Всем привет. Был конец лета, стал замечать, что из-под заднего колеса капает бензин. Что ж, решил все осмотреть, подумал, может, из-под фильтра капает, а нет! Решил снять обшивку арки заднего колеса с водительской стороны и увидел это фото)
Сообразительность помогла) Купил газовую трубу и 2 хомута, починил все как надо и забыл о проблеме.
Операции выполняемые при замене узлов системы улавливания паров топлива на автомобиле ВАЗ 2170 2171 2172 Лада Приора (Lada Priora)
Узлы системы улавливания паров топлива (адсорбер, сепаратор паров топлива, продувочный клапан адсорбера, гравитационный клапан) снимаются для проверки или замены при появлении стойкого запаха бензина, вызванного утечками, в узлах и трубопроводах, а также при выходе из строя клапан продувки адсорбера. Кроме того, негерметичность контейнера и отказ выпускного клапана могут привести к нестабильности двигателя на холостом ходу или даже к остановке.
Вам понадобятся: гаечный ключ на 10, отвертка с плоским лезвием.
Примечание
Перед снятием компонентов системы улавливания паров топлива отсоедините провод от отрицательной клеммы гидроаккумулятора.
В левой задней колесной арке установлен сепаратор паров топлива.
1. Поместите автомобиль в лифт или смотровую яму.
2. Снимите левое заднее колесо (см. «Замена колеса на ВАЗ 2170 2171 2172 Лада Приора)»).
3. Чтобы снять разделитель, затяните быстроразъемный соединитель…
4.… и отсоедините сливной топливный шланг от штуцера топливного бака.
5. С помощью отвертки поднимите держатель сливного шланга…
6.… и освободите держатель вместе с трубкой.
7. Отвинтите гайку крепления держателя парового шланга от сепаратора к адсорберу.
8. Отсоедините паровые трубки, нажав на быстроразъемный соединитель.
9. Снимите четыре стопорные гайки держателей парового шланга и шланга слива топлива.
10. Отверните две гайки крепления кронштейна сепаратора к корпусу…
11.… и снимите весь сепаратор с кронштейном, трубкой и гравитационным клапаном.
Примечание
Так выглядит собранный сепаратор. Купите под замену точно такую же вместе с трубами и самотечным клапаном, так как трубы несъемные.
12. Установите сепаратор паров топлива в порядке, обратном снятию.
Канистра СУПБ установлена в моторном отсеке на решетке радиатора справа. Из-за особенностей компоновки автомобиля получить доступ к держателю прямо на автомобиле достаточно просто.
1. Чтобы снять адсорбер, затяните быстроразъемный соединитель…
2.… и снимите трубопровод паров топлива к выпускному клапану. Таким же образом отсоединить от сепаратора трубку отвода паров топлива.
3. Снимите два болта крепления адсорбера…
4 . и снимите адсорбер.
Примечание
Так выглядит адсорбер. Купите точно такую же замену.
5. Установите адсорбер в порядке, обратном снятию.
Клапан продувки адсорбера установлен в моторном отсеке на крышке двигателя.
1. Чтобы снять клапан, затяните фиксатор…
2.… и отсоедините разъем жгута проводов от клапана.
3. Вытяните пружинный зажим…
4 . снимаем обойму…
5.… и снимите клапан с монтажного кронштейна.
6. Ослабьте хомут, фиксирующий шланг подачи паров топлива от адсорбера…
7.… и отсоедините шланг от штуцера продувочного клапана.
8. Ослабьте хомут, которым шланг подачи паров топлива крепится к дроссельной заслонке…
9 . и отсоедините шланг от арматуры клапана.
Примечание
Вот так выглядит клапан продувки адсорбера. Купите точно такую же замену.
10. Установите клапан продувки адсорбера в порядке, обратном снятию.
Описание конструкции
Схема топливной системы двигателя:
1 – адсорбер;
2 – патрубок для подачи топлива в топливную рампу;
3 – футболка;
4 – топливный бак;
5 – топливный модуль;
6 – штуцер для подачи паров топлива из бака в сепаратор;
7 – заправочный шланг;
8 – наливная трубка;
9 – вентиляционная труба;
10 – вентиляционная труба;
11 – шланг подачи топлива к тройнику;
12 – топливный фильтр;
13 – шланг для подачи топлива к фильтру;
14 – электромагнитный клапан продувки адсорбера;
15 – впускной патрубок;
16 – сепаратор;
17 – дроссельная заслонка;
18 – воздушный фильтр;
19 – топливная рампа с форсунками
Подача топлива осуществляется из бака, расположенного под полом кузова (под задним сиденьем). Топливный бак состоит из двух сваренных между собой штампованных стальных частей. Заливной шланг соединяется с баком бензостойким резиновым шлангом. Вверху наливной трубки приварена сапунная трубка, соединенная с резервуаром резиновой трубкой. Вентиляционная трубка используется для удаления вытесненного воздуха из бака во время заправки.Клапаны встроены в крышку заливной горловины, чтобы предотвратить деформацию бака при изменении давления внутри него.
Топливный модуль:
1 – корпус модуля;
2 – регулятор давления топлива;
3 – крышка модуля;
4 – топливный насос;
5 – датчик указателя уровня топлива;
6 – поплавок датчика указателя уровня топлива В баке установлен топливный модуль, в который входят топливный насос, регулятор давления топлива и датчик указателя уровня топлива.
Для доступа к топливному модулю под подушкой заднего сиденья в днище автомобиля имеется закрытый люк с крышкой.
Датчик указателя уровня топлива:
1 – подушечки ниток;
2 – резистор;
3 – бегунок;
4 – плавающий рычаг;
5 – поплавок
Датчик указателя уровня топлива отправляет сигналы на указатель и указатель запаса топлива, расположенные в комбинации приборов.
Топливный насос расположен внутри корпуса топливного модуля.
На входе в насос установлен фильтр для защиты подшипниковых узлов и коллектора насоса от абразивных частиц, содержащихся в топливе. Насос выполнен неразборным и в случае выхода из строя подлежит замене. От насоса топливо под давлением подается в топливный фильтр.
Топливный фильтр тонкой очистки неразборный, в металлическом корпусе с бумажным фильтрующим элементом, что обеспечивает тонкость очистки топлива до 10 микрон. Фильтр прикреплен к кронштейну за топливным баком. На корпусе фильтра нанесена стрелка, которая должна совпадать с направлением движения топлива.
Тройник силовой
После фильтра в магистраль подачи топлива встроен тройник, по которому топливо подается в топливную рампу с форсунками и регулятором давления топлива, расположенными в топливном модуле.
Проверка давления топлива
Регулятор давления топлива поддерживает давление топлива в топливной рампе в заданных пределах. При включенном зажигании и выключенном двигателе давление в топливной рампе должно составлять от 3,6 до 4,0 бар. Регулятор давления нельзя отделить, в случае выхода из строя его необходимо заменить
Топливная рампа представляет собой металлическую трубку с установленными на ней форсунками. Пандус крепится к головке блока цилиндров двумя винтами. Топливо под давлением подается в полость аппарели, а оттуда через форсунки во впускные каналы ГБЦ.
Контроллер управляет работой форсунок.
На выходе из форсунки делается форсунка с четырьмя отверстиями, через которую под давлением впрыскивается топливо
Форсунки уплотнены в рейке и в головке резиновыми кольцами и закреплены на аппарели металлическими скобами.
Проверить давление в топливной системе и в форсунках, см. Раздел «Устранение неисправностей»). Если обмотка оборвана или закорочена, инжектор необходимо заменить. Если форсунки забиты, их можно помыть, не разбирая, на специальном стенде на СТО.
Элементы подачи воздуха к дроссельному узлу:
1 – воздухозаборник;
2 – воздушный фильтр;
3 – датчик массового расхода воздуха;
4 – трубка для подачи воздуха к дроссельному узлу;
5 – патрубок главного контура вентиляции картера
Воздух подается к дроссельной заслонке двигателя через воздухозаборник, воздушный фильтр, датчик массового расхода воздуха и гофрированный резиновый шланг.
Воздушный фильтр установлен в левой передней части моторного отсека на трех резиновых опорах (опорах). Фильтрующий элемент сделан из бумаги.
Группа ускорителей:
1 – регулятор холостого хода;
2 – сопло продувки адсорбера;
3 – канал подачи воздуха к регулятору холостого хода;
4 – дроссельная заслонка;
5 – сектор привода дроссельной заслонки;
6 – штуцеры охлаждающей жидкости;
7 – штуцер вентиляции картера (контур холостого хода);
8 – датчик положения дроссельной заслонки
Дроссельный узел представляет собой корпус дроссельной заслонки (с проделанными внутри него каналами), на котором установлены регулятор холостого хода и датчик положения дроссельной заслонки.
Чтобы предотвратить замерзание дроссельной заслонки при низких температурах и высокой влажности окружающей среды, в узел встроен нагревательный элемент, по которому циркулирует жидкость системы охлаждения. При нажатии педали акселератора открывается дроссельная заслонка, изменяя количество воздуха, поступающего в двигатель (подача топлива рассчитывается контроллером на основе расхода воздуха).
Когда двигатель работает на холостом ходу (дроссельная заслонка закрыта), контроллер управляет подачей воздуха с помощью регулятора холостого хода (IAC).
Регулятор холостого хода
Регулятор холостого хода представляет собой шаговый двигатель, который приводит в движение клапан. Запорный элемент клапана (игла) изменяет проходное сечение канала и обеспечивает регулирование расхода воздуха в обход дроссельной заслонки. Чтобы увеличить частоту вращения коленчатого вала до холостого хода, контроллер посылает управляющий сигнал на открытие клапана, увеличивая подачу воздуха в обход дроссельной заслонки, и наоборот, для уменьшения скорости выдается команда на закрытие клапана. Помимо управления частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу, контроллер с помощью РХХ снижает токсичность выхлопных газов: при торможении двигателем резко закрывается дроссельная заслонка, в этом случае РХХ увеличивает подачу воздуха в обход дроссельной заслонки, в результате чего топливная смесь становится бедной. Это помогает снизить выбросы углеводородов и окиси углерода. Регулятор холостого хода не может быть отделен и в случае неисправности подлежит замене.
попадает во впускной коллектор из высокопрочного термостойкого пластика.
Из общей полости впускного коллектора воздух по четырем отдельным каналам поступает во впускные каналы ГБЦ. Чтобы воздушное наполнение цилиндров двигателя было одинаковым, каналы подачи воздуха делают примерно одинаковой длины.
Система улавливания паров топлива, используемая в топливной системе, включает сепаратор, адсорбент, электромагнитный клапан продувки адсорбера, соединительные шланги и шланги
Разделитель:
1 – скоба;
2 – шланг для подачи паров топлива из бака;
3 – корпус сепаратора;
4 – шланг для подачи паров топлива в адсорбер;
5 – гравитационный клапан
Сепаратор установлен в арке заднего левого колеса. Корпус клетки состоит из двух сваренных между собой штампованных пластин. Пары топлива, попавшие в сепаратор по патрубку из бака, частично конденсируются в нем. Конденсат из сепаратора по трубопроводу отводится обратно в емкость. В верхней части сепаратора установлен гравитационный клапан для предотвращения утечки топлива из бака при опрокидывании автомобиля
Адсорбер:
1 – адсорбер;
2 – штуцер патрубка для подачи паров топлива в адсорбер от сепаратора;
3 – штуцер воздухозаборника;
4 – штуцер патрубка подвода паров топлива к электромагнитному клапану
Пары топлива через гравитационный клапан сепаратора и подсоединенный к нему шланг попадают в адсорбер, расположенный в моторном отсеке на правой стойке рамы радиатора. Пары попадают в адсорбер через сопло с надписью «TANK», где они поглощаются активированным углем. Второе сопло адсорбера с надписью «PURGE» соединено трубкой с электромагнитным клапаном продувки адсорбера, а третье с надписью «AIR» – с атмосферой.
Электромагнитный клапан продувки адсорбера:
1 – электрический разъем;
2 – штуцер патрубка подвода паров к дроссельному узлу;
3 – подключение патрубка подачи пара к клапану от адсорбера
Электромагнитный клапан продувки адсорбера установлен на правой пластиковой крышке двигателя.
Когда двигатель остановлен, электромагнитный клапан продувки закрыт, и в этом случае адсорбер не взаимодействует с дроссельной заслонкой. Контроллер, управляя электромагнитным клапаном, производит продувку адсорбера после того, как двигатель проработал заданное время с момента перехода в режим управления подачей топлива по замкнутому контуру (контрольный датчик концентрации кислорода должен быть нагрет до необходимой температуры).
Клапан сообщает полость адсорбера с дроссельной заслонкой, и абсорбент продувается: пары бензина смешиваются с воздухом и через дроссельную заслонку выводятся во впускной коллектор, а затем в цилиндры двигателя. Чем выше воздушный поток двигателя, тем длиннее управляющие импульсы контроллера и тем интенсивнее продувка.