ВНИМАНИЕ МНОГО ТЕКСТА ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ И ВАЖНЫХ!
Что такое система Selespeed (SELESPID)? Ничего, кроме роботизированной коробки передач. По сути, сама коробка передач практически ничем не отличается от обычной механической коробки передач – по сути, это обычная механическая коробка передач. То же сцепление, те же передачи, те же синхронизаторы, муфты, селекторы… Управление одним и тем же сцеплением и работа селекторов осуществляется исполнительным механизмом, уже специально установленным на той же коробке передач (робот-редуктор), управляемый электронный блок управления.
Система SELESPEED не является полностью автоматической, поскольку, как уже было отмечено, в ее основе лежит самая обычная механическая трансмиссия, однако такая коробка передач может работать как в автоматическом, так и в ручном режиме. Достаточно коснуться рычага переключения передач или дополнительных кнопок управления, установленных на рулевом колесе, и система выйдет из автоматического режима, а переключение передач будет происходить уже только по вашему запросу. Преимущества системы SELESPEED – это, несомненно, отсутствие потерь мощности, что непременно наблюдается в большинстве автоматических трансмиссий, простота транспортировки неисправного автомобиля (такую машину можно буксировать на тросе на любой скорости), относительная простота система и, конечно же, невысокая стоимость ремонта и обслуживания (здесь, без сомнения, стоит оговориться – большинство автосервисов, выполняющих ремонт SELESPEED, рассматривают замену актуатора как панацею от всех неисправностей системы, которые в свою очередь «дешевым» и «разумным» ремонт не назовешь – с таким же успехом владельцу можно было предложить заменить автомобиль на новый. Надежность системы SELESPEED (SELESPID), ибо, к сожалению, уступает механической трансмиссии из-за относительной сложности конструкции и использования гидравлики.
Система SELESPID состоит из:
SELESPID робот
Робот SELESPEED довольно прост. В состав этого электрогидравлического устройства входят:
1. Тело
2. Регулируемый шток привода сцепления
3, 4. Клапаны для включения нечетной и четной передачи
5, 6 Клапаны для выбора передачи вверх и вниз
7. Клапан включения сцепления
8. Гидравлический аккумулятор
9 датчик гидравлического давления
11. Датчик нечетного / четного положения селектора передач
12. Датчик положения для выбора передачи вверх / вниз
13. Перепускной клапан
14.Задняя крышка робота
Изменение положения муфты трансмиссии и зубчатой передачи осуществляется с помощью специальной жидкости (CS-Speed, или обычная DEXTRON II, также применяемая в системах гидроусилителя руля и автоматических трансмиссиях), подаваемой в соответствующий контур исполнительного механизма робота. За движение привода селектора передач отвечают 4 электрогидравлических клапана. Клапаны 5 и 6 отвечают за переключение передач вверх / вниз, т.е они перемещают шток переключателя передач вверх и вниз по вертикали, что соответствует перемещению рычага ручного переключения передач в сторону положения «вперед / назад» или «влево / вправо». Клапаны 3 и 4 отвечают за включение нечетной и четной передач, что соответствует перемещению рычага ручного переключения передач в положение вперед / назад. Шток переключателя передач в этом случае вращается вокруг своей оси по / против часовой стрелки. Переключение происходит с характерным щелчком, что вполне нормально для системы. Объем переключения для каждой отдельной передачи может быть разным. Положение стержня переключателя передач, а также стержня включения сцепления контролируется тремя резистивными датчиками, установленными на корпусе робота (10, 11 и 12), которые определяют правильность включения передачи или сцепления. В зависимости от показаний датчика ЭБУ определяет дальнейшую работу системы SELESPEED).
Электронасос SELESPEED
Для поддержания постоянного давления в гидросистеме порядка 50-40 бар применяется электрогидравлический насос центробежно-лопастного типа, устанавливаемый в районе левого переднего брызговика автомобиля. Также есть расширительный бачок с жидкостью системы SELESPEED. Насос питается от 12 В постоянного тока. Насос включается через реле разгрузки, управляемое ЭБУ SELESPEED, которое автоматически активируется, когда давление в гидравлической системе падает ниже 42 бар.
Электронный блок управления SELESPEED
Электронный блок управления системы SELESPEED (SELESPID) представляет собой сложное микроэлектронное устройство, которое координирует работу всех компонентов системы и согласовывает ее с другими бортовыми системами автомобиля. Именно он отвечает за зажигание каждой передачи, давление сцепления, индикацию включенной передачи на приборной панели, индикацию неисправности всей системы и проблемы включения каждой конкретной передачи. В некоторых случаях ЭБУ SELESPEED может блокировать запуск двигателя внутреннего сгорания. Этот блок отслеживает такие параметры, как:
положение переключения передач;
положение привода сцепления;
давление в гидросистеме SELESPEED;
скорость вращения колес автомобиля;
скорость вращения первичного вала коробки передач;
скорость вращения вала двигателя;
положение дроссельной заслонки ДВС;
положение педали тормоза;
открытие водительской двери;
так далее
Как работает SELESPEED
Так как же работает система SELESPEED? Давайте рассмотрим шаг за шагом, что происходит в кишечнике вашего элитного питомца, когда вы совершаете еще один поворот по улицам своего родного города.
Откройте дверь и сразу система заработает на вас! Сразу слышно характерное гудение электронасоса системы. Это подготавливает его к началу работы, нагнетая необходимое давление жидкости. Вставьте ключ зажигания в замок и поверните его. На приборной панели высвечивается индикация различных систем, включая, конечно же, наш СЕЛЕСПИД (SELESPID). Системный индикатор выполнен в виде неправильного прямоугольника с выступающей из него ручкой. Предполагается, что символ представляет контрольно-пропускной пункт, но он больше похож на открытый капот автомобиля. При включении зажигания индикатор системы включается на несколько секунд при опросе доступности всех внутренних компонентов, затем, не обнаружив никаких аномалий, гаснет, сообщая, что SELESPEED полностью готов к работе. Стоит отметить, что если в последний раз, когда вы выключили двигатель своего автомобиля, вы оставили включенной 1-ю передачу, то при повороте ключа в положение «ПУСК» система сама затянет сцепление, вы переместите передачу селектор в нейтральное положение, и только после этого пускать двигатель. Итак, двигатель работает. Хотя индикатор включения горит символом N (нейтраль), сцепление остается в нажатом положении. Система готова к включению передачи. Рычаг стояночного тормоза поднят, иначе при малейшем наклоне машина может скатиться под гору – это не какая-то автоматическая коробка для вас! Вы перемещаете рычаг переключения передач вперед в надежде услышать «первый» звук, но ничего не происходит. Вы забыли нажать на педаль тормоза! Нога упирается в тормоз, рука снова нажимает на рычаг, и возникает приятный сухой хруст передачи! Вы отпускаете тормоз, но машина не движется: сцепление нажато. Отпустите стояночный тормоз, дайте газу об пол, и ваша энергичная лошадь уедет – сцепление отпущено! За мгновение до этого ЭБУ, получив команду от рычага переключения передач, мгновенно в последний раз проверяет готовность клапанов и датчиков, перемещает шток переключателя передач вниз и по часовой стрелке вокруг своей оси. Включена первая передача! Однако это еще не все. Позиции всех датчиков в системе считываются сразу – проверяется правильность передачи. Затем система осторожно отпускает сцепление, внимательно следя за частотой вращения двигателя. Обороты резко поднимаются на вершину, а вместе с ними и скорость! Приятно удивляет динамика разгона… Вдруг провал! Что это? Резко падают обороты… Снова выздоровление! На панели приборов загорается символ «2». Это 2-я передача (ЭБУ снижает частоту вращения двигателя, затягивает сцепление, перемещает шток переключателя передач против часовой стрелки и снова отпускает сцепление)! И снова в бой… Все ваши конкуренты остаются далеко позади вас, потому что у вас есть роботизированная коробка передач, а у них только автомат… Снова нажмите на рычаг переключения передач: система переключается в ручной режим, 3-я включается. Теперь передачи будут переключаться только по вашему запросу, пока вы не нажмете кнопку «CITY», что дает вам больше свободы в вождении. Меняйте когда хотите, запускайте двигатель хотя бы до 7 тысяч оборотов в минуту! Получите максимум от этого непревзойденного итальянского двигателя! И пусть вас прямо сейчас не беспокоит расход масла! Теперь тебе нет равных!
Но и SELESPEED выходит из строя… Причем, надо признать, иногда даже чаще, чем автомат…
Основные возможные неисправности системы и способы их устранения
1 отказ насоса
Данная неисправность может быть связана как с выходом из строя самого насоса, так и с проблемами с проводкой или с управляющим реле.
В этом случае передачи не переключаются, и, если передача включена в данный момент, двигатель внутреннего сгорания не может быть запущен.
Данная неисправность устраняется либо заменой электронасоса, либо ремонтом электропроводки SELESPEED (SELESPID).
2. Утечка жидкости
Утечки жидкости, как правило, наблюдаются либо в местах гидравлических соединений, либо из отстойника задней крышки робота, в результате чего давление в системе падает ниже 42 бар, что приводит к аналогичным последствиям к тем, которые возникают, они возникают в случае неисправности электронасоса.
Эта проблема устраняется заменой протекающих прокладок, шлангов, прокладок или задней крышки робота SELESPEED).
3. Неисправность датчика положения селектора или привода сцепления
Из-за отказа одного из резистивных датчиков положения коробки передач переключения передач или селектора сцепления одна или несколько передач перестают работать или передачи включаются, но на панели приборов отображается сообщение об ошибке. Выход из строя датчиков может привести к полному выходу из строя SELESPEED. Эта неисправность устраняется заменой неисправного датчика на новый.
4. Неисправность аккумулятора
Аккумулятор представляет собой металлический контейнер грушевидной формы, герметизированный внутри резиновой мембраной. При разрыве диафрагмы гидроаккумулятор перестает поддерживать давление в системе, что приводит к частому включению электронасоса (примерно каждые 2 – 3 секунды менее 1 секунды), периодическим скачкам шестерен, а также переключение передач на «N». Следовательно, возможен выход из строя электронасоса SELESPEED).
5. Неправильная регулировка штока привода сцепления
В зависимости от степени износа комплекта сцепления изменяется и ход привода сцепления, в результате чего происходит так называемое занижение сцепления, что, в свою очередь, приводит к таким проблемам, как пропуски зажигания шестерен, шлифование, шлифование при переключении (di при понижении передачи) и часто полный отказ системы SELESPEED. Эта проблема решается простой регулировкой тяги привода сцепления и последующей калибровкой всей системы.
6. Неисправность электрогидравлического клапана системы
Электрогидравлические клапаны системы SELESPEED, хотя и являются достаточно надежными компонентами системы, также могут выйти из строя. Их неисправности бывают 2-х типов: 1 – электрические; 2 – сантехник. В первом случае просто перестает работать вентиль, а следовательно, и вся система. Во втором случае все намного сложнее. Эта неисправность вызывает как наличие постоянного давления в одном из контуров гидроблока, так и преждевременное падение давления в нем. Эта неисправность может привести как к полному выходу из строя системы, так и к ее неисправности (например, «самоактивация механизма сцепления» – эффект выключения сцепления при трогании с места…). В любом случае проблема устраняется заменой неисправного клапана на заведомо исправный с последующей калибровкой системы SELESPEED).
7. Отказ концевого выключателя педали тормоза
В связи с тем, что включение задней и первой передачи может производиться только при нажатой педали тормоза, выход из строя концевого выключателя педали тормоза делает невозможным включение передач. Эта проблема может привести к дальнейшей дискалибровке системы SELESPEED и ее полному выходу из строя. Чтобы решить эту проблему, просто замените неисправный концевой выключатель педали.
8. Калибровка системы
Самокалибровка системы SELESPEED – распространенная проблема. Эта неисправность часто вызвана небольшими нарушениями тока, такими как: неисправность стоп-сигналов, неправильная регулировка тяги привода сцепления, временные неисправности одного из датчиков, ослабление крепления робота, неисправность концевого выключателя педали тормоза, нестабильное давление в гидросистемы, падение напряжения питания, неисправность датчика положения коленчатого вала двигателя, неисправность дроссельной заслонки, неисправность АБС, неисправность системы впрыска топлива и т д
Результатом такой неисправности, как правило, является полный отказ системы SELESPEED (SELESPID) (система не выдает ошибок, но и не реагирует на движение рычага переключения передач).
Эта проблема решается в 2 этапа:
1. Устранены все текущие неисправности системы SELESPEED, а также связанных с ней бортовых систем;
2. Система SELESPEED калибруется с помощью специального диагностического оборудования.
9 внешние дефекты
Производительность системы SELESPEED тесно связана с работой других бортовых систем автомобиля. Например: потеряйте связь SELESPEED с системой впрыска топлива или системой ABS, и она перестанет работать должным образом, хотя сама система SELESPEED находится в идеальном рабочем состоянии. Устранить эту проблему бывает довольно сложно. Для этого потребуется выполнить полную диагностику связанных бортовых систем, а также коммутацию, которая подключает их к системе SELESPEED, после чего устранить обнаруженные неисправности.
10 внутренние дефекты трансмиссии
Поскольку корпус клапана системы SELESPEED (SELESPID) соединен непосредственно с тягой рычага переключения передач, его правильная работа полностью зависит от положения тяги переключения. К сожалению, при снятии / установке коробки передач или самого гидроблока, а также просто во время работы коробки передач часто ломается «проушина» тяги селектора или изнашиваются опорные поверхности штока, что в свою очередь приводит к изменению ее положения и, как следствие, возникают проблемы с включением шестерен. Например, задний ход можно включать только периодически «с первого», например, для включения заднего хода необходимо включить первую передачу, а затем – задний ход. К сожалению, эту проблему нельзя устранить переустановкой «ушко» крепления штанги, так как невозможно точно восстановить ее до не заводского состояния. В этом случае необходимо заменить коробку передач или всю коробку передач, либо изменить положение робота системы SELESPEED так, чтобы все передачи включались без сбоев.
Специалисты ItalClub имеют большой опыт обслуживания и ремонта всех типов итальянских автомобилей SELESPEED. В настоящее время при ремонте используются в основном новые компоненты оригинального гидроблока (датчики, клапаны, гидроаккумуляторы и т.д.). На работу распространяется шестимесячная гарантия, а на новые компоненты также распространяется шестимесячная гарантия.
В заключение стоит отметить, что работающая система SELESPEED достаточно удобна и приятна в использовании, сочетает в себе удобство управления автоматом и маневренность механической коробки передач и способна подарить массу положительных ощущений от вождения.
Начну издалека))) Утром сел в альфушку и завел, все как обычно, прогрелось, рычаг толкаю в положение R, звук переключения есть и шестеренка работает не крутится on находится в нейтральном положении. Опять все то же самое… Первая передача включается без проблем и последующие тоже, но задняя передача не работает. Проверил масло, все в норме. На форумах особо ничего не нашел. А выходные только пошли, реверс тоже включаться не хотел. Я начал искать сервис, который занимался бы selespeed. В одном сервисе, расположенном в Митино, сказали, что этим заниматься не будут)) ну набрал там другой, с радостью записался на диагностику коробки. И вот, после выходных и праздников, по привычке хожу в сервис, включаю задний и он работает, вообще ничего не делал))) ну решил все равно пойти разобраться что там происходит с ней. В сервис поехал без проблем. Через 5 минут я поехал на машине. Подключили диагностический кабель, проверили и ничего не нашли. Сделали “роботизированный биллинг” что-то вроде калибровки, я так понимаю с помощью компьютера сказали, что все работает нормально. Ну и для очистки совести решил поменять и масло в подборке. Скомпилировал там TUTELA CS SPEED SAE 75w. А сегодня весь день ездил довольный и видел, как ведет себя коробка и все супер передачи не мигают и загорается задняя часть. В общем до сих пор не понимаю что это было)
Диагностика – 900 руб
Конфигурация робота 900 руб
Замена масла 900 руб
масло 1 литр 700 руб
Трансмиссия автомобиля позволяет изменять крутящий момент от ДВС до передачи его на ведущие колеса. Это позволяет изменять скорость движения автомобиля, поддерживать двигатель в оптимальном диапазоне оборотов и т.д.
Кроме того, благодаря КПП можно менять направление движения, то есть у транспортного средства есть возможность двигаться не только вперед, но и назад. При этом на автомобилях для продвижения вперед ступенчатые коробки передач имеют больше передач, а задняя скорость только одна.
Следует отметить, что очень часто водители сталкиваются с неисправностью, когда не включается задний ход и на разных типах коробок передач (МКПП, АКПП, МКПП и так далее). Далее мы рассмотрим основные причины, по которым не включается задний ход на «механике», а также на АКПП.
Читайте в этой статье
Не включается задняя скорость: распространенные поломки
Поэтому, если переключение заднего хода затруднено или полностью невозможно, такая неисправность является распространенной проблемой, которую можно увидеть на разных автомобилях при переключении передач.
К тому же задний не загорается и на МКПП, и на АКПП (пропала задняя скорость АКПП). Конечно, в такой ситуации важно найти причину неисправности и устранить неисправность, так как нормально управлять автомобилем без реверса просто невозможно (транспорт фактически проигрывает реверс). Давайте разберемся.
- Начнем с МКПП и рассмотрим вопрос, почему в МКПП не включается задний ход. Во-первых, на «механике» задняя передача выходит из строя гораздо чаще, чем на АКПП. Как правило, первыми признаками неисправности являются скрежет, треск или скрип задней передачи при включении, задняя передача включена плотно, можно один раз активировать скорость и т.д.
Из основных недостатков можно выделить:
- Сцепление выключено не полностью. Как известно, сцепление соединяет двигатель и коробку передач, и во время переключения передач водитель должен нажать на педаль сцепления и «отсоединить» двигатель внутреннего сгорания от коробки передач. После включения передачи педаль отпускается, сцепление «замыкается», и крутящий момент передается обратно на колеса.
Таким образом, если сцепление выключено не полностью, коробка передач не будет полностью отключена от двигателя. Это приводит к тому, что все трансляции включаются с трудом. В то же время на многих автомобилях первая и задняя скорость не имеют синхронизаторов. Следовательно, проблемы со сцеплением более выражены при включении передачи заднего хода.
В такой ситуации при попытке включить трансмиссию слышен скрип в коробке и скрежет. Для устранения неисправности особое внимание следует уделить сцеплению (состояние диска сцепления, корзины, выжимного подшипника и т.д.). Также необходимо проверить регулировку сцепления, работу педали и т.д.
- Низкий уровень трансмиссионного масла или трансмиссионное масло потеряло свои свойства. Как показывает практика, среди водителей бытует распространенное заблуждение, что МКПП залит маслом на весь срок службы автомобиля. На самом деле максимум за 100 тыс км портится даже самое качественное трансмиссионное масло. И это при довольно деликатной операции.
Если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях (езда по городу, нерегулярный темп, постоянная смена скорости «вверх» и «вниз», короткие поездки, перепады температур и т.д.), Необходимо менять масло в коробке каждые 50 – 60 тыс. Км. Дело в том, что у жидкости меняются свойства, активируются присадки, в масле скапливаются грязь, продукты механического износа коробки и различные отложения.
- необходимо отрегулировать коромысло переключения, деформировались тяги или рычаги переключения передач. Часто именно после диагностики кулисного состояния становится понятно, почему не включается задний ход на Ладе и различных иномарках (особенно старых или с большим пробегом). Владельцы переднеприводных моделей ВАЗ прекрасно понимают, что плохо отрегулированный коромысел является причиной того, что не включается и не выключается задняя передача.
Выходом в такой ситуации является регулировка МКПП «за кадром», позволяющая значительно улучшить четкость включений и добиться необходимой плавности хода. Кроме того, в некоторых случаях владельцы снимают штатный механизм и ставят кортоходные крылья, но в этом случае необходимо быть готовым к необходимости более тщательной регулировки. Что касается тяг переключения передач и трансмиссии, эти элементы необходимо осмотреть на предмет повреждений или поломок, после чего их следует заменить.
- Особенности конструкции КПП. Часто на дешевых машинах синхронизаторы заднего хода и первой передачи отсутствуют. Отсутствие этих элементов, с одной стороны, упрощает компоновку коробки, а с другой стороны, возникают трудности при вставке реверса и первой скорости.
Не включается задняя скорость АКПП
На практике передача заднего хода не может быть включена как в механической, так и в автоматической коробках передач. Поскольку автоматические трансмиссии разные, следует отметить, что отдельные проблемы роботизированных механических трансмиссий схожи с «механикой», тогда как «классические» автоматические трансмиссии имеют свой перечень проблем, из-за которых исчезает передача заднего хода.
- Уровень трансмиссионной жидкости ATF ненормальный, жидкость в автоматической трансмиссии загрязнена или потеряла свои свойства. Как известно, АКПП чрезвычайно чувствительна к уровню и качеству масла. По этой причине проверку необходимо начинать с трансмиссионной жидкости.
Обратите внимание, что как недолёт, так и перерегулирование могут вызвать неправильное переключение передач. К тому же масло ATF имеет ограниченный ресурс, то есть жидкость необходимо менять каждые 40-60 тысяч км, не допускаются загрязнения, помутнение и так далее
- Износ муфт (фрикционных дисков) АКПП. Эта неисправность часто затрагивает и задний ход R, и передачи в режиме «драйв» D. Проблемы со сцеплениями приводят к тому, что передачи не включаются, могут пропадать отдельные скорости (например, машина переключается на 1 и 2, но не на 3) и 4, а также реверс). Для решения проблемы потребуется замена муфт АКПП.
- Прочие неисправности и поломки АКПП. Например, если прорезать канавки на приводном барабане, машина может двигаться вперед, но заднего хода нет. Также может отсутствовать движение вперед или назад. Для устранения проблемы требуется замена барабана.
К другим неисправностям относятся обрыв манжеты поршня тормозной ленты или сильный износ. Неисправность возникает только тогда, когда водитель включает передачу заднего хода, т.е автомобиль нормально движется вперед, но нет движения назад. Кроме того, частой проблемой с подобными симптомами является отказ или заклинивание клапанов гидроблока отдельных соленоидов.
Кроме того, специалисты обращают внимание на то, что при отсутствии связи между ведущей шестерней масляного насоса и гидротрансформатором АКПП не будет включать и передний, и задний ход.
Подведем итоги
Учитывая вышеизложенную информацию, становится понятно, что если не включается передача заднего хода, не всегда необходимо снимать и ремонтировать коробку передач. Для автомобилей с механической коробкой передач особое внимание следует уделить сцеплению и рычажному механизму.
В любом случае важно проводить регулярное обслуживание коробки передач и необходимые регулировки. Если владелец замечает какие-либо признаки проблем с трансмиссией, необходимо остановить работу автомобиля и провести полную диагностику коробки передач.
Передачи переключаются туго или не переключают скорости на механической коробке передач – основные причины неисправности и возможные неисправности.
Горячие передачи не включаются или сложно переключиться на передачу – основные причины неисправностей механической коробки передач и способы их устранения.
Типы срабатывания сцепления. Если педаль сцепления падает, сцепление становится мягким, возникают проблемы со сцеплением – причины и устранение серьезных неисправностей.
Не включаются передачи (скорости) МКПП после замены сцепления – основные причины, настройки и регулировки. Устранение неполадок, полезные советы.
Причины сложного включения передач на работающем двигателе. Трансмиссионное масло и уровень в коробке передач, износ синхронизаторов и шестерен КПП, сцепления.
Почему на механической коробке передач плотно загораются передачи: основные причины сложного переключения передач на механической коробке передач. Сломано сцепление и трансмиссия.