После рестайлинга в 2003 и 2010 годах популярный в России грузовик получил новое имя – Газель-Бизнес. Но машина получила не только приставку имени и доработанную обивку – было пересмотрено более 20 узлов и всего автопроизводителем внесено 130 конструктивных изменений, включая доработанную электрическую схему.
Если сравнивать первенца, выпущенного в 1994 году, и новинку, переделки оказались существенными. Накопленный за годы деятельности сервисный опыт позволил сформулировать задачи для конструкторов и инженеров, которые были реализованы в новой модели.
- Радикальные изменения электрической схемы
- Дополнительные компоненты
- Электросхема автомобиля ГАЗель
- Замена старой комбинации приборов на новую
- Комбинация приборов ГАЗ старого образца 384.3801-10 назначение контактов, распиновка
- Комбинация приборов ГАЗ нового образца 385.3801-10 назначение контактов, распиновка
- Обучающее видео по автодиагностике и электронике
Радикальные изменения электрической схемы
В частности, проводка Газели 3302 существенно изменилась в связи с появлением долгожданных элементов:
- Дизель;
- АБС в тормозной трансмиссии;
- Кондиционер;
- Автоматическая регулировка скорости.
Дизельная Газель
С появлением долгожданных дизельных двигателей в линейке силовых агрегатов, в первую очередь двигателя Cummins американского производства, электрическая схема также изменилась.
Хотя дизельный двигатель освобожден от традиционной системы зажигания для бензиновых двигателей, в его конструкции есть много других электрических компонентов, среди которых основные:
- Блок управления топливным насосом;
- Блок управления дожигателем ОГ.
Предупреждение: не рекомендуется использовать нестандартные прошивки для блока управления двигателем, так как заводские настройки предназначены для балансировки разного крутящего момента двигателя и коробки передач.
В итоге, проводка Газели Бизнес тоже претерпела изменения (по сравнению с электросхемой Газель с двигателем 402), в дизельном варианте устанавливаются:
- более мощный аккумулятор,
- новый стартер с улучшенными характеристиками;
- генератор повышения производительности;
Установка энергоемкого оборудования привела к увеличению нагрузки на бортовую сеть, что также потребовало переделки схемы подключения Газели. Естественно, автопроизводитель начал отгружать комплекты проводки, подходящие к разным силовым агрегатам, в сервисные центры и магазины автозапчастей .
Кондиционеры Sanden
С появлением кондиционеров от японской компании Sanden, электрическая проводка Газели 3302 также претерпела изменения. Помимо дополнительных потребителей источника питания в салоне автомобиля (блока управления), в моторном отсеке требовалась энергия как для электровентилятора, так и для насоса.
Тормозная система
Впервые на Газели Бизнес появилась АБС – система, предотвращающая блокировку колес при торможении.
В тормозной трансмиссии автопроизводитель начал устанавливать продукцию немецкой компании Bosch:
- главный тормозной цилиндр;
- вакуумный усилитель тормозов;
- блок управления АБС;
- датчики колес.
Для справки: предпочтение было отдано 4-х канальной системе, в которой есть отдельная регулировка тормозного момента каждого колеса.
С 2011 года АБС стала базовой комплектацией микроавтобусов, предназначенных для пассажирских перевозок.
Дополнительные компоненты
Фирменная схема подключения Газели также претерпела изменения и благодаря внешнему виду:
- узлы и детали фирм ZF и Sachs в муфте трансмиссии;
- гидроусилитель руля от ZF Lenksysteme;
- электрообогрев наружных зеркал заднего вида;
- другая передняя панель с новой панелью приборов;
- аудиосистемы Blaupunkt;
- модернизированный блок управления обогревом кабины.
Кроме того, в качестве опции для версии с силовой установкой Cummins появился круиз-контроль из семейства Газель-Бизнес, что также потребовало изменения электрической схемы автомобиля.
Выводы: После модернизации автомобилей Газель Бизнес автопроизводитель значительно улучшил электропроводку, например, по сравнению с моделью с двигателем 406. Поэтому при замене или замене комплектующих следует руководствоваться схемой электропроводки производителя.
Электросхема автомобиля ГАЗель
Схема подключения автомобилей Газель с двигателями УМЗ-4216, ЗМЗ-40522: 1- левый указатель поворота; 2 – левая передняя фара; 3 – передняя правая фара; 4 – правый боковой указатель поворота; 5 – закуска; 6 – блок предохранителей (в моторном отсеке); 7 – реле блокировки фар; 8 – выключатель центрального освещения; 9, 10 – плафоны для освещения грузового отсека (для фургонов); 11 – плафон для освещения передней части кабины; 12 – электродвигатель омывателя лобового стекла; 13 – потолок для освещения задней части салона (для автомобилей с двумя рядами сидений); 14 – выключатель освещения задней части салона (для автомобилей с двумя рядами сидений); 15 – крышка платформы (ГАЗ-3302, -33021, -33027); 16 – выключатель зуммера (ГАЗ-3302, -33021, -33027); 17 – гудок водителю (ГАЗ-3302, -33021, -33027); 18 – звуковые сигналы; 19 – реле звукового сигнала; 20 – выключатель зажигания; 21 – реле стартера; 22 – генератор; 23 – аккумуляторная батарея; 24 – выключатель аккумуляторной батареи; 25 – кнопка выносного выключателя аккумуляторной батареи; 26 – электропривод клапана отопителя; 27 – электронасос дополнительного отопителя; 28 – резистор вентилятора отопителя; 29 – электродвигатель вентилятора отопителя; 30 – панель управления отоплением и вентиляцией (1 – переключатель крана отопителя; 2 – лампа освещения панели управления отоплением и вентиляцией; 3 – реле; 4 – переключатель электровентилятора основного отопителя; 5 – переключатель электровентилятора и электронасоса автономного отопителя); 31 – верхний блок предохранителей (в салоне); 32 – нижний блок предохранителей (в салоне); 33 – лампа моторного отсека; 34 – выключатель аварийного освещения; 35 – радиоприемник; 36 – сопротивление электродвигателя автономного отопителя; 37 – электродвигатель дополнительного отопителя; 38 – выключатель освещения салона (правая сторона); 39 – выключатель освещения салона (левая сторона); 40 – потолок освещения подножки (для автобусов); 41 – плафоны внутреннего освещения (правая сторона); 42 – потолок внутреннего освещения (левая сторона); 43 – прикуриватель; 44 – выключатель проверки работоспособности сигнализаторов; 45 – датчик аварийного падения уровня тормозной жидкости; 46 – подрулевой переключатель правый (переключатель указателей поворота и фар); 47 – реле указателей поворота; 48 – выключатель электрокорректоров фар; 49 – выключатель указателя поворота стояночного тормоза; 50 – реле-выключатель указателя поворота стояночного тормоза; 51 – регулятор освещения панели приборов; 52 – разъем (колодка проводов) для подключения системы АБС; 53 – панель приборов; 54 – выключатель тормозного сигнала; 55 – выключатель освещения бардачка; 56 – освещение бардачка; 57 – топливный модуль; 58 – выключатель индикатора блокировки межосевого дифференциала (для автомобилей 4х4); 59 – реле управления стеклоочистителями; 60 – колодки системы управления двигателем; 61 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 62 – датчик индикатора перегрева охлаждающей жидкости; 63 – дворник лобового стекла; 64 – датчик указателя давления масла; 65 – датчик аварийной сигнализации давления масла; 66 – выключатель на правой рулевой колонке (выключатель клаксона и стеклоочистителя); 67 – датчик скорости; 68 – выключатель фонарей заднего хода; 69 – задний фонарь (правый); 70 – подсветка номерного знака; 71 – задний фонарь (левый)
Схема системы управления двигателем ЗМЗ-40522, ЮМЗ-4216: 1 – электронный блок системы управления двигателем; 2-ступенчатый датчик (датчик положения распредвала); 3 – датчик синхронизации (датчик частоты вращения и положения коленчатого вала); 4 – датчик положения дроссельной заслонки; 5 – датчик детонации; 6 – датчик массового расхода воздуха; 7 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 8 – датчик температуры воздуха во впускном коллекторе; 9 – датчик концентрации кислорода (для двигателей с катализатором); 10, 11, 12 и 13 – насадки; 14 – регулятор холостого хода; 15 – клапан продувки адсорбера (для автомобиля с системой улавливания паров топлива); 16 – реле топливного насоса; 17 – электродвигатель топливного насоса; 18 – реле системы управления двигателем; 19 – диагностический разъем; 20 – колодка для подключения датчика концентрации кислорода; 21 – блок подключения системы управления двигателем к электросети автомобиля; 22 – реле включения электромагнитной муфты вентилятора; 23, 26 – катушки зажигания; 24, 25, 27 и 28 – свечи; а – схема подключения форсунок на автомобиле с двигателем УМЗ-4216 (1, 2, 3 и 4 – форсунки).
Замена старой комбинации приборов на новую
Многие автовладельцы автомобиля Газель или Волга со старомодной приборной панелью стремятся поменять ее на приборную панель нового образца, в которой большинство индикаторов заменено на современные светодиоды, и такая приборная панель выглядит намного красивее и светлее. Но есть только одна проблема, однозначная коробка передач приборной панели не подойдет. Половина индикаторов не загорится или наоборот загорятся ненужные индикаторы. Разберемся, как установить новую комбинацию приборов (щиток) 385.3801-10 на место старой панели с лампочками 384.3801-10, служившей много лет. Для начала представляем вашему вниманию комбинацию устройств старой и новой модели.
В нашем случае мы поменяли комбинацию приборов на автомобиле Газель с двигателем ЗМЗ 405 Евро-2 и ЭБУ Микас 11. Если вы просто возьмете и поставите комбинацию приборов, не переделывая проводку, такая комбинация сработает на 50%. Что-то не будет работать вообще или не будет работать должным образом:
– Не работает индикатор CHECK ENGINE (при включении зажигания индикатор не загорается)
– Не работает подсветка панели приборов
– Не работает ЖК-индикаторы
– Индикатор EBD горит
– горит индикатор АБС
– Индикатор ближнего света не горит, когда он включен
Вы спросите, почему это так. Просто в разъемах жгута отсутствуют контакты, необходимые для правильной работы комбинации. Разберемся подробнее, какие контакты отсутствуют, но сначала приведем пример распиновки старой комбинации приборов 384.3801-10
Комбинация приборов ГАЗ старого образца 384.3801-10 назначение контактов, распиновка
Разъем XP1
Разъем XP1
Серый – к датчику указателя температуры охлаждающей жидкости сигнал датчика
Белый – выключатель системы диагностики контрольных ламп
Зеленый – к датчику перегрева двигателя
Синий – к датчику аварийного давления масла
Оранжевый – к датчику указателя давления масла
Красный – к датчику указателя уровня топлива
Фиолетовый – к датчику указателя уровня топлива
Разъем XP2
Красный разъем XP2
Красный – к переключателю указателей поворота (правый борт) / плюс
Жёлтый – к переключателю указателей поворота (левый борт) / плюс
Белый – выключателю заднего противотуманного фонаря / плюс
Розовый – выключателю стояночного тормоза / минус
Чёрный – выключателю габаритных фонарей / плюс
Фиолетовый – к выключателю дальнего света фар / плюс
Синий – к выключателю освещения КП / плюс
Разъем XP3
Разъем XP3, черный
Чёрный – корпус
Жёлтый – клемма 15 выключателя зажигания
Зелёный, фиолетовый – к датчику скорости спидометра
Чёрный – корпус
Синий – к датчику низкого уровня тормозной жидкости
Жёлтый – клемма 15 выключателя зажигания
Оранжевый – к блоку управления двигателем (низковольтный вход тахометра)
Розовый – к реле разряда аккумуляторной батареи
Разъем XP4
Разъем XP4
Чёрный – управление лампой диагностики
Белый – питание лампы диагностики
Чтобы комбинация приборов новой модели 385.3801-10 работала по нашей проводке, необходимо добавить следующие контакты:
– контакт 1 разъема XP1 подключить к массе. Это индикация EBD, если ничего не подключено, загорится индикатор EBD
– контакт 3 разъема XP2, подключить к постоянному плюсу +12 Вольт. Подключаем к верхнему блоку предохранителей второй предохранитель.
– контакт 1 разъема XP3 подключить к массе. Это индикация АБС, если ничего не подключено, горит индикатор АБС
– контакт 13 разъема XP3, подключить к проводу, на котором появляется +12 вольт при включении ближнего света. Подключили к синему проводу от разъема переключателя света на центральной консоли.
– контакты 3 и 5 разъема XP4 просто меняются местами. Для правильной работы лампы ПРОВЕРЬТЕ ДВИГАТЕЛЬ.
Также приведем распиновку приборной панели нового примера 385.3801-10
Комбинация приборов ГАЗ нового образца 385.3801-10 назначение контактов, распиновка
Разъем XP1
1 Индикатор включения EBD
2
3 К датчику указателя температуры охлаждающей жидкости / сигнал с датчика
4 Выключатель системы диагностики контрольных ламп
5 К датчику перегрева двигателя / минус
6 Закрытие дверей салона, капота, багажника
7 К датчику аварийного давления масла / минус
8
9 К датчику указателя давления масла / сигнал с датчика
10
11 К датчику указателя уровня топлива / сигнал с датчика
12
13
Красный разъем XP2
1
2 К выключателю пониженной передачи
3 Клемма 30 (сигнал «плюс» с аккумуляторной батареи)
4 К выключателю блокировки межосевого дифференциала
5 К переключателю указателей поворота (правый борт) плюс
6
7 К переключателю указателей поворота (левый борт) плюс
8 К выключателю заднего противотуманного фонаря плюс
9 К выключателю стояночного тормоза минус
10 К выключателю габаритных фонарей плюс
11 К выключателю дальнего света фар плюс
12 К выключателю освещения КП плюс
13 К выключателю передних противотуманных фар
Разъём XP3 Чёрный
1 К датчику отключения ABS
2 Обогрев заднего стекла
3 Корпус
4 Выход спидометра к бортовому компьютеру
5 Клемма 15 выключателя зажигания
6 К датчику скорости спидометра
7 Корпус
8 К датчику низкого уровня тормозной жидкости
9 высоковольтный вход тахометра
10 Клемма 15 выключателя зажигания
11 К блоку управления двигателем (низковольтный вход тахометра)
12 К реле разряда аккумуляторной батареи
13 Ближний свет фар
Если все подключено по мере необходимости, наша новая комбинация приборов заработает сразу после подключения и порадует своей функциональностью и яркостью.