1200 руб за фотоотчёт
Оплачиваем фотоотчеты по ремонту автомобилей. Заработок от 10 000 руб. / Мес. Пишите:
Когда перестанешь крутить вентилятор радиатора, не нужно сразу спешить в магазин за новым, нужно определить причину неисправности, может быть, ее легко устранить или это может быть не сам вентилятор виноват. Как проверить электромагнитную муфту автомобиля BJ1044 читайте в инструкции.
Для проверки работы муфты необходимо подключить провод к плюсу и замкнуть его на проводе, выходящем из насоса, то есть при замыкании и размыкании цепи должен сработать электромагнит, это будет означать, что насос работает.
То же касается и управления старым насосом, в этом случае необходимо замкнуть корпус на минус и провод на плюс, если ничего не щелкает, значит, электрическая муфта не работает.
Ниже представлена схема зажигания и управления электрическим сцеплением.
Серый с черной полосой – штатная проводка (минус), желтый – питание реле для включения электросварки
Параметры электромагнитной муфты насоса ЗМЗ-405:
- Напряжение питания – 10,8 – 15 В.
- Потребление электроэнергии – не более 50 Вт.
- Крутящий момент, передаваемый при напряжении 12 В, составляет не менее 20 Нм (2 кг / см).
- Минимальное напряжение активации 10 В.
- Минимальное напряжение при передаваемом крутящем моменте составляет не менее 11 Нм (1,1 кгс / м).
- Расстояние между шкивом и ведомой пластиной 0,2 – 0,5 мм.
Порядок проверки электромагнитной муфты включения вентилятора:
- Перед тем как приступить к проверке исправности электромагнитной муфты включения вентилятора, проверьте исправность датчика включения, сняв его и проверив температуру переключения (78 ± 20 ° С).
- Проверить соединение проводов всех элементов муфты.
- Прогрейте двигатель до рабочих температур и с помощью спидометра, установленного на шкиве и вентиляторе, определите, когда вентилятор включен. При отсутствии спидометра момент зажигания можно определить по органам слуха: шум вентилятора резко возрастает в момент включения сцепления, при этом необходимо проверять температуру двигателя и не допускать перегрева двигателя.
- Чтобы проверить работоспособность самого стыка, необходимо провести следующие операции:
- отсоедините зеленый провод от катушки сцепления к датчику включения сцепления;
- подключите провод питания (24 В) к зеленому проводу и включите питание;
- проверьте блокировку сцепления, попробовав раскрутить вентилятор – вентилятор должен быть заблокирован.
- Если обмотка сцепления неисправна, замените узел сцепления с водяным насосом.
- По окончании теста надежно соедините все разъемы, проверьте проводку, чтобы исключить случаи обрыва.
Управление газелью электросваркой
Если электромагнит выходит из строя и цепь замыкается, вы можете попытаться с силой подтолкнуть ведомый диск к шкиву. Щелчок во время работы электромагнита укажет на значительное расстояние между шкивом и диском, поэтому необходимо отрегулировать расстояние нажатием упорных язычков до рабочего значения примерно 0,3 – 0,5 мм.
В случае выхода из строя сцепления и принудительного движения диска к шкиву это будет указывать на неисправность золотника, и в этом случае электрическое сцепление необходимо заменить.
- Меняем муфту вентилятора своими руками
- Принцип работы муфты вентилятора.
- Устройство муфты вентилятора.
- Замена муфты вентилятора.
Когда двигатель внутреннего сгорания работает, выделяется большое количество тепла, двигатель нагревается и возникает необходимость в охлаждении, чтобы предотвратить отказ. В большинстве случаев охлаждающая жидкость (помимо воздуха, обтекающего двигатель) представляет собой специальную охлаждающую жидкость. Жидкость, циркулирующая в каналах двигателя, отводит тепло и передает его радиатору, где оно охлаждается частично за счет набегающего потока воздуха и в основном вентилятором.
В автомобилях в основном используются два типа охлаждения: воздушное и комбинированное (жидкостно-воздушное). В обоих случаях для охлаждения используется вентилятор. Для снятия с вентилятора больших динамических нагрузок, вибраций и шума, а также для поддержания необходимой скорости вращения в зависимости от температуры охлаждающей жидкости используется муфта сцепления.
Принцип работы муфты вентилятора.
Муфты вентилятора делятся на: упругие, фрикционные, электромагнитные, гидравлические, вязкостные. Эластичная муфта передает крутящий момент от диска двигателя к ведомому диску через резиновые детали двух соприкасающихся дисков, к которым прикреплен вентилятор. При резком переходе двигателя из одного режима в другой происходит гашение ударных нагрузок за счет эластичности резины, соединяющей ведомый и направляющий диски. Вентилятор постоянно вращается благодаря клиноременной передаче от ведущей шестерни вентилятора к его шкиву.
Гидравлическая муфта обеспечивает более плавное включение / выключение вентилятора, это происходит автоматически и зависит от повышения температуры охлаждающей жидкости. Вещество в цилиндре переключателя нагревается до температуры плавления, его объем увеличивается, змеевик перемещается, открывая канал доступа масла в гидромуфту. Чем больше масла поступает в сцепление, тем выше скорость вентилятора. Когда канал доступа масла к муфте закрыт, вентилятор выключается.
Электромагнитная муфта. Когда температура охлаждающей жидкости достигает 90-95 ° C, датчик подает питание на электромагнит, который срабатывает, и металлическое кольцо, намагничиваясь к шкиву, включает вентилятор. При понижении температуры охлаждающей жидкости до 75-78 ° C вентилятор отключается.
Вязкостная муфта – это тип гидравлической муфты. Его работа основана на использовании вязкостных свойств масла. При холодном двигателе охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, канал доступа масла к ротору сцепления закрыт. Масло закачивается в резервные полости под действием центробежных сил, скорость вращения вентилятора снижается. При повышении температуры охлаждающая жидкость циркулирует по большому кругу и попадает в радиатор; проходящий через него воздух нагревается и, в свою очередь, нагревает биметаллическую пластину; пластина, изгибаясь, открывает клапан для доступа масла в рабочую полость.
Масло, поднимаясь по канавкам ведущего и ведущего колес, увеличивает скорость вращения вентилятора, повышение температуры замедляется. При дальнейшем повышении температуры биметаллическая пружина открывает второй клапан доступа масла в рабочую полость. За счет вязкости масла вентилятор приобретает достаточную скорость для поддержания заданной температуры охлаждающей жидкости и, как следствие, предотвращает перегрев двигателя. В большинстве случаев используется силиконовое масло, обладающее высокой вязкостью и способностью увеличивать вязкость при повышении температуры.
Электровентиляторы с электронным управлением сегодня все чаще используются. Сигналы датчиков температуры передаются на блок управления, анализируются и выдается команда на включение – выключение вентилятора или корректировку его скорости.
Устройство муфты вентилятора.
Эластичная муфта вентилятора состоит из двух стальных дисков (основного и канального), соединенных резиной. Ведущий диск имеет на внутреннем диаметре кожух зубцов, которые расположены на валу. На ведомом диске приварены резьбовые втулки для крепления вентилятора.
Муфта вентилятора конструктивно выполнена практически так же, как и муфта, то есть имеется фрикционный диск (ведомый), ведущий диск, нажимной диск, диафрагменная пружина и так далее. Вентилятор фрикционной муфты включается / выключается за счет давления воздуха. Муфта вентилятора включает части ведущей и ведомой частей. К частям приводной части относятся: шлицевой коленчатый вал, ведущее колесо, кожух, вал шкива, шкив. Все детали собраны на шлицевом приводном валу и вращаются на двух шарикоподшипниках от коленчатого вала двигателя.
К деталям ведомой части относятся: ведомый вал, ведомое колесо, ступица крепления вентилятора. Детали ведомой части собраны на ведомом валу и вращаются на двух шарикоподшипниках. Радиальные лопасти отлиты на обращенных друг к другу внутренних поверхностях трансмиссии и ведущих колес, которые служат для передачи крутящего момента от трансмиссии на ведомое колесо. Скорость вращения ведомого колеса зависит от количества масла, поступающего из системы смазки в рабочую полость гидравлической муфты. Для активации подачи масла из маслосистемы к гидромуфте используется переключатель, состоящий из: корпуса, катушки с возвратной пружиной, клапана, датчика теплового усилия, шайбы для регулировки температуры срабатывания.
Переключатель установлен в трубопроводе хладагента. Датчик тепловой мощности, реагируя на отклонение температуры охлаждающей жидкости, включает или выключает подачу масла к гидромуфте.
Один из типов гидравлической муфты – это вязкостная муфта, работающая по тому же принципу, но имеющая более современные конструктивные решения. Вязкостная муфта состоит из корпуса и ротора. Вал ротора установлен на двух подшипниках, имеет фланец для крепления к шкиву водяного насоса. Две камеры роторного пространства разделены передней и задней перегородками на два отсека, всего образовано четыре полости. На роторе выполнены кольцевые ребра, а в рабочих камерах – шайбы, улучшающие работу сцепления.
Передняя шайба имеет биметаллическую пластину, которая прикрепляется к штифту и закрывает впускные отверстия. Пластина соединена штифтом с биметаллической пружиной. Когда пружина поворачивается, пластина поворачивается вместе с ней, открывая впускные отверстия.
На конце ротора имеются зубья для перекачки масла. Лопасти вентилятора прикреплены к передней части муфты шпильками. Электромагнитная муфта состоит из электромагнита, закрепленного на ступице, якоря, закрепленного пластинчатой пружиной на ступице и свободно вращающегося с ней, теплового реле, расположенного в верхнем цилиндре радиатора.
Электровентиляторы оснащены: одним или двумя вентиляторами с одной или двумя скоростями, электронным блоком управления, реле включения высокоскоростного вентилятора, реле включения низкоскоростного вентилятора, реле давления хладагента высокого давления и реле. Датчик температуры охлаждающей жидкости. Также задействованы измеритель массового расхода воздуха и датчик частоты вращения коленчатого вала. Данные этих датчиков также передаются в электронный блок управления, анализируются, и выбирается оптимальная частота вращения электровентилятора.
В автомобилях предыдущих версий отсутствует электронный блок управления, а роль включения или выключения вентилятора выполняет термовыключатель. Недостатком этой схемы является то, что термостат не выбирает оптимальную скорость в переходных режимах, а отключает вентилятор от работы только тогда, когда температура охлаждающей жидкости падает ниже установленного минимума, и подключает вентилятор к работе, когда температура поднимается до максимального заданного значения.
В зависимости от марки автомобиля могут быть изменения в дизайнерских решениях, но принцип тот же.
Замена муфты вентилятора.
Эластичная муфта меняется при наличии трещин или отрыва резины от металла, когда изнашиваются центрирующие канавки рабочего колеса. Для разборки шарнира необходимо отвернуть и снять защитный кожух радиатора гаечным ключом на 32 мм, отвернуть гайку крепления вала (гайка имеет левую резьбу и откручивается по часовой стрелке), предварительно открутив антенну, блокирующую вал шайбы. Снимаем сцепление с лопастями с вала, откручиваем четыре болта, которыми лопасти крепятся к сцеплению. Установка муфты производится в обратной последовательности.
Разборка муфты гидровентилятора – на примере автомобиля КАМАЗ 740. Для снятия сцепления необходимо слить масло из маслосистемы двигателя, снять масляный фильтр, картер, приводные ремни насоса охлаждающей жидкости, нагнетателя поклонник. Откручиваем болты крепления передней крышки к блоку цилиндров и снимаем с ней гидромуфту. Открутите гайку крепления ступицы вентилятора, предварительно развернув антенну, фиксирующую шайбы, снимите шкив, снимите вместе с ним корпус подшипника, сняв стопорное кольцо и отвернув крепежные винты. Снимите гидравлическую муфту с передней крышки блока. Снимите коленчатый вал с картером, открутив его болты на ведущем колесе. Снимите ведомое колесо вместе с ведомым валом. Соберите в обратном порядке, обращая внимание на точность сборки.
Снимается вискомуфта довольно просто. При необходимости снимите масляную защиту радиатора, чтобы облегчить доступ. Открутите гайку крепления вентилятора к насосу охлаждающей жидкости гаечным ключом на 32. Используйте специальный ключ, чтобы предохранить шкив от проворачивания, если ключа нет, вы можете зафиксировать его ремнями привода, нажав на них рукой. У гайки левая резьба, поэтому она ослабляется по часовой стрелке. Открутите четыре винта, удерживающих вискомуфту, и отсоедините ее от вентилятора. Сборка производится в обратной последовательности.
Электромагнитная муфта снимается в следующем порядке. Перед снятием сливается охлаждающая жидкость из системы, радиатора, снимается ремень привода вентилятора, откручивается гайка крепления вентилятора ключом на 32. Разберите электромагнитную муфту. Чтобы снять подшипник вала, необходимо снять крышку привода ГРМ и снять стопорное кольцо. Электромагнитная муфта устанавливается в обратном порядке.
Все вышеперечисленные механизмы на автомобилях разных марок и разного года выпуска имеют конструктивные отличия, поэтому перед проведением демонтажных и монтажных работ необходимо внимательно изучить инструкцию по эксплуатации и ремонту данного типа авто. В случае затруднений обратитесь на СТО.
Подписывайтесь на наши ленты в социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Instagram, Twitter и Telegram – все самые интересные автомобильные события собраны в одном месте.
Вязкостная муфта в системе охлаждения двигателя автомобиля используется как альтернатива электровентилятору. Рассмотрим, как работает вискомуфта вентилятора, ее устройство, возможные неисправности, достоинства и недостатки.
Роль в системе охлаждения ДВС
Вязкостной вентилятор устанавливается на автомобили с продольным расположением двигателя (обычно полноприводные и заднеприводные модели). При таком расположении шкив вентилятора радиатора лучше всего соединяется со шкивом водяного насоса. Как известно, вращение водяного насоса передается сервисным ремнем от шкива коленчатого вала.
Недостатком этой конструкции является то, что скорость крыльчатки вентилятора всегда будет пропорциональна скорости вала двигателя. Такое устройство приведет к тому, что на высоких оборотах в условиях холодного воздуха двигатель будет чрезмерно охлаждаться, что снизит его КПД. Кроме того, постоянное соединение крыльчатки и шкива коленчатого вала увеличит механические потери на трение, что приведет к потреблению энергии и увеличению расхода топлива.
Вязкостная муфта вентилятора позволяет регулировать скорость крыльчатки в зависимости от температуры двигателя.
Устройство
Отличие в конструкции вискозиметров Тойота, БМВ, Мерседес, Ауди он минимален, так как все они устроены и работают по одному принципу.
Вал с соединительным фланцем закреплен на трансмиссии охлаждающего насоса, поэтому скорость его вращения всегда пропорциональна оборотам коленчатого вала. К валу прикреплен приводной шкив, который вращается в рабочей камере. Рабочая и резервная камеры разделены пластинами. Проход между камерами возможен только через впускные клапаны и обратные трубы. Камера хранения изначально заполнена специальным силиконовым маслом. Ведущий шкив, или диск, как его еще называют, имеет наклонные зубья по окружности, которые при вращении позволяют выталкивать масло обратно в резервную камеру. Поверхность приводных дисков, как и разделительные пластины, имеет специальные ребра, которые превращают рабочую камеру в своего рода сеть лабиринтов, по которым циркулирует силиконовое масло.
Корпус сцепления, к которому крепится крыльчатка вентилятора, соединен с валом (ротор с вискозиметрической муфтой) через обычный шарикоподшипник. Впускные клапаны соединены с биметаллической пластиной, которая расположена в передней части корпуса вискомуфты. При нагревании пластина расширяется, что приводит к увеличению проходного сечения клапанов.
Свойства силиконового масла
Главная особенность силиконовой жидкости, используемой в вязких соединениях вентиляторов, – жаростойкость и вязкостабильность. При изменении температуры масло незначительно меняет свою вязкость.
В вязкостной муфте силиконовое масло действует как связующий агент, который позволяет создавать трение между приводным диском и распорными пластинами, прикрепленными к корпусу. Хотя между корпусом и ведущим шкивом всегда будет некоторое проскальзывание, создаваемый коэффициент трения достаточен для зацепления корпуса муфты с приводным валом.
Некоторые источники указывают, что при повышении температуры масло расширяется, вызывая вязкое зацепление ведущего диска с корпусом вязкой муфты. Такое понимание принципа работы вязкостной муфты вентилятора охлаждения ложно и, скорее всего, происходит из сравнения вязкостной муфты вентилятора с вязкостной муфтой раздаточных коробок полноприводных автомобилей. В вязких муфтах дифференциалов используется расширяющая жидкость, вязкость которой сильно зависит от скорости деформации сдвига.
Принцип работы
Когда рабочая камера не заполнена маслом, приводной диск свободно вращается в рабочей камере. Присутствует еще небольшое количество масла, но коэффициент сцепления ведущего шкива с корпусом вискомуфты минимален, поэтому при увеличении частоты вращения двигателя частота вращения крыльчатки не увеличивается.
Процесс прогрева двигателя и повышения температуры антифриза в радиаторе сопровождается нагревом биметаллической пластины. По мере нагрева пластина расширяется, что приводит к открытию впускного клапана и увеличению количества рабочей жидкости, поступающей из резерва в рабочую камеру. Трение, которое создается между диском двигателя и распорными пластинами, увеличивает скорость вращения корпуса и крыльчатки вентилятора.
Когда двигателю требуется максимальное охлаждение, биметаллическая пластина изгибается достаточно, чтобы обеспечить максимальное отверстие впускного клапана. В этом случае разница между скоростью вращения вала и корпуса вискомуфты минимальна, поэтому увеличение скорости вращения вала двигателя приводит к почти эквивалентному увеличению скорости вращения крыльчатки вентилятора.
Снижение температуры поступающего воздуха приводит к постепенному возвращению биметаллической пластины в исходное положение. В результате уменьшается проходное сечение всасывающих клапанов, жидкость отгоняется в резервную полость. Уменьшение коэффициента сцепления приводит к увеличению разницы в оборотах приводного вала вискомуфты и корпуса – вентилятор вентилятора тормозит.
Работа вискомуфты Toyota на примере конкретных температурных режимов
Устройство вискозиметров вентиляторов Toyota предполагает наличие двух рабочих камер (в первых вариантах конструкции камера была только одна).
- Биметаллическая пластина в холодном состоянии.
- Пластина нагревается горячим воздухом, впускной клапан передней камеры открыт.
- Коэффициент теплового расширения соответствует максимальному режиму охлаждения. Клапан задней камеры открыт.
Почему вискомуфта вращается на холодную
многие автовладельцы с охлаждающим вентилятором с механическим приводом наверняка заметят, что после запуска холодного двигателя вентилятор вращается с большой скоростью. Через некоторое время после прогрева двигателя количество оборотов крыльчатки уменьшается, поэтому может показаться, что подобное явление противоречит принципу работы вязкостной муфты вентилятора, описанному выше. Этот эффект возникает из-за того, что в период простоя масло самотеком перетекает в нижнюю рабочую камеру, поэтому сразу после запуска крыльчатка и корпус вискомуфты будут вращаться до тех пор, пока масло не будет перекачано в резервную секцию.
Преимущества
Обороты крыльчатки регулируются в соответствии с фактической температурой двигателя, что позволяет:
- снизить расход топлива;
- снизить уровень шума;
- снизить потери мощности.
Установка вискомуфты в систему охлаждения позволяет снизить нагрузку на генератор и удешевить машину, исключив затраты на электропривод крыльчатки и проводку.
Недостатки
Многие жалуются на ненадежность вискомуфты, забывая, что даже система с электровентилятором требует периодического ремонта. Наиболее частая неисправность – утечка жидкости. Несмотря на то, что большинство вязких муфт неразделимы, существуют проверенные технологии восстановления работы системы. В случае износа подшипник также подлежит восстановлению. Именно поэтому важно знать, как проверить и отремонтировать вискомуфту вентилятора радиатора.