Аккорды на ступенях лада таблица

Построение аккордов в тональности

Аккорды в тональности должны состоять только из тех ступеней, которые есть в данной тональности.
Следует учитывать, что кроме натурального лада, используется также и гармонический, при одновременном использовании которого с натуральным нот получается не 7, а 8, благодаря тому, что одна из ступеней существует в двух вариантах.

Правило основных ступеней (T-S-D): трезвучия основных ступеней соответствуют основному ладу, то есть в мажоре — они мажорные, а в миноре — минорные.
Исключения: в миноре принято чаще использовать мажорную D (из гармонического минора), чем натуральную, также иногда в мажоре гармоническом может возникать минорная S.

Правило побочных ступеней (II, III, VI, VII): трезвучия побочных ступеней не соответствуют основному ладу, то есть в мажоре они будут — минорные (+ одно уменьшенное), а в миноре — мажорные (+ одно уменьшенное).

Рассмотрим какие аккорды могут встречатся в мажоре и миноре на примере тональностей До-мажор и до-минор.

Для начала нужно построить гаммы До-мажора натурального и До-мажора гармонического:
Аккорды на ступенях лада таблица
Они отличаются только одной ступенью — VI. Поэтому все аккорды, в которых будет встречатся VI ступень — будут иметь два варианта: натуральный и гармонический.

Трезвучия:
Аккорды на ступенях лада таблица

Овалом обозначены те ступени, на которых строится два варианта аккордов (в натуральном и гармоническом ладу), аккорды остальных ступеней дублируются.

Итак, Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
Минорные — на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
Уменьшенные трезвучия — на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
Увеличенное трезвучие строится на VI пониженной в гармоническом мажоре

Септаккорды:
Аккорды на ступенях лада таблица

Большой мажорный септаккорд строится на I и IV ступенях
Малый мажорный — на V ступени (Доминантсептаккорд)
Малый минорный септаккорд — на II, III и VI ступенях
Малый уменьшенный — на VII ступени и на II ступени в гармоническом мажоре
Уменьшенный септаккорд — на VII ступени в гармоническом мажоре
Также есть еще два малоупотребимых аккорда:
Большой минорный — на IV ступени в гармоническом мажоре
Большой увеличенный — на VI пониженной ступени в гармоническом мажоре

Строим гаммы до-минора натурального и до-минора гармонического:
Аккорды на ступенях лада таблица
Они отличаются VII ступенью. Следовательно все аккорды, в которых есть VII ступень — будут иметь два варианта: натуральный и гармонический. Но следует учитывать, что натуральная VII ступень используется в музыке редко (чаще в народной музыке), поэтому наиболее распостранены аккорды, в которые входит гармоническая VII ступень.

Трезвучия:
Аккорды на ступенях лада таблица

Мажорные трезвучия строятся на III, VI, VII ступенях, а также на V в гармоническом миноре (Доминанта)
Минорные — на I, IV, V ступенях
Уменьшенные трезвучия — на II ступени и на VII повышенной в гармоническом миноре
Увеличенное трезвучие строится на III в гармоническом миноре

Читайте также:  Почему ваз 2109 инжектор троит на холодную

Септаккорды:
Аккорды на ступенях лада таблица

Большой мажорный септаккорд строится на III и VI ступенях
Малый мажорный — на VII ступени, а также на V в гармоническом миноре (Доминантсептаккорд)
Малый минорный септаккорд — на I, IV и V ступенях
Малый уменьшенный — на II ступени
Уменьшенный септаккорд — на VII повышенной ступени в гармоническом миноре
Также есть еще два малоупотребимых аккорда:
Большой минорный — на I ступени в гармоническом миноре
Большой увеличенный — на III ступени в гармоническом миноре

Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.

Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.

Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.

Итак, вариант первый…

Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…

Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.

Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.

Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.

Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.

Читайте также:  Сколько кубов вмещается в камаз

Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).

Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.

Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.

Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.

Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.

Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))

Для того, чтобы сочинить мелодию, нам необходимо определиться с тональностью. А в тональности знать устойчивые (I-III-V) и неустойчивые (II-IV-VI-VII) ступени. Устойчивые ступени не дают мелодии превратиться в набор звуков, организует ее, поэтому устойчивые ступени чаще других, неустойчивых, появляются в начале и в конце предложений, фраз мелодии. Между устойчивыми и неустойчивыми ступенями в мелодии образуется связь по принципу тяготения, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.
Для того, чтобы подобрать к мелодии аккомпанемент (сопровождение), принято ступени тональности делить на главные и побочные . Главные ступени тональности (I-IV-V) имеют названия. Первая ступень называется тоника, четвёртая ступень — субдоминанта, а пятая ступень — доминанта. Имеют они и краткие обозначения — (I — Т), (IV — S), (V — D). Остальные ступени называются побочными и не имеют в обозначении определённых названий, обозначаются непосредственно римскими цифрами (II-III-VI-VII). Для подбора самого простого аккомпанемента можно использовать в басовом голосе, на фортепиано в левой руке, только представленные выше ступени, но если сопровождение необходимо сделать более сложным, то тогда на каждой из ступеней можно построить аккорды. Все аккорды будут иметь разные названия, выполнять разные задачи, то есть разные функции.

Читайте также:  Распиновка кнопки противотуманок приора

В каждой тональности есть основные аккорды и производные. Основные — это трезвучия и септаккорды, а производные — это их обращения. Если мы построим на I ступени тональности трезвучие, то трезвучие будет называться тоническим (Т53 или I53). В него будут входить ступени I-III-V. В таком виде эти ступени будут нести на себе определенную функцию, она называется тонической. Это устой тональности, звучит определено, завершено, не требует разрешения и никуда не тяготеет. Производные аккорды от тонического, то есть его обращения, будут выполнять те же функции.
Если мы построим на IV ступени тональности трезвучие, то трезвучие будет называться субдоминантовым, от названия IV ступени (S53 или IV53). В него будут входить IV-VI-I ступени. В таком сочетании эти ступени будут выполнять другие функции. Это украшение тональности, красочная гармония, «самостоятельная, независимая», как «кошка, которая гуляет сама по себе». Это обусловлено тем, что в субдоминантовую функцию входит первая ступень, которая придаёт ей самостоятельность, а также шестая ступень (тоника параллельной тональности). Производные аккорды от субдоминантового трезвучия будут выполнять его функции.
Если мы построим на V ступени тональности трезвучие, то трезвучие будет называться доминантовым, от названия V ступени (D53 или V53). В него будут входить V-VII-II ступени. Доминантовая функция — это «стремящаяся» функция, стремится она перейти в тоническую. По звучанию напряженная, яркая, с сильным тяготением в свой устой. Преподносит нам тоническую функцию «на блюдечке с голубой каемочкой». Поэтому доминантовую функцию используют для перехода в другие тональности при отклонении и модуляции. Такое стремление ей обуславливают VII и II ступени, которые называют вводными. Они отличаются очень сильным тяготением в тонику. Производные аккорды от доминантного трезвучия выполняют те же функции. Это правило относится к более сложным аккордам доминанты, то есть септаккорду и его обращениям.

Понравилась статья? добавь ее в закладки, чтобы не потерять - ЖМИ "Ctrl + D"
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Adblock detector