Гидравлические подъемники ВАЗ 2112 относятся к категории гидротолкателей и выполнены в виде цилиндров, расположенных между клапанами и распределительным валом. У них две функции: они передают усилие от распределительного вала к клапанам и устраняют зазоры в приводе.
- Устройство и принцип действия гидрокомпенсаторов ВАЗ 2112
- Устройство гидрокомпенсаторов
- Принцип действия гидрокомпенсатора (гидротолкателя) ВАЗ 2112
- Конструкция гидрокомпенсаторов
- Принцип действия гидрокомпенсаторов
- «Плюсы» и «минусы» использования гидрокомпенсаторов в двигателях
- Обратная сторона… опоры
- Диагностика и замена гидрокомпенсаторов
- Секреты установки гидрокомпенсаторов
- Прокачка гидрокомпенсаторов
- Стук гидрокомпенсатора – вероятные причины и их решение.
- Причины и последствия неисправности гидрокомпенсаторов ВАЗ 2112
- Советы по замене гидрокомпенсаторов ВАЗ 2112
Устройство и принцип действия гидрокомпенсаторов ВАЗ 2112
Устройство гидрокомпенсаторов
При работе двигателя внутреннего сгорания некоторые детали расширяются из-за нагрева. Для предотвращения ухудшения работы силовых агрегатов, ускоренного износа и т.д. На этапе проектирования между некоторыми деталями прокладывают тепловые зазоры, например, в механизме привода клапана. Эти пространства «заполняются» при повышении температуры».
Но детали в процессе эксплуатации соответственно изнашиваются, меняют свои геометрические параметры. Это означает, что также изменяется расчетный допуск на тепловое расширение, что отрицательно сказывается на характеристиках двигателя.
Гидрокомпенсаторы позволяют регулировать зазоры в механизме привода клапана. Независимо от степени износа деталей и температурного режима они предназначены для поглощения зазоров между рабочими частями.
Работа гидротолкателя основана на принципе несжимаемости моторного масла, которое постоянно заполняет внутреннюю полость гидротолкателя во время работы двигателя и перемещает его поршень при появлении зазора в срабатывании клапана.
Это обеспечивает постоянный контакт толкателя с кулачком распределительного вала без люфта.
Это устраняет необходимость регулировки клапана во время технического обслуживания.
Принцип действия гидрокомпенсатора (гидротолкателя) ВАЗ 2112
Масло под давлением, необходимое для работы гидротолкателя, подается во внутренние полости А и В из канала С системы смазки двигателя через боковое отверстие в толкателе 6, полученное в кольцевой канавке его цилиндрической поверхности.
Когда клапан 1 закрыт, толкатель 6 (через плунжер 7) и втулка 9 прижимаются к кулачку 5 распределительного вала и торцу штока клапана соответственно силой расширения пружин 8. Давление в полости А и В то же самое, обратный клапан 3 гидротолкателя прижимается к седлу в поршне 7 пружиной 2 – в клапанном механизме нет зазоров.
При вращении распределительного вала кулачок 5 скользит по толкателю 6, перемещая его и связанный с ним поршень 7.
Перемещение плунжера 7 во втулке 9 приводит к резкому увеличению давления в полости B. Несмотря на небольшие утечки масла через зазор между плунжером и втулкой, толкатель 6 и втулка 9 перемещаются как одно целое и открывают клапан 1.
При дальнейшем вращении распределительного вала кулачок 5 снижает давление на толкатель 6 и давление масла в полости B становится ниже, чем в полости A.
Обратный клапан 3 открывается и пропускает масло из полости A, соединенной с маслопроводом двигателя, в полость B.
Давление в полости B увеличивается, гильза 9 и поршень 7, перемещаясь друг относительно друга, выбирают люфт в клапанном механизме.
В зависимости от конструкции ремня ГРМ различают четыре основных типа гидроподъемников (см. Фото ниже): гидротолкатели; гидравлические опоры; гидравлические опоры, предназначенные для установки в рычаги или коромысла; гидравлические роликовые толкатели.
Конструкция гидрокомпенсаторов
Устройство и принцип работы гидротолкателя рассмотрим на примере гидравлического толкателя, установленного в головке блока цилиндров. Остальные типы гидроподъемников хоть и различаются по конструкции, но работают по такому же принципу. Гидравлический толкатель представляет собой корпус с парой подвижных поршней с установленным внутри шаровым краном. Корпус выполнен с возможностью перемещения относительно направляющего гнезда, полученного в головке. Если основной клапан установлен в рычагах срабатывания клапана (коромыслах или коромыслах), то его подвижной частью является только плунжер, выступающая часть которого выполнена в виде шарового шарнира или опорной подушки.
Основная часть ГК – пара поршней. Зазор между гильзой и плунжером составляет всего 5-8 мкм, что обеспечивает высокую герметичность соединения при сохранении подвижности деталей. Внизу плунжера имеется отверстие для потока масла, которое закрывается подпружиненным обратным шаровым клапаном. Между втулкой и плунжером установлена достаточно жесткая возвратная пружина.
Принцип действия гидрокомпенсаторов
Когда кулачок распределительного вала расположен задней частью к корпусу толкателя (рис. 2а), внешняя сжимающая нагрузка отсутствует, и между корпусом и кулачком холодного двигателя имеется зазор (H). Возвратная пружина толкает плунжер до тех пор, пока это пространство не будет «выбрано» – уменьшено почти до нуля. При этом масло из системы смазки двигателя через шаровой кран и перепускной канал попадает во внутреннюю полость плунжера и заполняет ее.
При вращении вала кулачок начинает давить на корпус толкателя и перемещает его вниз, перекрывая масляные каналы – системы смазки двигателя и байпасный канал (рис. 2б). Это закрывает шаровой кран и увеличивает давление масла под поршнем. Поскольку жидкость несжимаема, пара поршней начинает действовать как жесткая опора, передавая усилие кулачка на шток клапана двигателя.
Хотя зазор в паре плунжеров очень мал, часть масла все же выталкивается обратно через технологический зазор между плунжером и втулкой, поэтому толкатель опускается («изгибается») на 10-50 микрон. Величина «отдачи» зависит от скорости вращения вала двигателя. Если они увеличиваются, уменьшая время нажатия на корпус гидротолкателя, утечки масла из-под поршня уменьшаются.
Образование трещины при отсоединении кулачка от толкателя исключается благодаря действию возвратной пружины поршня и давлению масла в системе смазки двигателя. Следовательно, заголовок с низкими потерями гарантирует отсутствие промежутков из-за постоянного жесткого соединения между элементами синхронизации. Из-за нагрева двигателя длина частей самого гидравлического разделителя немного изменяется, но он также автоматически компенсирует эти изменения.
«Плюсы» и «минусы» использования гидрокомпенсаторов в двигателях
Внедрение ГК позволило избежать регулировки зазора клапанных механизмов и «мягче» их работу; снизить ударные нагрузки, т.е уменьшить износ распределительных деталей и исключить повышение шума двигателя; точнее соблюдайте продолжительность фаз газораспределения, что положительно сказывается на безопасности двигателя, его мощности и расходе топлива.
Несмотря на все свои достоинства, у гидроподъемников есть и недостатки, а двигатели, которыми они оснащены, обладают некоторыми эксплуатационными характеристиками. Один из конструктивных недостатков простых гидроподъемников проявляется в некачественной работе холодного двигателя в первые секунды запуска, когда давление масла в системе смазки отсутствует или минимально. Об особенностях эксплуатации, ремонта и обслуживания двигателей с ГХ читайте в следующих выпусках «ВС».
Без этого нет последствий
Впускные и выпускные клапаны нагреваются до разной температуры, поэтому требуемые тепловые зазоры разные: для впускных клапанов – 0,15: 0,25 мм, для выпускных – 0,20: 0,35 мм и более. Если эти ценности не соблюдаются, последствия могут быть самыми разными:
- когда впускные / выпускные клапаны «слишком тугие» (зазор мал или совсем не), из-за их неполного закрытия компрессия уменьшается, что приводит к потере мощности, прогоранию дисков клапанов и их седел, возгоранию топливовоздушной смеси во впускном / выпускном коллекторе (с проникновением пламени), возникновение раскаленного воспламенения (из-за перегрева краев клапана). Если клапан приоткрыть, при любом температурном режиме значительно ухудшаются пусковые характеристики двигателя;
- при больших зазорах возникают большие ударные нагрузки, которые, воздействуя на детали ГРМ, снижают их ресурс. Кроме того, ухудшается наполнение цилиндров новым зарядом, а это чревато снижением крутящего момента и мощности двигателя.
Первые патенты на подъемники с гидрораспределителями были зарегистрированы в США в 1920 году. С 1960 года 90% всех американских легковых автомобилей производились серийно с гидравлическими подъемниками. Производство ГХ в Федеративной Республике Германии началось в 1971 году. С 1978 года большинство остальных крупных автомобильных компаний использовали эту технологию серийно.
Обратная сторона… опоры
Основными причинами выхода из строя гидравлического коллектора (НС) являются загрязнение масляных каналов двигателя и износ рабочих поверхностей обратного клапана и пары поршней, которые выполнены с высокой степенью точности. Загрязнение вызвано использованием не того масла, несоблюдением сроков его замены или неисправностью масляного фильтра, пропускающего грязное масло через перепускной клапан.
С увеличением посадочного зазора в паре поршней потери масла из камеры высокого давления возрастают. Гидравлический разделитель теряет свою «жесткость», поэтому эффективность передачи кулачкового усилия на шток распределительного клапана снижается. То же самое происходит при износе обратного клапана камеры высокого давления. Неисправности системы смазки двигателя замедляют заливку основного масла маслом и не позволяют поглотить зазоры в распределении.
Внутренний объем ГА должен быть заполнен маслом. Пустой или частично заполненный («воздушный») заголовок с низкими потерями не выполняет своего основного предназначения: устранение зазоров в деталях ГРМ. В результате возникают ударные нагрузки, которые проявляются характерной неровностью. Это приводит к ускоренному износу деталей ГРМ и ухудшению характеристик двигателя. Выходам из строя также способствует попадание частиц изношенных деталей в ГК с маслом – агрегат может заглохнуть. В зависимости от того, где это произошло, в ГРМ появятся большие зазоры или клапаны будут «заклинивать» (увеличивается нагрузка на распредвал, снижается мощность и т.д.).
Чтобы этого не произошло, нужно:
- проверить и поддерживать внутреннюю чистоту двигателя – заменить масло и масляный фильтр в сроки, рекомендованные производителем автомобиля, с коэффициентом уменьшения 0,6 – 0,9 с учетом условий эксплуатации машины;
- промойте двигатель перед следующей заменой масла, используя медленную промывку «на ходу». Если внутренние поверхности двигателя загрязнены (что обнаруживается, например, при снятии ГРМ), быстродействующие моющие средства не рекомендуются, так как частицы грязи, отслоившиеся вместе с масляным потоком, могут попасть во внутренние полости привода компенсаторы и отключить их.
необходимо знать, что небольшие зазоры между подвижными элементами гидравлического коллектора определяют использование в двигателе качественных маловязких масел: синтетических или полусинтетических (SAE 0W40, 5W40, 10W30 и др.). Использование минеральных масел (например, SAE 15W40) не рекомендуется из-за их высокой вязкости и склонности к образованию смолистых отложений.
Диагностика и замена гидрокомпенсаторов
Когда один или несколько GK выходят из строя, выстрел выглядит как клапан. Этот звук хорошо проникает в металл, поэтому для определения неисправного гидрокомпенсатора используется стетоскоп. Аналог этого устройства можно изготовить самостоятельно из стального прутка длиной около 700 мм и диаметром 5-6 мм. К одному концу стержня прикрепляют пивную банку с обрезанным верхом, а к его центру прикрепляют деревянную ручку. Приложив ухо к банке и поочередно помещая свободный конец «стетоскопа» в головку блока в области каждого компенсатора, дефектный определяется ухом по учащенному сердцебиению. “Подозрительный” ГХ следует разобрать и проверить.
Вы можете снять HA с седла с помощью магнита. Если это не дало результата («заклинило» или заклинило ГК), его снимают съемником, предварительно приварив шток с крючком. Некоторые гидроподъемники можно разобрать, чтобы определить степень износа внутренних деталей. Разборку необходимо проводить с особой осторожностью, чтобы не повредить поверхности элементов муфты.
Гидравлические опоры разбираются после снятия стопорного кольца; внутренние части гидравлического толкателя «ударяются» путем легкого удара его корпусом о металлическую поверхность. Загрязненный компенсатор промывают ацетоном или другим растворителем.
Визуальный осмотр позволяет выявить внешние повреждения торцевой поверхности гидравлического заголовка, которая подвергается нагрузкам (отверстия, царапины или задиры). Во время работы на нем также может образоваться разрежение.
Есть еще один простой и эффективный способ проверить состояние ГХ в разобранном виде: после заполнения маслом его не нужно сжимать при приложении силы руки. В противном случае он неисправен и требует замены. Эффективный ГА, сжатый в зажим, оказывает значительное сопротивление и незначительно сокращает длину только через 20-30 секунд.
Секреты установки гидрокомпенсаторов
Для нормальной работы ремня ГРМ с гидроподъемниками (после их замены) необходимо соблюдать определенные правила:
- новые HA заполняются на заводе консервирующим маслом, которое не нужно удалять во время установки. После запуска двигателя этот состав без последствий смешивается с маслом системы смазки двигателя;
- не устанавливайте в ремень ГРМ пустые гидрокомпенсаторы, «воздушность» которого образовалась в результате разборки и промывки. Их предварительно необходимо залить маслом. Несоблюдение этого правила может привести к значительным ударным нагрузкам, особенно при первом запуске двигателя (пока система смазки «качает);
- после установки основного двигателя на двигатель рекомендуется провернуть вал двигателя храповым механизмом с помощью гаечного ключа 5-7 раз и подождать 10-15 минут перед первым запуском двигателя. Это необходимо для того, чтобы под давлением кулачков распределительного вала пары поршней нагруженных компенсаторов заняли рабочее положение;
- при ремонте и замене основного аккумулятора необходимо промыть масляную систему, заменить масляный фильтр, залить в двигатель новое масло. Вращая коленчатый вал, можно визуально контролировать поток масла по масляным каналам к посадочным местам (при снятых гидравлических толкателях);
- при ремонте двигателя автомобиля с пробегом более 150-200 тыс км желательно произвести замену компенсаторов зазора клапанов (при таком пробеге, как правило, выходят из строя). Использование некачественных масел и несоблюдение условий их замены может вдвое сократить срок службы ГХ;
- при наличии одного или нескольких неисправных гидроподъемников рекомендуется заменить весь комплект, иначе сроки ремонта вскоре придется возобновить.
Прокачка гидрокомпенсаторов
При определенных условиях эксплуатации автомобиля (длительные паузы в работе, износ поршневых пар главного двигателя) могут возникать частичные утечки масла из гидроподъемников (аэрация). Это проявляется стуками в ГРМ прогретого двигателя.
удалить воздух из компенсаторов можно следующим образом: сначала запустить двигатель на 2–3 минуты на постоянной частоте вращения (2–2,5 тыс. Об / мин), затем на переменной (2–3 тыс. Об / мин)), а затем на 30. -50 секунд минимум. Шумы синхронизации должны исчезнуть, но если они продолжаются, весь цикл повторяется, иногда несколько раз. Если это не помогает, вам следует поискать неисправные сборщики мусора и причину их отказа.
Замена компенсаторов – не экономическое удовольствие. Стоимость нового ГХ в зависимости от типа 27-109 грн. Работы по замене комплекта гидроподъемников на СТО обойдутся владельцу еще в 150-170 грн. Если клапаны «стучат» (из-за износа поршневой пары), можно на время отложить ремонт, заменив масло в двигателе на более вязкое. Допускается замена синтетического масла на полусинтетическое, а в подержанных иномарках – даже минеральное. Хотя в последнем случае, как уже было сказано выше, могут появиться другие негативные явления.
Стук гидрокомпенсатора – вероятные причины и их решение.
Причины детонации компенсатора низкого давления две: масло не попадает в его внутреннюю полость (или попадает, но недостаточно), изношены рабочие поверхности, в результате чего масло из полного компенсатора выдавливается. Масло может не попасть в разделитель с малыми потерями из-за попадания металлической стружки (производственных остатков) в очень тонкий канал или из-за кокса при использовании некачественной смазки. Проблемы со стружкой обычно возникают во время или после фазы обкатки. Если удар в срабатывании клапана стал появляться после 20 тыс. Км, скорее всего, сварились тонкие масляные каналы.
Оплачиваем фотоотчеты по ремонту автомобилей. Заработок от 10 000 руб. / Мес. Пишите:
Гидравлический разделитель (HK) – это часть головки блока цилиндров блока цилиндров, предназначенная для автоматической регулировки тепловых зазоров клапанов двигателя, чтобы избежать образования зазоров между клапанами и кулачками распределительного вала.
Причины и последствия неисправности гидрокомпенсаторов ВАЗ 2112
Несвоевременная замена масла и фильтра, добавление некачественного, загрязненного или отработанного моторного масла в систему смазки двигателя может привести к следующим последствиям:
- Больший люфт в крышке, что приводит к утечке большего количества масла из втулки под крышкой. В результате заголовок с малыми потерями не успевает выделить зазоры, и со временем появляются характерные штрихи.
- Изношенный или забитый шаровой клапан, что приводит к увеличению потерь масла из полости под плунжером, что приводит к негерметичному закрытию, что приводит к износу деталей и их преждевременному выходу из строя.
- Заклинивание пары плунжеров полностью отключает гидравлический разделитель. В ремне ГРМ возникают нагрузки, приводящие к износу и повреждению кулачков распределительного вала.
Советы по замене гидрокомпенсаторов ВАЗ 2112
В некоторых случаях засорение клапанов можно устранить путем промывки гидравлических толкателей. Все остальные неисправности, как правило, требуют замены гидроподъемников.
Успешную замену гидроподъемников ВАЗ 2112 продемонстрируют:
- лучшая регулировка зазоров ГРМ;
- устранение постороннего шума двигателя;
- реализация плавного разгона авто (без поломок на малых скоростях);
- снижение вибрации двигателя.
необходимо поменять гидротолкатели в комплекте, если этого не сделать, а поменять только молотковый HK, нет гарантии, что через некоторое время другие не начнут стучать и вам снова придется все переделывать.
Для проведения работ по замене гидроподъемников вам понадобится следующий инструмент:
- связка ключей;
- магнитная отвертка;
- джек;
- обезжириватель и герметик для блока цилиндров;
- комплект гидроподъемников от ВАЗ-2112 (16 шт.).
Стоимость гидроподъемников ВАЗ 2112 от LADA с артикульным номером 21120100730000 составит около 200 рублей каждый. Итого 3200 руб. За комплект.
Стоимость указана на весну 2017 года в Москве и области.
Используя гаечный ключ на 10 дюймов, открутите четыре гайки, крепящие пластиковый экран. После снятия крышки маслозаливной горловины снимите пластиковую крышку.
С помощью ключа «13» ослабьте гайку, которой генератор крепится к монтажной пластине.
Поворот регулировочного болта против часовой стрелки с помощью ключа «10» снижает натяжение приводного ремня генератора. Снимите ремень.
Снимаем ресивер и впускной коллектор двигателя. Закройте отверстия впускного коллектора крышками, чтобы в них не попали посторонние предметы.
Снимите пластиковую крышку правого колеса и моторного отсека. Головкой «19» поверните коленчатый вал по часовой стрелке с помощью болта шкива.
Поворачиваем нижний шкив до совпадения метки на звездочке распредвала с регулировочной антенной на задней крышке привода ГРМ.
Гаечным ключом на 17 ослабляем крепления шкива распределительного вала. Снимаем ремень ГРМ.
Отметки на крышке ремня ГРМ должны совпадать с отметками на шкивах. Откручиваем и полностью снимаем шкивы распредвала.
Головкой на «8» откручиваем 15 болтов крепления крышки головки.
Затем тем же ключом “на 8” откручиваем 20 болтов крепления корпуса подшипника распредвала.
Снимите корпус подшипника распределительного вала.
Вынимаем распредвалы с сальниками.
Прикрепив магнит или магнитную отвертку к концу гидравлического толкателя, выньте его из гнезда головки блока цилиндров.
Также принимаем новые гидравлические подъемники .
.. кладем их в гнезда.
Смажьте опорные пальцы и кулачки распределительных валов машинным маслом и поместите валы в опоры головки блока цилиндров. Чтобы отличить впускной распредвал от выпускного, на впускном валу около первого штифта делается ремень.
Затягиваем гайки в последовательности, показанной на фото, до прилегания подшипников к ГБЦ.
Устанавливаем и поворачиваем клапанную крышку, устанавливаем шкивы распредвала и ремень ГРМ. Собираем остальные детали в обратном порядке.