление в устройстве может привести к разрыву труб, радиатора и даже печки.
При возникновении проблем с работой системы охлаждения обязательно обратите внимание на такой важный элемент, как крышка радиатора. Убедитесь, что он работает правильно. Если он не работает должным образом, лучше не испытывать судьбу, а сразу заменить, чтобы в ближайшее время не пришлось проводить капитальный ремонт двигателя. Более подробную информацию о функциях проверки работоспособности рассматриваемого устройства можно найти в видео выше.
Внимание водителей, которые привыкли ремонтировать свой автомобиль самостоятельно, обычно уделяется двигателю и ходовой части. Конечно, эти агрегаты считаются необходимыми для работы всего автомобиля. Однако такое же внимание стоит уделить и таким, казалось бы, незначительным деталям, как крышка расширительного бачка. Какую роль этот элемент играет в системе охлаждения? Большинство водителей даже не догадываются, что качество охлаждения двигателя полностью зависит от этого покрытия!
Что такое крышка расширительного бачка
Любой водитель, даже самый неопытный, прекрасно знает, для чего нужен расширительный бачок в машине. В него заливается охлаждающая жидкость, а оставшийся свободный объем предназначен для компенсации увеличения или уменьшения количества расширенной жидкости.
В результате бак закрывается крышкой. Крышка устанавливается на заливной горловине в верхней части бака. Многие водители не придают крышке особого значения: ведь важно только сохранить герметичность бачка и неважно, как его закрыть.
Да, крышка расширительного бачка является запорным элементом. Однако, вопреки распространенному мнению, крышка имеет сложную конструкцию и выполняет особые функции.
Полость крышки включает резиновую прокладку и двухклапанный механизм
Из чего состоит элемент
В своем составе крышка имеет до двух клапанов. Они предназначены для защиты системы охлаждения от возможных повреждений из-за перегрева, а также эти клапаны стабилизируют работу всей системы.
Если отвинтить крышку от бака и посмотреть на его внутреннее устройство, можно увидеть какой-то датчик контроля давления.
Крышка должна плотно прилегать (без зазоров) к краям емкости. Для надежного соединения в крышку входит уплотнительная резина. Внутри есть два встроенных клапана:
- первый сбрасывает избыточное давление в баке;
- второй закачивает в бак необходимое давление, если насос по каким-то причинам не справляется со своей работой.
Свое название эти клапаны получили от использования высокого или низкого давления: на ВАЗ первый клапан называется предохранительным, а второй – вакуумным. Однако оба находятся в состоянии покоя до тех пор, пока давление в баллоне не окажется в пределах указанного диапазона считывания.
Водитель не всегда может вовремя заметить сбои в работе клапанов крышки. Визуально провести диагностику просто невозможно. Но поломка деталей крышки расширительного бачка может привести к серьезным проблемам с моторным агрегатом.
Симптомы неисправности крышки расширительного бачка
Владельцы автомобилей российского производства знают, насколько важно следить за состоянием всех систем в конструкции автомобиля. Даже такой небольшой элемент, как крышка расширительного бачка, может вызвать множество проблем: например, при выходе из строя клапанных механизмов вся система охлаждения может работать некорректно. Как следствие – перегрев двигателя и заклинивание цилиндров. В этом случае водителю придется пройти дорогостоящий ремонт.
Поэтому во избежание неприятных последствий необходимо во время вождения внимательно следить за некоторыми особенностями поведения автомобиля:
- из-под капота появляются клубы дыма, затем охлаждающая жидкость попала на горячую поверхность впускного коллектора. Антифриз мог попасть в коллектор только по одной причине: неисправен предохранительный клапан на крышке;
- из печки выходит свежий воздух и двигатель сильно нагревается – это признак неисправности вакуумного клапана крышки. Из-за сбоев в его работе в системе охлаждения возникают воздушные пробки, которые приводят к перегреву двигателя;
- сломанные хомуты, оборванные шлангопроводы также говорят о нестабильности давления в системе. А поскольку за давление отвечает крышка расширительного бачка, эти симптомы говорят о том, что пора ее заменить или отремонтировать.
Если из-под капота выходят клубы дыма, это может указывать на неисправность крышки расширительного бачка
Как самому проверить крышку на «Приоре», «Гранте», «Калине»
Вроде бы достаточно открутить заглушку с расширительного бачка и осмотреть изнутри, чтобы понять специфику проблемы. Однако это не так. Например, в сервисных центрах используются специальные напорные насосы, способные перекачивать необходимое количество атмосфер. Создав искусственное давление в системе охлаждения, прибор позволяет рассчитать правильную работу клапанов.
Устройство для диагностики крышек баков ВАЗ имеет манометр и помпу
Но у водителей нет этого дорогостоящего оборудования, поэтому им приходится справляться с тем, что есть в стандартном гараже. Диагностика качества крышки бензобака будет менее точной, но выявить неисправности главного клапана удастся:
- Заглушите двигатель.
- Открутите крышку наливной горловины.
- Осмотрите изделие на предмет трещин, вмятин, сколов. Прокладка может быть порвана или сильно изношена.
- Если видимых повреждений нет, необходимо снова завинтить крышку и запустить двигатель.
- Подождите, пока двигатель прогреется до номинальной температуры.
- Начните с медленного отвинчивания крышки от бачка.
- Если в процессе отвинчивания слышно шипение выходящего воздуха (этот звук можно сравнить с выделением газа при открытии лимонада), крышка исправна, так как удерживает давление в баке и трубах.
- После этого нужно снова заглушить двигатель.
- Осмотрите трубы системы охлаждения. Если они втянуты, вакуумный клапан крышки не сработает, так как давление в системе крайне низкое.
Фотогалерея: алгоритм проверки работы крышки
Это типовая схема проверки клапанов крышки расширительного бачка на всех моделях автомобилей, выпускаемых АвтоВАЗом.
Проверка крышки на основных моделях ВАЗ
Опытные владельцы отечественных автомобилей решили менять крышку расширительного бачка каждые два-три года. Такое внимание к деталям, с одной стороны, значительно упрощает работу системы охлаждения ДВС, а с другой – крышка стоит менее 100 рублей, поэтому ее может позволить себе купить абсолютно каждый водитель.
И замена крышки не вызывает никаких затруднений. Для начала нужно открутить крышку от бачка на остывшей машине. Затем вкрутите новую до упора.
Видео: диагностика работоспособности крышки
Проверяем крышку на ВАЗ 2108/2109
Конструкция «восьмерки» и «девятки» производства АвтоВАЗа позволяет проверить работоспособность крышки бака за одну минуту. Операция выглядит так:
- Откройте капот остывшего после движения автомобиля.
- Откручиваем крышку расширительного бачка.
- Как можно плотнее затяните впускной патрубок рукой.
- Попутно закрутите крышку.
- Затем опустите трубку.
Если точка сжатия немедленно восстанавливает свою первоначальную эластичность, клапаны на крышке работают правильно. В случае, если его нельзя сбросить в течение длительного времени, рекомендуется заменить крышку бака на новую.
Работу крышки бачка охлаждающей жидкости на ВАЗ 2109 можно проверить своими руками, просто отжав шланг с антифризом
Как проверить работоспособность крышки на ВАЗ 2110/2111/2112
Порядок проверки клапанов на крышке такой же, как и на предыдущих моделях ВАЗ. Единственный нюанс по поводу ВАЗ 10-го семейства – при откручивании крышки от бачка сам клапанный механизм может выпасть из полости крышки. Это не показатель поломки, но, скорее всего, ненадежный фиксированный элемент долго не проработает.
На ВАЗ десятого семейства заглушка расширительного бачка имеет свойство выкручиваться из горловины без клапанов
Проверка крышки расширительного бачка на ВАЗ 2113–2116
Диагностика крышки бачка охлаждающей жидкости на последних моделях ВАЗ выглядит следующим образом:
- Запустить двигатель.
- Откройте капот и начните откручивать крышку.
- Если после самых первых шагов из-под крышки раздается характерный газовый звук («затяжка»), то можно говорить об условиях работы клапанов.
Для более точной диагностики крышки бака лучше всего обратиться в специализированный сервисный центр
Однако на современные модели ВАЗ устанавливаются более сложные клапанные механизмы, из-за которых проверка в гараже может не выявить поломок и неисправностей. Для проверки крышки на специальном насосном оборудовании рекомендуется обратиться в сервисный центр.
Крышка расширительного бачка на автомобилях ВАЗ выглядит лишь самым простым элементом. Внутри крышки находятся важные для всей системы охлаждения клапаны, регулирующие давление антифриза. Рекомендуется заменять крышку каждые два-три года: в этом случае можно избежать более дорогостоящего ремонта остальной системы охлаждения.