Авто победа история создания

Авто победа история создания

«ГАЗ М-20 “Победа” — первый советский автомобиль, выпущенный после войны. Это первая и единственная советская разработка, при создании которой инженеры не ориентировались на зарубежные образцы. Её должны были назвать “Родиной”, но против выступил Сталин». А теперь перечитайте вышесказанное заново и навсегда забудьте — растиражированная история «Победы» соткана сплошь из выдумок! Как то.

. ГАЗ М-20 хотели назвать «Родиной», но против выступил Сталин

Согласно общепринятой версии, 19 июня 1945 года, за пять дней до парада Победы, новую машину, которую якобы планировалось назвать «Родиной», демонстрировали Иосифу Сталину. Дескать, именно во время этой «презентации» вождь народов сказал тогдашнему директору Горьковского автозавода Ивану Кузьмичу Лоскутову ставшее знаменитым:

То, что газовцы не растерялись и предложили заранее припасённый вариант «Победа», — всего лишь красивая выдумка. В архиве ГАЗа есть фотоснимки, на которых отчётливо видно: к макету ГАЗ М-20, который построили летом 1944-го, уже прикреплена табличка «Победа»! Так что никакой «Родины» на Ивановской площади Московского Кремля, где проходили сталинские «смотрины», быть не могло. (По информации Ивана Падерина, название «Родина» предлагалось для следующей модели, М-21).

О том, что главный конструктор Горьковского автозавода Андрей Александрович Липгарт решил назвать новинку «Победой» задолго до утверждения нового седана вождём, говорит и журнал «Автомобильная и тракторная промышленность», цитату из которого приводит историк Денис Орлов: «Сильное и точное слово “победа” возникло [. ] в суровые и радостные январские дни сорок третьего, когда 6-я германская армия была полностью окружена и разгромлена под Сталинградом».

. название «Победа» Сталину также не понравилось

Самым достоверным описанием кремлёвского показа является дневник Андрея Липгарта. Однако, подробно описывая диалоги со Сталиным, когда повествование доходит до обсуждения названия, Липгарт лишь сухо отмечает, что «товарищ Сталин дал согласие присвоить М-20 название «Победа». Отсюда появилось предположение, что вождь якобы произнёс уничижительное:

Может быть Иосиф Виссарионович имел в виду размер машины? Или сказанное касалось итогов Великой Отечественной войны? Тем более, что существует и третья неподтверждённая версия сталинского резюме: «Не такой “Победы” заслуживает советский народ!». В общем, даже если главковерх и сказал нечто подобное, какой посыл несла данная фраза, неясно.

. ГАЗ М-20 — первый послевоенный советский автомобиль

Ничего подобного! Первый послевоенный советский автомобиль — это представительский лимузин ЗИС-110. Выпуск 6-метрового исполина, предназначавшегося для обслуживания руководителей высшего звена, начался буквально через полгода после окончания войны. Так что «Победа», справившая формальную премьеру летом 1946-го, — лишь «автомобиль №2». Кстати, сама дата начала серийного выпуска «Победы» — предмет ожесточённых споров.

В конце лета 1945 года вышло постановление ГКО «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», согласно которому производство новой модели марки ГАЗ было намечено на 28 июня 1946 года. Эту дату отечественные историки и считают днём рождения модели, слепо полагая: неужели во времена «железного Иосифа» могли ослушаться и сорвать утверждённые наверху сроки? Оказывается, могли. И тому есть крайне убедительное доказательство.

В июне на завод отправилась выездная редакция газеты «Правда», выпускавшая ежедневные отчеты. Благодаря этим отчётам мы знаем точные день и месяц сборки самой первой «Победы» — 14 августа 1946 года. А после наступил длительный простой, вызванный отсутствием необходимых комплектующих. В итоге, до конца года заводчане смогли собрать только 23 товарных экземпляра!

. это первая и единственная полностью «наша» разработка

Создатели ГАЗ М-20 никогда не скрывали, что многие решения были скопированы. У немецкого Opel Kapitaen позаимствованы принципиальная силовая схема кузова, конфигурация рычагов, шкворней и пружин. Также присутствуют элементы, подсмотренные на американских «Фордах» и «Крайслерах», а 4-цилиндровый двигатель сильно напоминает мотор «Виллиса».

В этой статье расскажем Вам о создании и развитии Горьковского Автомобильного завода, а так же об истории появления легендарной автомашины ГАЗ-М20 "Победа".

Тридцатые годы минувшего столетия ознаменовались научно-технической революцией. Стремительное развитие получили различные научные и технические достижения. Изобретения, а также открытия этого периода поставили человечество на новый уровень развития. Для мирового автомобилестроения открылось «второе дыхание».

В начале апреля 1929 года вышло постановление о строительстве автомобильного завода в городе Нижний Новгород. Народ и правительство встретили призыв с большим энтузиазмом, и 2 мая 1930 года было начато строительство завода. Благодаря удачно разработанному строительному проекту и неиссякаемому энтузиазму народа страны завод был принят в эксплуатацию 1 января 1932 года. Главным конструктором автозавода был назначен А.А. Липгарт.

Уже 29 января 1932 года был выпущен первый полуторатонный экземпляр грузового ГАЗ-АА.

Авто победа история создания

С 1932 года Нижний Новгород был переименован в город Горький.

Довоенный период.

9 декабря 1932 года Горьковский автозавод запустил производство по выпуску легковой модели ГАЗ-А.

Авто победа история создания

Вскоре советское правительство приняло решение подписать контракт с американским автомобильным концерном «Форд». Выпуск модели Форд-А планировалось начать здесь же, на Горьковском автомобильном заводе.

Контракт с американским автомобильным концерном предусматривал обмен технической документацией на протяжении девятилетнего срока. Штаты начали выпуск автомобиля Ford-40 класса «седан» с трехлитровым двигателем, и было принято решение на новом заводе начать производство аналога этого автомобиля.

Авто победа история создания

Одновременно главный конструктор автозавода А.А. Липгарт активно инициировал выпуск нового автомобиля ГАЗ-М1 «Эмка».

Авто победа история создания

Автомобиль стал визитной карточкой эпохи тридцатых и периода Великой Отечественной войны. Много судеб в неизвестность унесли зловещие «черные воронки». Затем машина стала для советских генералов основным средством для передвижения по военным дорогам.

Читайте также:  Колодки тормозные ате отзывы

На смену «Эмке» пришла новая модель ГАЗ-М-11-73 с современным и мощным для того времени шестицилиндровым двигателем объемом 3485 см3, мощностью 76 л. сил. По причине срочного перевода промышленности на военные рельсы в 1939 году полностью развернуть выпуск модели не удалось.

Авто победа история создания

Довоенное время подарило отечественному авторынку не только модели Горьковского автозавода. В столице был налажен выпуск ЗИСов представительского класса, а также малолитражек КИМ-10 невысокой стоимости. Малолитражка была конструктивно измененной версией Ford Prefect, которая была разработана Штатами для европейского рынка.

Отечественные авто того времени представляли собой либо копии штатовских, либо конструктивно измененные версии американских автомобилей.

В это же время Европа вышла на рынок с новыми автомобилями, для которых была характерной аэродинамическая, обтекаемая форма кузова.

Советские конструктора имели интересные наработки, которые так и не дошли до стадии серийного производства.

Военное время.

Горьковский автозавод в декабре 1941 года получает правительственное задание выполнить проектные работы по созданию нового автомобиля.

Производство в то время уже было перестроено на выпуск военной продукции. Однако конструкторы тщательно анализировали передовые европейские и американские решения при создании проектов новых автомобилей.

Тогда в стране не существовало методики расчета несущих способностей кузова, к тому же производственные возможности горьковского завода были весьма скромны, и поэтому прототипом для кузовной части была выбрана немецкая модель Opel Kapitan выпуска 1938 года, признанная лучшей в своем классе. В 1941 году на горьковский автозавод был доставлен трофейный экземпляр этого авто.

Авто победа история создания

В процессе работы над автомобилем конструкторы в полной мере проявили свой профессионализм, и эскизы нового образца уже мало напоминали «Опель». Конструктивное сходство ограничилось внутренней панелью кузова и полом.

Следуя принятому стилистическому принципу stream-line, то есть принципу обтекаемости форм, для машины был избран футуристический тип дизайна для закрытого кузова, который назывался fastback. Это седан, который характеризовался крышей, имеющей плавно нисходящую спереди назад линию, а также багажное отделение, которое внешне являлся продолжением салона, но раздельно по компоновке.

Расчеты показали, что в качестве двигателя следует выбирать американский двигатель Додж – такой же шестицилиндровик, как и у «Опеля», но в полтора раза объемнее. Решение было принято в пользу этого двигателя.

Шла война, красная армия стойко одерживала победу за победой. В это нелегкое время лучшие конструкторы и инженеры трудились над созданием нового детища советского машиностроения, выполняя задание партии и правительства, создавая «Победу» в тылу.

Переломный момент в Великой отечественной войне наступил в феврале сорок третьего, когда под Сталинградом в результате Великой битвы попала в окружение и сдалась шестая армия вермахта.

Более 90 тысяч человек во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом были окружены и взяты в плен бойцами Красной армии 2 февраля 1943 года. Наступил долгожданный момент, и мечта о победе приобрела очертания реальности.

3 февраля 1943 года в столице Советского Союза, в Народном комиссариате среднего машиностроения, прошло совещание, на котором А. А. Липгарт доложил о новых конструкторских находках в области машиностроения, об этапах разработки новых моделей, среди которых был ГАЗ-25. Проект внедрения нового автомобиля носил название «Победа».

Первоначально планировалось назвать детище патриотично – «Родина». Одноименное название «Победа» было резервным.

После этого совещания работы по созданию нового автомобиля возобновились. В разработках принимали участие талантливейшие конструкторы, инженеры, ученые и художники.

На протяжении 1943 года завод имени Горького был подвергнут жестокой бомбардировке в результате налета вражеской авиации. Было предпринято более 25 атак на предприятие, в результате которых оказались разрушенными около 50 производственных зданий, оборудование в подавляющем количестве было выведено из строя. Завод оказался на грани остановки, но работы над машиной продолжались.

1 июня 1944 года главнокомандующий Сталин осматривал только собранный опытный экземпляр, что вызвало его одобрение, и был отдан приказ запускать автомобиль в производство.

Советский Союз по-прежнему не имел собственных разработок и методик в области конструирования кузовной части автомобиля. Все расчеты выполнялись отечественными инженерами методом проб и ошибок. Макеты кузова выполняли из древесины, которая при высыхании сильно деформировалась.

Кузов для опытных моделей изготовлялся не из цельного листа металла методом штамповки, а сваривался из листовых фрагментов, так как прокатный металл необходимых габаритов попросту отсутствовал. В процессе работы возникало немало подобных нестыковок, неудач, однако работы упорно продвигались вперед.

В результате кропотливой работы коллектива была принята в производство конструкция кузова обтекаемой формы, с утопленными фарами, без актуальных в то время выступающих крыльев.

И вот, осенним днем, 6 ноября 1944 года, прошло первое испытание опытного образца автомобиля, которое возглавлял лично главный конструктор автозавода имени Молотова А.А. Липгарт. Вскоре на испытания были выпущены опытные модели. Первая модель была снабжена шестицилиндровым двигателем и оригинальными колесными дисками.

Фирменный логотип заменяла надпись, выполненная на капоте краской, – «Автозавод имени Молотова».

Обтекаемая форма придавала машине современный, динамичный вид, впечатление усиливали стекла, имеющие большой угол наклона. Кузовной тип позволял отнести автомобиль к престижному типу «седан».

Один взгляд на автомобиль доставлял эстетическое наслаждение – колеса не выступали за крылья авто, что позволяло кузову иметь опрятный вид даже после длительных путешествий по бездорожью. Все в модели служило единству стиля, было продумано до мелочей.

Кроме того, в отношении технической оснащенности модель была просто подарком для водителя. Здесь был предусмотрен багажник, главным предназначением которого было размещение запасного колеса.

Шли сражения, и на протяжении всей Великой Отечественной войны горьковский автозавод выпускал для нужд фронта грузовики ГАЗ-ММ, санитарные машины ГАЗ-55, автомобили на полугусеничном ходу ГАЗ-60, автобусы штабного варианта ГАЗ-05-193, легковые авто ГАЗ-61, бронированные автомобили на базе предвоенных ДЖИПов ГАЗ-64.

Читайте также:  Ремонт крепления задней балки ваз 2109

70 лет назад — 28 июня 1946 года с конвейера сошли первые автомобили ГАЗ-М-20 "Победа"

ГАЗ-М-20 стал первым советским легковым автомобилем с несущим кузовом и одним из первых в мире крупносерийных автомобилей, которые выпускались с несущим 4-дверным кузовом понтонного типа, у которого не было отдельных крыльев, фар и подножек. В нашей стране «Победа» стала по-настоящему культовой, а сегодня за сохранившимися теперь уже ретро-автомобилями гоняются тысячи поклонников модели. На территории СССР «Победа» стала первым массовым легковым автомобилем. До нее машины личного пользования рассматривались в стране лишь в качестве правительственной награды.

С автомобилем связан и известный анекдот. Когда Иосифу Сталину показали автомобиль и предложили его первое название «Родина», он нахмурился и с улыбкой спросил: «Ну, и почем у нас будет Родина?» В тот же день название сменили на «Победу», под которым автомобиль навсегда вошел в историю. Однако все вышесказанное не более чем красивая легенда. Автомобиль изначально планировалось назвать «Победа» в честь предстоящей победы в войне с гитлеровской Германией, а название «Родина» было всего лишь внутризаводским.

Авто победа история создания

Работы над созданием автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа» начались еще в годы войны. Правительственное задание на проектирование и подготовку к серийному выпуску нового легкового автомобиля, который отвечал бы всем современным тенденциям мирового автомобилестроения и обладал лучшими эксплуатационными характеристиками по сравнению с ГАЗ-М1, руководство ГАЗа получило еще в декабре 1941 года. Удивительно, но это был заказ не на грузовой автомобиль, не на тягач для пушек и даже не на санитарную машину, а на обычную легковушку, что было очень символично. Но на тот момент времени завод был полностью сосредоточен на производстве военной техники и реализацию проекта просто отложили. Тогда же в самом конце 1941 года в Горький был доставлен трофейный немецкий Opel Kapitan 1938 года выпуска. Данную машину решено было выбрать в качестве прототипа, так как она наилучшим образом соответствовала требованиям полученного техзадания и представлениям советских конструкторов о том, каким именно должен быть современный легковой автомобиль.

Практически же работы по созданию нового легкового автомобиля начались на автозаводе имени Молотова в Горьком лишь в 1943 году после победы, которую Красная Армия одержала под Сталинградом. По эскизам художника Вениамина Самойлова были изготовлены гипсовые модели будущей машины в масштабе 1 к 5, а по самой удачной модели был выполнен макет в натуральную величину из красного дерева. Работы над легковым автомобилем не прерывались даже после масштабных бомбардировок ГАЗа немецкой авиацией в июне 1943 года.

Именно художник Самойлов создал уникальный и узнаваемый по сей день облик автомобиля. В отличие от окончательного варианта «Победы», у машины Самойлова задние двери навешивались на заднюю стойку кузова и открывались также как у немецкого Opel Kapitan назад, против хода автомобиля. К сожалению, сам художник своего детища в металле так и не увидел: он трагически погиб после окончания работы над эскизами модели.

Авто победа история создания

Первый опытный образец «Победы» собрали 6 ноября 1944 года, за ворота завода на испытательный полигон образец вывел лично Андрей Александрович Липгарт — главный конструктор Горьковского автозавода. В скором времени на испытания пришли еще две легковушки. В отличие от серийных автомобилей ГАЗ-М-20, они отличались наличием 6-цилиндрового двигателя от автомобиля ГАЗ 11-73 (модернизированная версия ГАЗ-М1, которая производилась в годы войны). Данный двигатель производился по лицензии от американской компании Dodge. В линейке будущих автомобилей «Победа» должно было найтись место как машинам с 6-цилиндровым двигателем (модернизированный Dodge D5), так и с 4-цилиндровым двигателем.

При этом первая модификация с 6-цилиндровым двигателем должна была стать основной, а вторая изначально разрабатывалась для таксопарков. Однако позднее от варианта с 6-цилиндровым мотором было решено отказаться в пользу 4-цилиндровой версии. Это было сделано в связи с соображениями экономии топлива, в послевоенные годы в стране его просто не хватало, а также упрощения конструкции автомобиля. 4-цилиндровый двигатель ГАЗа был унифицирован по деталям с другим более мощным вариантом, представляя собой усеченную на треть «шестерку», которая позднее широко применялась на машинах ЗИМ и грузовых автомобилях ГАЗа, в частности знаменитом ГАЗ-51.

Для середины 1940-х годов «Победа» была в полной мере революционной машиной. Позаимствовав у немецкого Opel Kapitan 1938 года конструкцию несущего кузова (силовые элементы и внутренние панели), конструкторы Горьковского автозавода смогли полностью переосмыслить внешний вид автомобиля и сумели принять ряд таких нововведений, которые получат распространение на западе только спустя несколько лет. У немецкого Opel Kapitan было 4 двери, при этом передние открывались по ходу машины, а задние против хода. На ГАЗ-М-20 все 4 двери открывались по ходу машины — традиционным на сегодняшний день образом. Современный (на тот момент времени) облик советский автомобиль приобрел благодаря наличию поясной линии, объединению передних и задних крыльев с кузовом, а также отсутствию декоративных подножек, запоминающемуся капоту аллигаторного типа, вмонтированным в переднюю часть кузова фарам и иным характерным деталям, которые в середине 1940-х годов еще не были привычными.

Авто победа история создания

Впервые в практике советского автомобилестроения на ГАЗ-М-20 «Победа» серийно были применены независимая подвеска передних колес, гидравлический привод тормозов, электрические стоп-сигналы и указатели поворотов, навеска всех дверей на передних петлях, капот аллигаторного типа, два электрических стеклоочистителя ветрового стекла и термостат в системе охлаждения. Впервые на отечественном легковом автомобиле такого класса в качестве стандартного оборудования был установлен отопитель салона с обдувом ветрового стекла.

Читайте также:  Ремонт тросовой кпп ваз

Рабочий объем выбранного для «Победы» 4-цилиндрового двигателя составил 2,112 литра, он развивал максимальную мощность в 50 л.с. Максимальный крутящий момент данный мотор обеспечивал при 3600 оборотах в минуту. Двигатель сумел заслужить репутацию надежного, тяговитого и долговечного. Однако двигателю «Победы» явно не доставало мощности, что отмечали и иностранные журналисты в своих обзорах автомобиля (машина шла и на экспорт). До скорости в 50 км/ч автомобиль разгонялся достаточно резво, однако затем в разгоне обозначался провал. Скорости в 100 км/ч «Победа» достигала лишь за 45 секунд, а максимальная скорость машины ограничивалась 105 км/ч. Любопытно, что для своего времени ГАЗ-М-20 был достаточно экономичным автомобилем, но по современным меркам расход топлива для двигателя такого рабочего объема был велик. По техническим данным машина потребляла 11 литров топлива на 100 километров, эксплуатационный расход составлял 13,5 литров, а реальный расход топлива — от 13 до 15 литров на 100 километров пути. Степень сжатия двигателя автомобиля ГАЗ М-20 «Победа» позволяла ему нормально работать на самом низкосортном, «66-м» бензине.

Особо можно было выделить и эффективные рычажные амортизаторы — автомобиль отличался хорошей плавностью хода, а также гидравлические барабанные тормоза с общим приводом на все колеса. Последние нашли себе применение в советском автопроме впервые. Механизм реализованных тормозов был очень простым — колодки разводились одним гидроцилиндром в каждом из 4-х тормозных барабанов.

Авто победа история создания

На момент начала серийного производства «Победа» выгодно отличалась передовым дизайном и современной конструкцией, но уже к началу 1950-х годов стал очевиден ряд конструктивных недостатков машины — в первую очередь низкая функциональность выбранного типа кузова «фастбэк» (очень сильно заниженная высота потолка над задним сиденьем, практически полное отсутствие обзора назад, довольно скромный объем багажника, скверный аэродинамический эффект, который был связан с появлением подъемной силы при движении на высокой скорости, а также сильная подверженность сносу автомобиля боковым ветром. Из-за всех перечисленных причин машины «общего назначения» с кузовом «фастбэк» не прижились нигде в мире. К середине 1950-х годов перестала соответствовать мировому уровню и агрегатная часть автомобиля (в первую очередь речь идет о нижнеклапанном двигателе). С 1952-1954 годов на большинстве американских и многих новых европейских моделях автомобилей начали устанавливать верхнеклапанные двигатели, гнутые стекла, гипоидные задние мосты и т.д.

Хотя серийное производство «Побед» стартовало в Горьком 28 июня 1946 года, до конца 1946 года на ГАЗе собрали всего 23 машины. По-настоящему массовое производство автомобилей было запущено лишь 28 апреля 1947 года. Примечательно, что ГАЗ-М-20 стал первым в СССР легковым автомобилем, у которого помимо заводского индекса появилось и свое собственное название — «Победа». Буква «М» в заводском индексе машины означала слово «Молотовец» — с 1935 года по 1957 год горьковский автомобильный завод носил имя наркома Вячеслава Молотова. Цифра «20» означала принадлежность машины к новому модельному ряду, отличавшемуся уменьшенным рабочим объемом двигателя (до «двух литров»). Модели старшей линейки ГАЗа обозначались как «1х» — ГАЗ-12 «ЗИМ» и ГАЗ-13«Чайка». В последующие годы данная индексация на заводе была сохранена — ГАЗ-21 «Волга» и Газ-24 «Волга»

Первые автомобили «Победа» распределялись исключительно по указаниям «сверху» за личной подписью самого Молотова. На первоначальном этапе машин не хватало даже для героев страны и лауреатов сталинских премий. И все же «Победа» стала автомобилем, который был доступен потребителю. В первом советском автосалоне, расположенном в Москве, обеспеченным гражданам был доступен выбор между «Москвичом-401» (9 тысяч рублей), «Победой» (16 тысяч рублей) и умопомрачительно дорогим для Советского Союза ЗИМом (40 тысяч рублей). Стоит отметить, что на тот период времени заработная плата опытного квалифицированного инженера составляла примерно 600 рублей. «Победа» уже тогда пользовалась большой любовью среди советских автолюбителей, но для многих была несбыточной мечтой. По причине высокой цены ажиотажного спроса на ГАЗ М-20 в стране не наблюдалось. Справедливости ради стоит отметить, что и «Москвичи» 400 и 401, которые продавались по 8 и 9 тысяч рублей соответственно, не пользовались большим спросом со стороны советских граждан. Несмотря на это, на ГАЗе смогли выпустить и реализовать 241 497 автомобилей «Победа».

Авто победа история создания

Машина хорошо шла и на экспорт. Главным образом «Победы» экспортировались в Финляндию, где автомобиль очень полюбили таксисты, в скандинавские страны, а также в Бельгию, где всегда продавалось немало советских машин. Стоит отметить, что такси в Финляндии как массовое явление возникло во многом именно благодаря советским «Победам». До этого момента все местные таксопарки были укомплектованы различными машинами еще довоенных моделей. В 1950-е годы первые «Победы» появились и в Великобритании, где их реализовывали бельгийские дилеры Горьковского автозавода, а также в США, куда машины ввозили из Европы частные лица, в основном делая это из чувства любопытства. При этом первоначально этот советский автомобиль получил на Западе довольно благожелательные и положительные отзывы.

Производилась «Победа» по лицензии и в других странах. Так, с 1951 года автомобиль выпускался в Польше под маркой Warszawa, машины производились на заводе FSO (Fabryka Samochodów Osobowych). В Польше данный автомобиль выпускался существенно дольше, чем в СССР. Производство «Варшавы» продолжалось вплоть до 1973 года, правда, автомобиль претерпел серьезные модернизации. В частности, поздние выпуски машины получили верхнеклапанный двигатель и новые кузова: «седан», «пикап» и «универсал». При этом, начиная с 1956 года, машина собиралась исключительно из комплектующих польского производства. Всего в Польше было собрано 254 372 автомобиля данного типа — больше, чем в Советском Союзе было собрано оригинальных «Побед».

Понравилась статья? добавь ее в закладки, чтобы не потерять - ЖМИ "Ctrl + D"
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Adblock detector