Работа показана на двигателе 21114. Управление давлением топлива на других двигателях аналогично.
Перед выполнением операции ознакомьтесь с правилами безопасности при обслуживании и ремонте топливной системы (см. «Меры предосторожности при обслуживании и ремонте топливной системы”).
Для работы понадобится специальный манометр.
1. Подготовить автомобиль к работе (см. «Подготовка автомобиля к обслуживанию и ремонту”).
2. На двигателях 2112, 21114 и 21124 снимите декоративную облицовку (см. «Декоративная облицовка двигателя – снятие и установка”).
3. Отвинтите защитный колпачок диагностического звена топливной рампы.
4. Подсоедините конец шланга датчика к штуцеру топливной рампы.
5. Используйте гаечный ключ на 14 мм, чтобы обернуть конец трубки.
При необходимости давление в топливной планке можно измерить самодельным прибором, состоящим из манометра от ножного насоса. Перед подключением такого манометра необходимо сбросить давление топлива (см. «Топливопровод – вакуум»). Затем открутите катушку от штуцера топливной рампы. Это можно сделать с помощью металлической колпачка клапана колеса. Для подсоединения манометра к штуцеру топливной рампы используйте отрезок газонепроницаемой трубки подходящего диаметра. Концы труб необходимо надежно закрепить хомутами.
6. Включите зажигание. В этом случае топливный насос поработает несколько секунд. Дождавшись, пока насос перестанет работать, выключите зажигание.
7. Чтобы удалить воздух из манометра, опустив конец выпускного шланга в небольшую емкость, отверните штуцер для удаления воздуха манометра на 1 / 3–1 / 2 оборота и сбросьте избыточное давление топлива в стержне. Это позволит удалить воздух из измерительной трубки.
8. Полностью оберните спускной ниппель.
Запускаем двигатель и измеряем рабочее давление в топливной рампе при разных оборотах коленчатого вала. В исправном двигателе она должна быть в пределах: для двигателей 2111 и 2112 – 284-325 кПа (2,8-3,2 бар); для двигателей 21114 и 21124 – 378-390 кПа (3,8-3,9 бар).
Работа на 16-клапанных двигателях выглядит следующим образом:
На двигателях 2111 и 2112 отсоедините резиновый шланг от шланга регулятора давления. Если после этого давление топлива не увеличилось более чем на 0,2 бар, регулятор неисправен.
9. Выключите зажигание.
10. Опустив конец шланга в емкость, откройте штуцер и сбросьте давление в топливной магистрали.
11. Отсоедините датчик от диагностического штуцера топливопровода.
12. Навинтите защитный колпачок на штуцер топливопровода.
Если рабочее давление в топливной рампе нестабильно или выше нормы, регулятор давления топлива неисправен (см. «Топливный модуль двигателей 21114 и 21124 (1.6i) – замена регулятора давления топлива», «Топливопровод двигателя 2111 (1.5i 8V)) – Замена регулятора давления топлива », или« Топливная рампа двигателя 2112 (1.5i 16V) – Снятие, разборка, сборка и установка »). Низкое давление (ниже нормы) также может быть вызвано неисправностью регулятора. Фильтр топливного насоса может быть забит или топливный насос может не обеспечивать надлежащее давление. Для очистки фильтра необходимо снять топливный модуль (см. «Топливный модуль для двигателей 2111 и 2112 (1.5i) – снятие и установка», или «Топливный модуль для двигателей 21114 и 21124 (1.6i) – снятие и установка”.
- Давление в топливной рампе
- Подготовительные работы
- Порядок замера
- Обратите внимание!
- Меряем давление в системе без обратного клапана
- Поиск неисправностей топливной системы инжектора
- Как работает топливная система
- Как проверить?
- Поиск неисправности
- Бортовая диагностика для определения неисправности
- Неисправности регулятора давления топлива
- Замер давления при помощи подручных средств
- Какое должно быть давление в рампе ВАЗ-2112?
- Подготовительные работы
- Порядок замера
- Обратите внимание!
- Меряем давление в системе без обратного клапана
- Выводы
Давление в топливной рампе
Подготовительные работы
- Берем заранее подготовленный манометр и во избежание разливов топлива и утечки воздуха обматываем наконечник льняной или дымовой лентой.
- Мы готовим трубку с максимальным внутренним диаметром 9 мм, и для ее фиксации необходимы стяжки.
- Накладываем подготовленную ветошь на двигатель таким образом, чтобы шланг с закрепленным на нем манометром не мог скатиться с поверхности. Это сделано для того, чтобы излишки топлива не пролились на поверхность двигателя.
- Оборачиваем манометр изолентой или скотчем, после чего закрепляем на нем шланг и стягиваем все хомутом.
- На рампе откручиваем золотник от ниппеля (в этом случае топливо могло разбрызгаться из-за наличия остаточного давления – прим.).
Пригодился нормальный колпак.
На штуцеры пандуса надеваем шланг с манометром и скрепляем все хомутом.
Манометр с выводом, асс.
Накладываем манометр на заранее подготовленную тряпку, и подготовительные работы на этом можно считать завершенными.
Порядок замера
Перед началом работ можно попробовать сбросить давление в топливной системе. Для этого снимаем предохранитель бензонасоса (находится с правой стороны панели, под левой ногой переднего пассажира – прим.). Где есть 3 реле и 3 предохранителя. Ниже на фото под цифрой «5». Сняв предохранитель, включите зажигание, на слух проверьте, не качает ли топливный насос. Включаем машину и ждем, пока остановится двигатель.
- После того, как все будет готово, проверяем уже смонтированный конец манометра шлангом на надежность соединения.
- Далее запускаем двигатель и наблюдаем за появившимися показаниями.
Поэтому диагностируем появившиеся результаты и сравниваем их с результатами нормы.
После всех работ откручиваем трубку с манометром, вкручиваем змеевик и возвращаем все в исходное состояние.
Обратите внимание!
Особенность измерения давления с помощью манометра такова, что его исходное значение на шкале имеет некоторую неточность. То есть, когда у воздушного аналога период измерения составляет 15-20 атмосфер, а для контроля топлива максимальное требуемое значение составляет 5-7 атмосфер, все выполненные измерения будут иметь погрешность, равную начальным значениям на приборе. Поэтому давление следует проверять по манометру максимальным значением до 8 атмосфер.
Меряем давление в системе без обратного клапана
Если случилось так, что на вашем двигателе нет обратного клапана, то вам необходимо знать, что на этой рампе имеется постоянное давление от 3,6 до 4,0 атмосфер. Но порядок измерений в целом очень похож на описанный выше.
Прочитав эту статью, вы легко сможете произвести замеры в топливной линейке и сравнить результаты со стандартными показателями исправности в топливной системе.
Поиск неисправностей топливной системы инжектора
В этой статье мы рассмотрим неисправное состояние системы управления форсунками и на примере топливной системы автомобиля.
Как работает топливная система
В рампу топливо подается под избыточным давлением (6 атмосфер), которое создается бензонасосом. Регулятор давления на сопле поддерживает постоянный перепад давления в 3 атмосферы. При постоянном давлении и линейной характеристике форсунки количество впрыскиваемого топлива определяется длительностью управляющего импульса форсунки.
Это теория. На реальном двигателе перепад давления может составлять от 2,8 до 3,2 атмосферы. Это допустимый диапазон, для которого нет отклонений в характеристиках двигателя. Почему возможна диффузия под давлением? Это определяется вариацией характеристик регуляторов давления.
Как проверить?
Подключаем манометр к топливной рампе. При включенном топливном насосе и выключенном двигателе давление должно составлять 2,8-3,2 атмосферы. Если двигатель работает на холостом ходу, давление должно упасть до 2,2-2,5 атмосфер. Во время регенерации газа стрелка манометра должна отклоняться в зоне 2,8–3,2 атмосферы.
Теперь проверим работу форсунок. При остановленном двигателе создать необходимое давление в рампе (2,8–3,2 атмосферы), затем с помощью диагностического оборудования подать серию тестовых импульсов на первую форсунку, отслеживая изменение давления. Вышеуказанная процедура должна быть проделана для всех форсунок. Падение давления во всех случаях должно быть одинаковым. Если результаты проверки давления топлива совпадают с указанными выше, топливная система функционирует нормально.
Что будет, если давление топлива в рампе будет низким (менее 2 атм) или повышенным (более 4 атм)? Количество впрыскиваемого топлива изменится пропорционально отклонению давления от нормы. Другими словами, произойдет обеднение или обогащение топливовоздушной смеси.
Это будет особенно болезненно в системах управления двигателем без обратной связи с кислородным датчиком, так как контроллер не знает о неисправности и продолжает рассчитывать подачу топлива для нормального значения давления топлива. В системах управления кислородным датчиком контроллер может компенсировать изменения в соотношении воздух-топливо, но только в разумных пределах.
При неправильном давлении топлива возникают проблемы с запуском двигателя, при движении автомобиля возникают провалы, увеличивается расход топлива.
Поиск неисправности
Напомним состав системы подачи топлива. В его состав входят: топливный бак с установленным погружным топливным насосом, топливный фильтр, топливные магистрали (подающий и обратный), распределительную рампу форсунки и регулятор давления. Отказ любого компонента может привести к неправильному давлению топлива. Попробуем перечислить общие отказы для каждого компонента.
Топливный бак. Через специальный трубопровод бензобак сообщается с атмосферой, что предотвращает его деформацию (сплющивание). Если связь с атмосферой прерывается, внутри бензобака создается разрежение. В этом случае можно снизить давление в топливной рампе.
Топливный насос. Есть несколько неисправностей:
- топливный насос не развивает необходимое давление, как следствие – пониженное давление топлива;
- обратный клапан топливного насоса не держит давление, как следствие: резкое падение давления после выключения зажигания;
- загрязнение сети фильтра топливного насоса, как следствие – снижение производительности насоса, что сказывается на динамических режимах работы двигателя.
Топливный фильтр. Грязный топливный фильтр может привести к низкому давлению топлива из-за уменьшения расхода в топливной магистрали. При повреждении (порвании) топливного фильтра грязь может попасть в форсунки со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Топливные магистрали. Топливные магистрали могут быть защемлены. Если это произойдет с топливной магистралью, давление топлива будет уменьшено, если с выпускной магистралью – увеличится. Кроме того, использование некачественного бензина с высоким содержанием смол может привести к снижению расхода топливных магистралей.
Проверка давления топлива. Есть регуляторы с заклинивающей мембраной в открытом или закрытом положении. В первом случае давление топлива в системе будет низким, во втором – повышенным.
Форсунки. Характерны следующие виды неисправностей:
- форсунка не открывается, как следствие: обедненная топливовоздушная смесь;
- форсунка постоянно открыта, в результате: обогащенная топливовоздушная смесь;
- форсунка работает, но ее характеристика “улетела”, как следствие: неправильная топливно-воздушная смесь.
Бортовая диагностика для определения неисправности
Неисправность в топливной системе приведет к отклонению давления в топливной рампе. В результате количество подаваемого в цилиндры топлива отличается от расчетного, происходит обеднение или обогащение топливовоздушной смеси. В системах управления двигателем с кислородным датчиком контроллер контролирует текущее соотношение воздух-топливо.
При значительном отклонении топливовоздушной смеси от заданного значения контроллер воспринимает это состояние как неисправность, и в памяти контроллера исправляется один из двух кодов ошибки:
- P0171 – топливная система слишком бедная;
- P0172 – Система подачи топлива слишком богатая.
Высокое или низкое давление в топливной планке – лишь одна из причин, по которой коды P0171, P0172 могут быть зарегистрированы в памяти контроллера. Причиной значительного обеднения или обогащения топливовоздушной смеси могут быть неисправные датчики массового расхода воздуха, кислородные датчики, форсунки. Утечки воздуха приводят к истощению топливовоздушной смеси.
Значение давления топлива может быть вне допустимого диапазона, но бортовая диагностика ничего не регистрирует. Вполне реальная ситуация: бортовая диагностика не всесильна.
В любом автомобиле, а точнее в большинстве его систем, есть давление, без которого нормальная работа автомобиля невозможна. Например, есть давление в тормозной, смазочной и силовой (железнодорожной) системах. Если бы не первый случай, машина не смогла бы остановиться в нужный момент. А отсутствие давления в системе смазки привело бы к быстрому отказу двигателя. То же самое можно сказать и о топливе. Чтобы двигатель стабильно работал на любых оборотах в течение всего срока службы, необходимо знать, как контролировать давление в топливной системе и когда это нужно делать, а для этого стоит разобраться в его конструкции и принцип действия.
Неисправности регулятора давления топлива
Многие считают, что возникновение неисправностей в RTD связано с его механической конструкцией. Наиболее частые неисправности:
- заклинивание (полное или частичное) клапана;
- износ диафрагменной пружины;
- появление посторонних частиц в РДТ;
- отсутствие герметичности на стыке аппарели и регулятора.
Стоит рассмотреть проблемы более подробно. Если пружина ослаблена, клапан вряд ли будет сопротивляться проходу воздуха, в результате чего будет течь меньше топлива, то есть двигатель станет нестабильным. Если же клапан наоборот заблокирован, то бензин потечет рекой: обеспечен его перерасход и плохой запуск двигателя. Пачкаться внутри регулятора тоже не в радость. Накапливаясь, инородные частицы постепенно снижают расход топливной системы автомобиля, давление снижается. В итоге в режиме ожидания появляется неуверенная работа панели управления и начинает зависать. Если уплотнение нарушено на границе раздела между рампой и RTD, давление воздушного потока уменьшится, давление уменьшится.
Чтобы узнать больше о давлении в топливной системе вашего автомобиля, нужно сходить в автомастерскую и заплатить 500 рублей. Или вы можете купить манометр и переходник примерно за 1500 рублей и провести всю операцию своими руками. И вы можете просматривать! Подробности ниже.
В следующем видео измеряется давление в топливной рампе с помощью стандартного манометра в шинах:
Замер давления при помощи подручных средств
Самодельная конструкция для измерения давления в топливной планке штатным манометром в шинах
измерить давление с помощью подручных средств несложно, достаточно иметь под рукой обыкновенный манометр (который используется для контроля давления в шинах – прим.). Остается только точно следовать нашим инструкциям. Мы расскажем, как это сделать правильно и какое правильное давление в топливной рампе ВАЗ-2112 должно быть.
Какое должно быть давление в рампе ВАЗ-2112?
Рабочее давление в рампе должно быть в пределах 2,8 – 3,2 бар (2,8 – 3,2 атмосферы).
Подготовительные работы
- Берем заранее подготовленный манометр и во избежание разливов топлива и утечки воздуха обматываем наконечник льняной или дымовой лентой.
- Мы готовим трубку с максимальным внутренним диаметром 9 мм, и для ее фиксации необходимы стяжки.
- Накладываем подготовленную ветошь на двигатель таким образом, чтобы шланг с закрепленным на нем манометром не мог скатиться с поверхности. Это сделано для того, чтобы излишки топлива не пролились на поверхность двигателя.
- Оборачиваем манометр изолентой или скотчем, после чего закрепляем на нем шланг и стягиваем все хомутом.
- На рампе откручиваем золотник от ниппеля (в этом случае топливо могло разбрызгаться из-за наличия остаточного давления – прим.).
Пригодился нормальный колпак.
Манометр с выводом, асс.
Накладываем манометр на заранее подготовленную тряпку, и подготовительные работы на этом можно считать завершенными.
Порядок замера
Перед началом работ можно попробовать сбросить давление в топливной системе. Для этого снимаем предохранитель бензонасоса (находится с правой стороны панели, под левой ногой переднего пассажира – прим.). Где есть 3 реле и 3 предохранителя. Ниже на фото под цифрой «5». Сняв предохранитель, включите зажигание, на слух проверьте, не качает ли топливный насос. Включаем машину и ждем, пока остановится двигатель.
- После того, как все будет готово, проверяем уже смонтированный конец манометра шлангом на надежность соединения.
- Далее запускаем двигатель и наблюдаем за появившимися показаниями.
Поэтому диагностируем появившиеся результаты и сравниваем их с результатами нормы.
После всех работ откручиваем трубку с манометром, вкручиваем змеевик и возвращаем все в исходное состояние.
Обратите внимание!
Особенность измерения давления с помощью манометра такова, что его исходное значение на шкале имеет некоторую неточность. То есть, когда у воздушного аналога период измерения составляет 15-20 атмосфер, а для контроля топлива максимальное требуемое значение составляет 5-7 атмосфер, все выполненные измерения будут иметь погрешность, равную начальным значениям на приборе. Поэтому давление следует проверять по манометру максимальным значением до 8 атмосфер.
Меряем давление в системе без обратного клапана
Если случилось так, что на вашем двигателе нет обратного клапана, то вам необходимо знать, что на этой рампе имеется постоянное давление от 3,6 до 4,0 атмосфер. Но порядок измерений в целом очень похож на описанный выше.
Выводы
Прочитав эту статью, вы легко сможете произвести замеры в топливной линейке и сравнить результаты со стандартными показателями исправности в топливной системе.