Содержимое
У нас в печке Нивы две скорости. Я читал в Интернете, что можно сделать четыре. Ничего особенного. В интернете левая схема с использованием старого стандартного резистора:
Мне это сразу не понравилось, и я начал понимать схему Калинова. У Шевинивы точно так же:
Покупаем резистор Калиновский (Шнивский) с четырьмя контактами (200 руб.) И выключатель ТЭН Калиновский (100 руб):
Схема включения электродвигателя вентилятора отопителя и элемента обогрева заднего стекла:
1 — выключатель зажигания;
2 — монтажный блок;
3 — выключатель электродвигателя отопителя;
4 — добавочный резистор;
5 — электродвигатель отопителя;
6 — элемент обогрева заднего стекла;
7 — выключатель обогрева заднего стекла с контрольной лампой;
А — к источникам питания;
К6 — дополнительное реле;
К7 — реле включения обогрева заднего стекла.
Автомобиль оборудован электродвигателем вентилятора электронагревателя с возбуждением от постоянных магнитов. В цепи питания электродвигателя установлен дополнительный резистор для достижения разных скоростей. Резистор имеет три катушки и предохранитель. При прохождении тока по всем трем спиралям обеспечивается 1-я скорость вращения вентилятора отопителя, если ток проходит по двум спиралям — 2-я скорость, по одной — 3-я скорость. При включении электродвигателя без дополнительного сопротивления якорь электродвигателя вентилятора вращается с 4-й максимальной скоростью (3000 мин -1).
В случае выхода из строя замените электродвигатель на новый. Единственно возможный ремонт электродвигателя — чистка коллектора.
Как видно на схеме, контакты 4 переключателя и резистора замкнуты и идут на плюс двигателя. У нас есть три провода, выходящие из двигателя. Минус — черный, сине-черный и красный — плюс (припаян к контакту в двигателе). На всякий случай заменил короткий красный провод на более длинный (длиннее сине-черного). Он пойдет на переключатель, а сине-черный — на резистор (четвертый контакт). Если разбираете двигатель, отметьте крышку.
На месте резистора вырежьте прямоугольник для нового резистора. Чтобы не протаскивать провода через верх печки, возле сопротивления, где есть защищенная вентилятором ниша, проделываем отверстие и протягиваем провода. Делаем разводку из трех проводов на 1, 2 и 3 контакта.
Переключатели 1 и 2 имеют более мелкие контакты, чем другие. У нас там, где рычаги повыше, лишний блок (для омывателя фар). Я разрезал его и собрал все нитки. При желании можно купить. Черно-синий на 4 и с жгутом соответственно 1, 2, 3. Подключаем самый желто-синий от кнопки печки к торцу при установке пульта на 5-й контакт переключателя (посередине). Подсветку для рычагов я сделал отдельно, поэтому воспользуемся проводами подсветки окон, чтобы выделить переключатель.
Для установки выключателя вытаскиваем родную вилку, немного разрезаем пластик справа и слева. Ставим переключатель так, чтобы 0 был внизу, а защелки справа и слева. За рамку вышла резинка, не знаю какая. Вырезаю и ставлю отметки скорости одним движением. Летом, наверное, сделаю еще раз. Для подсветки взял ленту с 9 диодами, вырезал прорезь, соединил с проводами подсветки другого окна (+/- не путайте), залил силиконом. Подобрал родную подсветку клавиш, чтобы пряди не свисали:
![]() |
![]() |
Обновлено 15.10.11, от AveGeo.
Статья неточная. Нумерация клемм выключателя электродвигателя отопителя Калина не соответствует выключателю, который используется в Шниве.
На прилагаемой схеме показана правильная нумерация.
Кроме того, в этом переключателе используется светодиод для освещения, и преимущество его мощности находится справа, если смотреть сзади.
Работа печки на классической «Ниве» традиционно вызывает нарекания у большинства владельцев этой машины. Откровенно слабый, но громкий вентилятор и плохо спроектированные воздуховоды недостаточно нагревают салон. Кроме того, эксплуатация ВАЗ 2121, 2131 в сложных дорожных условиях сказывается на работе отопителя. Забиты радиатор печки, воздуховоды, разрушены патрубки. Поэтому понимание принципов работы отопителя и умение его отремонтировать своими руками становится важной задачей для водителя «Нивы».
Радиатор печки «Нивы»
Радиатор печки ВАЗ 2121, 2131 не относится к ответственным частям автомобиля. Но в холодную погоду вождение автомобиля с неисправной печкой вряд ли доставит удовольствие. Помимо откровенного холода в салоне может происходить запотевание окон, что приводит к ухудшению видимости, а это уже вопрос безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
Конструктивно радиатор представляет собой теплообменник или, проще говоря, аккумулятор, задача которого — нагревать воздух, проходящий через его решетку. Внешне он выглядит так же, как аналогичный агрегат на других автомобилях.
Для ВАЗ «Нива» и «Классик» используется радиатор того же типа, что и отопитель
Радиатор от «Шевроле-Нива» не подходит к семейству ВАЗ-2121, 2131. Это нужно учитывать при выборе запчасти в магазине.
Местоположение радиатора
Радиатор отопления на Ниве расположен под панелью приборов за центральной консолью между сиденьями водителя и правого пассажира. Это стандартная печка в большинстве машин. По сравнению со многими другими моделями автомобилей доступ к радиатору в Ниве достаточно простой. Для полуквалифицированного специалиста на это уйдет около 10-15 минут.
Устройство и функции радиатора
Радиатор печки — это агрегат, в котором тепло передается от нагретой жидкости к окружающему воздуху. Он состоит из двух горизонтальных рядов труб, пересеченных вертикальными металлическими пластинами (ребрами). По бокам конструкция разграничена панелями, выполняющими функции цистерн. Впускной и выпускной патрубки охлаждающего контура прикреплены к одному из баков.
Внутри бачка есть две не сообщающиеся полости. Антифриз течет через впускное отверстие в полость, соединенную с верхним рядом труб. С другой стороны радиатора находится возвратный бачок, по которому антифриз перетекает во второй ряд патрубков и движется в обратном направлении ко второй полости бачка и выходному патрубку. Покинув радиатор, антифриз попадает в основную систему охлаждения автомобиля. Циркулирующий в трубах антифриз обеспечивает прогрев всей решетки, благодаря чему передача тепла от радиатора достигает максимального эффекта.
В консоль приборной панели установлен радиатор в пластиковом кожухе и заклеен по периметру поролоновым скотчем. Нагрев воздуха зависит от степени открытия клапана, регулирующего поток жидкости через радиатор. Клапан установлен на входе в радиатор и управляется верхним рычагом на центральной консоли.
Холодный воздух поступает снаружи, проходя через горячий радиатор, нагревается и попадает в машину
Основная и уникальная функция радиатора отопителя — нагревание потока воздуха, поступающего в салон через воздуховоды.
Радиаторы изготавливаются из алюминия или меди. Алюминиевое изделие слабо выдерживает температурный режим. Медный радиатор работает эффективнее, но стоит дороже. К достоинствам медного радиатора можно отнести его ремонтопригодность — способность заделывать трещины на трубах.
Типичные неисправности радиатора
Выделяют две основные неисправности радиатора:
- Забита решетка радиатора и шланги.
- Нарушение герметичности радиатора.
Поскольку Нива часто используется в сложных дорожных условиях, очень велика вероятность загрязнения решетки радиатора запыленным наружным воздухом. Засорение ячеек уменьшает площадь теплопередачи радиатора и, как следствие, приводит к уменьшению тепла, выделяемого воздуховодами в салоне. В таких случаях радиатор печки разбирают и подвергают мойке под высоким давлением.
Забитые шланги радиатора тоже обычное явление. Если розетка просто горячая или холодная, шланги радиатора забиты. Это происходит по разным причинам, в том числе попаданию инородных тел в линию охлаждения во время ремонтных работ. В таких случаях промываются и сами трубы. Для этого не обязательно снимать радиатор отопителя. Просто отделите трубы радиатора от системы охлаждения и подайте воду под давлением к одной из трубок радиатора.
Утечку в шлангах радиатора можно определить по утечке охлаждающей жидкости, которая обычно образуется с правой стороны центральной консоли в районе ног пассажира. Как правило, течь сопровождается запахом тосола (тосола) в салоне. Не стоит ориентироваться только на запах антифриза. Пары хладагента очень летучие и могут вводить в заблуждение относительно источника утечки. Запах антифриза также говорит об утечке в моторном отсеке.
Нарушение герметичности радиатора отопителя происходит из-за естественного износа металла, из которого он изготовлен. Постоянные циклы нагрева и охлаждения, воздействие различных химикатов и расходных жидкостей с течением времени приводят к разрушению металла и образованию трещин. Трещины в медном радиаторе можно заделать. Алюминиевый радиатор нужно будет заменить на новый.
Типичные неисправности радиатора печки ВАЗ-2121 можно устранить в гаражных условиях
Снятие радиатора печки ВАЗ-2121
Процедура снятия радиатора отопителя на ВАЗ «Нива» не требует особых навыков и умений. Важно заранее подготовить необходимые материалы и инструменты. В большинстве инструкций по ремонту автомобильного отопителя содержится рекомендация слить охлаждающую жидкость перед началом работы. На практике многие автомобилисты ограничиваются сливом только той части антифриза, которая находится в самом радиаторе и в ближайших патрубках системы охлаждения.
Подготовка инструментов
Для работы по замене радиатора понадобятся следующие инструменты:
- плоскогубцы;
- отвертка с плоским жалом;
- отвертка Филлипс;
- набор маркеров для идентификации проводов;
- гаечный ключ на «7»;
- гаечный ключ на «10»;
- торцевой ключ на «7»;
- торцевой ключ на «10».
Порядок работ по демонтажу радиатора
Все операции необходимо выполнять в следующей последовательности:
Открутите левый крепежный винт полки для хранения.
Саморез откручивается крестовой отверткой
Правая часть полки крепится к крышке
Центральная часть полки откручивается от переборки
Правый край полки свободно скользит вниз
С левой стороны полки есть специальный наконечник
Нижняя часть панели также фиксируется саморезом
Процесс показан справа, слева он похож
Панель повернута в сторону
Проволочные колодки отсоединены, чтобы полностью снять радиопанель
После отсоединения проводов панель можно свободно снимать
Ослабление хомута показано на примере нижнего патрубка, аналогичная операция проводится с верхним патрубком
Винты откручиваются торцевым ключом с головкой «7»
Снятая прокладка позволяет снять шланги радиатора из моторного отсека
Крепежная гайка откручивается ключом на «7»
Шток снимается с рычага крана
Тяга отключается от крышки вентилятора
Скобы выталкиваются отверткой с плоским лезвием
Крышка вентилятора сдвигается в сторону
После снятия вентилятора радиатор аккуратно вынимается из отсека
Кран и выходы закрываются кнопкой «10»
Снятый кран проверяется на герметичность
Нижняя гайка часто выпадает и теряется
Отключите исходящее соединение.
Две крепежные гайки откручиваются ключом на «10»
После разборки следует провести тщательный осмотр радиатора на предмет засоров в решетке и утечек из труб. По результатам проверки принимается решение о возможности ремонта или установки нового радиатора.
Видео: установка радиатора
Процесс замены радиатора печки на классической «Ниве» давно и досконально изучен многими автовладельцами. Действительно, процедура аналогична всему семейству классических АвтоВАЗов. Однако при работе необходимо соблюдать осторожность и безопасность. После завершения ремонта, перед поездкой по дорогам общего пользования необходимо убедиться, что все узлы и механизмы автомобиля работают в штатном режиме. Только после этого можно начинать повседневную работу машины.
Собственно, поначалу раздражало, что в темноте просто не было видно кнопки включения печки и рычагов управления краном и заслонкой, поэтому вначале была идея организовать подсветку этих органов управления, но, немного поразмыслив, было решено заменить штатный кран на электрический от Газели вроде… Ну вот и решил заменить переключатель на Калиновский плюс сопротивление Шеви-Нивы
Я начал думать, как все организовать в машине. Как разместить элементы управления. Решил переделать трюм. Для этого демонтировали и немного доработали старую накладку блока управления печкой. Прикрепленные картинки
После этого слили тосол и демонтировали панель
Радиатор был доработан. Вместо стандартного смесителя был вкручен длинный шланг и отрезан по длине верхнего шланга
Сопротивление установлено в печном блоке
Кран расположен в моторном отсеке с необходимыми трубами и шлангами
Потом все подключили. Кран подключался по этой схеме
И переключатель на этом
Потом все подключили, собрали, проверили, протестировали и промыли)))
Он отлично работает и эстетично выглядит. Все подчеркнуто и радует глаз. Следующее фото
Всем спасибо за внимание!
Лада 2106 1990, двигатель бензиновый 1.3 л., 64 л с., задний привод, механическая коробка передач — тюнинг
Машины в продаже
Лада 2106, 1997
Лада 2106, 1998
Лада 2106, 1995
Лада 2106, 1999
Комментарии 59
Очень достойно!
Как это проявляется сейчас?
Hi 1,2,3,4 продается отдельно? Я имею в виду, около кнопки!
Нет, это все наклейка
Свежее сделано. Респект автору
привет как ты распилил обогреватели поподробней
сегодня установил кран (ricor electronics), потек по швам (2500-3000 об / мин), это дефект?
Не знаю, у меня был еще один. Попробуйте разобрать и поставить герметик
Стоит ли мотор домашней печки?
Здоровый, из которого вставлять с цифрами
Как и у вас, у меня есть мафон SONY. Хочу спросить, крышка этим ключом закрывается?
Нет не закрывается
Вы сокращали числа вручную?
Я перечитал большинство комментариев, но не понял.
1. Нормальное положение клапана — открыто или закрыто.
2. Я так понимаю, что при отсутствии напряжения он закрыт, а при утечке открыт. Или как? не понял принцип действия.
Меня волнует, когда он находится под давлением, только во время переключения или когда он открыт или закрыт
3. На кране регулировки нет; меньше? или по глупости время от времени ?
Очень хороший! Молодцы и молодцы. Я тоже. Все подготовил, но управление (включение-выключение) сделал кнопкой стеклоподъемника и положил в «помойку» в кулисах. Снял блок адаптера с компа. Мощность суммировал клапан холостого хода карбюратора. Почему я не хочу оставлять в живых другого потребителя, когда машина остановлена. Когда я напишу отчет, я опубликую его в своем блоге.
Я почти забыл. Перед установкой разобрал клапан, перевернул все выкройки вверх ногами — покрасил краской Цапон, она термостойкая, используется специально для выкройки. Поставлю под капот там, где находится вход в радиатор печки и поставлю самой заслонкой вверх, там, где выходит проводка, т.е если кран протекает, всякие микросхемы останутся без влияния антифриза или антифриз. Я читал это на некоторых форумах. Поставил крышки на герметик. Старый кран с радиатора снимать пока не буду, т.к шумихи много, воткнул в одно положение, если что, то хотя бы позже, но если доберусь, то весной сделаю то же самое с вашим трубы.
Хороший. Будет интересно посмотреть. Вам не нужно беспокоиться о блоке питания: смеситель потребляет его только при открытии или закрытии, в остальное время он выключен
Очень хороший! Молодцы и молодцы. Я тоже. Все подготовил, но управление (включение-выключение) сделал кнопкой стеклоподъемника и положил в «помойку» в кулисах. Снял блок адаптера с компа. Мощность суммировал клапан холостого хода карбюратора. Почему я не хочу оставлять в живых другого потребителя, когда машина остановлена. Когда я напишу отчет, я опубликую его в своем блоге.
Я почти забыл. Перед установкой разобрал клапан, перевернул все выкройки вверх ногами — покрасил краской Цапон, она термостойкая, используется специально для выкройки. Поставлю под капот там, где находится вход в радиатор печки и поставлю самой заслонкой вверх, там, где выходит проводка, т.е если кран протекает, всякие микросхемы останутся без влияния антифриза или антифриз. Я читал это на некоторых форумах. Поставил крышки на герметик. Старый кран с радиатора снимать пока не буду, т.к шумихи много, воткнул в одно положение, если что, то хотя бы позже, но если доберусь, то весной сделаю то же самое с вашим трубы.
Свою перед установкой не смотрел — это моя ошибка. Пришлось разобрать и снова собрать с герметиком. Что ж, надеюсь, не потечет. В любом случае рекомендую снять кран, чтобы исключить возможность протечки в салоне. А потом. В жаркую погоду периодически открывайте и закрывайте электрический кран, чтобы он не закис в закрытом положении.