ГАЗ-3307, 3309 » Электрооборудование » Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации РС — 950П
Если при этом контрольные лампы или контрольная лампа не загораются или горят постоянно, разомкните реле и осмотрите контакты исполнительного реле. При необходимости следует почистить контакты. Если контакты спеклись, отключите и очистите их, затем отрегулируйте зазоры (рис. 3). Расстояние E с разомкнутыми контактами должно составлять 0,8 мм. Расщепление! при замкнутых контактах он должен быть не менее 0,15 мм. Зазоры регулируются отгибанием ограничителя хода якоря 1.
Рисунок 1 Схема подключения указателей поворота и аварийной сигнализации.
1 – передний указатель поворота; 2 – боковой повторитель; 3 – релейный выключатель; 4 – сигнализатор указателей поворота трактора; 5 – выключатель указателей поворота; 6 – выключатель аварийной сигнализации; 7 – сигнализатор тревоги; 8, 9 – предохранители на 8 А; 10 – выключатель аварийной сигнализации; 11 – индикатор тока; 12 – предохранитель 60 А; 13 – аккумуляторная батарея; 14 – задний указатель поворота; 15 – выключатель аккумуляторной батареи; 01 – сопротивление МЛТ-0,125-2,7 кОм; К2 – сопротивление МЛТ-0,25-1,3 кОм; КЗ – сопротивление МЛТ-0,125-10 кОм; В4 – сопротивление ШТТ-0,125-7,5 кОм; В5 – сопротивление МЛТ-0,125-1,8 кОм; H6. «12 – резисторы МЛТ-0,125-1,0 кОм; Я7 – резистор МЛТ-0,25-1,5 кОм; В8, R10 – резисторы МЛТ-0,25-240 кОм Ю – резистор МЛГ-025-120 кОм, Н11. Н14 – резисторы МЛТ-0,125. -10 Ом; Я13. »15 – резисторы МЛТ-0,25-910 Ом; Ви. УЗ – диоды КДСШ-Б; У2 – транзистор ЮГ-815-В; У4 - транзистор КТ-209-К; У5 – транзистор КТ-3102. -Б; У6 – диод КД209-А; У7. У8 – транзистор КТ-816-Г; К – обмотка исполнительного реле; К1. К2, КЗ – обмотки с герконами КЭМ-2; С1, С2 – конденсаторы К-73- 17-250В-0,68 мкФ; П – выход на центральный вывод переключателя указателей поворота; ЛБ – выход на переключатель указателей поворота (левая сторона); КТ – выход на контрольную лампу трактора; LT – выход на переднюю контрольную лампу трактора (левая сторона); ПБ – выход на переключатель указателей поворота (бордюр); ПТ – выход на переднюю контрольную лампу трактора (правый борт); ПЗ – выход на задний сигнальный фонарь тр актер (правый борт); КЛ – вывод на прицепной фонарь; LP – вывод левой контрольной лампы выключен; ПП – выход на сигнальную лампу по правому борту прицепа; LZ – вывод на задний сигнальный фонарь трактора (левая сторона)
Устройство и работа реле-прерывателей указателей поворота
Реле переключателя, или, как его обычно называют, указателя поворота, предназначено для включения указателей поворота в мигающем режиме, что более эффективно привлекает внимание участников дорожного движения, информируя их о следующем маневре транспортного средства. Кроме того, во всех фарах автомобиля загорается мигающий индикатор – система аварийного оповещения сигнализирует о нештатной ситуации с транспортным средством и предупреждает участников дорожного движения о необходимости принятия мер предосторожности.
Реле переключателя используется вместе с переключателем указателя поворота, переключателем аварийной сигнализации и переключателем указателя поворота. Для оптимального восприятия светового сигнала частота мигания указателей поворота должна составлять 60… 120 мин -1 .
Автомобильные реле указателей поворота бывают двух типов: термоэмиссионные и электронные. В настоящее время электронные реле постепенно заменяют свои термоэмиссионные аналоги, поскольку они более надежны, хотя и не лишены некоторых недостатков (например, создают радиопомехи).
Работа термоэмиссионных прерывателей основана на свойстве некоторых проводников значительно растягиваться при нагревании из-за прохождения через них электрического тока.
Рассмотрим конструкцию такого переключателя на примере релейного переключателя указателей поворота РС57, который в недавнем прошлом получил широкое распространение на отечественных автомобилях различных марок.
Термоэлектрический выключатель РС57 (рис.1) имеет железный сердечник 13 с размещенной на нем обмотке 15, два якоря (основной 7 и дополнительный 12), две пары контактов 8 и 10, нихромовую струну 5 и дополнительную прочность 6. Весь механизм установлен на текстолитовой основе 2 и закрыт алюминиевым кожухом 3. К основанию выведены три вывода B, SL и KL.
Рис. 1. Релейный переключатель РС57: 1 – контактные выводы; 2 – основа текстолитовая; 3 – алюминиевый кожух; 4 – регулировочный винт; 5 – нихромовая веревка; 6 – дополнительное сопротивление; 7 – снова; 8 и 10 – контакты; 9 – скоба; 11 – упор; 12 – якорь дополнительный; 13 – сердечник; 14 – возвратная пружина; 15 – обмотка
Переключатель указателей поворота работает следующим образом.
Когда переключатель указателей поворота включен, ток от клеммы B проходит через сердечник, якорь, струну, дополнительный резистор, обмотку на клемму SL и выходит за пределы указателей поворота и контрольных ламп. В это время лампы горят с неполным накалом, так как в цепь включено дополнительное сопротивление 6,7 Ом.
По мере прохождения тока струна нагревается и растягивается. Ток, проходящий через обмотку, создает магнитное поле в сердечнике, и сердечник стремится притягивать якорь. После того, как струна растянется, контакт якоря подключится к неподвижному контакту, и резистор отключится от цепи. В этом случае лампы будут гореть на полную мощность. Как только струна остынет, якорь отойдет от сердечника, контакты разомкнутся и резистор включится в цепь лампы.
Частота мигания (1… 2 с -1) регулируется винтом, расположенным снаружи основания переключателя.
Когда винт вкручен, натяжение троса увеличивается, а это, в свою очередь, ускоряет размыкание контактов и увеличивает частоту мигания ламп.
Отвинчивание винта снижает частоту мигания ламп.
Недостатком таких релейных переключателей является непостоянство длины нихромовой струны, которая со временем увеличивается, и переключатель необходимо регулировать. В холодное время года шнур нихромового переключателя также меняет свою длину, что влияет на частоту мигания поворотников.
Также при перегорании одного из указателей поворота нагрузка на другие фонари резко возрастает, что может привести к их преждевременному выходу из строя.
По этим причинам современные автомобили оснащаются более надежными и стабильными электронными переключателями указателей поворота, схемы подключения и подключения которых приведены ниже.
Электрическая схема включения реле выключателя РС950-П в автомобилях ГАЗ-2410, ГАЗ-3102 и ГАЗ-3129 представлена на рис. 2, схема подключения – на рис. 3.
Рис. 2. Схема включения релейного переключателя РС950-П на автомобилях ГАЗ: 1 – релейный переключатель РС950-П; 2 – боковые повторители; 3 – переключатель указателей поворота; 4 – выключатель аварийной сигнализации; 5 – сигнальная лампа аварийной сигнализации; Предохранители 6, 7 – 6А; 8 – выключатель зажигания; 9 – амперметр; 10 – аккумуляторная батарея; 11 – задние указатели поворота; 12 – указатели поворота передние; 13 – сигнальная лампа указателей поворота; 14 – лампа индикаторов поворотов прицепа; R1 – сопротивление МЛТ 2,7 кОм; R2 – Сопротивление МЛТ 1,3 кОм; R3 – резистор МЛТ 10 кОм; R4 – резистор МЛТ 7,5 кОм; R5 – резистор МЛТ 1,8 кОм; R6 – Сопротивление МЛТ 820 Ом; R7 – резистор МЛТ 1,5 кОм; R8, R10 – резисторы МЛТ 240 Ом; R9 – резистор МЛТ 120 Ом; R11, R14 – резисторы МЛТ 10 Ом; R12, R16 – резисторы МЛТ 1 кОм; Резисторы R13, R15 – МЛТ на 910 Ом; С1, С2 – конденсаторы К73-17-250В на 0,68 мкФ; Д1 и Д2 – диоды КДС 111Б; Д3 – диод КД 209А; Т1 – транзистор КТ 315В; Т2 – транзистор КТ 209К; Т3 – транзистор КТ 3102Б; Т4 и Т5 – транзисторы КТ 816Г; К – исполнительное реле; К1, К2, К3 – катушки с герконами КЭМ-2
Рис. 3. Схема подключения реле-переключателя указателей поворота и сигнализации РС950-П (обозначения элементов электрической схемы аналогичны обозначениям на рис. 1). | Рис. 4. Схема реле-переключателя указателей поворота PC950. |
Реле РС950-П имеет исполнительные электромагнитные реле для управления режимом работы сигнальных ламп. Работой указателей поворота управляет сигнализатор (лампа), установленный на шкале спидометра и дублирующий работу указателей поворота в сигнальных огнях. Реле переключателей имеют клеммы для подключения указателей поворота прицепа.
При перегорании одного из указателей поворота автомобиля или прицепа соответствующий индикатор перестает мигать. В этом случае водитель может дистанционно (не выходя из кабины) определить проблему по отсутствию света контрольной лампы или увеличению частоты мигающих импульсов контрольной лампы.
Для вставки переключателя реле в рабочий режим поворотников одной стороны используется переключатель поворотников Р149-01, который принудительно приводится в действие водителем и автоматически возвращается в исходное положение по окончании маневра.
Для включения сигнализации используется выключатель сигнализации 24-3710, который включает все фонари (передние, задние, прицепные), работающие синхронно в мигающем режиме, независимо от положения переключателя указателей поворота. Одновременно с указателями поворота мигает лампа, встроенная в рукоятку переключателя. Конструктивно реле-переключатель РС950-П выполнен в виде электронного блока.
Контактно-транзисторное реле-переключатель поворотников РС950 (рис.4), устанавливаемое на грузовые автомобили ГАЗ, ЗИЛ и КамАЗ, состоит из драйвера генератора импульсов тока на печатной плате, исполнительного механизма (электромагнитного реле), реле для контроля работы сигнальных огней трактора и реле исправности сигнальных огней прицепа. Все эти элементы смонтированы на общей печатной плате и помещены в пластиковый корпус.
На крышке расположены две клеммные колодки для подключения к электрическим цепям автомобиля: восьмиконтактная для включения трактора и четырехклеммная для прицепа.
Генератор импульсов тока собран по схеме стабильного мультивибратора с электромеханической положительной обратной связью. В исходном состоянии транзистор VT1 закрыт напряжением, определяемым номиналами резисторов R1, R2, R3 и R4. В этом случае транзисторы VT2 и VT3 находятся в закрытом состоянии. Поскольку транзистор VT3 закрыт, обмотка К1 обесточена и ее контакты разомкнуты.
При включении указателей поворота или аварийной сигнализации конденсатор С1 заряжается и резистор R6 подключается параллельно резистору R4 через холодные нити ламп и диод VD1. Потенциал эмиттера VT1 уменьшается и открывается. При этом открываются транзисторы VT2 и VT3, срабатывает реле К1, и загораются лампы. Конденсатор С1 начинает разряжаться и некоторое время держит транзистор VT1 открытым. После разрядки конденсатора все транзисторы и исполнительное реле возвращаются в исходное состояние.
Указатели поворота подключены к переключателю. Хотя теперь резистор R6 подключен параллельно резистору R4, транзисторы остаются закрытыми в течение некоторого времени из-за заряда конденсатора C1. При достижении определенного уменьшения силы тока заряда конденсатора С1 транзисторы открываются. Процесс формирования импульса тока повторяется снова.
Диод VD2 используется для гашения ЭДС самоиндукции катушки реле К1, диод VD3 используется для получения напряжения для надежного закрытия транзистора VT3, диод VD4 используется для пиков импульсов отрицательной полярности генератор, в котором они образуются при резком изменении нагрузки.
В рабочем режиме указателей поворота исправность поворотников трактора контролируется с помощью реле К2, а прицепа – с помощью реле К3. Если одна из лампочек перегорит, индикатор не загорится. В режиме сигнализации контролируются только индикаторы прицепа для проведения технического обслуживания.
Реле переключения света фар
Реле включения фар предназначено для включения дальнего и ближнего света фар, а также для кратковременного включения дальнего света фар. Использование реле в цепях управления фарами позволяет продлить срок службы контактов, которые при прямом переключении цепей переключателей и фар намного быстрее сгорают, так как пропускают относительно большой ток.
Рассмотрим базовое устройство и работу такого реле на примере реле переключения фар РС711 (рис. 5).
Реле включения фар RS711, используемое на автомобилях ГАЗ-3110, служит для включения ближнего света фар на дальний свет и наоборот, а также включения дальнего света для кратковременной сигнализации (мигание фар). Реле управляется переключателем на рулевой колонке.
Конструктивно реле PC711 представляет собой электромагнитное реле с одним набором переключающих контактов 8 (рис. 5) и одной парой нормально разомкнутых контактов 5. Набор переключающих контактов имеет два фиксированных контакта и один переключающий контакт с двумя фиксированными положениями.
Положения контактов переключателя фиксируются механической блокировкой, предусмотренной в конструкции переключателя.
Работой реле управляет переключатель P149-01 для указателей поворота и фар. При подаче переключателем кратковременных одиночных управляющих сигналов на электрические выводы обмотки электромагнита («минус» от источника питания) реле включает напряжение в электрической цепи дальнего света и при выключении центрального переключателя света. (положение II) реле переключает фары с дальнего на ближний свет и наоборот.
Рис. 5. Реле включения фар RS711: 1 – кожух; 2 – неподвижный; 3 – обмотка; 4 и 9 – контактные пластины; 5 – контакты сигнализации; 6 – монтажная панель; 7 – шипы; 8 – контакты включения фар; 10 – коммутационное устройство; 11- весна
Все элементы реле смонтированы на пластиковой монтажной панели 6 и защищены кожухом 1. Для включения в электрическую цепь бортовой сети автомобиля реле имеет шесть контактов с номерами 7 и с номерами «4» и «». 6 дюймов имеют две вилки, соединенные вместе.
Дом Автомобильная электроника Переключатель указателей поворота РС57 и РС950, устройство и принцип действия |
Рис. 1. Схемы зажигания реле-переключателя указателей поворота и положение штекеров на клеммной колодке:
а – РС57; b-PC950; в – расположение заглушек на колодке подключения;
1 – переключатель указателей поворота; 2 – лампа фары; 3 – боковой указатель поворота; 4 – лампа заднего света; 5 – струна; 6 – добавочный резистор; 7 – снова; 8 – контакты; 9 – сердечник; 10 – якорь дополнительный; 11 – обмотка; 12 – металлический кожух; 13 – изоляционная панель; 14 – контрольная лампа; 15 – аккумулятор; 16 – выключатель аварийной сигнализации; КТ и КП – штекеры для контрольных ламп; LT, LP, PT и PP – заглушки для сигнальных ламп; LB и PB – штифты указателя поворота; «+» – выходы на поворотный переключатель; P – вывод на источник питания.
Реле-переключатель указателей поворота РС57 предназначен для приема мигающего светового сигнала при повороте автомобиля. Переключатель реле включен последовательно в цепочку ламп, сигнализирующих о поворотах. Электрическая схема реле-переключателя РС57 представлена на рис. 1, а. На сердечник 9 переключателя намотана обмотка 11. К сердечнику прикреплены два якоря: стальная пружина 7 и еще один 10. Контакты расположены на свободных концах обоих якорей и на кронштейнах. К свободному концу якоря 7 приваривается нихромовая проволока (канат) 5, другой конец которой закреплен в изоляторе. К струне последовательно включен дополнительный резистор 6 сопротивлением 18 Ом. Релейно-переключающий механизм установлен на изолирующей панели 13 и закрыт металлическим кожухом 12. На панели расположены три клеммы: B, SL и KL.
Когда реле указателей поворота включено, ток течет к выводу, проходит через сердечник 9, якорь 7, струну 5, резистор 6U, обмотку 11 на вывод SL, а затем проходит к фарам и фарам сзади и сбоку указатель поворота. В этом случае нити ламп не сгорают полностью, так как в цепь включен резистор 6. При прохождении тока по обмотке 11 в сердечнике 9 создается магнитное поле, под действием которого якорь 7 притягивается к сердцу. Струна 5 при прохождении через нее тока нагревается, растягивается и контакты 8 замыкаются. При этом отключается резистор 6, и нити ламп горят на полную мощность до тех пор, пока струна не остынет и не разомкнет контакты. В схему снова включается резистор 6 и процесс повторяется до тех пор, пока рычаг переключателя реле указателей поворота не будет выключен.
Одновременно с якорем 7 к сердечнику притягивается еще один якорь 10, так что ток течет к сигнальной лампе 14, расположенной на панели приборов.
Реле прерывателя регулируется винтом, расположенным на изолирующей панели. При вкручивании винта натяжение струны увеличивается, в результате чего контакты размыкаются быстрее и частота мигания лампы увеличивается. Для уменьшения частоты мигания ламп откручивают регулировочный винт. Частота мигания ламп в исправном выключателе должна быть в пределах 90 ± 30 циклов в минуту.
Выключатель-реле РС57 предназначен для включения двух ламп мощностью 21 Вт каждая и одной лампы мощностью примерно 1,0 Вт. В этом случае ожидается нормальная частота мигания (90 ± 30 циклов в минуту). В случае использования ламп разной мощности или истощения одной из ламп частота мигания меняется, что является недостатком переключателя РС57.
Использование электронных устройств позволило создать освобожденный от указанного неудобства выключатель указателей поворота, что позволяет использовать его в режиме сигнализации, когда включены все сигнальные огни автомобиля и прицепа.
Реле-прерыватель тока ламп указателей поворота РС950
Релейный переключатель РС950 (РС951) для указателей поворота предназначен для использования в электрической цепи 12 В, а автоматический выключатель РС951 – в электрической цепи 24 В. Эти два релейных переключателя идентичны, за исключением некоторых номиналов сопротивления резисторов и данные обмоток электромагнитных реле. Реле переключателя обеспечивает прерывистые световые сигналы указателей поворота автомобиля и прицепа, сигнализируя об аварийном состоянии при одновременном включении всех указателей поворота, а также раздельный контроль исправности фар автомобиля и прицепа. Прицеп при включении указателей поворота на (см рис.1, б).
Все элементы переключателя реле смонтированы на общей печатной плате и заключены в пластиковый пылезащитный кожух. Для подключения к электросети автомобиля на крышке есть две розетки: восемь для легкового автомобиля и четыре для прицепа. Коммутаторное реле состоит из основного устройства – генератора импульсов тока необходимой частоты и длительности; исполнительный механизм – электромагнитное реле К1, переключающее ток указателей поворота и боковых повторителей; реле К2 для контроля состояния сигнальных огней автомобиля и реле короткого замыкания для контроля сигнальных огней прицепа. Металлокерамические контакты реле К1 коммутируют ток до 30 А, который достигается при включении ламп.
В исходном состоянии, когда указатели поворота и сигнализация не горят, транзистор VT1 закрыт, так как на его эмиттер и базу через резисторы R2, R1 и R5, R4 подается запирающее напряжение, а на транзисторы VT2 и биполярные. VT5 также замкнуты, катушка реле К1 обесточена и его контакты разомкнуты.
При включении переключателя указателей поворота или выключателя аварийной сигнализации ВК422 конденсатор С1 заряжается. При этом через диод VD3 подключаются резистор R6 обмотки К2 и реле КЗ и холодные провода фонарей. Это вызывает уменьшение эмиттерного потенциала транзистора VT1 и открытие транзисторов VT2 и VT5. Через открытый транзистор VT5 ток течет в обмотку исполнительного реле К1, контакты которого замкнуты, а ток – на указатели поворота. Конденсатор С1 начинает разряжаться и некоторое время держит транзистор в открытом состоянии. После разряда конденсатора С1 все транзисторы и исполнительное реле возвращаются в исходное состояние. Транзистор VT1 некоторое время находится в открытом состоянии из-за зарядки конденсатора С1, несмотря на то, что резистор R6 включен параллельно резистору R4.
Когда зарядный ток конденсатора падает до определенного значения C1, транзисторы VT1, VT2, VT5 снова открываются и цикл повторяется.
Диод VD4 служит для уменьшения ЭДС самоиндукции обмотки реле К1, возникающей при выключении транзисторов, а диод VD6 служит для надежной блокировки транзистора VT5. Диод VD7 отводит импульсы отрицательной полярности генератора импульсов при резком изменении нагрузки.