В редуктор заднего моста автомобилей ВАЗ с заднеприводной компоновкой может быть установлена любая главная передача (пара) вне зависимости от модели автомобиля. Исключение составляют только полноприводные модели ВАЗ («Нива» и ее модификации). Что касается последнего, то действует правило: при ремонте коробки передач (передняя или задняя отдельно) нужно следить за тем, чтобы передаточные числа главных передач обеих коробок передач совпадали. Несоблюдение этого правила неизбежно приведет к поломке зубьев главных шестерен одного или обоих редукторов сразу после начала движения.
В настоящее время в продаже имеются основные пары со следующими передаточными числами: 3,9; 4.1; 4.3. Чем выше передаточное число основного крутящего момента, тем соответственно выше мощность коробки передач. И наоборот, чем ниже передаточное число главной пары, тем быстрее изменяется. Коробка передач автомобиля ВАЗ 2102 имела лучшие силовые характеристики, но вместе с уходом этой модели с конвейера канул в небытие и главный крутящий момент с передаточным числом 4,44.
Если вы только готовитесь к ремонту коробки передач и перед вами стоит задача получения основного крутящего момента, но вы не знаете, какой основной крутящий момент и с каким передаточным числом установлен в коробке передач вашего автомобиля, вы можете использовать следующие режимы для получить данные, необходимые для покупки (лучше провести описанную ниже операцию с помощником):
Упираем заднее колесо автомобиля и закрепляем его (автомобиль) на надежных опорах. Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и полностью отпустите стояночный тормоз, обеспечив тем самым свободное вращение колеса.
Вращаем поднятое колесо, считая его обороты и обороты карданного вала. Для получения наиболее точных данных необходимо сделать 10 оборотов колеса.
После расчета оборотов колеса и карданного вала по таблице ниже определяем передаточное число коробки передач и, соответственно, модель главного крутящего момента. Если при ремонте в КПП будет установлена неродная главная пара, с другим передаточным числом, показания спидометра будут меняться во время движения (скорость и пройденное автомобилем расстояние).
главная пара | количество зубьев на шестернях | количество оборотов приводного вала на 10 оборотов колеса | отношение | |
на рабу | предстоящий | |||
2102 | 40 | девять | 22,2 | 4,44 |
2101 | 43 год | 10 | 21,5 | 4.3 |
2103 | 41 год | 10 | 20,5 | 4.1 |
2106 | 43 год | одиннадцать | 19,5 | 3.9 |
И последнее, что хотелось бы отметить в конце главы о главных передачах: гипоидная передача имеет большое продольное скольжение, что значительно ухудшает условия смазки при работе коробки передач. Эти обстоятельства, в свою очередь, предъявляют соответствующие требования к прочности создаваемой масляной пленки и, следовательно, более серьезный подход к выбору того или иного трансмиссионного масла марки для заливки в коробку передач. В настоящее время шестерни главных передач при их изготовлении проходят специальную химическую обработку — фосфатирование. Это позволяет использовать для работы менее вязкое масло, избегая заклинивания и возможной сварки зубьев шестерни. Особенно это актуально в наиболее опасный период, когда происходит их взаимная притирка и приработка.
Обладая многими преимуществами, гипоидные передачи (главные пары) требуют к себе особого внимания, когда дело касается нагрева. Нормальная рабочая температура главной пары при работе трансмиссии колеблется в пределах 90-95 градусов.
Конечно, указанный диапазон температур типичен для среднестатистических режимов движения. Во время дальнего путешествия и, особенно, в жаркое время года температура на главном перевале может значительно превышать барьер в 100 градусов.
Исходя из вышесказанного, следует следующее правило: после ремонта КПП ВАЗ в обязательном порядке следить за нагревом агрегата. Для этого нужно проехать на скорости 60-70 км / ч в течение 20-30 минут необходимо проверить нагрев коробки передач в области горловины ее картера, который, в свою очередь, не должен превышать 90-95 градусов. Нагрев редуктора контролируется так же, как и нагрев утюга: вода, поступающая в зону испытания, не должна кипеть.