Противотуманные фары предназначены для формирования плоского широкого луча света, направленного на поверхность дороги. Такое направление светового луча сводит к минимуму объемное освещение тумана по толщине и улучшает обзор с места водителя. Несоблюдение правил и схем подключения противотуманных фар при самостоятельной установке может стать причиной несчастных случаев.
- Требования к установке противотуманок
- Что понадобится для установки противотуманных фар?
- Схема подключения
- Как установить и подключить своими руками?
- Установка ПТФ в передний бампер и настройка
- Установка ПТФ в глухой бампер
- Установка ПТФ на внешнем кронштейне
- Установка ПТФ в штатные проёмы
- Протяжка проводки
- Монтаж выключателя ПТФ
- Видео
- Основные характеристики
Требования к установке противотуманок
допускается размещение противотуманных фар непосредственно в фарах.
Правила установки фар регулируются двумя правилами:
- ГОСТ 8769-75 или СЭВ 4122-83;
- государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 41.48-2004, соответствующий правилам ЕЭК ООН No. 48.
Расположение противотуманных фар на автомобиле
Обобщенные требования следующие:
- Место установки находится на расстоянии не более 400 мм от боковой поверхности кузова автомобиля. Расстояние измеряется между боковой плоскостью и внешней стороной проектора.
- Можно установить только две противотуманные фары. Правила отдельно предусматривают обязательную установку противотуманных фар на туристических автобусах, а также на транспортных средствах, используемых на горных дорогах.
- Нижний край устройства освещения против запотевания находится на расстоянии не менее 250 мм от поверхности дороги.
- Противотуманные фары должны иметь угол обзора по горизонтали от + 15º до -10º и по вертикали – от + 45º до -10º. Не допускается закрывать фары частями автомобиля в пределах указанных углов.
- Противотуманные фары необходимо подключать параллельно габаритным огням.
- Рассеиватели передних противотуманных фар должны излучать более низкий свет, чем рассеиватели фар ближнего света.
- допускается использование селективных прозрачных или желтых фильтров. Недопустимо использовать на одном автомобиле стекла разного цвета.
В стандартах нет специальных инструкций по установке противотуманных фар на автомобили, поэтому их комплект владелец может установить сам.
Что понадобится для установки противотуманных фар?
Для самостоятельной установки противотуманных фар требуется минимальный набор инструментов. Автовладелец должен обладать знаниями и навыками работы с электропроводкой, так как от правильного монтажа зависит безопасность автомобиля в целом.
- цветная электрическая схема автомобиля;
- бокорезы или кусачки;
- нож для чистки ниток;
- клещи для опрессовки (клеммник);
- сварщик.
Набор материалов, необходимых для установки:
- комплект противотуманных фар, пригодных для установки в стандартные отверстия в бампере или универсальные, устанавливаемые на поверхность бампера;
- медная оплетка сечением 1,5-2 мм² с изоляцией, способная работать при низких температурах и устойчивая к парам бензина и масла;
- реле зажигания (штатные реле обычно используются для включения фар от переднеприводных моделей ВАЗ);
- внешний кожух для установки ножевого предохранителя;
- ножевой предохранитель 30 А;
- управляющая клавиша, подходящая для оформления интерьера (желательно с лампой с подсветкой);
- разъемы и клеммы для подключения проводов к элементам схемы;
- термоусадочная трубка подходящего диаметра;
- изолента на полиэтиленовой или тканевой основе;
- пластиковые стяжки;
- автомобильная гофрированная труба для прокладки провода.
Комплект противотуманных фар на Ford Focus 3
Схема подключения
Возможны две схемы подключения противотуманных фар:
При параллельном подключении положительный провод идет к каждому приспособлению от контакта реле. Реле запитывается от предохранителя на 15А, чего достаточно для большинства моделей противотуманных фар. Рекомендуется размещать предохранитель как можно ближе к клемме аккумулятора.
Напряжение сигнала +12 В должно появляться только при включенном зажигании. Эта мера предосторожности исключает возможность включения фар при выключенном двигателе. При желании можно обеспечить автоматическое включение фар после включения зажигания. Для этого сигнальный кабель подключается к индикатору заряда аккумулятора в комбинации приборов. Кнопка должна гореть.
Параллельное соединение
Последовательное соединение снижает энергопотребление и яркость ламп. По аналогичной схеме используются противотуманные фары вместо штатных фар.
Последовательное соединение
Подключение дополнительных фар через реле демонстрируется в видеоуроке от канала «АВТОЭЛЕКТРИКА – Стальная лошадь».
Как установить и подключить своими руками?
Автономная установка противотуманных фар начинается с разработки схемы подключения. Правильно спроектированная схема позволяет избежать ненужных проводов и обеспечивает надежную работу электрической схемы. Монтажные работы рекомендуется проводить в гараже, хотя многие владельцы устанавливают его на открытом воздухе.
Установка ПТФ в передний бампер и настройка
Есть три способа установки:
- в обычных проемах;
- на внешнем кронштейне;
- в пустом бампере, не предназначенном для установки фар.
Персонализация сделана по самодельному шаблону ниже. Шаблон устанавливается перпендикулярно на расстоянии 5 м от фар автомобиля. Регулировка проводится до совпадения верхнего края светового пятна. Линия совпадения проходит на 100 мм ниже высоты центра ламп.
Примерный вид шаблона для настройки
Регулировка противотуманных фар увеличивает видимость водителя и снижает риск ослепления встречным транспортным средством.
Установка ПТФ в глухой бампер
Самый сложный и трудоемкий вариант – установка противотуманных фар в пустой бампер (то есть без заводских отверстий для этого):
- Снимите бампер с автомобиля согласно инструкции по ремонту и эксплуатации.
- Определите оптимальное положение для установки фар с точки зрения формы корпуса и соответствия нормативным требованиям.
- Сделайте отверстие для фар. Лучше всего просверлить отверстия по периметру и отпилить заготовки напильником. Отверстие необходимо отрегулировать, чтобы обеспечить правильное прилегание корпуса к декоративной рамке. Небольшие фрагменты бампера аккуратно вырезаем строительным или канцелярским ножом.
- Просверлите отверстия под корпус противотуманной фары, который закреплен подходящими болтами.
- Установите проектор в корпус и закрепите защитную планку. Цепляется за пластиковый бампер.
- отрегулировать фару можно с помощью соответствующего гаечного ключа, входящего в комплект.
Установка ПТФ на внешнем кронштейне
Возможность крепления противотуманных фар на стальном кронштейне:
- Отметьте точки крепления кронштейна к бамперу согласно требованиям для установки противотуманных фар. Как правило, на кронштейне устанавливаются дополнительные фары.
- Прикрутите кронштейн к бамперу саморезами или болтами.
- Установить противотуманные фары на места крепления, подключить проводку.
Пример установки фар на кронштейн
Установка ПТФ в штатные проёмы
Чтобы вставить фары в бампер штатными заглушками, понадобятся:
- Поднимите переднюю часть автомобиля, подложив под колеса деревянный брусок высотой 150-200 мм. Для большего удобства работы можно установить машину на лифт.
- Снимите протекторы, закрывающие нижнюю часть бампера.
- Откручиваем фиксаторы штатных колпачков бампера.
- Вставьте противотуманную фару в направляющие и закрепите штатными винтами. При использовании неоригинальных фар может быть несоответствие габаритов и мест крепления. В этом случае нужно подогнать детали друг к другу. Ниже представлена фотогалерея установки китайских противотуманных фар в бампер Hyundai Elantra HD.
Протяжка проводки
При протяжке и установке проводки следует соблюдать правила техники безопасности:
- отключите аккумулятор;
- сечение провода должно соответствовать проводимому току;
- стыки должны иметь надежный контакт;
- можно подключать только провода из одного материала (для уменьшения электрохимической коррозии);
- скрутки желательно заливать сваркой;
- стыки проводов заизолировать термоусадочной трубкой или изолентой;
- избегайте размещения кабельных соединений в местах, подверженных затоплению;
- для защиты от перегиба и истирания рекомендуется защищать разрезной гофрированной трубой;
- провода располагаются параллельно стандартным жгутам и крепятся к ним пластиковыми стяжками;
- цепь питания противотуманных фар в обязательном порядке защищается индивидуальным предохранителем;
- при прокладке провода убедитесь, что на пути нет горячих или движущихся элементов, а также острых краев.
Несоблюдение правил безопасной электропроводки приводит к перегреву цепей и возгоранию, способному разрушить транспортное средство.
Перед началом монтажа рекомендуется собрать будущую электрическую схему и опробовать работу. Это событие позволяет находить и устранять ошибки, допущенные во время разработки.
Проверка проводки и фар
Примерная последовательность подключения:
- Провести предварительную разводку разъемов противотуманных фар.
- Проведите кабели внутри бампера через гофрированную трубку.
- Снимите отрицательные кабели с противотуманных фар и подсоедините их к кузову. Рекомендуется использовать стандартные грузовые болты, имеющиеся на передних лонжеронах.
- Снимите переднее колесо и облицовку колесной арки (альтернативно).
- Определите положение реле. Реле необходимо использовать в обязательном порядке, так как прямое включение ламп выключателем приведет к быстрому сгоранию контактов. Реле можно разместить на свободном месте в стандартном монтажном блоке или в любом месте комбинации приборов.
- Поскольку противотуманные фары должны работать совместно с габаритными огнями, подключение производится с помощью размерного блока. Ниже представлены фото процесса подключения проводки на легковой машине Фольксваген Поло Седан.
Монтаж выключателя ПТФ
Самый распространенный метод включения противотуманных фар – это кнопка, которая устанавливается в обычном месте или в любом другом месте, доступном для водителя. Штатные места для кнопок закрыты съемными заглушками, изредка они прикрыты материалом панели приборов. В этом случае необходимо просверлить отверстие, соответствующее размеру корпуса кнопки.
Отдельным пунктом стоит рассмотреть установку блока переключателей на рулевой колонке с поворотным переключателем противотуманных фар. Для выполнения работ может потребоваться специальный инструмент – отвертки Torx и специальный гаечный ключ для центрального болта руля.
Подключите переключатель на рулевой колонке, выполнив следующие действия:
- Откручиваем две половинки облицовки рулевой колонки.
- Разделите детали, преодолев сопротивление зажимов. При разборке будьте осторожны, чтобы не сломать пластиковые зажимы.
- Далее нужно снять подрулевой переключатель, который можно снять, не снимая руль или сняв. В первом случае просто согните пружинный зажим, снимите рычаг и отсоедините разъем. Далее вставляется еще один выключатель и снятые детали устанавливаются на место. Во втором случае требуется разборка руля и подушки безопасности (если есть). Способ снятия подушки разный для каждой модели. Удерживайте снимаемую деталь, так как она может соскользнуть с держателей и порвать проводку.
- После снятия подушки необходимо открутить центральный болт крепления руля.
- Снимаем рулевое колесо, отсоединяем вилки от переключателя на рулевой колонке.
- Открутите несколько винтов, фиксирующих выключатель, и снимите его с колонки.
- Установите новый привод и соберите заново. При установке рулевого колеса убедитесь, что спицы рулевого колеса и передних колес находятся в правильном положении. Центральный болт необходимо затянуть с рекомендованным моментом затяжки.
- Подключите источник питания и проверьте работу электрощита.
Пример установки нового рычага подрулевого переключателя на автомобиль Hyundai Solaris.
На некоторых европейских автомобилях противотуманные фары включаются поворотным переключателем, расположенным на панели приборов. При установке фар на такой автомобиль необходимо вывести провода от ламп к вилке и установить выключатель света с функцией управления противотуманками.
Видео
Схема подключения противотуманных фар представлена в видеоролике для канала Car Lover».
Схема зажигания фар и противотуманных фар: 1 – фары; 2 – главный блок предохранителей; 3 – реле включения ближнего света фар; 4 – выключатель зажигания; 5 – выключатель внешнего освещения; 6 – сигнальные лампы дальнего света (слева) и противотуманных фар (справа); 7 – противотуманные фары в задние фонари; 8 – выключатель противотуманных фар; 9 – дополнительный блок предохранителей; 10 – выключатель фар; 11 – реле включения дальнего света фар.
У машины две круглые фары. Лампы головного света – двунитные (H4). Напряжение на нити ламп накаливания подается через реле ближнего и дальнего света типа 113.3747, расположенные под панелью приборов с левой стороны. Характеристики реле: напряжение зажигания при температуре (20 ± 5) ° С – не более 8 В, сопротивление обмотки – (85 ± 8,5) Ом. Напряжение подается на катушки реле, если кнопка выключателя внешнего освещения полностью нажата (таким образом, выбор между ближним и дальним светом – в зависимости от положения переключателя фар на рулевой колонке) или независимо от положения переключателя – если водитель подтягивает к себе левый подрулевой рычаг (загорается дальний свет).
На некоторых автомобилях может быть установлен гидрокорректор фар, предназначенный для изменения угла наклона фар в зависимости от загруженности автомобиля.
Основные характеристики
Торговая марка: BMW | Коробка передач: автомат / механика |
Модель: X1 | Кузов: седан, купе, универсал |
Год выпуска: 2009 | Электропитание: бензин / дизель |
Объем двигателя: 1985 см³ | Направляющая: задняя |
–>
Установка противотуманных фар на пшеничном поле не займет много времени, около часа. Для начала нужно купить необходимые комплектующие, кроме противотуманных фар нужно взять 6 клемм-розеток, кольцо на 6 мм, реле на 4 контакта, кнопку на ваз и 6 метров автомобильного кабеля.
Для начала установки нужно подключить противотуманные фары к бамперу, как показано на рис.1.
Одновременно с установкой подключите черный отрицательный провод к держателю противотуманных фар и подведите положительные провода под решеткой к области аккумуляторной батареи, как показано на рис. 2 – 3.
Затем нужно вставить шнур в кнопку в салоне. Под запасным колесом, ближе к двигателю, находится резиновый колпачок конструкции на рис. 4.
Необходимо проткнуть его шилом и протолкнуть провод внутрь салона рис. 5.
Далее необходимо подключить провод к правой фаре габаритных огней – рис. 6, для питания реле зажигания находим синий провод, зачищаем его, подключаем и выводим в аккумуляторный отсек.
Следовательно, после подключения, как показано на рисунках, провода должны сойтись в области батареи на рисунке 7.
Правильное подключение реле рис. 8: контакт №87 – аккумулятор, контакт №80 – противотуманные фары, контакт №85 – кнопка (команда минус), контакт №86 – плюс от синего провода габаритных огней.
На каждый провод необходимо вставить одну клемму – материнскую и на основной блок питания – кольцо 8 мм, для подключения к аккумулятору, рис.9.
Подсоединив провода к реле, прикручиваем штатным болтом возле рис десять АКБ.
Затем идем в салон для подключения кнопки. Кнопка для противотуманных фар может быть установлена в любой свободный слот, например, на Рис.
Для установки кнопки необходимо открутить два самореза, фиксирующие лицевую панель рис. 12.
После снятия панели, рисунок 13, вам нужно найти постоянный знак минус. Найдя минус, подключите его коротким проводом к кнопке вместе со вторым проводом, идущим от реле.
Затем собираем переднюю панель, но кнопку в исходное положение не устанавливаем, она должна работать, как на рис четырнадцать.
Далее приступим к проверке. Включаем безразмерную кнопку и убеждаемся, что не светят противотуманные фары, затем включаем противотуманные фары с исправными габаритными огнями и если все подключено как в описании то все должно работать как на первом рисунке.
Затем устанавливаем кнопку в исходное положение.
Проблем с подключением нет, просто следуйте инструкциям и все точно заработает!
Установленные на месте противотуманные фары придают ему законченный вид настоящего российского внедорожника.